Средние века. Типы государств

Lairon

Данила Яценко
Команда форума
Типы феодальной государственности в Европе в эпоху Средних веков

1. Раннефеодальная монархия (V – IX вв.) – характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. Так складываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассально-сеньориальная монархия (X – XIII вв.) – расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

3. Сословно-представительная монархия (XIV – XV вв.) – централизация государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов – Генеральных штатов во Франции, рейхстага в германских землях, кортесов в Испании.

4. Абсолютная монархия (XVI – XVII вв.) характерно сосредоточение всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием профессиональной армии и чиновничьего аппарата для обеспечения прямого управления и контроля за страной.

После завоевания варварами Западной Римской империи они продолжали придерживаться своего обычного права, а римское население римских законов. Но такое положение вещей не способствовал объединению общества. Уже первые короли стараются создать писаные законы устранить те обычаи, которые являются невыгодными для него (особенно кровная месть), и укрепить власть правителей. Самым известным таким документом является «Салическая правда». Однако на этом юристы средневековья не остановились. Ими было создано множество законов. Особенно бурного развития приобрела юридическая наука в XII в. когда европейцы вторично для себя открыли римское право, которое утверждало: «Правосудие – это постоянное и неослабевающее желание наделить каждого своими правами». Церковь имела свой отдельный суд. Только крестьяне судились собственными сеньорами.

Проблемой для средневековых юристов было то, что не существовало четкого разделения права на уголовное (что занималось преступлениями), гражданское (решала недоразумения между людьми), что придавало ещё большего путаницы.

Постепенно верховная судебная власть закрепилась за королями, ибо королевская власть считалась единственной справедливой, а судить нужно было справедливо и беспристрастно. Однако в реальной жизни всё было значительно сложнее. Реально король не мог решать все судебные дела. Для их рассмотрения предназначались специальные судьи. Суды низшей инстанции, например во Франции, решение связывали дела до 60 су, высшего – тяжкие преступления и по штрафам. Что превышали 60 су. Но король мог вынести решение по любому делу, также мог помиловать, если осужденный признавал свою вину.

Часто между церковью и светской властью возникали конфликты на почве судопроизводства. Долгое время церковь не уступала своими судебными правами, особенно подсудности священников и в области семейно-брачных отношений. Если дело было слишком запутанной, а его участниками были лица аристократического происхождения, то справедливость определялась «божьим судом», когда обе стороны сходились в поединке. Считалось, что в поединке бог не допустит поражения невиновного. На поединок вместо себя можно было выставить хорошего бойца. Таким образом, судебная система в средние века была не совершенной и запутанной. Несмотря на это она обеспечивала стабильность в обществе.

В 1024 г. крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 г. захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 г. и эти земли были опять потеряны. В то же время из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов, западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Христианское сознание являлось основой средневекового европейского менталитета. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племён и государств Европы и Азии. Церковь была господствующим политическим институтом, но ещё более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжёлой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство (и ислам) предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нём силах и законах.

Средневековый человек был, безусловно, глубоко религиозным. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали всё, о чём сообщала Библия, буквально. По меткому выражению С. Аверинцева, «Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты».

Систематическая средневековая философия – схоластика, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Начиная с XII — XIII вв. в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины. Кросс-культурные внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе.

Для искусства средневековья характерна миниатюра. Выдающиеся произведения миниатюрной живописи и графики развивались в комплексе средневековой книжной культуры христианских и исламских стран. Изобретение печатного станка вызвало к жизни множество форм миниатюрной тиражной графики, от иллюстративной до экслибриса. Наиболее популярными европейскими иконами в средневековье были изображение Богоматери и изображение Христа.

В основе одежды периода раннего средневековья лежит стиль, оставшийся европейцам от периода великого переселения народов. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну, плащи — от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Штаны: короткие, до колен, длинные, прикреплённые обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь — постолы.

В Европе в средние века активно стали развиваться новые стили и направления в архитектуре.

Романский стиль – это стиль в западно-европейском (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) искусстве XXII вв. Наиболее полно он выразился в архитектуре.

Готика – период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV вв. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент.

В эпоху средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусства. Перемены в жизни общества и новые технические приёмы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве.

В итоге можно заключить, что в период средневековья в области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, печатный станок. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII в. на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25.

Позднее средневековье – период господства церкви определил образ жизни средневекового человека, социальные границы общества и эстетическое кредо. Крестовые походы (1095 — 1270 гг.) сопутствовали влиянию восточной моды на европейскую. Унификация, продиктованная бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объёмом и размером. Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка — латы, штандарты и гербы, блио (средневековая верхняя женская и мужская одежда), попоны лошадей — в своей пестроте и асимметрии рисунков породили костюмы, так и называвшиеся — «гербовыми».

Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя. Это эпоха предшествующая культуре Нового Времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIII (в Италии, затем в Голландии, в остальном мире с середины XV в.) — XVI вв.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре и религии, современники считали, что при них происходит её «возрождение» — отсюда и название эпохи. На деле же, под девизом возврата к античности происходило создание совершенно новой, оригинальной культуры, которая впоследствии была положена в основу европейской культуры Нового Времени.

 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх