[ТЕОРИЯ] Армения в Новое время

zhuhray fg

Фёдор Кихтенко
Команда форума
Армения в Новое время
К началу XI в. в Закавказье существовал конгломерат грузинских и армянских царств, курдских и арабских эмиратов. Армянские государства в первой четверти XI в. вступили в период высшего экономического подъёма и временной политической консолидации, за которой, однако, последовало усиление процесса феодальной раздробленности.

Тем временем Византия, воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, в правление императора Василия II (976 – 1025 гг.) развернула экспансию на восток, от Сирии до Закавказья. Постоянной целью Византии (в период вплоть до 1064 г.) стала аннексия грузинских и армянских земель.

В 1021 г. армянский католикос Петрос Гетадардз заключил с Василием II так называемое Трапезундское соглашение, по которому Анийское царство после смерти шахиншаха Иоаннеса-Смбата, не имевшего престолонаследника, передавалось Византии. Одновременно и царь Васпуракана Сенекерим Арцруни был вынужден передать свои владения Византии – за них он получил Севастию, Лариссу и Авару, став патрикием и стратигом Каппадокии. Вместе с ним в Каппадокию из Васпуракана переселилось 400000 человек. Владения, переданные Арцруни в Каппадокии, стали началом образования полунезависимых армянских государств на собственно византийской территории. К 1045 г. Византия завершила аннексию Анийского царства. Этому способствовала позиция части армянских феодалов, которые в условиях усиливающегося давления со стороны кочевников предпочли передачу своих владений Византии в обмен на титулы вассальных владетелей.

Во второй половине XI в. территория Армении подверглась нашествию турок-сельджуков. В 1072 г. династия Шеддадидов получила от сельджуков в вассальное владение бывшее Анийское царство, образовав Анийский эмират. Лишь Сюник (Зангезур) и Ташир не подверглись завоеванию сельджуков.

Утрата национальной государственности после завоевания Византией, и нашествие сельджуков привели к массовому переселению армян в Киликию, Ливан, Сирию и другие страны. С этого периода на Армянском нагорье и в Закавказье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским.

После падения Армянского Анийского царства в 1045 г. и Армянского царства Закарянов в 1261 г., Восточная Армения (включавшая в свой состав всю территорию современной Армении и ряд провинций, входящих в состав нынешнего Азербайджана), лишённая централизованной государственности, становится жертвой многочисленных нашествий разных мусульманских кочевых племен. Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В период монгольского владычества Северная Армения подвергается разрушению и разграблению, а с конца XIII в. Газан-хан подвергает гонениям армянское население, особенно из Нахичевана и близлежащих областей. Так, например, Рубрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленькие, а остальные разрушили сарацины».

Дальнейший «отток» армянского населения из региона был связан с татаро-монгольским нашествием, а затем с походами Тамерлана. Земли отнимались у армян и заселялись тюрками. В течение XIII – XIV вв. в Армении местная национальная (армянская) знать постепенно вытеснялась военно-кочевой знатью – монгольской, тюркской и курдской. Под натиском кочевников армянам приходилось выбирать между истреблением, рабством и массовой эмиграцией в соседние страны. В ходе набегов кочевников уничтожались и грабились города, села, монастыри и другие памятники материальной культуры армян.

В середине XIV в. Золотая Орда была ещё одним из самых больших государств в Европе и Азии. Её южные территории включали Тебриз (Иран), северные — Башкирию и Волжскую Булгарию; на западе она простиралась до Дуная, а на востоке – до Оби и Иртыша. И в 1380-е гг. хан Тохтамыш (? – 1406 гг.) – хан Золотой Орды (с 1380 г.) и Тюменского ханства (с 1400 г.), увёл в плен из Нагорного Карабаха и Сюника десятки тысяч армян.

Процесс заселения армянских земель тюрками продолжался и в XV в. При Хулагидах из Средней Азии в Иран пришли племена Кара-коюнлу и Ак-коюнлу. После смерти Тимура эти племена, одержав победу над его потомками – Тимуридами, положили начало новому государственному образованию Кара-коюнлу (1410 – 1467 гг.) со столицей в Тебризе. В него вошли – западная часть Ирана до Куры, часть Армении, Курдистана и Ирана Арабского. Армянское население было частью уведено в плен, или же массово эмигрировало в Грузию, Крым, на Украину. Территория Армении входила тогда в административную область Чухур-Саад.

Позднее, со времен Исмаила I, административно она образовывала Чухур-Саадское бегларбекство государства Сефевидов. А после смерти Надир-шаха и падения династии Афшаров, местные правители из кызылбашского племени Устаджлу, являвшиеся наследственными владетелями Чухур-Саада, объявили свою независимость с образованием Эриванского ханства. В результате вытеснения армянского населения из Армении армяне к XVIII в. составляли 20 % от общего числа населения Чухур-Саадской области. Позже на ханском троне род Устаджлу сменило тюркское племя Кенгерли. При власти Каджаров Эриванское ханство признало вассальную зависимость от Каджарского Ирана. Ханский род Кенгерли был сменен ханом из рода Каджаров. На территории исторической Армении также существовали Нахичеванское и Карабахское ханства.

Гораздо позже, с конца XVII до середины XVIII вв. на территории Нагорного Карабаха существовал союз пяти армянских княжеств (или меликств) — Хамс. Армянское население Хамсы управлялось князьями из родов Мелик-Беглерян, Мелик-Исраелян (позже Мирзаханян и Атабекян), Мелик-Шахназарян, Мелик-Аванян и Гасан-Джалалян, из которых Гасан-Джалаляны, их младшая ветвь Атабекяны и Мелик-Шахназаряны были коренными династиями, остальные же князья были переселенцами из других областей Армении. В XVIII в. Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавили борьбу закавказских армян против турок и иранцев.

Уничтожение последних признаков самостоятельности в Армении было совершено турками-османами (они появились в Малой Азии, где в конце XIII в. Осман-бей основал своё государство) сменившими сельджуков и новыми персидскими завоевателями. Турки-османы к концу XIV в. завоевали Малую Азию и Балканский полуостров. Победы Тамерлана временно их ослабили, но вскоре они оправились и продолжили свои завоевательные походы. В 1453 г. османами был взят Константинополь, прекратила своё существование некогда могучая Византийская империя. Мехмед II захвативший Константинополь (в будущем Стамбул) сделал его столицей Османской империи.

Султан, не довольствуясь своими завоеваниями в Европе, устремился в Азию. Начались войны между турками-османами и персами, основавшими в 1502 г. новое государство во главе с династией Сефевидов. Вскоре Сефевиды ликвидировали государство Ак-Коюнлу, и после этого Восточная Армения стала частью персидского государства, что только активизировало борьбу в Закавказье.

Опасаясь за свою судьбу в 1480-е гг. в связи с расселением тюркских племён на южных границах Грузии (области Казах, Памбак и Шурагель) часть армянского населения Памбака ушла в Грузию.

То есть в течение XIII — XIV вв. в Армении происходил процесс постепенного вытеснения армянской знати пришлой военно-кочевой знатью — монгольской, тюркской и курдской. Как отмечает И. П. Петрушевский, «место армянских феодалов заняли завоеватели — монгольская, туркменская и курдская военно-кочевая знать, принесшая с собой феодальные порядки иного типа». Господство монгольских ильханов и особенно туркменских завоевателей Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу имели крайне тяжёлые последствия для Армении: были разорены производительные силы, часть населения подверглась ограблению и истреблению, были уничтожены памятники культуры.

Всё это принесло новые бедствия Армении и соседним с нею странам. Из-за своего геостратегического положения Армения постоянно была ареной войн между крупнейшими империями региона. Только в ходе ирано-турецких войн, происходивших между 1513 и 1737 гг., контроль над Ереваном (Эребуни) сменялся четырнадцать раз.

К 1510 г. иранский шах Исмаил I, основатель династии Сефевидов, разгромив Ак-Коюнлу, захватил, в числе его прочих владений, Восточную (Закавказскую) Армению.

После поражения персов в 1513 г., ещё в течение более столетия между Турцией и Персией, – шли войны за раздел территории Закавказья. В 1639 г. они, наконец, заключили договор, по которому Западная Армения отошла к Турции, а Восточная – к Персии (согласно Амасийскому договору 1555 г.). Турецко-персидская граница на армянских землях проходила по реке Ахурян, горам Армянская цепь и Загрос. Такое положение сохранялось до начала XIX в.

Связующей нитью для разбросанного и рассеянного по миру армянского народа в те времена была армянская церковь и её патриархи – «католикосы всех армян», престол которых в 1441 г. был перенесён из Киликии в Эчмиадзин. Католикосы были единственными представителями народа Армении перед лицом шахов в Персии и султанов в Турции.

Османская империя (владевшая Западной Арменией) управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса зимми. Армяне, проживающие в Константинополе, пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они были подвержены жестокому обращению со стороны местных феодалов – таких как – паша и бейев и вынуждены были платить ещё и налоги, наложенные курдскими вождями племён. Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар. Известно, что некоторые османские генералы гордились своим армянским происхождением.

69f1bd9cebe00bcf10ee3e3a56ffcff9-3.jpgВ XVI — начале XX вв. правители Османской империи активно заселяли исторические армянские земли мусульманами – курдами, которые были более лояльны турецкому правлению и имели меньше политических амбиций, чем армяне.

Между тем, Армения, угнетаемая своими поработителями, не переставала делать отчаянные попытки облегчить и улучшить своё положение. Начиная с XVI в. идёт длинный ряд обращений армян, через своих католикосов, к единоверным христианским народам с мольбами о помощи. Католикос Степанос V в конце жизни отправился в Венецию, надеясь через папу обратить внимание на бедственное положение армян. Его преемник, Микаэл Себастаци, решил отправить в Европу посольство. Сходные попытки возобновлялись в течение всего XVII в. Европейские государи иногда действительно выступали ходатаями за армян перед султаном или шахом. Пример тому – письмо французского короля Людовика XIV шаху Аббасу.

С 1579 г. турецкая армия и 100000 войско крымского хана опять совершают набеги на Восточную Армению. Опустошительные походы турецко-татарских войск в Закавказье продолжались до 1589 г. Значительная часть местного населения была перебита, угнана в рабство или бежала; только из города Ереван (Эрибуни) было угнано в рабство 60000 человек. Историк XVI в. Ованнисик Цареци пишет об этом: «некий полководец, по имени Лала, выступил со множеством воинов, достиг области Араратской и заполонил армян и мусульман, числом 60 тысяч, и погнал их вперед, в страну ромеев».

По Стамбульскому мирному договору 21 марта 1590 г. Турция получала Восточную Армению, Восточную Грузию, а также другие территории. Несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вполне вероятно, вплоть до XVII в., всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении.

Персидский шах Аббас I Великий, не смирившийся с поражением, создает регулярную армию и в начале XVII в. начинает новую войну с Турцией. В 16031604 гг. войска шаха, разбив турок у Суфиана, взяли и в очередной раз разграбили Нахичевань, Джульфу, Ереван. В 16031607 гг. Восточная Армения вновь была завоевана Ираном. Для превращения приграничных с Османской империей областей Восточной (Закавказской) Армении в некий военный полигон, шах ведёт политику «выжженной земли», суть которой заключалась в насильственном переселении всех местных жителей вглубь Ирана, вместе со всем их имуществом, а сами провинции превратить в безжизненную пустыню. Аракел Даврижеци, автор XVII в., сообщает: «Шах Аббас не внял мольбам армян. Он призвал к себе своих нахараров и назначил из них надсмотрщиков и проводников жителей страны, с тем, чтобы каждый князь со своим войском выселил бы и изгнал население одного гавара. (Жители) собственно города Еревана, Араратской области и отдельных близлежащих гаваров (было поручено) Амиргуна-хану».

Город Джульфа (ранее Джуга) в провинции Нахичеван был взят в самом начале нашествия, его жители (согласно разным оценкам, от 12000 семейств до 20000 человек) были переселены в Исфахан, где на выделенной им земле в 1605 г. создали «Новую Джульфу». После этого армия Аббаса развернулась и прошла вдоль Араратской равнины. Шах следовал осторожной стратегии: наступал и отступал в зависимости от ситуации, он решил не подвергать риску свой поход в лобовых столкновениях с более сильными отрядами противника.

69f1bd9cebe00bcf10ee3e3a56ffcff9-4.jpgОсаждая город Карс, он узнал о приближении большой османской армии, возглавляемой Джигазаде Синан Пашой. Был дан приказ об отводе войск. Чтобы предотвратить возможное пополнение сил врага припасами, Аббас отдал приказ о полном разрушении всех городов и сельских поселений на равнине. И, всему населению было приказано сопровождать персидскую армию в отступлении. Около 300000 людей было, таким образом, отправлено к берегам реки Аракс. Те из них, кто попытался сопротивляться высылке, были убиты. Очевидец, — отец де Гуян, — описывает положение беженцев так: «Не только зимние холода причиняли муки и смерть высылаемому народу. Наибольшая мука была из-за голода. Провизия, что высылаемые взяли с собой скоро кончилась … Грудные дети плакали, прося еды или молока, но ничего из этого не было, потому что женские груди высохли от голода. Множество женщин, голодных и истощённых, оставляли своих умирающих от голода детей на краю дороги и продолжали своё мучительное странствие. Некоторые отправлялись в ближайшие леса, чтобы попытаться найти какой-нибудь еды. Как правило, они не возвращались. Часто те, кто умирал, служили пищей тем, кто ещё был жив».

Не в состоянии содержать армию в пустынной равнине, Синан Паша был вынужден провести зиму в Ване. Армии, отправленные турками для преследования шаха в 1605 г., были разгромлены, и к 1606 г. Аббас снова завоевал всю территорию, которую ранее уступил туркам. Тактика «выжженной земли» сработала, несмотря на ужасающую цену, заплаченную армянским народом. Было подсчитано, что из переселенцев, лишь половина выжила и попала в Исфахан. Так осуществился «Великий сургун» — выселение населения (армян, мусульман и евреев) с Араратской долины в Персию. В это же время усилилась эмиграция армян в страны Юго-Восточной Азии, в частности в Индию и даже в Бирму.

В 1639 г. Армения была окончательно разделена: Западная Армения отошла к Турции, Восточная — к Ирану. Восточная Армения вошла в основном в состав Эриванского беглербегства и Нахичеванского ханства. Последними остатками армянской государственности являлись пять меликств Нагорного Карабаха (Хамс), сохранявшихся до присоединения к России в начале XIX в. Армянское население несло все тяготы подневольной жизни (вплоть до стремления обратить население в ислам).

В XVII в. расширяются русско-армянские связи. Новая ориентация возникла для армян в связи с развитием армяно-русских отношений. Эти отношения уходят корнями в глубину веков, но усилились они во второй половине XVII в. В 1673 г. представители армянского народа во главе с католикосом Акопом IV Джугаеци (Джульфинский) обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой об освобождении армян от иранского ига: «соблаговолил оказать поддержку».

69f1bd9cebe00bcf10ee3e3a56ffcff9-5.jpgЛидеры-вожди армянского народа в 1678 г. втайне собрались в Вагаршапате (где находится резиденция католикоса всех армян), и решили начать борьбу за освобождения армян из-под иноземного гнёта. В связи с тем, что самостоятельно это было сделать невозможно, было решено искать помощи извне. Делегация во главе с Акопом IV при поддержке грузинского царя Георгия XI отправилась в Западную Европу с просьбой о военной помощи армянам и в 1678 г. прибыла в Константинополь. Но посольство распалось в связи с кончиной католикоса на пути в Константинополь. Но один из членов посольства, мелик Исраэл Ори (на армянском Իսրայել Օրի; 1658 / 1659 — 1711 гг.), сын армянского мелика из Карабаха решил выполнить миссию самостоятельно. Он объездил много стран, посетил Венецию, Париж и Вену. Ори вступил в армию Людовика XIV и вошёл в контакт с высшими политическими кругами Франции, постоянно поднимая вопрос об освобождении армян, но встретил безразличие. В 1695 г. Ори поселился в Дюссельдорфе, где установил контакт с пфальцским курфюрстом Иоганном Вильгельмом. Надеясь, что армянский вопрос может стать предметом рассмотрения в высших политических кругах Европы, курфюрст дал Ори рекомендательные письма к императору Австрии и правителю Тосканы, однако из-за того, что Ори не мог доказать, что его заявления выражают мнение большинства армян, они не были приняты во внимание. По совету Иоганна Вильгельма Ори отправился в Армению, чтобы получить документы, которые могли бы быть приняты к рассмотрению в Европе. В 1699 г. Ори вместе с меликом Сафразом собрал в Ангехакоте на тайную встречу одиннадцать сюникских меликов, где было принято официальное решение обратиться за помощью к европейским державам. В 1700 г. Ори встретился с императором Леопольдом I, который сказал ему, что для успеха плана ключевую роль играет поддержка России. Не добившись результатов в Германии и Австрии, в 1701 г. Ори отправился в Москву. Он лично представился Петру Великому и просил его от имени армянских меликов (князей) о помощи армянам и освобождении их от турецкого и персидского ига. «Нет у нас иной надежды, мы надеемся на Бога и твою страну», – писали они. Пётр обещал оказать помощь армянскому народу после окончания войны со шведами. Исраэл Ори умер в 1711 г., так и не увидев осуществления мечты армянского народа.

Исраэль Ори был первым, кто решил для освобождения Армении ориентироваться на Россию. Хотя в 1704 г. Ори встречался с папой Климентом XI, который обещал ему поддержку. В Москве Ори встретился с Петром I и передал ему письмо сюникских меликов, в котором говорилось: «Не имеем иной надежды, токмо в Бозе монарха небеснаго, вашего величества на земли государя». Пётр пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Благодаря широкой эрудиции и своему интеллекту, Ори привлек к себе симпатии царского двора. Не случайно в документе, написанном много позднее по поручению князя Г. Потёмкина, он характеризовался как муж отличного разума и дарований.

Ори предложил России следующий план: для освобождения Грузии и Армении нужно послать в Закавказье 25000 русскую армию из 15000 казаков и 10000 пехоты. Казаки должны пройти через Дарьяльское ущелье, а пехота отплыть из Астрахани и переправиться через Каспийское море. Прибыв на место, русские войска должны будут получить поддержку вооружённых сил грузин и армян. Было решено, что нужно послать специальную миссию в Персию во главе с Ори, которая бы узнала умонастроения местных жителей, собрала бы информацию о дорогах и крепостях. Чтобы не вызвать подозрений, Ори должен был бы говорить, что послан римским папой ко двору Солтан Хусейна, чтобы собрать информацию о жизни христиан в Персидской империи.

В 1707 г., после всех необходимых приготовлений, Ори, в ранге полковника русской армии с большим отрядом выступил в путь. Французские миссионеры в Персии попытались предотвратить прибытие Ори в Исфахан, донося шаху, что Россия хочет образования независимой Армении, а Ори хочет стать армянским царём. Когда Ори прибыл в Ширван, ему пришлось ждать несколько дней дозволения войти в пределы страны. В Шемахе он повстречался с местными лидерами грузин и армян, поддержав их ориентацию на Россию. В 1709 г. он прибыл в Исфахан, где вновь вёл переговоры с политическими лидерами. Возвращаясь в Россию из Персии, в 1711 г. Ори неожиданно умер в Астрахани.

В Персии в 1720-х гг., из-за нашествия афганцев, пала власть Сефевидов. Тахмасп II, сын Солтан Хусейна, бежал на север Персии и там провозгласил себя ханом. Его опорой стали Азербайджан и прикаспийские провинции страны. Картлийский царь Вахтанг VI, потеряв всякую веру в возможность Тахмаспа II восстановить свою власть, обратился за помощью к России; в это же время переговоры с Россией вёл и сам Тахмасп II, рассчитывавший на помощь за счёт уступки северных провинций. Результатом переговоров стал Персидский поход (1722 – 1723 гг.) армии Петра I. Летом 1722 г. русские войска из Астрахани двинулись на юг, вступили в Дербент, заняли Баку и вышли к Каспийскому морю. Успех русских войск воодушевил армянский народ на борьбу и полководцу Давид-Беку даже удалось создать в 1724 г. в Кафане независимое армянское княжество, однако оно продержалось недолго. Целый ряд объективных факторов побудил Россию заключить мир с Персией.

За событиями в Персии и Закавказье внимательно следила Османская империя. Как только власть Сефевидов пала, турки предприняли активные действия, чтобы захватить Закавказье, Курдистан и другие области Ирана. Пётр I, помня о неудаче в войне 1710 — 1713 гг. (Прутский поход), не решился на столкновение с Турцией из-за Закавказья, поэтому воины Вахтанга VI, собравшиеся вместе с армянскими отрядами возле Гянджи, тщетно ожидали прихода русских войск. Когда в 1723 г. в Закавказье вторглись османы, захватившие Ереван и Тбилиси, царь Вахтанг VI со своим окружением был вынужден эмигрировать в Россию. А армяне Карабаха начали отчаянную борьбу с иноземцами. В итоге экспансия турок-османов в Закавказье усилилась. Армянское национально-освободительное движение терпело поражение, однако история ещё раз показало мужество и веру народа, послужившие примером, для следующих поколений.

Итак, в 1722 г. армяне Сюника и Нагорного Карабаха подняли восстание против персидского господства. Восстание возглавляли Давид Бек и Есаи Гасан-Джалалян (на армянском Եսայի Հասան-Ջալալյան — армянский историк, священник, католикос Агванский), сумевшие на несколько лет свергнуть иранское господство. Восстание охватило также Нахичеванский край. Сефевиды в 1727 г. признали власть Давид Бека над регионом, а сам полководец даже получил право чеканить монеты.

Давид-бек (на армянском Դավիթ Բեկ, 1669 — 1728 гг.) — армянский полководец, деятель армянского национально-освободительного движения против кызылбашских, иранских и турецких завоевателей Армении. Он происходил из меликов Татева области Сюник и был вассалом Ирана, где в то время правила иранская династия Сефевидов. Он нём замечательный армянский писатель XIX в. Раффи (Акоп Мелик-Мирзоевич Мелик-Акопян; 1835 — 24 апреля (6 мая) 1888 гг.) написал знаменитый исторический роман.

Ещё в 1714 г. Давид-бек поддержал картлийского царя Вахтанга VI в его борьбе с лезгинами. Но в 1720 г. арцахцы отозвали Давид-бека из Грузии. Он возглавил Военный совет Арцаха. Видного военачальника Мхитара Давид-бек назначил спарапетом (սպարապետ – главнокомандующий). Командирами отдельных отрядов стали Тер-Аветис, Парсадаи, Торо, карабахские мелики — Еган-мелик Аванханян и Аван-Юз-баши Бабанян. Давид-Бек, был вскоре провозглашён государем независимого княжества Сюник, устроил свою резиденцию в Чавидур.

С 1722 по 1725 гг., при поддержке Мхитара Спарапета, Давид-бек возглавил вооружённую борьбу армян Сюника и Арцаха против Ирана, приведшую к почти полному изгнанию кызылбашей и персов из Восточной Армении. Весной 1725 г. большая турецкая армия оккупировала Арран и Дагестан, а затем взяла в тиски Арцах и Сюник. В 17261728 гг. армяне, под предводительством Давид-бека, боролись против турок. Он со своими войсками брал одну турецкую крепость за другой. Во время осады турками крепости Алидзор Давид-бек победил 20000 армию османов. На седьмой день неравных боёв армяне, выйдя тайно ночью из крепости, напали на врага, который в панике обратился в бегство. После блестящей победы под Алидзором Давид-бек нанёс врагу новый тяжёлый удар у посёлка Мегри. Освободив крепость Мегри, армянские ополченцы продолжили преследовать турецкие войска, отступающие по ущелью «Узун-банд» к Араксу. Мхитар-бек послал туда часть своих людей, которые перекрыв все выходы из ущелья, разбили турецкое войско. В итоге, иранский шах Тахмасп II признал власть Давид-Бека в Сюнике и заключил с ним союз против турок.

Умер Давид-бек в 1728 г. в крепости Алидзор после продолжительной болезни. А в 1730 г. с убийством его преемника Мхитара Спарапета, восстание армян Сюника завершилась.

Мхитар-Бек или Мхитар Спарапет (? – 1727 / 1730 гг.) — армянский полководец; деятель армянского национально-освободительного движения. Мхитар-Бек был сподвижником Давид-Бека. Однако успехи восставших оказались непродолжительными, так как вскоре (после смерти Давид-Бека) начались внутренние раздоры среди их военачальников и руководителей, один из которых перешёл на сторону турок. Во время второго наступления турок на Капан, Мхитар-бек и его военачальники, собравшись вместе у дверей церкви Сурб Аствацацин в Алидзоре составили и отправили послание в Россию, в котором, отмечая разорение страны и ожесточённое сопротивление армян наступавшим турецким войскам, просили помощи у России. Документ, поставив свои родовые печати, подписали Мхитар-Бек и его семь военачальников. После написания письма, спустя какое-то время, турки с новыми силами стали осаждать крепость Алидзор, откуда Мхитар-бек вынужден был бежать в деревню Хндзореск, где около 1730 г. согласно одной версии был убит тамошними предателями, а по другой погиб в боях с турками.

Тем временем к власти в Персии пришёл Надир-шах, который сумел изгнать османов из Ирана. Мирный договор 1736 г. восстановил довоенную границу между Персидской и Османской империями. Однако после убийства Надир-шаха в 1747 г. Персия почти мгновенно распалась на практически независимые ханства. В частности, в Восточном Закавказье появились Ширванское ханство, Карабахское ханство, Эриванское ханство. Армянские меликства Карабаха и армянское население Закавказья в целом, опасаясь Турции (а позже и Персии), видели в России единственную христианскую страну, способную защитить их от мусульманских владык.

image010.jpg
Восточная Армения (Armenia orientalis) на карте 1740 г.

Новое оживление армянского национально-освободительного движения наблюдается во второй половине XVIII в. Так, уже в 1773 г. Ш. Шаамирян в труде «Западня честолюбия» изложил республиканские принципы будущего независимого армянского государства. Центром национально-освободительного движения в этот период являлась армянская колония в Мадрасе (Индия). В 1761 г. выходец из этой среды Иосиф Эмин вёл переговоры в Санкт-Петербурге о создании армяно-грузинского государства под покровительством России, а в 1785 г. Мовсес Баграмян и его соратники выдвинули проект создания армянского государства под покровительством Российской империи.

69f1bd9cebe00bcf10ee3e3a56ffcff9-9.jpgИосиф (Овсеп) Эмин (на армянском Հովսեփ էմին; 17261809 гг.) — деятель армянского освободительного движения. Он родился в Иране, в городе Хамадан, в армянской купеческой семье. То было время, когда внутренние неурядицы и нашествие афганцев потрясли престол Сефевидов. В 1744 г. Иосиф Эмин уехал в Калькутту, помогать отцу в торговых делах. В 1751 — 1759 гг. он жил в Великобритании, где ознакомился с идеями Просвещения, а также обучился искусству фортификации и артиллерийскому делу. Он был первым в армянским просветителем, воспринявшим идеи европейского Просвещения XVIII в. и активно пропагандировавшим их. Он выступал против крепостничества, был сторонником республиканского строя.

В 1759 г. Эмин выехал в Армению, где пытался организовать восстание армян против турок. Потом в 1761 г. вёл переговоры с русским правительством в Петербурге о создании федеративного армяно-грузинского государства, во главе с грузинскими Багратионами, под покровительством России. В 1763 г. вместе с М. Баграмяном Иосиф направился в Грузию, где установил связь с армянскими меликами Карабаха и пытался привлечь к войне с Турцией предпоследнего грузинского царя Ираклия II. Царь Ираклий с почётом принял Эмина и, ознакомившись с его планами, высказался за объединение армянского и грузинского народов. Эмин высказал желание, чтобы Ираклий II, не медля, принял меры по освобождению армянского народа от иноземных захватчиков. Желание Эмина вполне совпадало с намерениями царя Картли и Кахети, но Ираклий II предварительно взвесил все обстоятельства и лишь спустя год согласился на предложения Эмина. Однако, в самой Армении нашлись противники плана объединения Грузии и Армении; во главе их стоял армянский католикос Симеон. «Эмин-ага! — обратился Ираклий к своему союзнику, — что я могу поделать? Ваш собственный католикос, со всеми епископами и монахами, против Вас; добрая часть моих подданных армян, которые смотрят на них как на пророков и апостолов, если я буду действовать вместе с Вами, не обращая внимания на то, что она думает, будет считать меня христианином не больше, чем султана».

Эмин в 1764 г. выехал из Грузии в Карабах, к гюлистанскому мелику Иосифу, которого также пытался склонить к восстанию против турок. Здесь ему даже пришлось принимать участие в сражении с войсками Магомет-хана, обороняя Геташен. С 1770 г. Эмин жил в Калькутте.

В конце XVIII в. армянские мелики Нагорного Карабаха вели неустанную борьбу с Ибрагим Халил-ханом (Ибрагим Халил-хан (на азербайджанском İbrahim Xəlil xan), Ибрагим-хан (1732 — 1806 гг.) — хан Карабаха (1759 (1763) — 1806 гг.); после вхождения Карабахского ханства в состав Российской империи — генерал-лейтенант русской армии; в годы правления Ибрагим-хана Карабахское ханство стало одним из наиболее могущественных азербайджанских ханств) в надежде восстановить в Карабахе армянское правление с помощью Российской империи.

image015.jpg
Карта Османской и Персидской империй. Армения показана разделенной между ними, Robert de Vaugondy, 1753 г.

Правление Ибрагим-хана началось с покорения отпавших армянских меликств — Дизака, Джраберда и Гюлистана, — которое затянулось до 1787 г. Крупные феодальные владетели — мелик дизакский Есай, мелик джрабердский Меджлум Исраэлян и мелик гюлистанский Абов Беглярян, – воспользовавшись обстоятельствами, связанными с переходом власти к Ибрагим-хану, попытались добиться полной политической самостоятельности и независимости. В этой борьбе на стороне Ибрагим-хана были мелик Варанды Шахназар и мелик Хачена Мирза-хан. Владения меликов Шахназара и Мирза-хана соприкасались с землями, принадлежавшими Ибрагим-хану, поэтому их союз, связанный и территориально, представлял значительную силу. В 1781 г. Ибрагим-хан вместе с союзными ему меликами варандинским и хаченским осадил крепость Тог, принадлежавшую дизахскому мелику Есаю. После длительной осады мелик Есай, поверив предложению мира, вышел из крепости, но был схвачен и брошен в тюрьму, где его задушили. На его место Ибрагим-хан поставил племянника мелика Есая — Бахтама Аваняна, — но и тот начал борьбу против него.

Для борьбы с джрабердскими меликами Ибрагим-хан привлёк на свою сторону одну из знатных семей меликства, члену которой юзбаши Рустам-беку он пообещал меликство в Джраберде. Рустам-бек, пользуясь родственными связями, склонил на сторону Ибрагим-хана настоятеля монастыря Ерицманканц, который провозгласил себя католикосом и вступил в борьбу с настоящим католикосом Иоганнесом.

В целом вторая половина XVIII в. овеяна идеями близкой свободы, армяне и русские создают и обсуждают планы совместной борьбы. Русские войска под началом Зубова ещё раз вступают в пределы Закавказья, но смерть императрицы Екатерины II переносит освобождение части армянских земель в XIX в.

К началу ХIХ в., на территории Персии насчитывалось свыше 600000 армян, живших в южных и центральных провинциях империи – потомков изгнанных из Закавказья армян. Ещё не менее 200000 армян, были расселены в многочисленных колониях от Сингапура и Индии, до Польши и Западной Европы. Депортация армян стала причиной обескровливания Восточной Армении. Многие армяне, переселённые в Иран, позже, под давлением местных властей, обратились в ислам и ассимилировались среди мусульманских народов Ирана.

Тем временем, территория самой опустошенной Восточной Армении, активно заселялась мусульманскими племенами. Между 1600 — 1810 гг. происходит массовое переселение мусульман из Персии и Средней Азии в Восточную Армению. Только в Эриванское ханство было переселено 90000 мусульман, в том числе 55000 тюрок, 25000 курдов и 10000 персов.

Как отмечает американский историк Р. Ованнисян, насильственная депортация, проведённая шахом Аббасом, и другие массовые переселения привели к тому, что к XIX в. армяне сохранили значительное большинство лишь в горных районах Карабаха и Зангезура. Что касается Эриванского и Нахичеванского ханств, то там число армян сократилось с 98 % в начале 1600-ых гг., до 50 % в 1795 г. и 20 % к 1828 г. В Гянджинском ханстве, где армяне изначально составляли абсолютное большинство населения, они также стали меньшинством.

С начала XIX в. территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи. В 1801 г., после присоединения Восточной Грузии к России, началось освобождение некоторых северных и северо-восточных районов Армении от иранского владычества. В 1804 г. началась война России с Персией, которая длилась, с небольшими перерывами, до 1813 г. Русской армии на Востоке приходилось нелегко, и было бы ещё тяжелее, если бы не беззаветная поддержка и каждодневная помощь армянского населения. Театр военных действий охватил почти всю Восточную Армению, а также Дербентское, Бакинское и Кубинское ханства.

В октябре 1812 г. генерал Котляровский в решающем сражении при р. Араке умножил славу русского оружия и разбил войска наследника персидского престола Аббаса-Мирзы. Итогом этой победы стал Гюлистанский договор 1813 г., согласно которому к России была присоединена часть исконно армянских областей. К Российской империи было присоединено Карабахское ханство (оно было образовано в середине XVIII в. после захвата армянских меликств Хамсы), нагорная часть которого была населена преимущественно армянами, а также Зангезур в историческом Сюнике со смешанным на то время населением. Дважды предпринимавшиеся русскими войсками попытки осадить, в ходе боевых действий, Эривань (Ереван) не увенчались успехом.

Генерал Ермолов, назначенный в 1816 г. командиром отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса, а в 1819 г. — главнокомандующим на Кавказе, взял курс на ликвидацию ханств Закавказья. В частности, в 1822 г., после того, как Мехти Кули Хан Карабахский (Мехдикули-хан Джеваншир (на азербайджанском Mehdiqulu xan Cavanşir, 17631845 гг.) — третий и последний хан Карабахского ханства) бежал в Персию, в Карабахском ханстве было введено российское правление. Впоследствии по мере упрочения власти России над Кавказом в регионе создавалась единая российская гражданская администрация.

5 октября 1827 г., в ходе русско-персидской войны 1826 — 1828 гг., Эривань была взята графом Паскевичем; несколько ранее (в июне) пала и столица Нахичеванского ханства город Нахичевань.

image017.jpg«Армянская область» в составе Российской империи

Война велась на Балканском и Кавказском фронтах. Русскими войсками на Балканах было завоёвано устье Дуная, а на Кавказе – Анапа, Поти, Ахалцих и Ахалкалак. В ходе войны русская армия заняла Карс, Ардаган, Баязет, Эрзерум, но по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. они были возвращены Турции. Подписанный по итогам боёв Туркманчайский мирный договор отдавал территории Закавказских ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан — в Россию. В 1828 г. (Высочайшим указом от 21 марта 1828 г.) на месте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана потомки армян (30000 человек), насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII в. Всего в пределы России переселилось более 90000 человек из областей, оставшихся за Персией.

В результате всех этих войн власть России над Закавказьем признала и Османская империя, а с её территории в Россию переселилось порядка 25000 армян. Так как параллельно шёл процесс переселения населения исповедовавшего ислам на земли Османской и Персидской империй, то в результате христиане стали составлять на территории Восточной Армении большинство.

После того, как султан Абдул-Меджид I в 1839 г. произвёл реформы на своей территории, положение армян в Османской империи на некоторое время улучшилось.

В 1840-х гг. в Закавказье начали создаваться губернии по образцу Центральной России. Именным указом, данным Сенату 9 июня 1849 г., из территорий, входивших в состав Армянской области была образована Эриванская губерния: «… во внимании к представлению Наместника Кавказского, разсмотренному Кавказским Комитетом, признавая полезным и необходимым, для успешнейшего движения дел и удобнейшего управления, образовать в Закавказском крае ещё новую губернию, Мы Повелеваем:

1) В состав этой, вновь учреждаемой губернии, отделить: от Тифлисской губернии уезды: Эриванский, Нахичеванский и Александропольский, кроме участка Ахалкалахского, а от Шемахинской губернии участок Мигринский и селение Капак Шушинского уезда.

2) Губернским городом назначить Эривань, а потому новую губернию называть Эриванскою.».

Остальные районы Восточной Армении вошли в Тифлисскую и Елизаветпольскую губернии. Такое административное деление, в основном, сохранялось до 1917 г.

Нарушение традиционных связей с мусульманским Востоком и укрепление связей с Россией привело к тому, что молодёжь из числа христианских народов Закавказья всё чаще отправлялась завершать своё образование в университеты России и даже Западной Европы. К примеру, армянский писатель и просветитель Хачатур Абовян закончил Дерптский университет. В Московском и Петербургском университетах учился известный армянский публицист Микаэл Налбандян.

Присоединение к России способствовало развитию экономики Армении, были проведены административно-судебные, налоговые, аграрные и другие реформы. Местные феодалы были приравнены к дворянскому сословию Российской империи. В то же время под непосредственным влиянием русской культуры стали возрождаться армянская литература и наука, начала складываться национальная интеллигенция.

Ещё при генерале Цицианове в Закавказье начала издаваться периодика на русском и кавказских языках. Армянские публицисты печатали в Тифлисе сначала газету «Кавказ» (1846 — 1847 гг.), затем «Арарат» (1850 — 1851 гг.), а начиная с 1868 г. — одноимённый журнал в Эчмиадзине. В 1854 — 1864 гг. в Москве издавался просветительский армянский журнал «Юсисапайл» («Северное Сияние»).

Армения вновь получила возможности для экономического развития. Весь период владычества ханов и беков экономика этого региона переживала застой, присоединение к России дало стимул и создало благоприятные условия для её развития. Стоит также отметить значимость присоединения Восточной Армении к России в сфере культуры. Были созданы благоприятные условия для развития всех сфер жизни армянского народа, проживающего теперь в границах России. Благотворное влияние русской классической литературы на себе испытали такие писатели, как Хачатур Абовян, Габриел Сундукян, Ованес Туманян и другие. Так Ованес Туманян писал: «С любовью и почтением преклоняюсь перед великолепной русской нации, перед литературой Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Чехова, Толстого и их достойных преемников, литературой, на которой учились очень многие из наших писателей и интеллигентов».

В 1861 г. Александр II начал отмену крепостного права в России. В 1870 — 1871 гг. крестьянская реформа была проведена и в Восточной Армении, где несла определённую конфессиональную окраску. Одной из побочных целей реформы было стремление государства опереться на местных христиан как на возможных союзников против мусульманского повстанчества, поэтому бывшее крепостное население армянских и грузинских деревень было полностью освобождено от райятских повинностей в пользу местной мусульманской элиты.

Западная Армения, в которой во второй половине XIX в. проживало около трёх миллионов армян, осталась под игом империи Абдул-Гамида – «Маккиавели мусульманского мира». Здесь продолжали господствовать отсталые формы социального устройства, армянский народ был на краю моральной и физической гибели. Жизнь людей и их имущество находились в постоянной опасности, ежедневно, их убивали, грабили, оскорбляли, разоряли. Ответом на разбой турок были вооружённые восстания армянского населения в Зейтуне (горной области в Киликии) летом 1862 г., в провинции Муш в 1863 г., в городе Ван в 1872 г.

Среди армян, живших в Западной Армении, постепенно росло недовольство турецкой властью, они желали, чтобы Россия освободила их от турок. Поэтому, когда Россия объявила войну Турции (русско-турецкая война 1877 — 1878 гг.), армянское население Османской империи активно помогало российским войскам на Азиатском театре боевых действий. Хотя Сан-Стефанский мир и не передал России всю Западную Армению, но его 16-я статья обязывало турецкое правительство осуществить реформы по отношению к армянскому населению. Однако Великобритания и Австро-Венгрия, недовольные успехами России, добились пересмотра условий мирного договора на Берлинском конгрессе. По этому трактату Россия получила из армянских территорий лишь Ардаган и Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область, а статья 16 заменялась статьёй 61, касающейся не всего армянского населения, а лишь территорий армянских провинций Османской империи. Таким образом, армянский вопрос был впервые выдвинут в качестве международной дипломатического проблемы, что крайне обнадежило армян.

69f1bd9cebe00bcf10ee3e3a56ffcff9-14.jpgТем не менее, условия жизни в Турецкой Армении при султане Абдул-Гамиде II (1876 — 1908 гг.) ухудшались на глазах. Армянам, считавшимся гражданами второго сорта, запрещалось носить оружие, и они становились жертвами курдских мародеров и оттоманских сборщиков налогов. Однако в Стамбуле они пользовались пока ещё значительными привилегиями. Они организовали отдельные «миллеты» (национальные сообщества) и пользовались некоторым коммунальным самоуправлением. Интересно, что турецкие государственные службы и банковские системы были во многом укомплектованы армянами и греками. Более высокий культурный уровень и усердие сделали их жизнь предметом зависти со стороны местного населения.

После убийства царя-реформатора Александра II, маятник российской внутренней политики качнулся в противоположном направлении. Новый царь, Александр III, стал проводить курс на создание высокоцентрализованного бюрократического государства. Был вынужден подать в отставку министр внутренних дел, армянин по происхождению граф Лорис-Меликов, так как предложенный им проект реформы устройства страны («конституция Лориса-Меликова») был, на заседании Совета министров, подвергнут резкой критике. В рамках новой государственной политики главноначальствующий на Кавказе генерал Дондуков-Корсаков взял курс на русификацию: в школьном образовании армянский язык стал вытесняться русским, начались притеснения Армянской церкви.

В конце XIX в. в Западной Европе сложилась кавказская революционная эмиграция, появились первые политические партии. Микаэл Налбандян лично познакомился в Лондоне с Герценом, участвовал в распространении его запрещённого в России журнала «Колокол». В честь этого журнала получила своё название армянская «Социал-демократическая партия Гнчакян» («Гнчак» в переводе с армянского означает «колокол»), основанная в 1887 г. в Женеве. Подобно русским революционерам-народникам, партия считала террор основным средством революционной борьбы; при помощи терактов и организации восстаний в турецкой части западной Армении она намеревалась добиться воссоздания Великой Армении. За самостоятельное армянское государство на Кавказе выступала также созданная в то же время националистическая партия Дашнакцутюн («Сюз»). Она была крупнейшей и самой влиятельной партией. Ещё одной партией была – Арменакан. Те армяне, которые не стали поддерживать национальное движение или остались нейтральными, назывались словом «чезок» (что в переводе означает «нейтральный»).

Бедственная судьба армянского народа в последнее десятилетие XIX в. Летом 1894 г. турки опустошили Сасун, было вырезано более 10000 человек. В 1895 г. Абдул-Гамид принялся за осуществление своего варианта «окончательного решения армянской проблемы». Были сформированы особые вооружённые отряды, названные в честь султана «гамидиями». Армянские «революционеры» ответили захватом Оттоманского банка в Стамбуле и обращением за помощью к европейским державам. Это стало сигналом к всеобщей армянской резне, во время которой погибло около 300000 армян, а ещё 80000 бежали в другие страны. Осенью 1895 г. резне подверглось армянское население Константинополя (в результате которой погибли свыше 300000 человек), Трапезунда, Эрзерума, Себастии, Вана, Баязета и других мест. Погромы совершали как регулярные турецкие войска, так и разбойничьи банды. С неслыханной жестокостью и зверством они убивали мужчин и стариков, женщин и детей, грабили имущество, сжигали дома.

Героическая оборона армян в некоторых районах (Зейтун, Ван) сберегла десятки тысяч жизней, но страшным итогом массовой резни 1894 – 1896 гг. было 300000 погибших армян. Наступивший XX в. приумножил этот ужасный мартиролог.

Армянские подданные Российской империи, несмотря на столкновения с татарами (армяно-татарская резня 1905 — 1906 гг. — столкновения между армянами и азербайджанцами (их в России тогда называли закавказскими татарами); наиболее жестокие столкновения произошли в Баку в феврале и августе и в Нахичевани в мае 1905 га.; по данным американского тюрколога-азербайджановеда Тадеуша Свентоховского, в ходе столкновений было разрушено около 158 азербайджанских и 128 армянских поселений и погибло, по разным оценкам, от 3000 до 10000 человек), жили в относительной безопасности по сравнению со своими собратьями, жившими в Османской Турции. В 1900-х гг. в Закавказье стал популярен марксизм. Одновременно с этим существовали национально настроенные группы (дашнаки), которые стремились к независимости Армении.

При Николае II ситуация в Закавказье снова изменилась. 12 июня 1903 г. был принят закон, по которому всё недвижимое имущество (включая доходные земли) и капитал, принадлежавшие армянской церкви переходили в ведение государства. В ответ на этот закон в Ереване, Александрополе, Эчмиадзине, Аштараке, Ахалцихе произошли демонстрации протеста, а в Елизаветполе, Тифлисе, Шуше, Баку, Карсе, Камарлу, Лори произошли столкновения армян с полицией и войсками. 14 октября 1903 г. гнчакисты совершили неудавшееся покушение на главноначальствующего на Кавказе Г. Голицына.

Тем временем, в Турции, в 1904 г. сасунцы организовали восстание, которое закончилось поражением.

После государственного переворота 1908 г., в Турции к власти пришла буржуазно-националистическая партия «Единение и прогресс» или, как её часто называют, партия «младотурок». Она провозгласил конец деспотического правления Абдул-Гамида II и начало нового курса в отношении национальных меньшинств империи. Армяне поддержали движение младотурок и приняли участие в формировании нового правительства. Но националистическая программа этой партии превзошла своей жестокостью даже политику Абдул-Гамида, не прошло и года со времени их правления, а они уже вырезали более 15000 человек в киликийском городе Адана.

Стоит отметить, что к началу Первой мировой войны Россия в военно-политическом отношении достигла чрезвычайно крупных результатов в Турецкой (Западной) Армении, добившись проведения реформ в армянских вилайетах.

Во время Первой мировой войны в Западной Армении с новой силой вспыхнуло национально-освободительное движение. Но само начало Первой мировой войны в Европе стало и началом нового геноцида армян Турции. В конце 1914 г., со вступлением Турции в войну на стороне Германии, были уничтожены офицеры и солдаты-армяне, призванные в турецкую армию. Весной 1915 г. началась депортация армян в пустыни Сирии и Месопотамии, часть их была вырезана на месте, другая – погибла в пути. 24 апреля 1915 г. в Константинополе были уничтожены многие представители армянской интеллигенции. Резня была продолжена в 1916 г., она происходила во всех частях Западной Армении и во всех местностях Турции, имевших армянское население. Количество жертв превысило полтора миллиона человек. Западная Армения лишилась своего коренного населения. И ещё свыше 300000 армян нашли убежище в России, значительная часть бежала в страны Европы и Америки.

Поражение Турции в Первой мировой войне и переход власти в руки движения, во главе которого стал Мустафа Кемаль (Ата-тюрк), никак не улучшили положения армянского населения на территории Турции. События начала 1920 г. в турецкой провинции Киликия проявили истинные намерения кемалистов. Организовав восстание против французских войск, находившихся в Киликии, турки добились их вывода, на произвол судьбы было оставлено около 120000 армян. Турецкие погромщики уничтожили большую часть населения киликийских городов – Марата, Зейтуна, Аджна, Айнтаба, осуществив свою программу – уничтожить армянское население Киликии. Немногим уцелевшим удалось перебраться в Сирию и другие страны.

В мае 1918 г. на территории русской Армении создана независимая Армянская республика; война 1918 г. с турками ею была героически выиграна, большая часть Западной Армении была освобождена от турок, что позволило армянским беженцам возвратиться домой. Однако осенью 1920 г. в результате новой армяно-турецкой войны под давлением турок Армения была разгромлена большевиками и советизирована. В тот период Армения лишилась большой части своих земель: Карабаха, Нахичевана, Игдира и Карса.

Судьба Восточной Армении во второй половине XIX и начале XX вв. слилась с судьбами народов Российской империи. Появились условия для развития экономической, политической и культурной жизни. Капитализм постепенно пришёл на смену патриархальных отношений. Начался ещё один этап в многовековой истории армянского народа. Транспорт, промышленность и торговля – этот вечный треугольник экономики, втягивая Восточную Армению в орбиты имперского и мирового товарооборота.

Железные дороги, были здесь, на далёкой окраине империи, особенно необходимы. После окончания строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Батуми, в 1896 г. было начато строительство линии Тбилиси-Ереван, проходящей через Алаверды и Александрополь (Ленинакан). Официальное открытие этой дороги состоялось 5 декабря 1902 г. К началу XX в., примерно за десять лет, в Восточной Армении было построено около 350 км железнодорожных путей, шоссе Тбилиси-Ереван, множество вспомогательных дорог. Развитие дорожной сети открыло доступ к природным богатствам – концессию Алавердских медных рудников приобрёл французский капитал, там был построен новый завод, сооружена электростанция. Кафанские медные рудники совместно разрабатывались армянским (А. Мелик-Азарян) и греческим капиталом, за 1858 – 1900 гг. в Кафане было произведено около 10000 тонн чистой меди. В конце XIX в. выросла торговля хлебом, только из Ереванской губернии ежегодно вывозилось около 32000 тонн зерна. Быстрыми темпами росло производство вин, коньяков и спирта. Коньячный завод К. Африкяна, основанный в 1893 г. (позднее перекупленный Л. Шустовым), дал начало производству известных сегодня на весь мир армянских коньяков.

Росли население и города, по данным переписи 1897 г. в Ереванской губернии было 830000 жителей. В Ереване было 29006, Александрополе (Ленинакане) – 30616, Нор-Баязете (Камо) – 8486 жителей. Центр Восточной Армении – Ереван приобретал черты губернского города. Открываются школы, больницы, основывается армянская театральная труппа, типография и механический завод. Ереван соединяется с Тбилиси телефонной и телеграфной связью. В 1879 г. открывается первая городская дума.

Однако исторически сложилось так, что деятельность большей части армянской буржуазии протекала за пределами Восточной Армении, в торгово-промышленных центрах Закавказья – Тбилиси, Баку и Батуми. Статистика утверждает, что в конце века 62 % предприятий торговли и промышленности Тбилиси принадлежали армянскому капиталу, его доля в обороте составляла 73 %. 66 % акционерных банков Тбилиси также принадлежали армянскому капиталу. В Бакинской нефтяной промышленности с момента её основания доминировал армянский капитал (Мирзоян и другие) – из 295 нефтяных скважин Баку, в 1879 г. ему принадлежали 155. Армянские меценаты основывали в Закавказье и за его пределами школы, типографии, благотворительные общества и больницы.

На этом фоне в конце XIX – начале XX вв. развивалась общественно-политическая жизнь в Восточной Армении и за её пределами.

Различные кружки, общества и союзы национально-демократического направления, возникавшие в 1860 – 1870 гг. на территории как Восточной так и Западной Армении, подготовили почву для создания национальных политических партий. Первой армянской политической партией была партия Арменаканов (Арменакан), основанная в 1885 г. в Марселе М. Португаляном, в основе программы арменаканов лежала идея освобождения и независимости Западной Армении, создание буржуазно-демократического строя. В 1921 г. эта партия была преобразована в партию «Рамкавар-азатакан» (демократической свободы), которая и сегодня в армянских колониях за рубежом представляет демократическую программу.

Ещё в 1887 г. группа армянских студентов основала в Женеве партию «Гнчак» (Колокол). Основателем и лидером этой партии, стоявшей на социал-демократических позициях, был А. Назарбекян. Сегодня, за рубежом, эта партия представляет демократические интересы рассеянных по свету армян.

В 1890 г., в Тбилиси была основана партия «Дашнакцутюн». Её основателями и лидерами были X. Микаелян, С. Заварян, С. Зорьян (Ростом), X. Малумян (Акнуни) и другие. Программа партии смыкалась с программой социалистов-революционеров (эсеров), согласно архивным данным, в 1907 г. партия состояла из 165000 членов.

Идеи марксизма в той или иной степени начали освещаться в армянской литературе и печати в 80-ые гг. XIX в. Первое полное издание «Манифеста коммунистической партии» на армянском языке, в переводе С. Шаумяна и М. Манучаряна, вышло в 1904 г. в Женеве. Одновременно на армянском языке был издан ряд марксистских трудов. Марксизм в Восточной Армении распространялся также через сосланных на Кавказ русских марксистов и армянских революционеров, получивших образование в России.

Одними из первых армянских марксистов-революционеров были И. Лалаянц и Б. Кнунянц.

Первый марксистский кружок в Армении был основан в 1899 г. в Джалалоглы (Степанаван) С. Шаумяном. В 1901 г. были образованы комитеты РСДРП в Тбилиси, Батуми и Баку. Летом 1902 г. в Тбилиси, по инициативе С. Шаумяна, Б. Кнунянца и А. Зурабяна, был создан «Союз армянских социал-демократов», вошедший впоследствии в Тбилисский комитет РСДРП. Первой нелегальной марксистской газетой на армянском языке была, вышедшая в октябре 1902 г. газета «Пролетариат». В конце 1902 г. в Ереване была создана первая ячейка РСДРП, а в мае 1905 г. был создан комитет РСДРП.
 

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх