(ТЕОРИЯ) Культура и ее формы

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Понятие «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимается по-разному.
Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей
В узком смысле под культурой понимают процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
1679791324477.png
Культура
Материальная культура
Духовная культура
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт.Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.
Основные функции культуры
- Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени.
- Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
- Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
- Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
- Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
- Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
- Социализация — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
- включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
- представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком;
- потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
- имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
- как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
- носит коммерческий характер;
- в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
Негативное
- утверждает представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;
- произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
- отличается демократичностью, т. к. её потребителями являются представители самых разных социальных групп;
отвечает потребностям многих людей, в том числе и потребностям в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
- снижает общий уровень духовной культуры общества, т. к. удовлетворяет невзыскательные вкусы массового потребителя;
- ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления миллионов людей;
- рассчитана на пассивное потребление;
- насаждает мифы в сознании людей;
- формирует искусственные потребности, используя рекламу и СМИ;
- навязывая определённые представления, СМИ уводят многих людей от реальной жизни.
Разновидности культуры:
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические).
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи; левые радикалы; андеграунд и др.).
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Культура и её формы
Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры.
Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возделывание, обработку, «культивирование» земли. Правда, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей.
Понятие культуры. Культура является предметом изучения многих наук — антропологии, истории, социологии, философии. Существует также комплексная область знания — культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культуры различных народов и различных эпох. Если учесть такое разнообразие подходов к культуре, то не покажется странным, что в современном гуманитарном знании существует очень много (один из культурологов насчитал более 200) определений культуры. Это связано также с многозначностью и богатством этого понятия.
В самом широком смысле можно сказать, что культура — это всё созданное человеком, всё, что не является природой. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворённая самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы.
Культуру также понимают:
- как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передаётся биологическим путём;
- как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
- как образ жизни определённого народа (например, культура Древнего Египта или Японии).
Функции культуры
Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.
Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.
С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.
Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.
Материальная и духовная культура
Когда историк или антрополог описывает культуру древней цивилизации или народа, то он, если стремится к полноте своего описания, обычно раскрывает культуру как состоящую из трёх взаимосвязанных сторон или частей:
- технологическая часть: её ядро составляют орудия производства, которые использует человек в переделке природных вещей;
- социальная часть: это устойчивые отношения между людьми — семейные, хозяйственные, политические, правовые;
- духовная часть: она включает в себя мифы, верования, художественные и моральные ценности, знания и систему образования.
В обычном словоупотреблении мы говорим о культуре прежде всего как о духовной культуре. В России есть, например, Министерство культуры, которое управляет делами в сфере театра, кино, музыки, художественного искусства. Но этим духовная культура не исчерпывается. К духовной культуре относятся также такие важные формы и институты, как религия, мораль, образование и наука.
Материальная культура определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи, характером жилищ и т.п.
В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура V − IV вв. до н.э. была явно выше духовной культуры более поздней Римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе. Например, вряд ли кто-то сможет превзойти Рафаэля в его изображении мадонн, современным и будущим иконописцам «Троица» Андрея Рублёва будет недосягаемым идеалом. Или же, несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живёт по своим законам, у нее бывают периоды взлёта, которые потом уже не удается повторить. В культуре важны традиции, которые могут быть безвозвратно утрачены.
Но всё же не может быть высокой духовной культуры без достаточно развитой материальной культуры. И наоборот, технические достижения материальной культуры являются, особенно в современную эпоху, продуктом развития научного знания и творческой деятельности образованных людей.
Таким образом, материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны, во многом эта взаимосвязь выражается в понятии «цивилизация», которое отражает уровень развития человека и основных сфер жизни общества.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх