[ТЕОРИЯ] Культура Азербайджана XV – XVII вв.

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
В XIV — XV вв. возникает самостоятельная азербайджанская культура, говоря о возникновении которой именно в XIV — XV вв., учёные отмечают «… следует иметь в виду, прежде всего литературу и другие части культуры, органически связанные с языком. Что касается материальной культуры, то она оставалась традиционной и после тюркизации местного населения. Впрочем, наличие мощного пласта иранцев, принявших участие в формировании азербайджанского этноса, наложило свой отпечаток, прежде всего на лексику азербайджанского языка, в котором огромное число иранских и арабских слов. Последние вошли и в азербайджанский, и в турецкий язык главным образом через иранское посредство. Став самостоятельной, азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской. Они скреплялись и общей религией, и общими культурно-историческими традициями».
В связи с расширением дипломатических и торговых связей Сефевидского государства с европейскими странами в XVI – XVII вв. от того времени сохранилось много записок европейских путешественников, купцов, дипломатов и христианских миссионеров, побывавших в Азербайджане и сопредельных странах. Наиболее содержательные сведения оставили: итальянцы – некий анонимный купец, В. Алессандри, Ж. Векьетти; англичане – А. Дженкинсон, А. Эдвардс, Д. Декет, Т. Герберт; голландец Я. Стрейс; немцы – А. Олеарий, Т. Герберт; французы – Ж. Шарден, Рафаэль дю Ма, П. Сансон.
Ценные сведения об Азербайджане содержатся в записках известного русского путешественника Федота Котова «О ходу в Персидское царство», а также в донесениях русских дипломатов.
В XVII – XVII вв. Азербайджан вёл большую торговлю со странами Европы и Азии. Основное место в торговле принадлежало шёлку-сырцу, который производился в изобилии. Из Азербайджана в Россию и другие страны вывозились также ткани, ковры, сухофрукты, винные продукты, хлопок, рыбопродукты, нефть, соль, шафран, рис, красящие вещества, холодное оружие, доспехи.
В города Азербайджана приезжало много восточных и европейских купцов: русские, персы, индусы, турки, арабы, армяне, узбеки, грузины, венецианцы, голландцы, французы, англичане и другие. Они привозили шёлковые, хлопчатобумажные, полотняные ткани, золотую и серебряную парчу, драгоценности, пряности, благовония. В частности, важным предметом ввоза из Индии в Азербайджан была высококачественная сталь. А, например, из России везли: медь, меха, шерстяные ткани, золото, топоры, деревянную посуду.
XVI – XVII вв. являются важным этапом в развитии азербайджанской культуры и науки. Деятели литературы и искусства пользовались особым покровительством шаха Исмала I. При его дворе жили и творили такие поэты как Сурури, Шахи, Матеми, Туфейли Касими. Возглавлял их сообщество (меджлис) «царь поэтов» Хабиби. Основатель иранского государства шах Исмаил I сам был выдающимся поэтом, писавшим на родном азербайджанском языке. Лирика шаха Исмаили Хатаи (его поэтический псевдоним) оказала большое влияние на развитие азербайджанской литературы.
Вершиной азербайджанской поэзии того периода, несомненно, является творчество великого поэта Мухаммеда Физули, создавшего такие бессмертные творения как «Лейли и Меджнун», «Шикайет-наме» и другие. Перу Физули принадлежит также философский трактат, в котором он проповедовал гуманистические, прогрессивные для своего времени идеи. Обогатило азербайджанский язык и литературу творчество других азербайджанских поэтов конца XVI – XVII вв. – Мухамеда Амани, Говси Тебризи, Месихи, Тарзи Афшара, Саиби Тебризи.
Наряду с письменной поэзией успешно развивались различные жанры устного народного творчества. В историко-героических дастанах (эпосах) воспевались доблесть и мужество героев. Такие произведения устного народного творчества, как «Шах Исмаил», «Асли и Керем», «Ашыг Гариб», «Аббас и Гюльгез», «Кёр-оглы» дошли до наших дней. Наибольшей популярностью пользовался эпос «Кёр-оглы», герой которого выступает как борец за народное счастье, защитник всех обездоленных. XVI – XVII вв. являются периодом подъёма ашугского искусства. Благодаря народным певцам – ашугам замечательные произведения фольклора сохранились до наших дней. Крупнейшим ашугом XVI в. считался Ашуг Гурбани. Видными ашугами XVII в. были также Ашуг Аббас из Туфаргаа, Сары Ашуг, Ашуг Абдулла и другие.
В XVI – XVII вв. получил широкое распространение и стал средством общения для многих народностей, живших в Азербайджане азербайджанский язык.
Большое развитие получили живопись, каллиграфия, зодчество. Возникшая в XIV в. прославленная тебризская школа миниатюрной живописи достигла в этот период наивысшего расцвета. Выдающимся представителем этой школы был Султан Мухаммед, миниатюры которого хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Лондона, Лейпцига, Венеции. Эта школа вырастила талантливых художников: Кемаледдина Бехзада, Мир Мусаввира Тебризи, Мир Зейналабдина Тебризи, Мовлана Музаффара Али и других.
Сыновья шаха Исмаила I, подобно отцу, были не только меценатами – покровителями литературы и искусства, но и сами занимались творчеством. Так, один из них, Сам Мирза является автором поэтической антологии, другой – Бахрам Мирза был известен как прекрасный каллиграф, поэт, музыкант и художник.
В этот период был написан ряд трудов, посвященных Азербайджану, его природе, истории. Так, азербайджанский историк Гасанбек Румлу написал 12-томное сочинение «Ахсан ат-таварих» (Лучшая из историй). Ценное сочинение по истории Азербайджана, Ирана и сопредельных стран оставил Искендербек Мунши.
Одной из ведущих областей искусства была каллиграфия. Хотя книгопечатание в этот период не было ещё знакомо народам Востока, книги в виде рукописей размножались переписчиками-каллиграфами, являясь предметом купли-продажи. Особенно ценились рукописи, выполненные такими известными мастерами-каллиграфами, как Убейдулла сын Мир Али Тебризи по прозвищу «Сладостное перо», Али-бек Тебризи, Мухаммед Багир Ордубади, Низам ад-Дин Али Ардебили, Мир Абдулбеги Данишменд, Али Риза Тебризи Аббаси и другие.
 

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх