[ТЕОРИЯ] Аксум

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Аксум
(африканское царство в эпоху Древнего мира и в раннем средневековье)

Древнее эфиопское царство Аксум до VIII в. контролировало территорию Эфиопии, Эритреи, Джибути, Сомали и Сомалиленда. Государство было основано в I в. и располагалось на северной окраине высокогорной зоны побережья Красного моря. Расцвет царства Аксум пришёлся на III – VI вв.

Название Аксум (Акшум) произошло от слияния двух слов местных наречий: «агью» — вода, и «шум» — язык на языке геэз. Вода (агью) связана, скорее всего, с большими древними каменными цистернами около столицы Аксум. Правителя Аксума называли негус или негаст, что означает «царь царей».

Территорию Аксума населяли аграрные сообщества, сходные по культуре с аравийскими времён каменного века. Царство Аксум начало процветать в I в. благодаря своим аграрным территориям, надёжным летним муссонным дождям и контролю над региональной торговлей. Торговые пути вели на север к Египту и на восток вдоль восточноафриканского побережья в южную Аравию.

Ещё в I тысячелетии до н. э. люди, проживающие в этом регионе, научились выращивать пшеницу, ячмень, просо, теф, а животноводством занимались ещё со II тысячелетия до н. э. На Эфиопском плато было много обширных пастбищ. Местные жители выращивали коз и овец. Преимуществом эфиопских пастбищ было и то, что они не были заражены тропическими паразитами, как другие части Африки к югу от Сахары.

Богатство Аксумом приобреталось за счёт торговли и военной мощи, которые прилагались к процветающей аграрной базе. В конце I века правящий тогда царь объединил множество обществ, создав единое Царство Аксум. Оно стало доминирующим на Эфиопском нагорье в течение шести веков. Царство стало развиваться в 350 году, установив господство над Йеменом, который тогда назывался Химьяр, в южной Аравии.

Процветание местных жителей достигалось за счёт сельского хозяйства, животноводства и контроля над торговыми путями. Торговцы везли через Аксум слоновую кость, золото и предметы роскоши. В столице Аксум были построены величественные каменные памятники (в этом жители Аксума добились больших успехов). В столице Аксум было много каменных памятников. Некоторые из них были похожи на египетские обелиски, но камень обрабатывался так, что напоминал архитектурные элементы аксумских построек из камня и дерева. Эти стелы имеют высоту около 24 м, но есть и образцы выше – 33 м. (скорее всего при строительстве, такие стелы перевозили на бревенчатых катках из карьера).

Часто они выполняли роль надгробных памятников с вырезанным на них троном и надписями. Дворцовые здания тоже строились из камня. В городе башни с подвалами, колонны, королевские гробницы с мощными стенами, водные цистерны, оросительные каналы и двух-трёхэтажные здания правителей. Основания их были сделаны из гранита и имели монументальные ступени. Украшением служили львиные горгульи, которые часто служили водостоком с крыш.

В качестве скрепляющего раствора использовалась глина. Также в постройках использовалось и дерево для крыш, полов, потолков. Часто украшением были изображения диска или полумесяца. Это сказалось влияние аравийских культур. В городе было много ремесленных мастерских, а с IV в. – христианских храмов, когда было принято христианство, как основная государственная религия. До этого основными божествами были бог Хавбас, олицетворяющий планету Венеру, и хтонические боги Бехер и Медер. Им приносили в жертву скот.

По древней легенде путешествующий монах Фрументий стал учителем царских детей. Он и познакомил их с христианством. Когда правителем стал ученик Фрументия Эзана I в Акуме установилось христианство. А Фрументий получил титул Патриарха, став первым епископом царства. О Фрументии упоминается в Евангелие. Форма христианства Аксума очень похожа на коптскую, принятую в Египте.

Самой важной церковью Аксума была церковь Марьям Цион. В ней, согласно древним текстам, хранится Ковчег Завета, но даже в наши дни к нему никого не допускают. На территории Аксума использовалось арабское письмо, называемое сабейским, а также частично использовался в надписях греческий язык.

Аксум стало первым африканским государством, где стали чеканить монету. В столице даже был собственный монетный двор. На монетах можно увидеть религиозные символы Сабея и греческие надписи. По монетам учёные определили, что Аксумом правили как минимум 20 царей. Примерно в стране в 350 г. было официально принято христианство. В Аксуме имелся и свой собственный шрифт (им и в наши дни используют в Эфиопии (этот шрифт называется теэз); надписи на нём читаются слева направо, в отличие от арабских).

Аксум контролировал и Сомали на юго-востоке, и некоторые мелкие племена на юго-западе. Все эти народы оставались полуавтономными. Они платили дань могущественному Царству в виде сотен голов крупного рогатого скота. Это видно из аксумских надписей. Но о том, как правили абсолютные эфиопские монархи документов не сохранилось. Предположительно, царь царей разрешал побеждённым правителям управлять своими народами.

В середине IV в. Нубия, ранее называвшаяся Куш и располагавшаяся на территории современного Судана, напала на Аксум (а может быть всё было наоборот). Скорее всего тогда возник спор между соседними государствами из-за контроля над торговлей слоновой костью в регионе. Царь Аксума Эзана I, правивший в 303 – 350 гг. разбил столицу нубийцев Мероэ. В то время некогда могущественная Нубия находилась в упадке и была ослаблена перенаселённостью. Крах Нубии дал возможность Аксуму доминировать в регионе. Другой славный период в истории Аксума был во время правления царя Калеба I в начале VI в.

Цари Аксума, как и многие другие правители, тоже стремились властвовать и за Красным морем в Йемене. Они пытались контролировать торговые суда, которые следовали по проливу Баб-аль-Мандеб. Тогда это был один из самых оживлённых участков морской торговли. Рейды в Йемен совершались в III и IV вв. Но в VI в. правитель Йемена Юсуф Ас’ар Ятар стал преследовать христиан (в 523 г.). А Аксум уже был христианским государством. Поэтому Калеб I отправил свои военные силы в Йемен. В этом начинании его поддержала и политически, и материально Византийская империя. Победа в войне досталась Аксуму. В Йемене был оставлен гарнизон, который там находился до 570 г., пока страну (Йемен) не заняли Сасаниды.

Упадок в государстве начался в VII в. (в эпоху арабских завоеваний). Кроме военных действий этому способствовала усиленная конкуренция со стороны арабских торговцев-мусульман и появление соперничающих местных народов, таких как беджа. Аксум смог сохранить только земли на югу своих бывших владений. Но город Аксум никогда не терял своего религиозного влияния. Остатки великого царства Аксум вновь возродятся лишь в XIII в. и сформируют великую Абиссинию.
 

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх