[ТЕОРИЯ] Духовная культура общества

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Духовная культура общества. Проблемы современной отечественной культуры

Цель: Раскрыть содержание такого явления, как духовная культура общества, показать значение самостоятельной, свободной, зрелой личности.
Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся и осмыслить содержание следующих понятий современной культурологи: культура, духовная культура, ценности, духовный мир человека.
  2. Выявить тенденции развития современной духовной культуры, показать трудности, проблемы и противоречия духовного развития общества и личности в разные исторические периоды.
  3. Способствовать формированию уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям, воплощенным в культуре; отрицательному отношению к культурной изоляции, духовной вражде.
  4. Способствовать формированию желания внести собственный вклад в сохранение культурного наследия России.
Ход урока
Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности,
человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли

С. Смайлс

Мы уже знаем, что культура в широком смысле слова – это всё ценное, созданное обществом, это вторая природа, сотворенная руками человека.
В мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Практически каждая наука, занимающаяся изучением культуры общества, даёт свое определение.

Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества., творческая деятельность, осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества, практическая реализация общечеловеческих духовных ценностей в делах и отношениях людей.
В истории: культура является результатом исторического развития. В неё входит всё то, что люди произвели и что передается от поколения к поколению, – орудия производства, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования. духовную культуру часто называют мерой человеческого в человеке.

В педагогике: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
Культура есть существенная характеристика жизни общества и человека как социального существа, она отлична от природы и не обусловлена биологически, т.е. способность к творчеству, навыки не передаются по наследству, а являются результатом социального опыта личности.


Соотношение культур.
В «чистом» виде материальная и духовная культура не существуют, они неразрывно связаны друг с другом и деление это условно. С одной стороны, материальная культура есть форма выражения духовной, как, например, прежде самого здания появляется идея здания, обусловленная определённым архитектурным стилем. С другой стороны, духовная культура имеет материальную основу, материальные элементы духовного творчества. Следовательно, материальные и духовные ценности не противоположны друг другу, а образуют единство культуры. Между двумя формами культуры общества существует функциональная (двусторонняя) связь. Они взаимозависимы и взаимообусловлены, вместе с тем каждая из них является средством выражения главных ценностей национальной культуры.

С точки зрения ценностного подхода, культура – это практическая реализация общечеловеческих духовных ценностей в делах и отношениях людей. Духовные ценности включают в себя достойные желания, добровольно избранные, социально и личностно полезные стремления. Они являются внутренними, ненасильственными, отражают внутреннюю свободу человека, его выбор и самоопределение. И они не могут быть отобраны у человека обманом, насилием или принуждением.

В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают несколько её форм: народная, элитарная и массовая.


Приведите примеры массовой, элитарной и народной культуры.
Проблема сохранения духовного наследия (в частности религиозного) и исторической памяти. За полвека существования социалистического государства выросло поколение атеистов.

Вам сейчас предлагается посмотреть видеофрагмент и сказать о разрушении, какого памятника культуры идёт речь, ответить на вопрос: «В какие годы проблема сохранения культурного наследия прошлого в нашей стране стояла наиболее остро?»


Фрагмент о Храме Христа Спасителя. (фрагмент взят из документальной трилогии “Храм Христа Спасителя” производства киностудии КАНОНЪ, 2004 год, фильм 1).
Ответ 1: В 30-е годы ХХ века борьба с религией приняла характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение церквей. Были снесены часть Китайгородской стены и Красные ворота, Храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве, Успенский собор в Ярославле, Троицкий кафедральный собор в Архангельске и другие.

Ответ 2: А в нашем XXI веке эта проблема приобретает новую изощренную форму. Центральное телевидение поднимает проблему уничтожения “старой Москвы”, когда нынешние манкурты специально поджигают архитектурные памятники культуры с целью выкупа дорогой столичной земли под офисы коммерческих фирм.

ЮНЕСКО определила ряд памятников культуры, являющихся общепланетарным достоянием: проблема единства образования и воспитания, нравственной ценности личности.

Это проблема осознания нравственных уроков истории. Древняя легенда о злом человеческом гении, нашедшем способ превращения людей в рабов, не помнящих своего прошлого, в бездуховную рабочую силу. Прошли века, но в годы второй мировой войны фашисты воскресили ужасы концлагерей, где люди, получив номер вместо имени, испытывая тяжелые физические страдания, должны были забыть прошлое и стать послушными рабами “высшей арийской расы”. Не зря ведь по плану «Барбаросса» полному уничтожение подлежали славянские столицы: Москва, Киев, Ленинград. Волны и камни должны были скрыть любое напоминание о бывших исторических центрах славян.

Человек, потерявший память, лишенный духовных связей с миром, утрачивает право называться человеком. Он сохраняет только внешнюю человеческую оболочку, а по существу хуже животного, это робот, существо механическое, это античеловек.

Утрата духовных связей с миром ведет к самоизоляции и разрушению личности, к превращению человека в манкурта.

Кого же можно отнести к современным манкуртам? – вандалов, разрушающих памятники; террористов; родителей, бросающих своих детей; детей, сдающих своих родителей в дома престарелых.

Осознание проблемы – это первый шаг на пути её решения. Известны ли вам факты, свидетельствующие о позитивных сдвигах в культуре, которые происходят сегодня в РФ?

Они проявляются, прежде всего, в возвращении в духовную жизнь народа культурного наследия во всём его многообразии:

- восстанавливаются многие памятники архитектуры, разрушенные или искалеченные в предыдущие годы: храм Христа Спасителя, Казанский собор, часовня Иверской Божьей Матери в Москве, храм Спаса на Крови в Петербурге и другие;
- возвращаются исторические названия городам, поселкам, улицам;
Приобщение к творческому процессу в любом жанре искусства – это тоже вклад в развитие культуры. Знание отечественной литературы, истории, традиций, нравственных и правовых норм – это тот минимальный вклад, который под силу каждому из нас.

История страны – это история её народа. Каждый человек может внести свой вклад в развитие своего города, региона, государства. С его именем могут быть связаны научные и географические открытия, шедевры музыки, хореографии, литературы, живописи, всех жанров искусства, жизненные подвиги во благо своего края, народа, Родины.

ИТОГ: невежество, равнодушие к людям и их проблемам, скудность знаний могут стать причиной появления манкуртов и среди нас.

Подведение итогов урока. Комментирование оценок.

Домашнее задание.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх