[ТЕОРИЯ] Волжская Булгария

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Волжская Булгария

Булгары – народ, основавший свое государство «Великая Булгария» во второй половине V в. Они говорили на булгарском языке, относившемся к наиболее ранней группе языков тюрков.

Фонетика и написание названия народа «булгар» или «болгар» является предметом дискуссий, поскольку на булгарском языке первая гласная в слове звучит и не как «о» и не как «у» на русском. Ближе всего фонетически написание «българ» (европейские болгары так и пишут).

Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.

Приазовских болгар и другие родственные им племена в 80-х гг. VI в. подчинил себе Тюркский каганат. Однако в борьбе против восточных тюрков болгары, объединившись вместе, сумели создать большой и сильный союз племен, известный в истории под названием Великая Болгария.

Великая Болгария занимала территорию в Приазовье, нижнем течении Дона и на Таманском полуострове. Столицей являлся Фанагурис (Фанагория), бывший греческий город-порт на Тамани. Одним из больших городов был также Таматарха – позднее, уже в русский период, он стал известным под названием Тмутаракань.

Население государства вело полукочевой образ жизни. По берегам Дона располагались летние кочевья; некоторые из них достигали довольно крупных размеров длиной до одного или полутора километров вдоль реки. Но люди жили в основном в поселениях как открытых, так и укрепленных земляными валами. Среди укрепленных поселений были настоящие крепости с каменными стенами толщиной иногда до 7 м. Жили болгары, как в юртах, так и в настоящих домах, причем юрты были характерны не только для кочевий, но и для других поселений, даже городов – так было во всем полукочевом средневековом мире.

Эти поселения и жилища со всеми другими остатками материальной культуры составляют салтово-маяцкую археологическую культуру. Название этой культуре дали два известных памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области России. Хотя салтово-маяцкая (или просто салтовская) культура является государственной культурой Хазарского каганата, считается, что её создали в основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. Эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек. Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Присуща древним болгарам была и руническая письменность, проникшая через Хазарию из Тюркского каганата. Хотя и редко, но учёным попадаются также и монеты – это в основном арабские и частично византийские монеты VIII – начала X вв. Датируется салтово-маяцкая культура VIII – IX вв.

До основания отдельного государства многие болгары нанимались в качестве солдат в византийскую армию. Известно то, что именно болгары в 480 г. спасли Византию от остготского нашествия.

В 617 г. аварский каган – или Байан, или сын Байана – умер и аваро-византийский договор требовал новой ратификации. Наследовавший престол каган использовал случай, чтобы нанести Византии удар. В его планы входило захватить императора Ираклия во время переговоров. Поэтому каган предложил провести переговоры в городе Гераклея (современный Эрегли) на берегу Мраморного моря и настоял на том, чтобы император приехал на встречу собственной персоной. Ираклий, ничего сначала не подозревавший, с готовностью согласился и направился в назначенное место. Едва он достиг Гераклеи, как был предупрежден своими шпионами о вероломном заговоре и немедленно поскакал назад в Константинополь. Взбешенный каган приказал своей орде атаковать столицу, но гвардейские полки Ираклия вместе с регулярным гарнизоном сумели отбить натиск аваров. Орда разграбила предместья Константинополя и ушла на север, уводя тысячи пленников.

Ираклий не мог послать войска, чтобы отомстить аварам за предательство, поскольку всё его внимание было сосредоточено на войне с Персией. Однако, чтобы как-то обуздать аваров, он прибег к традиционному маневру византийской дипломатии восстания одной «варварской» орды против другой. Ираклий сделал попытку установить дружественные отношения с кутригурами, рассчитывая использовать их впоследствии против аваров. Вскоре кутригурский хан Гостун признал себя вассалом аварского кагана.

По одной из версий преемником Гостуна был Курбат (Курт), а его дядя Орган был регентом при малолетнем хане. Ввиду опасности окончательного утверждения альянса между Византией и булгарами, аварский каган поспешил заключить мир с империей (620 г.). Не смотря на это, попытка аваров в 626 г. взять Константинополь закончилась провалом.

Другим не менее важным результатом кампании 626 г. стало окончательное освобождение кутригурской орды от аварского контроля. Во время отступления аваров от Константинополя Курбат провозгласил свою независимость. Возможно даже, что он в то время принял титул кагана. К этому времени прежняя вражда между двумя основными булгарскими племенами – кутригурами и утигурами – прекратилась, и между ними установились отношения сотрудничества.

Хану кутригуров Кубрату (632665 гг.), удалось объединить свою орду с другим болгарским племенем утигуров (находившихся ранее в зависимости от тюрков), а также с угорским племенем оногуров (возможно хунногуров, хунгуров, откуда Hungary — Угрия, Венгрия). Так возникла Великая Булгария. Среди болгарских племён усилился род Дуло. В 619 г. вождь болгар Органа принял в Византии христианство (по другим сведениям это был Курбат). Свой престол Органа оставил сыну своей сестры Кубрату. Кубрат родился около 605 г. и воспитывался при дворе византийского императора, где был крещён. В 632 г. Кубрат взошёл на престол. В 635 г. он женился на дочери богатого грека Евдокии. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция.

Однако некоторые исследователи берут эти сообщение под сомнение и говорят, что был крещен и жил в Константинополе не Кубрат, а его дядя Органа. Кубрат же, очевидно, оставался в язычестве, как и все тюрки того времени, верил в «Тенгри» (тенгрианство – это одна из начальных форм единобожия), ведь неспроста он получил тюркский титул «хан» (каган) и имя его было тюркским. Будучи умелым политиком и талантливым полководцем, Кубрат сумел создать централизованное государство, которое недаром было названо в источниках того времени «Великим».

Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство. Однако это государство смогло просуществовать лишь до того момента, когда хан Кубрат скончался.

Примерно в 665 г. Кубрат умер (эта дата также оспаривается рядом исследователей (некоторые отмечают более раннюю и точную дату – 642 г.)). Предположительно его захоронение нашли около села Малая Перещепина Полтавской области Украины. Оттуда было извлечено много золотых и серебряных изделий и печать с монограммой (в которой возможно прочтение имени Кубрата), которые сейчас хранятся в Эрмитаже.

Великая Болгария при хане Кубрате была независима как от авар, так и от хазар. Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата, то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве болгарские племена и противостоять опасности. Но после его смерти Великую Болгарию поделили пятеро его сыновей, Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек (эти сведения (о пяти братьях и их имена) оспариваются рядом специалистов). Они, разделив земли отца, лишились сплоченности, в результате чего они не смогли сдержать хазарского натиска. В целом же сведения о пяти сыновьях отражают вхождение в состав Великой Болгарии пяти этнических групп, крупных племен. В результате натиска хазар болгарские орды разделились. Булгары приняли участие в Великом переселении народов, оказав влияние на формирование народов, сохранившихся до наших дней.

Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях в Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары, то есть кубанские, стали называться «чёрными». С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар (обратите внимание на близость слов «болгар» и «балкар»). А слово «кара» вообще составляло часть этнонимов ряда тюркоязычных народов. Помимо карачалы, были, например, кара-ногаи, кара-хазары, кара-китаи. Следует также отметить, что с именем Батбая связан известный в науке Перещепкинский клад золотой и серебряной посуды, драгоценного оружия, украшений, в том числе и золотых перстней его отца Кубрата и двоюродного дяди Органы.

Второй сын Котраг со своей ордой перешёл Дон, а затем направилась на Среднюю Волгу. То, что не было такого ханзадэ (царевича), а существовало племя котрагов, уже научно доказано. К тому же археологические исследования показали, что болгары появились на Волге не сразу после середины VII в. Все болгары, оставшиеся в Приазовье и прилегающих районах, вначале вошли в Хазарский союз племен и создали вместе с ними и аланами салтовскую археологическую культуру.

Появились же болгары в Среднем Поволжье, на территории Татарстана и прилегающих землях южнее и юго-западнее, где-то в конце VIII – начале IX вв.

Третий сын Аспарух со своей ордой, в которую входили в основном утигурские кланы, ушёл на Дунай и там около 650 г. основал Дунайскую Болгарию. Вторгшиеся примерно в это же время (VIVII вв.) из-за Дуная на Балканы славянские племена, не имевшие опыта создания государств, попадали в сферу влияния болгар. Признав Аспаруха своим сюзереном, они влились в новое государство. С течением времени булгары слились со славянами, и из смешения Аспаруховых булгар и вошедших в его состав различных славянских и остатков фракийских племен сложилась болгарская нация, сумевшая создать одно из первых славянских государств, Болгарское царство. Сильная военизированная организация болгар включила в себя славян, и они, составив все вместе сильный союз, вскоре разгромили 50000 византийскую армию – самую крупную регулярную армию того времени. Это произошло в 679 г., а через два года, в 681 г., создали новое болгарское государство на западе – Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска. Похоронен был Аспарух на территории современного города Запорожье.

Господствующее положение в стране почти на 200 лет заняла династия болгарских ханов: вначале – Аспаруха (до 816 г.), затем – Омутарха. Однако постепенно усилилась славянизация болгар, уже при славянском царе Борисе (852 – 889 гг.) в 865 г. болгарами было принято христианство, а в 894 г. – славянская письменность, созданная там братьями Кириллом и Мефодием. Славянский язык стал официальным языком церкви и государства. Постепенно исчезло этническое различие между тюркоязычными болгарами и южными славянами. В сущности, болгары были поглощены более многочисленными славянами, но оставили за ними свой этноним, то есть самоназвание.

Четвёртый сын Кубрата со своей ордой двинулся в Паннонию к аварам, пятый сын ушёл со своей ордой в Италию.

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась на север и, обосновалась (VIIVIII вв.) на средней Волге и на Каме, где впоследствии возникла Волжская Булгария. Волжские булгары, являются предками казанских татар и чувашей.

В 737 г. после разгрома арабами в 734 г. Хазарии с Дона и северного Дагестана в Волжскую Булгарию переселяются родственные племена Сувар и Биляр.

До прихода булгар в Поволжье там проживали угро-финские племена, которых булгары смогли подчинить себе. Ранняя история Волжских булгар известна мало, но известно, что на Волге болгары оказались не позднее VIII — IX вв. и вплоть до середины X в. продолжали находиться в зависимости от Хазарского каганата, что подтверждает и тюркский титул правителя Волжской Булгарии «эльтебер», то есть зависимый от хана. Племенной состав жителей Волжской Булгарии, кроме самих булгар включал, также, равноправные тюркоязычные племена: сувар, эсегель, барсил, баранджар, а также живших на Волге до прихода булгар угро-финнов.


vb1.png
Карта финно-угорских, балтских и славянских археологических культур IIIIV вв., соседних племён и государств и ареал балтских гидронимов

Приход болгар на Среднюю Волгу подтверждается археологическими данными. Те остатки материальной культуры, которые исследованы в Татарстане и в прилегающих районах, например, Ульяновской области, очень похожи на материалы археологических памятников бывших болгарских земель Приазовско-Прикубанского юга. Это особенно ярко проявляется в материалах раннеболгарских могильников. Формы захоронений и вещи (сохранившиеся части одежды и вооружения, ритуальная посуда), находимые в могилах обоих регионов – юго-западного протоболгарского мира и новых болгарских земель в Среднем Поволжье – повторяют друг друга или же очень похожи между собой.

Раннеболгарскими на территории Татарстана являются могильники, расположенные у сел Большие Тарханы Тетюшского, Танкеевка Куйбышевского и Большие Тиганы Алексеевского районов, а также могильник у села Кайбелы Ульяновской области. Памятниками типично салтовскими при этом считаются Больше-Тарханский и Кайбелский могильники, тогда как Танкеевский, помимо собственно раннеболгарских, содержит ещё вещи характерные для угорской группы населения Урала. Вообще, угры заметно вклинились в тюркский мир в период нашествия гуннов. Именно гунны в своем движении на запад увлекли за собой угорские племена Западной Сибири и Южного Урала. Поэтому угры как в составе гуннской орды, так и в период последующего проживания среди ранних тюрков, осевших в Волго-Уральском регионе, оказались сильно тюркизированными. Их след в формировании населения нового болгарского государства оказался достаточно заметным. Это и отражается в материалах Танкеевского, а также Больше-Тиганского могильников.

Таким образом, ещё в этот ранний период на Средней Волге, кроме булгарских племен, появляются другие этнические массивы. Это – приуральские тюркизированные угры и чуть позднее зауральско-приаральские огузо-кипчакские племена.

Многие из этих племен относились к дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII в. до н. э.V вв. Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково (ныне музей-заповедник Коломенское). Финно-угорский тип носителей дьяковской культуры не вызывает сомнений. Об этом свидетельствует более древняя, чем славянская, топонимика. Носителей дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры была потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы двинулись по берегам рек на запад.


vb2.jpg
Государство Булгария и сопредельные государства (1025 г.)

С середины I тыс. дьяковская культура приходит в упадок, и её археологические свидетельства исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие) не наблюдается. Современные авторы уже выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру VI — IX вв. как метисную финско-славянскую.

В конце IX — X вв. на территории Волжской Булгарии проживали тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах дает Ибн Русте. Он сообщает, что «Болгаре делятся на три отдела: один зовется берсула, другой эсгель, а третий — болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-алама»: «бахдула, ишкиль и булгар». Дополняет эти сведения Ибн Фадлан, сообщающий о сувазах, эсегелах и баранджарах. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжают фигурировать лишь два — «булгары» и «сувары».

Все эти племена и народности ещё не были объединены в один прочный союз с единым, сильным управлением. К тому же у них не было какой-либо единой веры. Все они оставались ещё язычниками, пусть на высшем уровне развития язычества – «тенгрианства» у тюркских народов. Однако каждое племя по старой традиции продолжало почитать свой тотем. Конечно, появились уже первые зачатки ислама, принятого руководством болгарского общества из Средней Азии. Например, первый исторически известный булгарский князь Алмас (Алмуш) был уже мусульманином. Какая-то часть болгар была знакома с этой новой религией ещё в период проживания на юге среди хазар.


vb3.jpg
«Черная палата» в Булгарах
(XIV в.)

Однако для укрепления власти создавшегося господствующего класса, для поднятия авторитета царя, наконец, для окончательного объединения булгарских и других племен в одно единое государство под общей классовой религией, под единой идеологией нужно было официально, всенародно принять ислам. А это можно было сделать, обратившись к главе всех мусульман мира. Это был багдадский халиф (аль-Муктадир). К нему и обратился Алмас с просьбой прислать к нему факиха – мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.

Просьба булгарского князя была удовлетворена: из Багдада через Среднюю Азию в 922 г. прибыло к булгарам посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси и секретарем посольства Ахмедом ибн-Фадланом. Именно Ибн-Фадлан, который фактически выполнял основную миссию посольства, написал потом, уже после возвращения в Багдад, путевые заметки под названием «Записка». Рукопись самого автора ещё не найдена, но дошли до нас её различные списки. Книга знаменитого арабского путешественника позволяет нам представить картину прибытия посольства на булгарскую землю, а также узнать весьма интересные факты из жизни булгар.

Посольство прибыло в страну булгар 12 мухаррема 310 г. по хиджре, что соответствует 12 мая 922 г.

Булгарским царем Алмасом (как главу государства Ибн-Фадлан называет его «малик», что в переводе с арабского означает царь) был устроен весьма торжественный прием посольства. Арабы преподнесли ему дорогие подарки и знамя халифата – символ покровительства халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произнесли хутбу, то есть пятничную молитву, что является чрезвычайно важным ритуалом в мусульманском вероисповедании. Через два месяца, собрав всебулгарский съезд, Алмас при тех же багдадских послах всенародно закрепил официальное принятие ислама.


vb4.jpg
Ханская усыпальница
(Восточный мавзолей)

Таким образом, принятие ислама в качестве государственной религии явилось завершающим этапом объединения разрозненных булгарских и родственных племен и стало началом окончательного становления нового централизованного государства булгар – Волжской Булгарии.

Волжская Булгария была типичным раннефеодальным государством. Высшая власть в стране принадлежала эмиру. В начальный период существования государства его глава назывался эльтебер – так же называли правителей союзов племен и военачальников ещё в Тюркском каганате, позднее в Хазарии. Точное значение этого слова ещё окончательно не выяснено. Позднее, уже в период широкого распространения мусульманства, этот термин заменяется арабским словом «эмир». В то же время некоторые авторы, прежде всего тот же Ибн-Фадлан, по общепринятой в арабском мире традиции называли правителя булгар общим термином «малик», означающим царя.

Подать или налог государству у булгар не ограничивались лишь лошадьми или другими вьючными животными.

Ибн-Фадлан обратил внимание ещё на такой факт: «Каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает пир, необходимо сделать отчисление царю, в зависимости от размеров пиршества». Это «отчисление» арабский путешественник конкретизирует как «сахрадж медового набиза», то есть кубок напитка из меда, кроме того, ещё какое-то количество пшеницы. Всё это отчислял царю в пользу государства любой член общества, будь он простолюдин или высокопоставленный князь.

Феодализм в Волжской Булгарии возник и получил свое начальное развитие в государственной форме. Это означает следующее: до вовлечения крестьян в поземельную зависимость от светских и духовных феодалов практиковалось обложение свободного населения разными государственными повинностями. Помимо подати в пользу государства, свободное население страны обременялось различными публично-государственными повинностями. Так, например, они должны были участвовать в строительстве военных крепостей на важнейших стратегических путях, в возведении больших оборонительных линий на пограничных зонах, в целом в строительстве городов и иных важнейших поселений государственного значения. Бесспорно, в этих работах участвовали и военнопленные, но и на долю свободных общинников выпадало немало дел.

Однако в Волжской Булгарии, как в любой другой феодальной стране, была и частнопомещичья форма подчинения. Хотя прямых указаний на этот счет в письменных источниках нет, существование феодалов и феодальных отношений подтверждается наличием большого числа городищ – остатков феодальных замков на всей основной территории Булгарского государства.

Развитию феодализма в Волжской Булгарии способствовало принятие единой монотеистической религии – ислама. Период после 922 г. характеризуется широким распространением мусульманства во всей стране. Современник Ибн-Фадлана ал-Балхи писал: «Болгар имя страны, жители которой исповедуют ислам». Выдающееся персидское сочинение конца Х в. «Худуд ал-алам» («Границы мира») население Волжской Булгарии также назвало мусульманами.

О распространении у булгар ислама в качестве официальной, общегосударственной религии можно найти интересные сведения и в русских летописях в связи с 986 г., когда к киевскому великому князю Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принятия своей веры. Приехали киевские послы в Булгарию, увидели, что мусульмане в своих храмах молятся, как-то странно кланяются, что «там нет веселья, только одна печаль». И ислам был отклонен, а ещё через год, в 988 г., Русь была крещена.


vb5.jpg
Малый минарет

После принятия ислама булгары стали приобщаться к арабской культуре. Имевшаяся до этого тюркская руническая письменность сменилась на арабскую графику, а тюркские имена стали перемежеваться с многочисленными арабскими именами. С принятием ислама к булгарам пришли и известные труды арабских ученных. Булгарам удалось создать высокую уникальную культуру. В Булгарии появлялись свои ученые: медики, историки, философы, астрономы, математики, географы. Булгарские города были прекрасными образцами качественного архитектурного творчества. В крупнейших булгарских городах были свои водопроводы, высотные здания, сады.

Булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун, освоили изготовление стали. Их строители ещё в IX в. воздвигали каменные и деревянные мечети, школы, дворцы с центральным отоплением и водопроводом. В Центральной Азии и Иране лучшую кожу и обувь до сих пор называют булгарской.

У булгар были свои ученые и поэты. В первой половине ХII в. жил Якуб ибн-Ногман, составивший «Историю Булгарии». Ученый Бурхан ибн-Булгари написал книги по риторике и о лекарствах. Поэма Кул Гали «Сказание о Юсуфе» (ХIII в.) была известна далеко за пределами Булгарии и оказала заметное влияние на всё последующее развитие литературы булгарского и татарского народов.

До захвата Булгарии монголами она находилась в зените своего расцвета. В Волжской Булгарии официальной религией считался ислам, однако это государство отличалось своей веротерпимостью. Кроме мусульман там проживали иудеи, христиане и язычники. Языком Волжской Булгарии был тюркский булгарский язык, хотя наравне с ним существовали и другие языки и наречия. Вместе с приходом монголов, на территорию Булгарии пришли и многочисленные выходцы с юга – племена кипчаков (половцев). Селиться в Булгарии и оказывать на неё существенное влияние они стали ещё до нашествия монголов, но вместе с приходом монголов, они смогли селиться в булгарских землях уже совершенно беспрепятственно и в большом количестве.


vb6.jpg
«Шамаил» – стенная панель с изречением из Священного Корана

Богатство Булгарии, её стремление контролировать торговлю с Востоком привели к частым нападениям соседей. Если борьба булгар с кочевниками-половцами была достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями причиняли Булгарии значительно больший ущерб. Уже в 985 г. князь Владимир совершил удачный поход на Булгарию, а в XII в. с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя соседями обострилась. Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны — в город Биляр (ныне село Билярск), получивший в русских источниках имя «Великого города». Несмотря на то, что булгарам удалось в 1219 г. захватить и разграбить Устюг, в целом превосходство было на стороне русских. Особенно тяжелое поражение Булгария потерпела в 1220 г., когда русскими дружинами был взят Ошель и другие камские города. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 г. обменом военнопленных.

В середине XIII в. государство Волжская Булгария прекратило свое существование, что связано с появлением новой силы в степных районах. Это были монголо-татарские орды.

Монгольское завоевание Волжской Булгарии происходило с 1223 по 1236 гг.

В 1223 г. после победы над русскими и кыпчаками (кипчаками / половцами) в битве на реке Калке, монгольское войско Субэдэя и Джэбэ вторглось в южнорусские земли, но затем повернуло на восток, к Волжской Булгарии. Монголы были разбиты, что стало одним из редких случаев, когда армия Чингисхана потерпела поражение. Булгарское войско во главе сэльтебером (ханом) Габдуллой Чельбиром при участии армии мордовских инязоров (князей) Пуреша и Пургаза организовало засаду и разгромило силы Субэдэя в битве при Самарской Луке.

Монголы вернулись в 1229 г. под командованием Субэдэя и Кокошая, посланных новым великим ханом Угэдэем. Они разгромили пограничный отряд булгар на реке Урал и начали оккупацию булгарской территории в верховьях Урала. Несколько лет спустя, в 1232 г., монгольская кавалерия покорила юго-восточную часть (современной) Башкирии, и заняла южную часть самой Волжской Булгарии.

На монгольском курултае 1235 г. было принято решение усилить войско Субэдэя силами всех улусов, и новое монгольское вторжение в Волжскую Булгарию произошло осенью 1236 г. После неудачи булгарских князей объединиться для обороны страны, монгольские войска во главе с Бату-ханом осадили и захватили Биляр, Булгар, Сувар, Джукетау, и ряд других городов и укреплений Волжской Булгарии. Жители были убиты или проданы в рабство. Булгарские беженцы были приняты великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и размещены в городах на верхней Волге.

Во время монгольского похода на Северо-Восточную Русь (зима 1237 / 1238 гг.), булгары под предводительством родовой знати восстали. Но монголы вернулись и подавили выступления булгар и других поволжских народов (конец 1238 — начало 1239 гг.).

Волжская Булгария вошла в состав Улуса Джучи, позже ставшего известным как Золотая Орда. Она была разделена на различные «княжества», затем каждое из них стало вассалом Золотой Орды, и получило некоторую автономию.

Оставшаяся в живых часть сельского населения была вынуждена покинуть степные земли. Большинство из них селились вдоль реки Камы и в прилегающих районах к северу. В окрестностях города Казани, который был основан марийцами и стал новым центром культуры булгар и ядром расселения казанских татар. Казань и Джалли стали новыми основными политическими и торговыми центрами. Некоторые города, такие как Булгар и Джукетау были восстановлены, но они были в основном центры торговли, и население их было по большей части не булгарским.


vb7.jpg

По мнению некоторых историков, до 80 % населения страны было убито во время вторжения. Остальное население в основном переселилось в северные районы (территории современных Чувашии и Татарстана). Степные районы Волжской Булгарии были заселены кочевыми племенами кипчаков и монголов, и развитие сельского хозяйства вследствие этого резко сократились.

Со временем, города Волжской Булгарии были перестроены и стали торгово-ремесленными центрами Золотой Орды. Некоторые булгары, прежде всего мастера и ремесленники, были насильственно перемещены в Сарай и другие города Золотой Орды. Волжская Булгария оставалась центром сельского хозяйства и ремёсел.

Несмотря на утрату своей самостоятельности, Булгария пользовалась некоторой автономией, её правители стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.

Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей помогло возродить экономику Булгарии. Наивысшего расцвета она достигла в первой половине XIV в., чему способствовало и утверждение ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Булгария в этот период выступает проводником мусульманства для соседних народов — мордвы, вотяков, башкир. Кроме того, город Булгар становится временной резиденцией золотоордынского хана. Город привлекал своими кирпичными и белокаменными сооружениями. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, а также общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве и процветании Булгара.

С середины XIV в. внутриполитическая обстановка в Золотой Орде осложняется, начинается жестокая борьба за ханский престол, усиливаются сепаратистские тенденции. В 1361 г. князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Золотоордынским ханам лишь на короткое время удается вновь объединить свое государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления отдельных территорий.

Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества — Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин (Джукетау, разрушен в XV в. Остатки — около города Чистополь в Татарии).


vb8.jpg
Золотое шитье по бархату. Традиционный «калфак» (головной убор)

Во второй половине XIV — начале XV вв. эти княжества испытывают на себе постоянное военное давление Руси. Её ставленник в 1370 г. занимает булгарский престол, а в 1376 г. в Булгаре появляются русские чиновники, в обязанности которых входил контроль за торговлей. Больший урон булгарам наносили частые нападения новгородских ушкуйников, грабивших их города. Тяжелый удар по Булгарии был нанесен в 1431 г. московским войском князя Федора Пестрого, после чего Булгария лишилась южных земель, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье нового государства — Казанского ханства и нового этноса — казанских татар.

В середине XIV в. некоторые княжества Волжской Булгарии стали более независимыми и даже вводили свои собственные деньги. Княжествами иногда правили булгарские эмиры. В 1430-е гг. Казанское ханство (Казанский улус) под предводительством Улу-Мухаммеда стало практически независимым от Золотой Орды. В 1440-е гг., все земли с населением бывшей Волжской Булгарии были включены в Казанское ханство, его ханы, как и в остальных татарских государствах, принадлежали к династии Джучи. Ханство также включало в себя марийские и чувашские земли, а правители башкиров, удмуртов, мордвы считались вассалами Казани. Это были народы, которые традиционно находились под экономическим и культурным влиянием Волжской Булгарии.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх