[ТЕОРИЯ] Ведущие страны Востока в Новое время (в XVI – начале XIX вв.)

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Ведущие страны Востока в Новое время (в XVI – начале XIX вв.)
Закономерности и особенности развития

Индия в Новое время

Социально-экономическое развитие Индии к началу Нового времени проходило неравномерно. В некоторых горных, лесных областях обитали племена и народности, находившиеся на различных ступенях формирования классового общества. Но в целом Индия находилась на стадии развитого феодализма. Особенностями феодализма были: собственность феодального государства на землю и крупные ирригационные сооружения; своеобразный характер индийской общины; повсеместное сохранение пережитков общинно-родового строя и рабства; кастовая система. Значительного уровня развития достигли товарно-денежные отношения.

В 1526 г. тимурид Бабур вторгся в Индию и стал основателем империи Великих Моголов, объединившей под своей властью в пору расцвета почти всю Индию. «Золотым веком» империи стало правление падишаха Акбара (1556 – 1605 гг.), который провёл ряд реформ, заложивших основы управления страной. Была проведена налоговая реформа, в рамках земельной реформы закончен земельный кадастр и введена система джагиров и заминдаров.

Основой экономики Могольской империи было сельское хозяйство. В XVI – XVIII вв. оно имело довольно высокий уровень продуктивности, чему способствовало применение крестьянами удобрений, техники севооборота. В сельском хозяйстве неуклонно росла доля технических культур, что стимулировало развитие товарно-денежных отношений.

Сельская община – главная ячейка аграрного общества была сложной структурой и включала в себя несколько социальных уровней. Все земли в могольском государстве делились на три основные категории. Из государственного домена (халис) шах раздавал должностным лицам за службу военные лены (джагиры) Из земель халиса государи раздавали свободные от уплаты налогов пожалования храмам и мечетям. Значительную прослойку феодального класса составляли заминдары – мелкие феодалы, выходцы из общинной верхушки, или индусская знать, сохранившая при мусульманских владыках свои права на земли в обмен на покорность и уплату дани. Помимо государственных земель и военных ленов существовали земли, находившиеся в частной собственности, они обозначались термином (милк). Главной формой налогообложения был мал – земельная рента – налог, который общинники платили либо государству, если земля входила в фонд халиса, либо феодальному держателю.

Для Индии XVI – XVIII в. был характерен высокий уровень торговли. Вся страна была покрыта сетью взаимосвязанных рынков. Города являлись центрами торгового обмена – от местного до международного.

Следствием обострения противоречий феодального общества явились народные движения. Некоторые народности Индии вели борьбу за своё этническое территориальное и языковое единство. Освободительные войны маратхов и джатов, антифеодальное выступление сикхов имели важные последствия. Они подорвали могущество могольских падишахов. Это создало благоприятные условия для развития феодального сепаратизма. Могольские наместники ряда областей – (Бенгалии, Ауда, Декана) почувствовали свою силу и перестали подчиняться Великому Моголу. Опираясь на местную знать, они начали превращать свои земли в фактически независимые от Дели государства. Распад Могольской державы происходил в течение 30 лет, отделяющих смерть шаха Аурангзеба от нашествия персидского шаха Надира. Вторжение Надир-шаха поставило империю Великих моголов на край гибели. Политический распад Могольского государства, признаки которого обозначились в первой четверти XVIII в., завершился в 40-60-е гг. К 60-м гг. XVIII в. власть Великих Моголов распространялась лишь на несколько областей.

Первыми европейцами, утвердившимися в Индии, были португальцы. Не стремясь проникнуть вглубь страны, они ограничились захватом опорных пунктов на побережье. Однако в конце XVI – начале XVII вв. Португалия потеряла гегемонию на морских путях в Индию. Её захватили Голландия и Англия. Английская кампания для торговли с Индией была создана в 1600 г. и получила от королевы Елизаветы хартию на монопольную торговлю со странами, находившимися к востоку от мыса Доброй надежды.

В самой Индии кампания добивалась у Великих Моголов торговых привилегий и устранения своих португальских и голландских конкурентов. С 1615 г. начинается быстрый рост английских факторий. В течение XVII в. английская Ост-индская кампания создала в Индии ряд факторий и добилась у Великих моголов ряда привилегий. Главной английской факторией в XVII в. был Мадрас.

Первые французские купцы появились в Индии в начале XVII в. Французская кампания для торговли с Индией была создана 1664 г. В середине XVIII в. самыми мощными европейскими кампаниями в Индии стали английская и французская. Соперничество привело их к вооруженному столкновению.

К середине XVIII в. английская кампания стала весьма богатой организацией, которая имела не только фактории, многочисленный штат служащих, но и суда и войска. Кроме того, она пользовалась поддержкой правительства, английский флот всегда мог обеспечить ей помощь. Французская кампания была значительно слабее. В её торговых войнах с Англией решающую роль сыграла слабость Франции на море. Правительство Франции, разорившее страну, не сумело отстоять свои заморские владения от английских соперников. В 1756 г. началась Семилетняя война, в которой Англия и Франция опять оказались противниками. Причём борьба происходила не только в Европе, но и в Америке и в Индии. Парижский мирный договор 1763 г. фактически покончил с французским господством в Индии.

Важное значение в истории Индии имело завоевание Бенгалии. 23 июня 1757 г. в битве при Плесси войска наваба Сирадж-уд-Даулы были разгромлены англичанами. Этот день считается англичанами датой основания их империи в Индии. Под видом подарков и вымогательств началось ограбление бенгальских феодалов. Началась и перестройка экономики Бенгалии. Наиболее тяжёлые последствия для неё имела монополизация англичанами торговли. В стране вводилась система двойственного управления гражданскими делами, судом, поддержанием порядка ведали местные бенгальские власти, а кампания взяла в свои руки сбор земельного налога. В 1773 г. был принят акт об управлении Индией. Согласно ему, вся власть в Индии по-прежнему оставалась в руках кампании. Основное изменение заключалось в признании кампании не просто торговой организацией, а властителем на индийской территории, а потому к английскому правительству переходило наблюдение за её деятельностью. А самые высшие чиновники в Индии – генерал-губернатор и четыре члена его совета должны были назначаться не кампанией, а правительством. В 1784 г. важнейшие проблемы управления Индии перешли в основном из ведения кампании к контрольному совету, назначаемому премьер-министром. Совет стал постепенно превращаться в своеобразное ведомство по делам Индии.

В дальнейшем вопрос об управлении Индией стал предметом парламентской борьбы при пересмотре хартии кампании в 1813 г. В это время были уже завоёваны княжество Майсур и основные маратхские владения и созданы предпосылки превращения Индии в рынок сбыта колониальных товаров. Поэтому вся английская буржуазия выступала против торговой монополии Ост-индской кампании. Акт 1833 г., принятый по инициативе правящей партии вигов, оставил за кампанией право управления Индией, но поставил её под жёсткий правительственный контроль, введя в бенгальский совет назначаемого короной чиновника, занимавшегося разработкой законодательства для всей Индии.

Аппарат колониального угнетения Индии создавался постепенно, без коренной ломки. Когда торговая кампания стала фактически правительством Индии, она не создала нового механизма управления, а стала приспосабливать старый. Её торговый аппарат постепенно превращался в чиновничье-бюрократический аппарат управления огромной страной.

Три английских владения – Бенгалия, Мадрас и Бомбей действовали почти независимо друг от друга. Каждое президентство Компании имело право вести самостоятельную переписку с Советом директоров, издавать решения, которые имели силу закона на территории этого президентства. Таким образом, в Бенгалии, Мадрасе и Бомбее действовали разные законы. Важнейшим элементом колониального аппарата власти была сипайская армия (она также состояла из Бенгальской, Мадрасской и Бомбейской). С её помощью англичане завоевали всю Индию, и держали страну в узде.

Большое значение в аппарате угнетения Индии играла судебная система. Высшим судебным органом считался Верховный суд. В начале XIX в. существовало три верховных суда отдельно в каждом президентстве.

Таким образом, управление Индией фактически находилось в руках военных и гражданских чиновников – англичан. Однако низовой аппарат состоял из индийцев. В Бенгалии над индийскими сборщиками налогов были поставлены коллекторы – англичане и вплоть до введения системы постоянного заминдари, индийский налоговый аппарат оставался под английским контролем. В конце XVIII в англичане ввели систему постоянного заминдари. Представителям старой феодальной знати (заминдарам), откупщикам налогов, ростовщикам было предоставлено наследственное право собственности на землю, с которой они должны были собирать фиксированный налог. В результате создания и поддержания такого механизма англичане получили в Индии прочную социальную опору. Однако владельческие права заминдаров были ограничены рядом условий. Так, в случае недоимки колониальные власти могли конфисковать поместье заминдара и продать его с аукциона.

В первой четверти XIX в. на землях, первоначально составляющих Мадрасское президентство, вводится земельно-налоговая система, получившая название райатвари. В 1818 – 1823 гг. эта система распространилась на те земли Мадрасского президентства, где ещё не было введено постоянное заминдари. Кампания сдавала землю мелкими участками крестьянам на правах бессрочной аренды. В итоге, крестьяне оказывались фактически прикреплёнными к земле.

В первой трети XIX в. в районах центральной Индии была введена новая система, получившая название маузавар. При ней фискальной единицей и владельцем земли считалась деревенская община в целом. Эта политика привела к пауперизация индийского крестьянства и разрушению общины, и разрушению ирригационной системы.

Таможенная политика Англии при помощи низких пошлин поощряла английский экспорт в Индию, а при помощи высоких препятствовала импорту индийских ремесленных товаров в Англию. Превращение Индии в рынок сбыта английских товаров вёл к разрушению индийского местного производства там, где оно конкурировало с английскими изделиями.

В первой трети XIX в. колонизаторы приступили к эксплуатации колонии не только как рынка сбыта, но и рынка сырья. Это вызвало некоторое повышение товарности крестьянского хозяйства. Ещё в XVIII в. кампания заставляла бенгальских крестьян сеять мак для вывоза опиума в Китай. В конце XVIII в. англичане стали принуждать индийских крестьян выращивать так же индиго. В связи с ростом текстильного производства в Англии кампания сделала попытку развить культуру хлопка. В связи с ростом экспорта шёлка-сырца из Индии в Англию, колонизаторы предприняли некоторые попытки к расширению шелководства.

Усиление эксплуатации Индии, новые формы колониального гнёта вызвали стихийный народный отпор в разных районах страны. Восстания были стихийными, местными, разрозненными, что облегчило Кампании их разгром.

Наступление эпохи империализма повлекло за собой усиление эксплуатации Индии новыми формами и методами, рост её угнетения английскими колонизаторами. В 70-90-е гг. XIX в. в Индии довольно быстрыми темпами шло строительство крупных капиталистических предприятий. Развитие капитализма в Индии, запоздавшее на многие десятилетия по сравнению с европейскими странами, происходило неравномерно. Росла главным образом легкая промышленность, в основном текстильная, а также промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Из отраслей тяжёлой промышленности развивались лишь добывающие. При этом предприятия были сосредоточены, главным образом, на морских побережьях. Тормозом в развитии индийской промышленности были её зависимость от импорта английского оборудования, отсутствие дешевого кредита, система железнодорожных тарифов, благоприятная для английских импортеров таможенная политика.

Уровень развития сельского хозяйства был крайне низким. В деревне продолжала господствовать феодально-помещичья собственность и полукрепостнические формы и методы эксплуатации крестьян. Капиталистические отношения проникали в деревню, главным образом, в плантационное хозяйство (по выращиванию чая, джута) очень медленно. Быстро определились районы монокультур. Рост товарности сельского хозяйства в условиях колониальной, полуфеодальной Индии совершался не вследствие улучшения техники и культуры обработки земли, а за счёт усиления налогового гнёта и полукрепостнической эксплуатации населения.

Колониальный режим чрезвычайно осложнял и замедлял формирование наций в Индии. Препятствием на этом пути было существование около 600 феодальных княжеств, охранявшихся английскими властями. Пережитки кастового строя, власть религии затрудняли политическую консолидацию народностей и развитие национального самосознания. Усиление колониального гнёта с приближением эпохи империализма определяло выдвижение на первый план задач борьбы против иноземных колонизаторов. Малочисленная, но влиятельная буржуазная интеллигенция выступила идеологом нарождавшегося общеиндийского национально-освободительного движения. В 70-х – начале 80-х гг. XIX в. в Бенгалии, Бомбее и других экономически наиболее развитых провинциях страны возникали буржуазно-помещичьи организации различных политических направлений.

На развитие национально-освободительного движения огромное влияние оказали стихийные крестьянские восстания. Началом волны крестьянских восстаний против «грязной тройки» (так назвали в Индии английских правителей, помещиков и ростовщиков) были события 1872 г. в Пенджабе. Борьбу трудящихся масс деревни и городских низов возглавила секта под названием «Намдхари». В 1879 г. началось восстание маратхского крестьянства, которое носило и антифеодальный и антианглийский характер. Руководил им мелкий чиновник из города Пуна, патриот-революционер Васудев Балвант Пхадке. В начале 80-х гг. восстания происходили в Раджпутане, Бихаре, Мадрасской провинции («пять возмущений» народности мопла) и другие. Британские колонизаторы разгромили эти разрозненные выступления. Но решимость, с которой крестьяне боролись против иноземных поработителей, за ликвидацию заминдарства и ростовщичества, вынудили власти пойти на некоторые уступки.

Османская империя в Новое время

В начале XVI в. Османская империя, захватив огромные территории в Европе и на Ближнем Востоке, превратилась в крупнейшую державу. В её империи вошли почти все земли прежнего халифата (Аравия, Ирак, Магриб) и даже часть Закавказья, не говоря уже о новых приобретениях (Балканы и Крым). Османы стали угрозой для Европы, в том числе и для России. С 1517 г. абсолютный монарх Османской империи соединял в своём лице титулы главы светской власти и духовного повелителя всех мусульман, живших в пределах его государства.

В стране господствовала военно-ленная тимариотская система землевладения. Право наследования было связано с обязательством наследника служить в армии. Передавать тимар в чужие руки на иных основаниях запрещалась. Все земли делились на государственные, принадлежавшие частным лицам на тех или иных условиях, и земли религиозных учреждений (вакф или вакуф), при этом султан являлся верховным собственником всех земель империи.

По мере роста империи её внутренняя структура усложнялась. Менялась и внутренняя система управления. Появилась прослойка гражданских чиновников, приравненных к воинам, появился влиятельный слой высших должностных лиц из числа сановников и султанской родни. Правительство страны – Высочайший совет (диван - и - хумайюн) назначалось султаном, и было ответственно перед ним. Оно состояло из нескольких министров – визиров (везиров) и возглавлялось великим визиром / везиром (везирем). Деятельность правительства регламентировалась принятым при Мехмеде II (1444 – 1481 гг.) сводом законов Канун-наме, а так же исламским правом – шариатом. Военно-административная система возглавлялась великим везиром. Страна к XVI в. была разделена на 16 крупных областей – эялетов, возглавлявшихся губернатором – бейлербеем, который подчинялся великому визиру / визирю.

В XVI в. площадь обрабатываемых земель империи практически перестала расти, тогда, как рост населения продолжался и весьма быстрыми темпами. С одной стороны, это вело к дроблению тимаров и, следовательно, к уменьшению их доходности. С другой, к ухудшению качества жизни райя, к появлению в их среде большего количества безземельных. Нерентабельность мелкого тимара на рубеже XVI – XVII вв. была усугублена докатившейся до Турции волной революции цен, вызванной наплывом в Европу дешевого американского серебра. Всё это вызвало серию народных восстаний. Стали необходимы срочные реформы.

Сначала власти пошли по наиболее легкому пути. Упадок корпусов сипахи решили компенсировать увеличением корпуса янычар, однако ставка на янычар дала обратный эффект. Расходы на армию резко увеличились, казна не всегда была в состоянии вовремя выплачивать им жалование. В ответ они начинали бунтовать и даже смещать неугодных султанов. В 1656 г. великим визиром стал Махмед Кёпрюлю, который провёл в Турции первую серию реформ. Их смысл сводился к восстановлению боеспособности тимаров и оживлению тимарной системы. Тимары были восстановлены путём ущемления других категорий землевладения. Это привело к укреплению дисциплины в войске, повысился авторитет центральной власти и даже были одержаны некоторые победы. В частности, в 1681 г. к империи была присоединена правобережная Украина. Однако эти успехи были недолгими.

На рубеже XVII – XVIII вв. Турция потерпела ряд серьёзных поражений в войнах. Всё чаще та или иная европейская держава, победив Турцию, добивалась льгот либо преимуществ в торговле (первые такого рода льготы – капитуляции были предоставлены французам в 1535 г). В 1580 г. таких льгот добились англичане, в начале XVIII в. – австрийцы. Примерно с 1740 г. капитуляции стали превращаться в неравноправные договоры.

Распад Османской империи начался ещё в XVIII в., когда в результате ряда войн с Австрией, Россией и Ираном, Турция потеряла земли – часть Боснии, Тебриз, Азов и Запорожье. Кроме того, она была вынуждена согласиться на отказ от политического контроля в ряде стран (Грузия, Молдова, Валахия). К концу XVIII в. местные династии стран Магриба, Египта, Аравии, Ирака уже слабо контролировались турецким султаном, а египетская экспедиция Наполеона на рубеже XVIII – XIX вв. была сильным ударом по престижу Османской империи. Восстание ваххабитов окончательно оторвало от Турции Аравию, которая вскоре оказалась в руках могущественного Мухаммеда Али Египетского.

Сначала упадок военной мощи, а затем экономическое и политическое отставание Турции от развивающейся капиталистической Европы привели в конце XVIII в. к тому, что для европейских стран, прежде с трудом отбивавшихся от турок, возник так называемый «восточный вопрос».


Последняя треть XVIII в. является переломным периодом в истории борьбы балканских народов против турецкого ига. Одним из факторов национально-освободительного движения было появление русских войск на Балканах, и победы, одержанные Россией над Турцией (на суше и на море) в войнах 1768 – 1774 гг. и 1787 – 1791 гг. В царствование Селима III почти все угнетенные народы: греки, болгары, черногорцы, сербы, румыны на Балканах, арабы в Египте и на Аравийском полуострове были охвачены борьбой за независимость.

Второй тур реформ, связанный с именами султанов Селима III (1789 – 1807 гг.) и Махмуда II (1808 – 1839 гг.). Селим III, проводя реформы в армии, в области землевладения, финансов, административного управления, пытался укрепить центральную власть и предотвратить распад Османской империи. Главным стало стремление реформаторов покончить с военно-ленной системой и её уродливым проявлением – корпусом янычар. Поэтому Махмуд II 28 мая 1826 г. издал указ о создании регулярной армии. Одновременно Махмуд II расправился с суфийским орденом бекташи, тесно связанным с янычарами. Так были созданы предпосылки для создания регулярной армии.

Последствия турецко-египетского конфликта показали, насколько тяжким было политическое и военное положение Турции, и усилилась её зависимость от европейских держав. Не менее тяжелым было и её экономическое положение; рост политической зависимости сопутствовал усилению экономической зависимости от крупных капиталистических стран.

Сельское хозяйство оставалось в тяжёлом состоянии. В нём заметным становилось новое явление – рост крупной частной земельной собственности (чифтликов) за счёт тимаров и зеаметов, особенно в Европейской Турции. Положение крестьян в чифтликах было более тяжёлым, нежели в тимарах, они были вынуждены отдавать половину урожая собственнику чифтлика и сверх того платить ашар и другие налоги государству.

В первой трети XIX в. в Турции было много крупных городов. Со второй четверти XIX в. там начали развиваться некоторые отрасли промышленности – текстильная, кожевенная, керамическая, производство оружия. Регулярная армия была крупным потребителем местной промышленной продукции. Прогрессивные процессы стали заметны и в промышленности; они выражались в росте разделения труда, в появлении мануфактур и даже фабрик. Заметно оживилась внутренняя и особенно внешняя торговля, которая способствовала росту городов, расположенных на побережьях и на крупных внутренних торговых магистралях. Развитие промышленности и торговли привело к зарождению промышленной и росту торговой буржуазии. Но на пути их развития встал иностранный капитал.

Социально-экономическое развитие Турции в начале XIX в. настоятельно требовало реформ в земельных отношениях и государственном строе. В 1831 – 1832 гг. началась ликвидация военно-ленной системы землевладения. Тимары и зеаметы были отобраны у ленников и присоединены к государственному фонду. Ликвидация военно-ленной системы сопровождалась проведением административной реформы. В числе других реформ следует упомянуть унификацию таможенной системы в 1836 г., отмену государственной монополии на покупку пшеницы и шерсти в 1838 г., создание в 1836 – 1837 гг. министерств иностранных дел, внутренних дел, военного, учреждение постоянных посольств в Париже, Вене, Лондоне и Берлине. Султан Махмуд II старался показать, что он является сторонником равенства всех подданных без различия религии.

Разработкой реформ была занята специальная комиссия во главе с государственным деятелем, дипломатом Мустафой Решид-пашой, поклонником Запада. Реформаторы надеялись на то, что проведение реформ устранит угрозу вмешательства во внутренние дела Турции и ослабит внутренний политический кризис. 3 ноября 1839 г. в парке султанского дворца (Гюльхане (Дом роз)) был провозглашён указ. Он обещал обеспечить всем подданным империи: безопасность жизни, чести и имущества; новые методы распределения и взимания налогов; отмену откупной системы; упорядочение призыва в армию и сокращение сроков военной службы. В развитие Гюльханейского акта был издан ряд указов о реформах. Они получили в турецкой официальной историографии название «танзимат-и-хайрийе» («благодетельные реформы»). В 1840 г. было реформировано взимание налогов. В том же году было составлено подобие уголовного кодекса и начата разработка гражданского кодекса. Указом 1843 г. была установлена новая структура армии. Была объявлена всеобщая (для мусульман) воинская повинность. В том же году отменена смертная казнь для ренегатов ислама.

Паши, откупщики, ростовщики, духовенство и другие реакционеры, особенно в провинции, срывали проведение реформ. Реформы, проведённые сверху, не улучшили положения трудящихся масс, но они содействовали росту буржуазии, включая и нетурецкую по национальности. Они способствовали усилению позиций иностранного капитала в Турции, к тому времени уже значительных. В 1838 – 1841 гг. Англия, Франция и другие западные государства заключили с Турцией невыгодные для неё торговые договоры. Иностранный капитал всё более приспосабливал экономику Турции к своим потребностям. В 30-50-х гг. XIX в. увеличился импорт иностранных фабрикатов в Турцию и (в значительно меньшей степени) экспорт турецкого сельскохозяйственного сырья. Импорт иностранных товаров, обеспеченный привилегиями, вызвал упадок турецкой промышленности. Экспорт сырья имел прогрессивные последствия для Турции: росли товарно-денежные отношения в деревне, расширялось или возникало заново производство некоторых сельскохозяйственных продуктов. Таким образом, как в политическом, так и в экономическом отношении в 30-50-х гг. XIX в., несмотря на реформы, были созданы предпосылки для превращения Турции в полуколонию развитых капиталистических стран, в их аграрно-сырьевой придаток.

Для покрытия расходов правительство стало часто прибегать к внешним займам. Подобное состояние вызывало тревогу в кругах турецкой общественности. В среде либеральной интеллигенции образовалось течение, которое в качестве меры спасения выдвигало требование о создании парламентарной конституционной монархии. Объективно оно отражало интересы турецкой буржуазии, поэтому сторонников реформ называли младотурками или «новыми османами».

Перерастание мирового капитализма в империализм ускорило процесс превращения Османской империи в полуколонию. Переход к империалистическим методам эксплуатации сочетался с сохранением и развитием прежних форм хозяйствования, свойственных периоду промышленного капитализма. Воспользовавшись крайне тяжёлым экономическим положением Турции после Крымской войны, европейские банкиры сумели посредством займов опутать страну сетью финансовой зависимости. Тяжесть внешнего долга была столь велика, что на её погашение пришлось около половины всех расходов государства. К 1879 г. ситуация настолько ухудшилась, что Порта заявила о полном финансовом банкротстве. В результате переговоров между Турцией и кредиторами в 1881 г. было создано «Управление Оттоманского публичного долга» из представителей крупнейших европейских банков, которые установили свой контроль над важнейшими источниками доходов государства.

Характерной чертой внешней торговли Османской империи стал постоянно возраставший дефицит. В начале 70-х гг. Османская империя вступила в полосу затяжного кризиса, потерей контроля над отдельными территориями и активным вмешательством западных держав в её внутренние дела. Кризис усугублялся новым подъёмом национально-освободительной борьбы балканских народов.

Особенно острой стала ситуация в 1873 г. Два неурожайных года привели к резкому ухудшению положения в деревне, падению налоговых поступлений в казну. Обострение внутриполитического кризиса и вмешательство великих держав создали благоприятную обстановку для выступления сторонников конституционных реформ во главе с Мидхат-пашой. В ночь на 30 мая 1876 г. был низложен и убит султан Абдул-Азиз. 31 августа 1876 г. он был низложен. Султаном стал его младший брат Абдул-Хамид II. Султан Абдул-Хамид II (правил в 1876 – 1909 гг.) утвердил разработанный Мидхатом-пашой и Намыком Кемалем проект конституции и 23 декабря 1876 г. «конституция Мидхата» была торжественно обнародована. Однако уже в начале 1877 г. султан сместил Мидхат-пашу с поста великого везира / везиря, подверг репрессиям большинство «новых османов», а в феврале 1878 г. распустил избранный согласно конституции парламент и установил самодержавный деспотичный режим («зулюм»).

Поражение Турции в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. фактически привело к почти полному крушению турецкого господства на Балканах. Берлинский конгресс 1878 г. признал независимость большинства балканских народов.

Стремясь удержать подвластные народы в повиновении, Абдул-Хамид II жестоко преследовал малейшие проявления свободомыслия, разжигал национальную и религиозную вражду, провоцировал столкновения между мусульманами и христианами. Однако «зулюм» не мог остановить рост прогрессивных сил в стране. В конце XIX в. политическими преемниками «новых османов» выступили младотурки, первой организацией которых был учрежденный в 1889 г. тайный комитет «Единение и прогресс».

Младотурецкая революция 1908 г. – первая буржуазная революция в Турции. Она имела целью свержение деспотического режима султана Абдул-Хамида II, введение конституционного строя, а в перспективе – освобождение страны от полуколониальной зависимости. Её предпосылки сложились в конце XIX – начале XX вв., когда завершилось превращение Османской империи в полуколонию империалистических держав, а деспотический режим султана Абдул-Хамида II, углубляя недовольство народных масс, породил активное движение протеста в кругах буржуазной интеллигенции (особенно офицерства), отражавших интересы национальной турецкой буржуазии. Движением руководила тайная организация «Единение и прогресс». Началу младотурецкой революции предшествовали четническое (партизанское) движение в Македонии, восстание моряков турецкого флота в 1906 г., народные выступления в Анатолии 1906 – 1907 гг., волнения в арабских странах. Непосредственным толчком к революции послужило Ревельское свидание английского и русского монархов (июнь 1908 г.), в ходе которого было намечено проведение новых реформ в Македонии, фактически направленных на её «отход» от Турции.

3 июля 1908 г. сформированная в г. Ресне турецкая чета под командованием майора Ниязи подняла восстание, целью которого было восстановление конституции 1876 г. 6 июля выступила чета во главе с майором Энвером (Энвер-паша), и вскоре восстание распространилось на большинство турецких воинских частей в Македонии. К ним присоединились члены македонской и албанской чет. 23 июля революционные отряды вступили в Салоники, Битоль и другие города Македонии. На многолюдных митингах было провозглашено восстановление конституции 1876 г. Убедившись в бесполезности сопротивления, Абдул-Хамид II подписал указ о созыве парламента.

Ограничив цели революции установлением конституционного строя, лидеры младотурок стремились пресечь активность народа, заслужить своей умеренностью «благоволение» империалистических держав. Стачки рабочих подавлялись, национальные меньшинства подвергались гонениям. В то же время феодально-клерикальная и компрадорская оппозиция, поддержанная империалистическими державами, подготовила и в апреле 1909 г. осуществила контрреволюционный мятеж, восстановивший на время самодержавие Абдул-Хамида II. Мятеж был подавлен прибывшими из Македонии воинскими частями и четниками. Парламент низложил Абдул-Хамида (27 апреля 1909 г.) и избрал султаном безвольного Мехмеда V. Однако, укрепив свою власть, младотурки вскоре утратили былую революционность. Провозглашенную ими доктрину османизма («равенство всех османов») они направили на насильственное отуречение народов империи. Объективно прогрессивные тенденции турецкого буржуазного национализма (тюркизма) были подменены шовинистической идеологией пантюркизма; возродился и «абдул-хамидовский» панисламизм. Уже к 1910 – 1911 гг. младотурецкая революция по существу потерпела поражение. С 1913 г., после произведённого Энвером государственного переворота, конституция и парламент утратили своё значение. Нерешенные задачи составили историческое наследие для нового этапа турецкого буржуазного революционного движения.

Япония в Новое время

К середине XVI в. Япония была раздроблена, власть, и влияние центрального правительства пришли в упадок. Движение за объединение страны возглавили средние и мелкие даймё – правители небольших княжеств. Они стояли перед угрозой восстаний и массового бегства крестьян. У них возникало стремление к объединению страны, к созданию центральной власти, которая положила бы конец междоусобной борьбе и закрепила права феодалов на управление их княжествами и подавила сопротивление крестьян. Из средних феодалов вышел первый объединитель Японии – дайме района Минно – Ода Нобунага. Деятельность других руководителей движения за объединение страны Тоетоми Хидэёси и Токугава Иэясу также отвечала интересам этой группы феодалов.


К середине XVIII в. Япония представляла собой феодальную страну, у власти находился дом Токугава. Он осуществлял военно-феодальную диктатуру в форме сёгуната в условиях относительно централизованного феодального государства и фактически единолично правил всей Японией.

Наиболее решительные меры по упрочению феодального строя проводил преемник Нобунага фактический диктатор Японии Хидэёси. Он издал декрет об изъятии оружия у крестьян, приступил к реформе в отношении крестьянства. Была проведена земельная перепись – кадастр. По декрету Хидэёси, крестьян обложили высокой земельной податью, ввёл ограничения расходов крестьян на личные нужды. Деревни были разделены на пятидворки, возглавляемые наиболее зажиточными крестьянами, с круговой ответственностью за уплату основной ренты и других налогов.

Первые европейцы, проникшие в Японию – португальцы (1543 г.). Кроме европейских товаров – оружия, тканей, португальцы ввозили в Японию китайский шёлк. Они наводнили страну миссионерами, обращавшими население в христианство. Районы, правители которых принимали христианство, получали от европейцев торговые привилегии. Тоетоми Хидэёси был заинтересован в торговле с европейцами. Но в 1587 г., после подчинения своего самого опасного соперника на острове Кюсю Симадзу, он издал указ о запрете миссионерской пропаганды. Эту политику продолжал Токугава Иэясу, но он так же содействовал и торговле с европейцами, с появившимися в Японии на рубеже XVI – XVII вв. англичанами и голландцами. Одновременно он продолжал преследовать миссионеров и японцев-христиан. Преемники Иэясу сёгуны Хидэтада (1605 – 1623 гг.) и Иэмицу (1623 – 1651 гг.) усиливали преследования христиан. В целях завершения объединения Японии и укрепления феодального строя, сёгунат в конце концов прибег к изоляции от внешнего мира, которая, обусловила экономическую и культурную отсталость Японии в XVII – XIX вв.

К 1640 – 1700 гг. складывается и феодальная структура сёгуната. Токугава разделил дворянство на несколько разрядов – императорскую семью, выделили в особую группу (кугэ). Все остальные феодальные кланы носили название букэ (военные дома). Князья-даймё в свою очередь делились на три категории – первая принадлежала к дому сёгуна и называлась синхан, вторая – футзай-даймё включала в себя княжеские фамилии, связанные с домом Токугава, являвшиеся его опорой, третья категория – тотзама состояла из князей, не зависимых от дома Токугава и считавших себя ему равными. Формально к букэ принадлежало и самурайство. Прекращение междоусобных войн способствовало развитию японского земледелия. Постепенно росло товарное земледелие, разведение хлопка, шёлка сахарного тростника. В XVII в. четко определилась специализация районов по отдельным культурам.

Увеличение роста городского населения происходило и за счёт быстрого возникновения так называемых призамковых городов, которых насчитывалось более 200. Цехи и гильдии средневековой Японии в этот период пережили трансформацию, на их основе образовывались правительственные монополии. В начале XVII в. происходит завершение объединения страны, которое произошло при сёгуне Иэмицу.

Разложение феодального общества в XVIII в. выражалось в сокращении сбора риса – основной сельскохозяйственной культуры, сокращении обрабатываемой площади. В течение века прирост населения в Японии не превышал 0,01 % в год. Резкое ухудшение условий жизни крестьян вызвало в XVIII в. быстро нараставшее народное движение. 30-е гг. и начало 40-х гг. XIX в. характеризуются для Японии новой полосой жестокого голода, бурным подъёмом движения крестьян и городских низов. В этот период насчитывается примерно 11 крестьянских восстаний в год.

Западные державы, реализуя свою колонизационную политику, проявляют интерес к «открытию» страны. США не раз пытались добиться прекращения изоляции Японии. В 1851 г. президент Фильмор принял решение ускорить заключение соглашения с Японией, не останавливаясь перед применением насильственных мер. Для этой цели и была сформирована военная экспедиция Мэттью Перри. Прибытие американской военной эскадры к японским берегам вызвало замешательство властей и населения Эдо. 13 февраля 1854 г. эскадра Перри вновь появилась у берегов Японии. Правительство сёгуна – бакуфу (военное, «шатровое правительство») приняло все условия, предложенные американской стороной. 31 марта в Иокогаме состоялось подписание первого японо-американского договора названного договором о мире и дружбе. Этим заканчивается период самоизоляции Японии в отношениях с иностранными державами. Подписание сёгунским правительством неравноправных договоров и последовавшее за ним вторжение в Японию иностранного капитала вызвало новое обострение политического кризиса в стране.

В связи с прибытием экспедиции Перри в Японии сформировались два лагеря. Сторонники заключения договоров с иностранными государствами объединились в «Партию открытия страны» под руководством главы правительства Ии Наофкэ. Второй лагерь объединился в «Партию изгнания варваров», её возглавил феодальный князь Мито Нариаки. Политическая борьба в Японии достигла небывалого напряжения после подписания договоров 1857 – 1858 гг. и неудач японских миссий, направленных в Европу и США в течение 1860 – 1861 гг. в целях пересмотра неравноправных договоров. Сёгунское правительство приняло в 1863 г. предложение оппозиции начать «изгнание варваров» и прекратить всякую торговлю с иностранными государствами. В соответствии с этим правитель княжества Тёсю в июне-июле того же года обстрелял в Симоносэкском проливе американские, французские и голландские суда и фактически закрыл пролив для иностранных кораблей. Эти действия, санкционированные правительством, ускорили репрессии «великих» держав против Японии. Английское правительство решило взять на себя инициативу карательной экспедиции. Наиболее значительной была экспедиция в августе 1863 г., когда корабли эскадры адмирала Купера обстреляли столицу княжества Сацума – г. Кагосима. В начале сентября 1864 г. объединенная эскадра Англии, США, Франции и Голландии под командованием Купера произвела обстрел побережья княжества Тёсю. В итоге в октябре 1864 г. между иностранными послами и представителями сёгуната было подписано соглашение. Оно предусматривало запрещение князю Тёсю возводить укрепления вдоль берегов Симоносэкского пролива и предоставляло иностранным судам свободу прохода через пролив. Сёгунскому правительству были предъявлены ультимативные требования. Новый нажим привёл к капитуляции бакуфу и императорского двора: в ноябре 1865 г. император ратифицировал все договоры, подписанные Японией с иностранцами, летом 1866 г. была заключена новая конвенция об импортных тарифах, ещё больше ухудшившая зависимое положение японской экономики.


В условиях интервенции западных держав в Японии развернулась политическая борьба за влияние в будущем правительстве (в случае переворота). В октябре 1867 г. глава княжества Тёсю Яманоути от имени антитокугавского лагеря вручил сёгуну Кэйки меморандум, в котором содержалось требование ликвидировать двоевластие (сёгуна и императора) и возвратить верховную власть императору. 9 ноября 1867 г. Кэйки «добровольно» принял предложение об отставке и возвращении власти императору. 3 января 1868 г. 15-летний император Муцухито / Мэйдзи (начало революции Мэйдзи) объявил о сформировании нового правительства во главе с принцем Арисугава. Однако Кэйки, не сумевший сохранить своё влияние в новом правительстве, начал борьбу против нового режима. В сражениях при Фусими и Тоба (1868 г.) его войска были разбиты, а сам он бежал в Эдо. Таким образом, в итоге переворота 1867 – 1868 гг. и подавления сил феодальной реакции во время гражданской войны 1868 – 1869 гг. была решена главная задача – ликвидирована военно-феодальная система сёгуната Токугава. Были созданы условия для утверждения нового, капиталистического общественного строя.

Переворот 1867 – 1868 гг. носил антифеодальный характер, был буржуазным по своей природе и экономическому содержанию. В подготовке и совершении переворота большую роль сыграла идеологическая пропаганда, проводившаяся в городах разночинной интеллигенцией самурайского происхождения. Главными движущими силами антифеодальной революции 1867 – 1868 гг. являлись крестьянство и городская беднота, их поддержало низкоранговое самурайство, объективно отражавшее интересы торгово-промышленной буржуазии и «новых помещиков».

Руководящая роль в буржуазном перевороте принадлежала дворянско-буржуазной коалиции, блоку прогрессивной части юго-западных феодалов и народившейся буржуазии. Хотя японская буржуазия была ещё экономически слаба, всё же она располагала достаточными капиталами для финансирования политической борьбы против старой, сёгунской системы. Богатые купцы и ростовщики из эдоских и осакских домов Мицуи, Коноикэ, Ёдоя, Оно и Симада предоставляли антисёгунскому лагерю займы и вносили многочисленные пожертвования.

В 1871 г. была завершена централизация и объединение страны. В Японии в 1872 г. была введена всеобщая воинская повинность. Наиболее важным преобразованием правительства явилась аграрная реформа 1872 – 1873 гг., показавшая незаконченный характер буржуазной революции в Японии. В 1880-х гг. Япония вступила в период быстрого промышленного развития. Этот подъём был подготовлен предшествующим периодом, в течение которого императорское правительство поощряло частнопредпринимательскую деятельность. С 1868 по 1880 гг., в стране был организован ряд «образцовых предприятий», созданных государством с тем, чтобы потом передать их в руки частных владельцев. Государство поощряло развитие промышленности, вкладывая значительные средства в строительство новых фабрик и заводов. Разоряющееся крестьянство являлось источником дешевой рабочей силы для городов. В этот период промышленное развитие Японии ещё носило односторонний характер. Преобладала легкая, главным образом текстильная, промышленность. Узость промышленно-сырьевой базы ставила японское хозяйство в зависимость от внешних рынков сырья. В начале 1880 г. в Японии стали оформляться первые политические партии, социальной базой и опорой которых были помещичье-буржуазные круги. Эти партии были либеральными по своим политическим установкам. Деятельность оппозиции вылилась в формирование в 1881 г. политической партии – «дзиюто» (либеральная партия). В то же время оппозиционные настроения получили распространение среди японской буржуазии, как среди торгово-финансовой, так и среди быстро набиравшей силу национальной (промышленной). На этой основе в 1882 г. была основана партия либеральной буржуазии, получившей название «кайсинто» («партия реформы»). В 1880-е гг. обе партии начали брьбу за конституцию. Конституционное движение в Японии получило название «минкен ундо» («движение за народные права»). В начале правительство подавляло деятельность «минкен ундо». Но, дальновидные руководители японского абсолютизма понимали необходимость ограниченных реформ и уступок, включая конституцию, ради сохранения равновесия в обществе и строя в целом. И в 1889 г. была провозглашена японская конституция.

Важнейшей особенностью конституции 1889 г. являлось подтверждение власти японской монархии. Японский парламент был образован из двух палат. Несмотря на то, что японский парламент был создан на весьма узкой базе, первые годы его существования ознаменовались частыми конфликтами между парламентом и правительством. Вооружение Японии, в особенности строительство сильного военно-морского флота, шло стремительными темпами, и было связано с готовящейся захватнической войной против Китая. Ближайшим объектом агрессии стала Корея. В 1876 г. Япония под угрозой военного вмешательства навязала Корее первые неравноправные договоры, а в 1882 – 1884 гг. значительно их расширила. 1 августа 1894 г. Китаю была объявлена война. Японо-китайская война 1894 – 1895 гг. продемонстрировала полное превосходство капиталистической Японии над Китаем. Захватническая война ускорила развитие Японии. Она дала толчок росту ряда отраслей промышленности, способствовала расширению внешней торговли Японии и положила начало японской колониальной империи. В конце 1890-х гг. при активной помощи Англии Япония спешно усиливала вооружение армии и флота, готовясь к войне с Россией.

На рубеже XIX – XX вв. японский капитализм вступил в стадию империализма, который обладал рядом особенностей, обусловленных историческим развитием страны. Он сложился как военно-феодальный империализм, в котором господство монополистического капитала сочеталось с полуфеодальными пережитками и значительной ролью помещиков. Государственной формой японского империализма являлась формально конституционная, а фактически абсолютная монархия. Близость слабых в экономическом и военном отношениях стран (Китай, Корея) усиливала агрессивность японского империализма.

Увеличение численности рабочего класса, рост его политической сознательности привели к подъёму рабочего движения. В 1897 г. по инициативе Сэн Катаяма было создано общество содействия организации профсоюзов. В 1898 г. при участии Сэн Катаяма и Дэндзиро Котоку было основано общество по изучению социализма, а в мае 1901 г. на базе этого общества создана социал-демократическая партия, сразу же запрещенная правительством.

В 1900 г. Япония приняла участие в подавлении ихэтуаньского восстания в Китае. В начале XX в. обострились противоречия между Японией и Россией из-за Маньчжурии и Кореи. Японское правительство развернуло деятельную подготовку к войне с Россией, обеспечив себе поддержку Великобритании и США. В 1902 г. был подписан договор между Великобританией и Японией. Нарушив ранее заключённые русско-японские договоры, Япония в феврале 1904 г. развязала войну с Россией (1904 – 1905 гг.). Она одержала ряд побед над царскими войсками, но была истощена войной. В мае 1905 г. она обратилась к США с просьбой о посредничестве. В июле 1905 г. между США и Японией было подписано соглашение, по которому США дали согласие на японский протекторат над Кореей. В результате начавшихся в августе 1905 г. при американском посредничестве переговоров в Портсмуте в сентябре был подписан Портсмутский мирный договор 1905 г., по которому Россия признавала Корею сферой влияния Японии, уступала в аренду Квантунской области с Порт-Артуром и Дальним, южную ветку КВЖД и южную часть о. Сахалин.

В ноябре 1905 г. корейскому правительству был навязан договор о протекторате Японии над Кореей. В августе 1910 г. Корея была аннексирована и превращена в японскую колонию. Для эксплуатации Южной Маньчжурии в 1906 г. был создан полуправительственный концерн Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД). Японские монополии включали в сферу своей деятельности и другие районы Китая. В 1914 г. японские инвестиции в Китае составили 220 млн. долларов США против 1 млн. в 1900 г. Так захват новых рынков и милитаризация экономики дали толчок развитию японской промышленности. Общий объём валовой продукции фабрично-заводских предприятий увеличился с 1905 по 1914 гг. почти в два раза.



Феодальный Китай под властью Цинской империи



К началу XVI в. Китай представлял собой централизованное государство с монархической формой правления. Государственное устройство Минской империи представляло типичную восточную деспотию. В экономике Китая преобладающим оставался аграрный сектор. В минском Китае сложилась своеобразная система налогов, повинностей, основанная как на натуральных, так и на денежных сборах, производившихся дважды в год. На государственных землях налоги были выше, чем на условно-частных. Стремление государства увеличить налоги приводили к острым социальным протестам.

В 1622 г. начались восстания крестьян под руководством тайного общества Белый Лотос. В апреле 1644 г. повстанцы вошли в столицу. Предводитель повстанцев Ли Цзычэн стал новым императором. Однако минское правительственное войско, которым командовал генерал У Саньгуй, находившееся в Маньчжурии не признало новую власть. Выбирая между повстанцами и прежней китайской элитой, командующий, принимает решение признать себя маньчжурским вассалом. Он открыл для маньчжуров ворота в Великой Китайской стене. После захвата Пекина 6 июня 1644 г. и объявления города новой столицей государства, богдыхан манчжуров Шуньчжи 30 октября повторно был провозглашен императором государства Цин.

К 1645 г. маньчжуры сосредоточили под своим контролем около половины территории империи Мин. В 1681 г. Циннам удалось ликвидировать последние очаги сопротивления. Маньчжуры в целом сохранили прежние принципы государственного устройства Китая. Они стремились показать преемственность их власти. Основные изменения коснулись социальной структуры общества. Сословная система состояла из пяти групп. Маньчжуры стали на территории Китая господствующей народностью, из состава которой формировалась высшая элита как гражданская, так и военная. Вторым по важности социальным слоем в Цинском Китае были китайские аристократы, однако даже самые влиятельные из них не могли сравниться по юридическому статусу с маньчжурами. Монопольное право занятия должностей чиновников имели шеньши (ученые). Сословие простолюдинов (лян минь) объединяло основную массу жителей Китая. Оно состояло из земледельцев, ремесленников и торговцев. Представители других (некитайских) этнических групп на территории Китая не имели каких-либо прав.

Приход к власти маньчжур не мог не привести к изменениям в экономической сфере жизни китайского общества. Не имея реальной возможности взять все земельные угодья в собственность, маньчжурская элита оставила большую их часть за китайцами. Себе маньчжуры отвели земли в столичной провинции Чжили, а также в районов с компактным проживанием маньчжурского населения.

Внешняя политика Цинов была традиционной, заимствованной от прежних китайских императоров. В основе её лежала доктрина китаецентризма. Цинский двор вскоре после распространения своей власти на всю территорию Китая стал проводить политику изоляции страны от внешнего мира.

С момента утверждения в Китае Цинны стали подавлять сопротивление покорённых ими народов и проводить агрессивную политику в отношении соседних народов и государств. В 1758 г. было уничтожено Джунгарское ханство. После завоевания маньчжурскими правителями Монголии, Тибет был включён Циннами в состав их империи. Цинны вели завоевательные войны против Бирмы, в 1767 – 1769 гг. и в 1788 г. и Вьетнама (1788 – 1789 гг.), однако эти войны закончились для Китая поражением.

К началу XIX в. стали проявляться черты кризиса Цинского Китая. Это проявлялось как во внутренней политике, так и в экономике. Падал авторитет центральной власти. В стране продолжалось обезземеливание крестьян. Да и горожане находились в тяжелом положении.

В начале XIX в. Цинны продолжают проводить политику самоизоляции. Такое положение уже не могло устроить европейские державы. Особую активность проявляли представители английской Ост-Индской кампании. Они видели в Китае «вторую Индию». В 1816 и 1834 гг. в Китай были посланы две английские миссии с задачей «открыть» Китай. Успехом англичан стало увеличение ввоза в Китай из Индии опиума. Китайское правительство не раз пыталось прикрыть эту торговлю. Иностранцы попросту проигнорировали запреты в угоду своим интересам. Стремясь воспрепятствовать ввозу опиума Цинны в 1839 г. назначили губернатором Кантона патриотически настроенного чиновника Линь Цзэсюя, который категорически запретил ввоз опиума, что спровоцировало первую Опиумную войну (1840 – 1842 гг.), в результате которой был подписан первый неравноправный договор Китая с Англией. Нанкинский договор превращал Китай в зависимую страну.


После поражения во второй Опиумной войне (1856 – 1860 гг.) в правящих кругах Китая возникла потребность ещё раз попытаться найти выход из ситуации, которая грозила превратить его в «придаток» западных держав. В результате была выработана новая линия развития, получившая в историографии название «политика самоусиления «цзы цян».

Идея заимствовать у иностранцев и внедрить у себя лучшие достижения в области науки и техники стала основной в период реформ 60-70 гг. XIX в. Своими корнями она уходит в теорию «усвоения заморских дел». Официально были провозглашены шесть главных составляющих в проведении политики самоусиления: подготовка армии, строительство судов, производство машин, изыскание средств на содержание вооруженных сил, привлечение к управлению способных людей и решимость к долгосрочному проведению этих мероприятий. Эта линия проводилась в фактически неизменном виде вплоть до 1895 г. Проводники политики самоусиления установили строгий военно-политический и экономический контроль над населением империи, усилили систему круговой поруки и доносов.

Своеобразие промышленного развития Китая заключалось в том, что «современная» промышленность возникала вначале в форме казённых предприятий – арсеналов, верфей, созданных главарями феодально-региональных группировок, и предприятий, принадлежащих иностранному капиталу. Иностранные капиталисты начали создавать в крупных торговых городах первые промышленные предприятия преимущественно по переработке сельскохозяйственного сырья, предназначавшегося на экспорт и предприятия коммунальной и легкой промышленности.

В начале 80-х гг. осложнились франко-китайские отношения в связи с колониальной политикой режима Третьей республики. Территория Аннама находилась в тот момент в вассальной зависимости от Китая. В мае 1883 г. французская палата депутатов проголосовала за кредиты на военную экспедицию в Северный Вьетнам. К тому времени там были расквартированы части бывших тайпинских войск, а также туда были переброшенные регулярные войска численностью до 50000 человек. Объединённые китайские и вьетнамские войска нанесли французам ряд поражений. Цинское правительство, напуганное патриотическим движением и освободительным характером, который начала принимать война во Вьетнаме, поспешило приступить к мирному урегулированию конфликта. Подписанный в Тяньцзине в 1885 г. мирный договор с Францией привел к отказу от Цинского Китая от формального сюзеренитета над Вьетнамом и давал Франции преимущественные права в Южном Китае.

В 1894 г. Япония начала войну против Китая и победила его. В апреле 1895 г. Ли Хунчжан от имени Китая подписал Симоносекский договор 1895 г. Китай признавал независимость Кореи, которая до этого номинально находилась под его суверенитетом, передал Японии Тайвань, острова Пэнхуледао, должен был уплатить крупную контрибуцию. Поражение в войне с Японией привело к новому натиску империалистических держав. Цинское правительство было вынуждено заключать кабальные займы, предоставлять империалистическим державам железнодорожные концессии. Германия, Франция, Великобритания, Япония и Россия получили в «аренду» ряд территорий и создали так называемые сферы влияния. Доктрина «открытых дверей», выдвинутая в ноте государственного секретаря США Хея в 1899 г., означала претензию на неограниченное право американской экспансии в Китай и вытеснение других конкурентов.

В 1895 – 1898 гг. получило размах либерально реформаторское движение китайской буржуазии и помещиков во главе с Кан Ю-вэем, Лян Цичао и Тань Сытуном. В июне 1898 г. реформаторы были привлечены императором Гуансюем к государственному управлению («Сто дней реформ»). Однако попытка их проведения провалилась. Клика императрицы Цыси 21 сентября 1898 г. организовала переворот и подвергла реформаторов казням и репрессиям.

Рост налогового обложения в связи с необходимостью уплаты контрибуции Японии, произвол иностранцев, экономические последствия строительства железных дорог, телеграфа, вмешательством миссионеров во внутренние дела Китая, привели в 1899 г. к Ихэтуаньскому восстанию. Империалистические державы (Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Франция, Япония, США, Россия, Италия) организовали интервенцию в Китай. В августе 1900 г. интервенты заняли Пекин. 7 сентября 1901 г. был подписан «Заключительный протокол» между иностранными державами и Китаем, закрепляющий полуколониальное положение Цинской империи в Китае.

К началу XX в. Китай являлся классическим примером полуколониальной страны. Империалисты используя дипломатические каналы, финансовый нажим, контролировали политику цинского двора. Их войска и военные корабли находились в важнейших центрах страны. Они располагали широкой сетью сеттльментов, концессий, держали в своих руках китайские таможни. Общая сумма иностранных капиталовложений за первое десятилетие XX в. выросла с 800 млн. долларов США до 1500 млн., причём инвестируемый капитал в значительной мере состоял из прибылей, полученных иностранными монополиями и банками в самом Китае в результате эксплуатации китайцев. В 1895 г. право строительства предприятий было обусловлено Симоносекским договором, что открыло возможность подчинения целых отраслей промышленности Китая иностранному капиталу. В 1912 г. половина всей добычи угля в стране производилось на шахтах, полностью или частично принадлежавших иностранным монополиям. Ввоз иностранных тканей почти в 10 раз превышал вывоз тканей из Китая, что подрывало текстильную промышленность. Иностранный капитал, ограничения и произвол, чинимые властями, тормозили развитие национальной промышленности. Тем не менее, национальная промышленность продолжала развиваться. Интересы национальной промышленности, национальной буржуазии приходили в острое противоречие с иностранным засильем в стране и феодальной властью маньчжурской верхушки и китайских помещиков. Развитие национальной и иностранной промышленности сопровождалось ростом пролетариата.

Изменения в экономической и классовой структуре общества, с одной стороны, полуколониальное положение страны, с другой, вели к усилению политической борьбы в Китае. В стране возникли новые революционные организации. В 1905 г. Сунь Ятсен основал в Японии революционную партию Тунмэнхой. Её программа предусматривала осуществление трёх народных принципов Сунь Ятсена: свержение маньчжурского правительства, учреждение республики и «уравнение прав на землю» (национализация земли путём передачи дифференциальной ренты государству).
 

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх