(ТЕОРИЯ) Как европейцы ковали экономическую мощь (на примере Бельгии)

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Современная Бельгия одна из наиболее прогрессивных европейских стран. Бельгийцев ставят в пример как людей, добившихся успеха без вмешательства в дела других. Не везде в мире, правда, к бельгийцам относятся тепло. Кое-где в Африке вас, к примеру, обязательно предупредят: «В первую очередь дайте понять местным, что вы не бельгиец. В противном случае вы сильно рискуете». Своей дурной репутацией в глазах африканцев бельгийцы обязаны своему королю Леопольду II.
1665714612648.png
Леопольд II король бельгийцев с 17 декабря 1865 г., из Саксен-Кобургской династии, второй, но старший из выживших, сын Леопольда I и Луизы Марии Орлеанской. Правил вплоть до своей смерти на протяжении 44 лет, составивших наиболее длительное царствование в истории бельгийских монархов. Умер, не оставив наследников мужского пола; последующие правители бельгийцев – потомки наследовавшего ему племянника, Альберта I
К началу второй половины XIX в. Англия и Франция закончили делить свободные территории Африки. Осталось только Конго. Уступать никто не хотел. Впрочем, воевать из за этих земель тоже. «Соломоново решение» предложили англичане – передать регион «третьей стороне», которая от этого никак не усилится. И земли достались Бельгии и ее королю Леопольду II. Таким образом, Европа оттянула начало Великой войны за передел колоний (Первой мировой войны), а Бельгия вошла в число промышленных лидеров на начало ХХ в.
1665714654582.png
Королевская семья и наследник бельгийского престола
Леопольд II родился 9 апреля 1835 г. в семье бельгийского короля Леопольда I и Луизы Марии Орлеанской. Леопольд-младший был вторым сыном монаршей четы, однако его старший брат умер во младенчестве, так что мальчик с рождения стал наследником престола. С юности Леопольд проявлял тягу к различным комбинациям, сулившим прибыль. Подобные устремления, не совсем подходящие особе королевской крови, вызывали насмешки окружающих, но принцу было все равно. Отец предпочитал считать, что тяга сына к деньгам все-таки не столь сильна, как кажется со стороны. В беседе с английской королевой Викторией Леопольд I говорил: «Леопольд хитер и скрытен. Но он не склонен ни к каким авантюрам».
1665714688589.png
Леопольд II и Мария Генриетта
Леопольд II взошел на престол в 1865 г. (в возрасте 30 лет), уже будучи женат на австрийской принцессе Марии-Генриетте. И практически первым делом он увеличил королевское годовое жалованье с 2,6 до 3,3 миллиона золотых франков. Бельгийского короля критиковала и высмеивала вся Европа. Причем в негативном отношении к Леопольду сходились и монархи, и революционеры. Австрийский император Франц Иосиф I называл его «коронованным маклером», а лидер большевиков Владимир Ленин определял, как «делягу, финансиста и афериста». В жанре сатиры по нему проходились такие мастера пера, как Артур Конан Дойл и Марк Твен. Но Леопольду II все было нипочем. «Лишь деньги заслуживают царствия небесного», — так звучала его любимая поговорка. В стране на тот момент установилась конституционная монархия, так что власть короля была весьма ограниченной. Леопольд всячески пытался расширить сферы своего влияния. Например, он предлагал принять закон о референдуме, благодаря которому жители Бельгии могли бы высказывать свое мнение по поводу важных для страны вопросов. Король в таком случае мог бы накладывать вето в зависимости от результатов.
В первые годы своего правления монарх управлял страной эффективно и экономно.
1665714745132.png
1665714755197.png
1665714764800.png
Леопольд II
Но небольшая даже по европейским меркам Бельгия была мала для его задумок. Из-за этого Леопольд получил прозвище: Великан на антресолях. Бельгийский монарх считал, что величие страны напрямую связано с количеством ресурсов, которые нация метрополии может извлечь из своих колоний. Король мечтал обзавестись своими колониями, но военной мощи Бельгии для этого не хватало. Желание увеличить свои владения превратилось в навязчивую идею, и Леопольд начал претворять в жизнь свой план в 1866 г., когда пытался получить Филиппины от королевы Испании Елизаветы II, но переговоры сорвались (испанская королева была свергнута с престола). Леопольд II, однако, нашел выход – он обратил свое внимание на Африку, точнее на бассейн Конго (крупнейший из районов возделывания земли в мире, обладавший изобилием полезных ископаемых), территория которого в 76 раз превышала площадь Бельгии (еще будучи наследным принцем, он много путешествовал по Северной Африке и Ближнему Востоку, говоря о желании содействовать прогрессу данных регионов). Но эту идею короля не поддержал парламент.
1665714808921.png
Белые исследователи Африки со слоновьими бивнями
Тогда Леопольд начал с создания Международной африканской ассоциации в 1876 г. («Международную ассоциацию для исследования и цивилизации Центральной Африки» и лично ее возглавил; она возникла после проведения в Брюсселе международной географической конференции) с предполагаемой целью отправки гуманитарной помощи в Африку для катехизации (христианизации) туземцев и индустриализации местных наций, а также борьбы с рабством и людоедством. Однако настоящей целью монарха был сбор ресурсов и организация исследования континента, и в итоге он объединился с двумя исследователями, Генри Мортоном Стэнли и Дэвидом Ливингстоном, чтобы начать «предприятие». Исследователи отвечали за разведку и расчистку пути через конголезские джунгли для прибытия людей Леопольда (монарх назвал регион Свободное государство Конго). Некоторые историки утверждают, что бельгийский монарх, набожный католик, вероятно, имел реальные намерения обратить местных жителей в христианство. Однако в конечном итоге тысячи конголезцев были убиты, а остальные, были вынуждены постоянно работать, добывая золото, охотясь на слонов в поисках слоновой кости и расчищая местную растительность для получения каучука. Примерно в 1885 г. этот район получил официальное признание Берлинского конгресса (в 1884 − 1885 гг. в Берлине прошла конференция европейских держав, собравшихся обсудить сферы влияния в Африке).
1665714862079.png
Порки были частыми
Фактически, Конго стало личной собственностью короля (а все местные жители стали (по сути) рабами бельгийского монарха), и все богатство и прибыль, полученные от эксплуатации и коммерциализации местных ресурсов, пошли в казну Леопольда, чтобы установить свои владения, монарх (его эмиссары) заключал союзы с влиятельными людьми (местными вождями) в регионе и вел войну против многих других, в конечном итоге став абсолютным владыкой огромной территории. Типичный договор с вождем местного племени гласил, что тот уступает суверенитет над землями Леопольду II и гарантирует ему предоставление рабочей силы для строительства зданий и железных дорог за ... один кусок ткани в месяц.
После этого Леопольд создал армию наемников (отряды «Общественных сил»), ответственных за то, чтобы его приказы соблюдались во всей колонии. Кроме того, король разделил территорию на несколько округов, которыми управляли избранные им лидеры, имевшие диктаторские полномочия, чтобы держать все под контролем.
В каждом из этих округов были определенные квоты ресурсов, таких как золото, каучук (объем добываемого в Конго каучука за время правления Леопольда вырос почти в 200 раз (в 1887 г. объём производства каучука в Конго составлял около 30 тонн, к 1897 г. он увеличился до 1300 тонн, а в 1903 г. составил 5900 тонн)), алмазы, слоновая кость ... И местные администраторы получали комиссионные с прибыли в качестве оплаты за свои услуги. Таким образом, Леопольд мотивировал администраторов на более активное изучение всего, что могло предложить Конго, включая местную рабочую силу.
1665714906885.png
Конголезец с ампутированными конечностями
Брюссельские газеты писали, что в Конго проживают жестокие и кровожадные дикари-каннибалы, которых можно ввести в цивилизованные рамки исключительно при помощи жестких мер. Внушить «дикарям» почтение должны были «Общественные силы»: сформированные из представителей воинственных африканских племен, под руководством бельгийских офицеров. Вскоре конголезцы были вынуждены работать до смерти на плантациях и в рудниках, не говоря уже о том, что, чтобы освободить место для добычи каучука, Леопольд приказал выселить бесчисленное количество деревень и вырубить огромные площади лесов. Туземцы также получали производственные квоты, а тех, кто не достиг своей «цели» по добыче золота или слоновой кости, например, наказывали — обычно ампутацией рук и ног.
1665714958394.png
Конголезцы (с ампутированными руками наказанных африканцев) и колонизаторы
Более того, если рабочий, не достигший своей производственной цели, успевал сбежать до наказания или нуждался в обеих руках и ногах для продолжения работы, то теми, кому отрубали руки и ноги, становились его жена или дети.
1665715001459.png
Никто не может точно сказать, каково было количество населения Конго на момент его основания в 1885 г., но, по оценкам, там проживало около 20 млн. человек. Перепись 1924 г. показала, что в этом регионе проживает 10 млн. человек, то есть половина местного населения, вероятно, погибла во время бельгийской колонизации, причем Леопольд прямо или косвенно нес за это ответственность.
Монарх получил у бельгийцев прозвище Король-Строитель: он финансировал постройку Королевской Галереи, Ипподрома Веллингтона и Парка Марии Генриетты в Остенде, Королевского музея Центральной Африки в Тервюрене, давал деньги на Парк пятидесятилетия в Брюсселе, триумфальную арку и комплекс в Дуден-Парке, здание Антверпенского вокзала, Лакенский дворец, гигантский зимний сад при Лакене и многое другое. Также монарх, которому приписывалось множество романов, строил роскошные дома для своих пассий. Колоссальные доходы Леопольда II способствовали промышленному буму в Бельгии. О том, какова цена этого успеха, подданные не хотели знать.
Со временем рассказы о зверствах, совершенных против конголезцев, стали распространяться по миру (в 1899 г. вышла повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы», повествующая о путешествии моряка в Центральную Африку – автор в подробностях описал жуткие условия жизни аборигенов и бесчеловечность насаждаемых в колонии порядков). В 1890 г. американский пастор, ветеран армии Севера Джордж Уильямс, побывавший в Конго, описал творящиеся там зверства в письме, которое одновременно было направлено и Леопольду II, и американскому президенту. Обращение Уильямса стало началом международной кампании по борьбе с истреблением жителей Конго. Но для того, чтобы эта борьба достигла результата, потребовались многие годы. Лишь в 1903 г. Великобритания инициировала первое официальное международное расследование ситуации в Конго. Британский консул Роджер Кейсмент собрал свидетельства местных жителей и представил их в докладе: «Свидетельство ребенка: «Мы все побежали в лес — я, мама, бабушка и сестра. Солдаты убили очень много наших. Вдруг они заметили в кустах мамину голову и подбежали к нам, схватили маму, бабушку, сестру и одного чужого ребенка меньше нас. Все хотели жениться на моей маме и спорили между собой, а под конец решили убить ее. Выстрелили ей в живот, она упала, и я так ужасно заплакал, когда это увидел, — у меня теперь не было ни мамы, ни бабушки, один я остался. Их убили у меня на глазах»». Девушка-туземка сообщает: «По пути солдаты заметили ребенка и направились к нему с намерением убить; ребенок засмеялся, тогда солдат размахнулся и ударил его прикладом, а потом отрубил ему голову. На другой день они убили мою сводную сестру, отрубили ей голову, руки и ноги, на которых были браслеты. Потом поймали другую мою сестру и продали ее племени у-у. Теперь она стала рабыней». В 1904 г. Кейсмент и ряд общественных деятелей создали «Общество по проведению реформ в Конго», ставившее своей задачей прекратить массовые убийства.
В 1908 г. Леопольд (15 ноября 1908 г.) был вынужден уступить свою «частную собственность» бельгийскому правительству. Было проведено несколько реформ, и Свободное государство Конго было переименовано в Бельгийское Конго. Кроме того, была изменена система производственных квот, а произвольное убийство конголезца было технически запрещено. Однако все деньги, полученные от эксплуатации ресурсов Конго, по-прежнему полностью направлялись в Бельгию.
1665715052140.png
Что до самого Леопольда II, то он умер спустя год с небольшим после продажи Конго. Ни о каком наказании для монарха и речи не могло идти. В бельгийском Арлоне до сих пор стоит памятник королю, на котором написано: «Я начал работу в Конго в интересах цивилизации и ради блага Бельгии».
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх