[ТЕОРИЯ] Легендарные кочевые народы

zhuhray fg

Фёдор Кихтенко
Команда форума
Легендарные кочевые народы эпохи Древнего мира

Амазонки
Амазонки (на греческом ἀμαζόνες) – в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, образовавший особое (воинственное) государство. Амазонки считали своей богиней-покровительницей Артемиду, как воплощение женщины-воина. Ученые продолжают споры, был ли такой народ и где жили таинственные воительницы? В пользу версии о существовании племени женщин-воительниц говорит тот факт, что изображение амазонок присутствуют на множестве античных изображений (например, вторжение амазонок в Аттику). Сторонники теории существования амазонок отмечают, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского (его посетила царица амазонок – Фалестрида (Талестрида)), после этого след амазонок теряется. Кроме того, на юге России, где предположительно жили амазонки, были найдены захоронения женщин, в которых покоились мечи, копья и прочее оружие. Многие историки считают, что опровержению факта существования амазонок способствовало огромное количество мифов, которые окружили их.

Амазонки жили в Малой Азии на побережье Чёрного моря. Отсюда ни предпринимали свои походы в image002.jpg Азию. Ими, согласно преданиям, были построены Эфес, Смирна и другие города. Ещё Гомер упоминает о войнах героя Беллерофонта и фригийцев с амазонками. Согласно другого мифического цикла, выполняя 12 подвигов, с амазонками столкнулся Геракл. Царица их Ипполита была убита героем, которому Еврисфей поручил добыть её пояс. Во время этого похода Тесей (великий герой, соратник Геракла и правитель Афин) расположил к себе Антиопу (она стала его

Битва греков с амазонками
женой). Не зная об этом, и желая спасти подругу амазонки вторглись в Аттику, и ворвались в город. Тесей и его жена мужественно сражались с захватчиками. В этом бою Антиопа погибла. Позднее по пути в Колхиду страну амазонок посетили аргонавты. Когда шла Троянская война амазонки

под начальством своей царицы Пенфесилии выступили против греков, на помощь царю Приаму.image003.jpg
Миф об амазонках вошёл не только в эпическую поэзию, но и стал предметом античного искусства. Самые замечательные художники древности, например, ваятель Фидий, живописец Микон и другие изобразили амазонок в статуях, рельефах и картинах.

«Отец истории» Геродот в V в. до н. э. утверждал, что амазонки сначала жили в Каппадокии, а затем переселились в

Геракл и амазонки
Скифию, где положили начало племени сарматов. Страбон отмечал, что в горах над Албанией (Кавказские горы) обитают амазонки. Об этом же писал и историк Феофан, сопровождавший Помпея в его походе к Черному морю. Согласно Клавдию Птолемею амазонки жили между реками Ра (Волга) и Танаис (Дон).

Киммерийцы
Киммерийцы (на латинском Сimmerii, на греческом Κιμμέριοι) – племена, населявшие северо-восточное Причерноморье в VIIIVII вв. до н. э. В историческое время киммерийцами назывался народ, живший близ Таврического (Киммерийского, сегодня – Керченского) пролива. Название Киммерийский было дано ему греческими колонистами в VI в. до н. э. Киммерийцы фигурируют в ассирийских архивах как «гимирри» и упоминаются в Библии под именем «гомер». Их упоминают и Гомер и Каллин. В «Одиссее» Гомера киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у Океана, куда никогда не проникают лучи солнца. Аристарх и Кратет исправляли у Гомера название киммерийцы на «керберии». О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей. Эфор помещает их около озера Аверн в Италии. Геродот называет киммерийцев доскифским населением степи между Дунаем и Доном.

Библия относит появление народа «гомер» (киммерийцев) к первому послепотопному времени – после 3264 г. до н. э. В грузинском языкегмири («богатырь», «исполин», «герой») – идут именно от названия народа «киммерийцы», при этом русское «кумир» оказывается родственным грузинскому «гмири». М. Фасмер свел этимологию слова «кумир» к значению «идол, божок», отметив, что в русский язык оно пришло из церковнославянского. В осетинском gumîr тоже «великан», но учёные связывают происхождение этого слова от библейского «Gomer». По одной из версий этноним «киммерийцы» производят от финикийского Kamar – тёмный. Существует мнение, что еще до нашей эры «гомеры-кумиры» становились объектами поклонения. Их связывали с языческими деревянными идолами, отсюда есть этимология из греческого – κουρμί, «ствол дерева.

Киммерийцы, возможно, были ираноязычными племенами, и наследовали их традиции. От их языка сохранилось всего несколько имён собственных в ассирийской транскрипции (Te-ush-pa, Dug-dam-me, Sandaksatru). Некоторые учёные считают, что язык киммерийцев мог быть «потерянным звеном» между фракийским и иранским языками.
На ранней стадии своей истории киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках. Покойников обычно хоронили в более древних, и реже – в специально насыпных курганах. Железо шло для изготовления мечей и кинжалов. Киммерийцы участвовали в обмене с оседлыми земледельцами, иногда совершая против них военные набеги.

Около VIII в. до н. э. киммерийцы были изгнаны из своей родины перешедшими через Дон с востока скифами и переселились во Фракию. Связи с фракийцами были достаточно тесными, о чём свидетельствуют находки фракийских вещей в киммерийских могильниках, и наоборот. Во Фракии киммерийцы соединились с трерами и в союзе с ними несколько десятков лет, в начале VII в. до н. э., грабили Малую Азию. Они уничтожили Фригийское царство, угрожали существованию Лидийского – царь Лидии Гигес пал в битве с ними.
С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев усиливается разложение общинного строя, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Общественный строй киммерийцев представлял собой, вероятнее всего, военную демократию. Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племён со своими вождями.

С ассирийцами киммерийцы столкнулись около 675 г. до н. э. Асархаддон воевал с ними и называет их гимирри. Они разрушили Магнезию на Меандре и осаждали Эфес, в котором поэт Каллин увещевал сограждан к мужественному отпору киммерийцам. Преемники Гигеса продолжали войну с киммерийцами. Царь Алиатт освободил от них Малую Азию до Галиса. В этих войнах киммерийцы были почти уничтожены. Часть их, как предполагают, соединилась со скифами, около 640 г. до н. э. напавшими на Переднюю Азию, разгромившими Ассирию и все страны до границ Египта.
Прокопий Кесарийский византийский историограф, называет булгар (под именем гуннов) бывшими киммерийцами:
«В древности великое множество гуннов, которых тогда называли киммерийцами, занимало те места, о которых я недавно упоминал, и один царь стоял во главе их всех. Как-то над ними властвовал царь, у которого было двое сыновей, один по имени Утигур, другому было имя Кутригур. Когда их отец окончил дни своей жизни, оба они поделили между собою власть и своих подданных каждый назвал своим именем... Они все жили в одном месте, имея одни и те же нравы и образ жизни, не имея общения с людьми, которые обитали по ту сторону «Болота» (Меотиды или Азовского моря) и его устья (Керченского пролива), так как они никогда не переправлялись через эти воды, да и не подозревали, что через них можно переправиться… простирающаяся отсюда страна называется Эвлисия; прибрежную ее часть, как и внутреннюю, нанимают варвары вплоть до так называемого «Меотийского Болота» и до реки Танаиса (Дона), который впадает в «Болото». Само это «Болото» вливается в Эвксинский Понт. Народы, которые тут живут, в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами».

По этим данным следует, что булгары – потомки киммерийцев. Интересно это тем, что булгары считали земли, где они жили, землями предков. Вот почему основная часть булгар отказалась уходить со своих земель – земель предков под давлением хазар. Их называли черные болгары. По одной из версий получается, что киммерийцы ушли на восток, где стали составной частью народа юэчжи (в переводе с китайского) или ятий (в переводе с греческого). Этим и объясняется сходство курганов киммерийцев и ятий (юэчжи). Потом, булгары ушли с гуннами на запад, где по иранской теории перешли на тюркский язык под воздействием гуннов и западно-тюркского каганата.


Массагеты
Массагеты (на латинском Massagetae) – древний народ Средней Азии, живший за Яксартом (Сырдарьей). Массагеты и союзные им саки обитали на северных границах великих азиатских государств древности – Персии, Согдианы, Парфии. Они вели войны с величайшими полководцами – Дарием I, Киром, Александром Македонским. Кочевники Средней Азии в III – I вв. до н. э. участвовали в создании Парфянского и Кушанского царств и, может быть, их первые царские династии были связаны с саками или массагетами. Кушан и Парфия использовали мобильность и воинственность кочевников в войнах против Персии и Индии, постоянно расширяя свои владения. Сами же воины-кочевники постепенно изменяли свои привычки, смешивались с другими группами населения и постепенно растворились среди них. Когда в III в. н. э. великие древние среднеазиатские государства распались, о массагетах и саках уже никто не слышал.

Во времена Геродота около XXV веков назад низовья Дуная контролировали геты, на севере от них проживали фиссагеты, низовья Волги контролировали массагеты. Сохранилась версия, что этноним «массагеты» происходит от слова «масуо» – «рыба» и означает «рыбоеды» (но игнорирует – «геты»). Есть другое объяснение этого слова его как составного из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда». Более обоснованно, что этот этноним означал – «великие (большие) геты».

Прокопий Кесарийский в VI в. сравнивал образ жизни славян и массагетов: «Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну – «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много».
Согласно биографам Тамерлана, его молодость прошла в борьбе с калмыками (гетами) кашгарского хана. А ряд английских исследователей XVIII в. (Эдуард Гиббон и другие) отождествляют этих гетов-калмыков времен Тамерлана с массагетами античных времен, остановившими продвижение войск Александра Македонского в Центральной Азии.
Античные авторы писали, что «… массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю. Есть у них … также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи … Железа и серебра у них нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии».

По Геродоту, массагеты и саки подданные царицы Томирис сражались пешими и на конях, кони имели на груди латы (фалары). Утварь и оружие они изготовляли из меди. По Страбону, они поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Так как к массагетам относили и зависимые от них народы, то под этот этноним попадали обитатели прикаспийских и приаральских болот и островов, жившие примитивным собирательством и рыбной ловлей, но также и некоторые знавшие земледелие народности (например, хорезмийцы).

Доминирующим в современной науке является представление о том, что массагеты говорили на одном из иранских языков.

Наиболее известным из их правителей была – Томирис или Тмирис (приблизительно 570520 гг. до н. э.) – царица массагетов и саков, рассказ о войне с которой персидского царя Кира II, приводит Геродот. По некоторым источникам, она была дочерью легендарного царя

Сыпыра (Спаргапис), мужа её звали Рустем, он был сыном царя тиграхаудовКавада.
Геродот рассказывает следующее. Покорив множество стран на юге, Кир Великий задумал подчинить своей власти и те свободные племена, которые кочевали в северной части Средней Азии, по обеим сторонамТомирис погружает голову мёртвого Кира в сосуд с кровью Каспийского моря. Прежде всего Кир обратил свое оружие на массагетов – бедный, но воинственный народ, живший за Яксартом. Примерно в 530529 гг. до н. э. Кир отправился в поход. Он отправил посла к царице с предложением выйти за него замуж и объединить два народа в одно государство без боя. На что царица ответила отказом.
Первый бой завершился победой саков, которых возглавил сын Томирис – Спаргапис. Победители устроили пир, воспользовавшись этим, персы подкинули крепкое вино, в результате чего воины-кочевники опьянели. Этим воспользовался Кир, захватив в плен одну третью часть войска саков и сына царицы. В решающей битве с персами участвовали и женщины. Этот бой Геродот назвал «самым жестоким и великим». Кровавый бой завершился победой кочевников. По Геродоту, все персы скончались на поле боя, среди них был и Кир. Среди кочевников существовало много легенд о героизме царицы Томирис. В случае рождения дочери многие старались назвать ее Томирис.
Позднеантичные сказания считали, что в память о Томирис был назван город Томы (ныне Констанца, Румыния) – несколько веков столица Малой Скифии.


Томирис погружает голову
мёртвого Кира в сосуд с кровью

Саки
Саки (на латинском sacae) – собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тысячелетия до н. э. – первых веков нашей эры в античных источниках. Саки – скифские племена, населявшие территорию современной Средней Азии. Древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами».
У Геродота и в древнеперсидских надписях упоминаются три группы саков:
саки-хаомаварга, «варящие хаому – дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и других античных авторов – амюргии);
саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов);
саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)», проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.
Однако подобное деление являлось условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники в ритуальных целях варили хаому, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала. Деление саков на «пьющих хаому», «носящих остроконечную шапку» и «заморских» отражает взгляд сторонних наблюдателей (персов), чем самоназвание сакских народов. Впрочем, некоторые из них все же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи, тохары.
Существует также мнение, что понятие «сак» было не столько этническим, сколько социальным и означало «свободный воин». В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами», а иранские – «турами с быстрыми конями».
Образ жизни саков и их материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к image007.jpg скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле». В современной научной литературе к сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Северного Причерноморья. В отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не носила следов эллинского влияния, поэтому иногда ученые употребляют термин «культура сако-массагетского круга».

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сырдарьи развивалось земледелие.

Тип общества саков – военная демократия. В VIIIII вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья. Цари считались посредниками между небом и землёй. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Сакские женщины пользовались равными с мужчинами правами. В VI в. до н. э.


Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы
найден в иссыкском кургане под Алма-Атой
массагетами управляла царица Томирис, известно также имя другой царицы – Зарина. В сакском обществе выделялись три группы населения: войны, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам – красный, жрецам – белый, общинникам – жёлтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. На рубеже VI и V вв. до н. э. часть сакских племён была покорена персидскими царями из династии Ахеменидов, и платила им подати, а также поставляла воинов. Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне.

image010.jpgПосле завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (в III в. до н. э.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства: вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов. Другая часть племён саков вторглась в Дрангиану и заняла её, дав ей название Сакастан (страна саков – современный Систан на землях Ирана и Афганистана); совершая набеги саки добирались даже до Каппадокии. В конце II – первой половине I в. до н. э. племена саков проникли в Северо-Западную Индию (в китайских источниках эти племена называются племенами сэ), образовав в середине I в. до н. э. ряд индо-сакских государств. Одним из самых известных индо-сакских правителей был царь Май, под властью которого находились Гандхара, долина Свата и, возможно, часть Кашмира. Его преемник Аз расширил свои владения и титуловал себя, аналогично правителям Парфии, «великим царем царей».


Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в
Центральной Азии, около 300 г. до н. э.
Индо-скифские племена в Индии именовались «шака», как вариант индийского наименования саков. Термин «шака» используется как собирательное наименование воинственных племен северо-запада. Шаки упоминаются во множестве индийских текстов: «Пураны», «Ману-смрити», «Рамаяна», «Махабхарата», «Махабхашья» Патанджали, «Брихат-Самхита-Вараха-Михра», «Кавьямиманса», «Брихат-Ката-Маньяри», «Ката-Саритсагара».

Саки исчезли в раннем средневековье под натиском тохаров и гуннов с одной стороны и сарматов – с другой.
В официальной исторической науке Азербайджана, Казахстана, после получения независимости настойчиво продвигается тезис о том, что саки являлись предками тюркских народов.


Сарматы
Сарматы (на греческом Σαρμάται, на латинском Sarmatae), также савроматы, – общее название северных кочевых скотоводческих ираноязычных племён (аланы, роксоланы, языги и другие), наряду с европейскими скифами и азиатскими саками, расселившимися в III в. до н. э.IV в. н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная на западе. Родственные скифам племена сарматов первоначально обитали в Поволжье и приуральских степях. По версии Геродота, сарматы происходили от союза скифских юношей и амазонок. Он же сообщает, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом». С IV в. до н. э. между сарматами и собственно скифами происходит несколько войн, в результате которых сарматы заняли главенствующее положение в Европейской Скифии, которая позднее в античных источниках называлась Сарматией. От языка сарматов происходит единственная сохранившаяся форма скифо-сарматского языкаосетинский язык. Считается, что сарматы поучаствовали в этногенезе нескольких восточноевропейских народов. Прямыми потомками алан являются современные осетины и ясы. Язык венгерских ясов был утрачен в XIX в., однако сохранившиеся письменные памятники ясского языка свидетельствуют, что он практически совпадал с осетинским.
image011.jpgПо-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: ещё в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». Сарматы отставали от скифов в общественном развитии. В VII – V вв. до н. э. сарматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Особенностью сарматов и савроматов было высокое положение в обществе женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Сарматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что сарматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным.

В V – IV вв. до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надежными союзниками скифов. Отдельные группы савроматов-сарматов поселились на территории Европейской Скифии. В III в. до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV в. до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отделение от Скифии части завоеванных прежде земель и племен. Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию – в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов Древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племен заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи. Начиная со II в. до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен – языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы. Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 г.; сосланный в город Томи в 8 г. поэт Овидий со страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II вв. в Армении и Каппадокии.

Западные сарматские племена – роксаланы и языги, занимали степи Северного Причерноморья. Около 125 г. до н. э. они создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию. По-видимому, это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. Однако повторить государственный опыт скифов западным сарматам не удалось – с середины I в. до н. э. они действовали как два самостоятельных союза. В степях между Доном и Днепром кочевали роксоланы, к западу от них – между Днепром и Дунаем – жили языги. В первой половине I в. языги вышли на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы. Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная. Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками, и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. В условиях военной демократии, сарматы рассматривались Рим как источник богатой добычи. Способы её приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наемничество. Языги во второй половине I в., а роксоланы в начале II в. добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне римских границ. Прекратив получать эту дань, роксоланы в 117 г. призвали на помощь языгов и вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетней войны империя была вынуждена возобновить выплату. Завоевав фракийцев, живших между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи и даже запретить общение между ними. Сарматы ответили на это войной. Особенно упорной была борьба сарматов с Римом в 160-е и 170-е гг. В 179 г. языги заключили договор с императором Марком Аврелием. По договору языги получили право проходить к роксоланам через римские земли, но взамен обязались не плавать на судах по Дунаю и не поселяться вблизи границы. Впоследствии римляне отменили эти ограничения и установили дни, по которым сарматы могли переходить на римский берег Дуная для торговли. Языги вернули Риму 100000 пленных. 8000 отряд языгской конницы был принят в римскую армию, при этом часть всадников отправлялась служить в Британию. Столкновения сарматов с Римом происходили и позже. Сарматские отряды поступали на службу в римскую армию и к королям германских племен. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях – на территории нынешних Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Италии, Великобритании.

Восточные сарматские союзы аорсов и сираков населяли пространства между Азовским и Каспийским морями, на юге их земли простирались до Кавказских гор. Сираки занимали приазовские степи и северокавказскую равнину к северу от Кубани. Предгорные и равнинные районы Центрального Предкавказья тоже принадлежали сиракам, но на рубеже новой эры их потеснили аорсы. Аорсы кочевали в степях от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии. Название аорсов в переводе означает «белые». Судя по сообщениям древних авторов, аорсы были самым сильным и многочисленным объединением сарматских племен. По словам Страбона, аорсы и сираки «… частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием». Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали своё государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря. Аорсов, которые жили в степях Прикаспия и Предкавказья, называли «верхними аорсами». Они господствовали над западным и северным побережьем Каспийского моря и контролировали торговые пути, шедшие через Кавказ и Среднюю Азию. Могущество и богатство аорсов уже в древности объясняли участием в международной торговле. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» – через неё шёл путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям.
О взаимоотношениях сираков с аорсами известно мало. В середине I в. до н. э. они были союзниками и совместно оказывали военную помощь боспорскому царю Фарнаку. В середине I в., во время борьбы за престол между боспорским царем Митридатом III и его братом Котисом, аорсы и сираки выступают как враги. Сираки поддержали Митридата, аорсы вместе с римлянами оказались на стороне Котиса. Объединенные войска римлян, аорсов и боспорской оппозиции захватили сиракский город Успу. Об этом писал римский историк Корнелий Тацит. Он рассказывал, что после падения Успы царь сираков Зорсин «решил предпочесть благо своего народа» и сложил оружие. Лишившись союзников, Митридат вскоре прекратил сопротивление. Не желая попасть в руки римлян, он сдался царю аорсов Евнону.
Аланы (сарматское племя) примерно в IV в. н. э. создали государство, являвшееся, по словам византийских и арабских источников, сильнейшим в Кавказском регионе. До Х в. аланы играли важную роль в борьбе между хазарами, арабами, и византийцами, в основном поддерживая последних. С Х в., после ослабления хазар и арабов, начался расцвет Алании, продолжавшийся до монгольского нашествия в XIII в. Аланское государство было окончательно уничтожено походами Тамерлана. Прямыми потомками аланов являются осетины, живущие на Кавказе, а также ясы, живущие в Венгрии.
Все сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился во всей степи. Он оказался незаменимым в конном бою. Сарматы-воины носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну или две лошади.
Образ животных (особенно барана) занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Баран являлся символом «небесной благодати» у древних народов. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей. У сарматов был распространен культ предков. Греко-иранский религиозный синкретизм сказался в культе греко-сарматской богини Афродиты-Апутары (обманщицы). Было ли её святилище в Пантикапее точно неизвестно, но на Тамани оно располагалось в местечке Апутары. В культе Афродиты-Апутары было много родственного с азиатским культом Астарты. Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5 – 7 м в высоту. Сарматские курганы чаще всего располагаются группами на вершинах холмов. Ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.

После сарматов на юге России сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали славянам названия больших рек, а именно: Днестр, раньше Дънестр – сарматское Danastr или Danaistr; Днепр – Дънепр – Danaper; Дон (вода/река) от сарматского «dānu», осетинского «дон» (вода/река). Названия многих речек также являются переводом с сарматского.

Некоторые историки предполагали, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян, но эта теория отвергнута большинством учёных, которые указывали на явные отличия культуры сармат от культуры древних славян.


Скифы
Скифы (на греческом Σκύθαι) – греческое название всех народов, проживавших на территории Восточной Европы и (Средней) Азии в эпоху античности и времена Великого переселения народов. Европейские скифы были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до IV – III в. до н. э. Значительные данные по европейским скифам содержатся в древнегреческих источниках, в особенности у Геродота. Зачастую под именем скифов понимаются именно европейские скифы.

Сами себя скифы, по свидетельствам Геродота, называют сколотами (толкование данного текста дискуссионно), а персы называли их саками. Почти XXV веков назад Геродот применил его в следующем контексте:
«По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена … а у него (Таргитая) было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший – Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало …, жар пылающего золота отогнал и второго брата, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. … от Липоксаиса произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами».

Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией, слово «скифы» часто использовалось по отношению ко многим другим народам евразийских степей. В источниках III – IV в. н. э. «скифами» часто называются готы. Византийские источники часто называют скифами – русь. Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь». В «Повести временных лет» неоднократно упоминаются скифы: «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян.» … «Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь»» … «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь»». Русские летописи XVII в. считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой СкифииСказание о Словене и Русе и городе Словенске»).

Хронологические указания, связанные с древнейшей историей скифов, встречаются у ряда античных авторов. Они не только оперируют подозрительно круглыми числами, но и противоречат друг другу, что делает их прямое сопоставление с археологическими данными неправомерным. Первую схему предложил Геродот. Согласно ему, скифы – самый молодой народ. От первого царя Таргитая до похода Дария в степь прошла 1000 лет. По его же данным, фараон Сесострис, якобы покоривший скифов, правил за два поколения до Троянской войны. Посещение скифов Гераклом, от сына которого Скифа произошли скифские цари, Геродот излагает позже рассказа о Таргитае, а, по греческим представлениям, Геракл жил поколением ранее Троянской войны. Стало быть, появление скифов соответствует примерно XVI в. до н. э., а их война с египтянами и рождение Скифа, сына Геракла – XIII в. до н. э.
image012.jpgКак указывает подробно изучавший этот вопрос А. И. Иванчик, концепция, удревнявшая и идеализировавшая скифов, а также приписывавшая им победу над египтянами, восходит к историку IV в. до н. э. Эфору. Таким образом, в отличие от Геродота, скифы оказывались не самым молодым, а самым древним народом. У Диодора отцом Скифа именуется уже Зевс, а не Геракл, что относит его рождение в более древнюю эпоху, потомками Скифа именуются Пал и Нап, разделившие между собой царство и покорившие ряд племен. В труде Юстина, содержатся следующие хронологические указания. После победы скифов над египтянами на протяжении 1500 лет Азия платила дань скифам. Затем ассирийцы правили Азией 1300 лет, а мидяне – 350 лет. Таким образом, так как конец владычества мидян связывался с правлением царя Кира (середина VI в. до н. э.), то победа скифов относится примерно к 3700 г. до н. э. Также Юстин приводит рассказ о юношах царского рода Плине и Сколопите, их гибели и происхождении амазонок. Эти события помещаются им примерно за два поколения до Троянской войны, а поход скифского царевича Панасагора против Афин – за одно поколение. Христианский историк Орозий используя сочинение Юстина, не мог принять его дат, ибо они противоречили библейской датировке (примечательно, что в «Хронике Евсевия» сведения о древнейшей истории скифов вовсе отсутствуют). Поэтому Орозий переставил последовательность войн. Победу ассирийского царя Нина над скифами он датирует за 1300 лет до основания Рима, Весозис же воюет со скифами за 480 лет до основания Рима. Таким образом, у Орозия, как и у Геродота, эта война датируется периодом незадолго перед Троянской войной, но итогом войны, как и у Юстина, названа победа скифов. Рассказ о Сколопите, Плине и амазонках у Орозия совпадает с Юстином. Готский историк Иордан, также рассказывая о победе готского короля Танаузиса над египетским фараоном Весозисом, помещает это событие незадолго до Троянской войны, упоминая также о происхождении амазонок, но имена Сколопита и Плина он опускает.

По общепринятой версии, скифы вторглись в Закавказье преследуя киммерийцев. Частью они обосновались в пределах Восточного Закавказья, создав полукочевое государственное образование, получившее в древневосточных текстах наименование – Ишкуза. Ишкуза или Скифское царство (в Закавказье) – государственное образование созданное скифами на северных и частично на южных берегах реки Аракс (современная Азербайджанская Республика и от части Южный Азербайджан) с конца VIII – по VI в. до н. э. Частично скифами были ассимилированы местные скотоводческие племена. Со второй половины VII в. до н. э. скифы начали совершать походы в глубь Передней Азии. Основными целями походов скифов были киммерийцы расселившиеся в пределах Малой Азии, а также Ассирии, Лидии, и других малоазийских областях. Изначально начав войну с Ассирией, скифы после гибели царя Ишпакая, заключили союз направленный на борьбу с киммерийцами и другими соседями Ассирии. Но в 673 г. до н. э. скифы поддержали восстание мидян против ассирийцев, хотя позднее вновь поддерживали ассирийцев, в image014.jpg борьбе против мидян, тем самым пытаясь ослабить оба государства. Скифы достигают зенита своего могущества в регионе, фактически превратив мидян в вассальное царство, а затем участвуя в войнах против Ассирии отвоевав множество областей, затем совместно с мидянами разгромив Ассирию. После падения Ассирии, скифы теряют контроль над усилившимся Мидийским царством, чей царь Киаксар (прадед или дед Кира) предательски уничтожил скифских вождей. С этого периода влияние скифов в регионе постепенно шло на спад. Скифы частью мигрируют на Северный Кавказ и Северное Причерноморье, частью навсегда оседают в регионе, слившись с местным населением.


Золотые артефакты скифов
Формирование специфически скифской культуры археологами относится к VII в. до н. э. При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения. Согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока, изгнав киммерийцев, что может археологически интерпретироваться как приход скифов из низовий Сырдарьи, из Тувы или других районов Центральной Азии. Другой подход, который также опирается на Геродота, предполагает, что скифы обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры. Мария Гимбутас и её коллеги относят появление пращуров скифов (культура одомашнивания лошадей) к V – IV тысячелетию до н. э. По другой версии они (скифы) потомки носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшиеся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие ученые полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья.

Конец VII в. до н. э. – возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где уже веками правили киммерийцы – начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии.

Основная территория расселения скифов – степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница расселения неясна. Скифы делились на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы – самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с сарматами. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра – скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их – алазоны, а ещё севернее – скифы-пахари, причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу.
Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля – усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Оно постепенно приобретало черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царём. Его власть была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. На рубеже V – IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал власть. К 40-м гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.

Археологическое исследование Каменского городища показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии – «царских курганов». Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая росписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.
В 339 г. до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II. В 331 г. до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско в битве при Фате. К концу III в. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на реке Салгир (в городской черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность скифов была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако во второй половине I в., при царях Фарзое и Инисмее скифы вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским государством. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен «Великого переселения народов». Название «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.
Впервые у скифов конница стала основным родом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время азиатских походов – единственной силой. Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона). Во II в. до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Им наносят поражения киммерийцы, фракийцы, греки и македонцы. Скифское военное искусство получило два продолжения: у сарматов, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее – тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.

В науке усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времен палеолита. В частности, варианты обрядов захоронений, ряд символов и изображений, элементы звериного стиля (лошадка палеолитической Сунгири) – ученые находят аналоги через 20000 – 23000 лет в культурах евразийских народов.
Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и так далее. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или какого-либо хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина. Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия – особый способ изображения животных, так называемый скифский звериный стиль. Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой. Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV – III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства скифов, живших на территории Европейской части бывшего СССР (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганах и курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык и других; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском.
Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели, что в ряде работ показали академик Б. А. Рыбаков и профессор Д. С. Раевский и развивают современные исследования российских и зарубежных исследователей. Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч; раз в год ему приносили жертву – различных животных (в частности, лошадей) и пленных, из ста – одного. Высший мужской бог скифов, как допускают ученые, соответствует персидскому Ахурамазде (обычно он изображался на коне). Объектом почитания также было женское божество – Великая Богиня или Мать Богов. Геродот перечисляет названия следующих скифских божеств: Табити (Гестия в греческой мифологии), Папайос (Зевс), Апи (Гея), Ойтосир (Аполлон), Аргимпаса (Афродита и Урания), Фагимасад (Посейдон); кроме того, он упоминает о почитании Геракла и Ареса. Табити, божество семьи и домашнего очага, пользовалось особым уважением, считалось покровителем скифов. Поклясться очагом, домашним божеством – величайшая клятва; ложная клятва этим божеством причиняла, по мнению скифов, болезнь.
 
Последнее редактирование:

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх