[ТЕОРИЯ] Монархия хеттов

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Монархия хеттов

ht1.jpg

Во II тыс. до н. э. на территории Малой Азии существовало величайшее из царств — Хеттское. Под стать ему были только Вавилония и Египет.

Хетты, они же неситы, народ, населявший центральную часть Хеттского царства. О путях переселения хеттов в Малую Азию существуют различные точки зрения: «западная» — через Балканы, «восточная» — через Кавказ. По другой гипотезе хетты принадлежали к древнейшему населению Малой Азии. Судя по заимствованиям из языка хеттов и собственным именам, встречающимся в документах на староассирийском диалекте аккадского языка, найденных в торговых центрах Анатолии, где были колонии ассирийских купцов, хетты к рубежу III — II тыс. до н. э. уже находились в Малой Азии. Памятники изобразительного искусства хеттов II тыс. до н. э. свидетельствуют о том, что их антропологический тип к этому времени обнаруживает явный кавказоидный облик, а хеттская культура — следы взаимодействия с культурой хатти и позднее — с культурой хурритов. В XIV — начале XII вв. до н. э. (так называемый период Нового царства) хетты уже не были господствующим этническим слоем, хотя хеттский язык (с некоторым числом лувийских вкраплений) оставался основным языком государственных документов Хеттского царства. Носители «позднехеттской» культуры на юго-востоке Малой Азии и в Северной Сирии, иногда называемые «хеттами» в иноязычных текстах, в частности ветхозаветных, по языку были лувийцами.

Если говорить об их предыстории, то изначально на месте образования Хеттского царства в IV — III тыс. до н. э. существовало более десятка этнических областей. В одной из них в бассейне реки Галис проживал многочисленный народ хатты, благодаря которым этот край и получил название «Хатти». Впервые под таким именем он упоминается в XXIII в. до н. э.


ht2.jpg

Существование самого Хеттского царства относится к периоду 1750 — 1180 гг. до н. э. Три века в истории этого царства — с XVIII по XVI в. до н. э. — называют Древнехеттским периодом. Именно в это время, как считают многие специалисты, пришедшие в область Хатти индоевропейцы под условным названием «хетты» соединились с аборигенным народом хаттами. Этот «симбиоз» и называется в науке «хеттами».

Что же представляло собой Хеттское царство в начале своей истории? Его уклад выстраивался на традициях родового строя. Хеттские цари правили совместно с так называемым панкусом, который объединял в своих рядах всех боеспособных граждан. Панкусом руководил совет — тулия, который представлял интересы родовой аристократии, в большей степени — членов царского рода. Наследовал царю поначалу не родной сын, а усыновленный племянник — сын его сестры. Поскольку панкус и тулия весьма ограничивали власть царей, то на этой почве между ними нередко возникали разногласия, о чём свидетельствуют многочисленные письменные источники.

Примечательно, что если царь умирал, а царица переживала его, то она сохраняла за собой титул царицы в правление нового царя, а супруга последнего называлась лишь «женой царя» и только после смерти вдовствующей царицы приобретала её статус.

Верховную власть в Хеттском царстве представлял «великий царь» (табарна), который в Новохеттский период был наделён особой божественностью и титуловался «Солнцем».

В конце XVIII в. до н. э. династия первого царствующего рода Анитты уступила власть другому царскому дому. Один из его царей, Лабарна I (около 1675 — 1650 гг. до н. э.), оказался великим завоевателем и реформатором. Ему удалось расширить границы Хеттского царства «от моря до моря». Современники Лабарны по достоинству оценили его деятельность: имена царя и его супруги Таваннанны стали титулами всех последующих хеттских царей и цариц. Его преемник-племянник Хаттусили I (около 1650 — 1625 гг. до н. э.) продолжил реформаторство: он перенёс столицу царства в некогда бывший главным центр хаттов, Хаттусу, после чего государство стало называться «Хеттским». Хаттусили I ещё более расширил владения хеттов – вплоть до Сирии.

Помимо удачных завоевательных походов этот царь вошёл в историю «зачинщиком» дворцовой смуты. Из письменных источников известно, что Хаттусили I, игнорируя традиции, отстранил от наследования своего племянника. Причём предлог для этого он отыскал убедительный: племянник равнодушно отнесся к болезни дяди. В результате ссоры царь ополчил против себя даже собственных детей. После всех передряг новым престолонаследником стал усыновленный внук — Мурсили. Вдвоем они подавили возникшую междоусобицу и выступили походом на юг, который уже в правление Мурсили I (около 1625 — 1590 гг. до н. э.) закончился покорением Вавилона. Дома Мурсили был убит мужем своей сестры.


ht3.jpg

Пока хеттская верхушка занималась решением внутренних проблем, с севера на хеттов напали племена касков (ветвь адыгских племен Кавказа, она известна русским летописям под именем «касогов»). Они разрушили многие города царства и навсегда отрезали их от Чёрного моря. Это было большое поражение, потому как великое царство, простирающееся «от моря до моря», уже не было таковым. А тем временем знать захватывала всё больше власти. Во времена царя Телепину (он правил около 1530 — 1500 гг. до н. э.) тулия добилась права не только судить, но и казнить царей. Причём без согласия тулии царь не мог казнить её членов и отбирать их имущество. Но это было не единственное поражение Телепину. Около 1450 г. до н. э. удачливый сановник не хеттского происхождения захватил трон и основал новую хеттскую династию. С этого времени начался так называемый Новохеттский период — с середины XV по начало XII вв. до н. э. И теперь царь стал абсолютным правителем: он сам назначал себе преемника. Таким образом, дворцовые перевороты перестали перерастать в междоусобицу.

Земля в Хеттском царстве принадлежала государству. На большей её части располагались крупные хозяйства, которые обеспечивали царя и членов его рода. То есть работали на «дом царя», «дом царицы», «дом дворца» — местную администрацию. Был и общинный сектор, где землевладение уходило корнями в доклассовую эпоху. В нём, по всей видимости, можно было покупать и продавать участки земли. Старейшина общины имел довольно широкий круг полномочий с судебной и административной властью. И на государственных, и на общинных землях широко использовался труд рабов. Обязательная служба царю, и уплата ему натурального налога называлась саххан, трудовая повинность — луцци. По-видимому, они распространялись на большую часть населения страны, в том числе и на общинников. А основными зерновыми культурами у хеттов были ячмень и родственный пшенице — эммер. Из него делали муку и пекли хлеб, а из зёрен — варили пиво. Хетты растили виноград, разбивали посадки гранатового дерева, яблонь.

По сословиям хеттское деление не совпадало с классовым. Всё население у них делилось на две группы: «свободные» — в неё входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Это были члены общин коренных хеттских городов. Из них же набиралась правящая верхушка. Вторая группа — «несвободные» — то есть лица, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Среди «несвободных» производителей, стоящих вне общин, были рабы, кабальные должники, наёмники, крепостные земельные собственники. Последние, кстати, иногда были достаточно богатыми и имели собственных рабов.

В начале XIV в. до н. э. к власти приходит узурпатор Суппилулиума I (около 1380 — 1335 гг. до н. э.) — талантливый политик и полководец, покоривший почти всю Малую Азию и в итоге трёх больших войн сумевший победить Египет и завоевать всё Восточное Средиземноморье вплоть до южных рубежей Палестины.


ht4.jpg

В итоге Хеттское царство с зависимыми территориями простёрлось от бассейна Чороха в Закавказье до Южной Палестины и от Эгейского моря и Кипра до ассирийских и вавилонских границ. Вавилония и Ахейская держава считали необходимым поддерживать дружбу с Суппилулиумой. Все эти успехи, однако, грозили хеттам роковыми последствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над которыми намного превышал возможности Хеттского царства. Поэтому существование огромной державы, основанной Суппилулиумой, его преемникам приходилось поддерживать почти непрестанными походами против мятежных окраин и посягавших на владения Хатти других держав. Кипевшие войны медленно, но верно истощали силы Хеттского царства.

Оружием нападения хеттам служили копья и луки. Наряду с прямоугольными использовались щиты, напоминающие по форме широкое двойное лезвие боевого топора. Хеттская колесница отличается по конструкции от египетской. И у той, и другой — колеса с шестью спицами. Но египетская колесница рассчитана на двух седоков — возницу и бойца, а хеттская, несколько более массивная, — на трёх, так как функции нападения и обороны были разделены между двумя бойцами. Благодаря дополнительному бойцу хеттская колесница получала преимущество в ближнем бою, который мог последовать за первой атакой.

О том, сколь искусны были хеттские цари в тактике ведения боя, лучше всего свидетельствует подробно описанное в египетском тексте сражение при Кадеше. Хеттской армии, вставшей лагерем в Кадеше, удалось укрыться от египетских разведчиков. Ничего не подозревающие египтяне подошли к городу и принялись разбивать лагерь. В это время отряд хеттских колесниц незаметно для неприятеля покинул город через противоположные ворота, переправился через Оронт и нанёс удар по центру египетской колонны. Вероятно, египетская армия была бы полностью уничтожена, если бы в этот момент на выручку ей не подоспел отдельный отряд, который двигался к Кадешу с другой стороны и, застал врасплох хеттов. Благодаря этой случайности египетский фараон спас остатки своей армии и сумел представить своим подданным битву с хеттами великой победой.

При последних хеттских царях — Тудхалии IV и двух его сыновьях — царство ведет борьбу на два «фронта» — в Верхней Месопотамии и Западной Малой Азии (где помимо ахейцев хетты сталкивается с вторгшимися сюда с Балкан фригийцами). Тудхалия IV смог в конце концов отбросить ахейцев и разгромить Илион. Например, Гомер в «Илиаде» упоминает неудачную войну Илиона и союзных ему сангарийских фригийцев против амазонок в дни молодости Приама. Малоазиатские амазонки были в греческих преданиях замещением хеттов. При последнем хеттском царе, по иронии судьбы носившем имя Суппилулиумы (II), хетты снова захватили Кипр, но их дни были уже сочтены.

Из греческих преданий с хеттскими и египетскими, а также археологическими материалами, видно, что в конце XIII в. до н. э. Пелопоннес был опустошен нашествием иноземцев с севера. После чего около 1200 г. до н. э. микенский царь Агамемнон сплотил вокруг себя ахейских царей и около 1190 г. до н. э. ахейские полчища напали на Илион. Началась Троянская война (греческих эпических преданий; судя по ним, на помощь Илиону какой-то «контингент», возможно, прислали и хетты).

Тогда же (на исходе Троянской войны) племена пеластов (пеласгов), родственных грекам, и фригийских мюсов, иначе — мушков, устремились в северо-западную Малую Азию. В результате произошло следующее: ахейцы разгромили Илион (Троя VII в. до н. э.), после чего эта рать, в том числе и мушки пошла в глубь Хеттского царства, которое не пережило этого удара. Как и где погибли последние силы хеттского двора, неизвестно. Мушки разгромили Хаттусу, другие земли хеттов и заняли их, истребив значительную часть населения. Этнос хеттов перестал существовать.

ht5.jpg

От Хеттского царства, существовавшего в восточно-центральной Малой Азии с XVIII по XII вв. до н. э., и в частности от второго, так называемого Новохеттского, периода его истории (с середины XV в. до н. э. вплоть до его конца), до нас дошла богатейшая письменная традиция. Представлена она в основном материалами, обнаруженными при раскопках хеттской столицы Хаттусы (город Богазкёй), в том числе литературными. Как и любая другая, хеттская литература обращается, прежде всего, к человеку и его деяниям.

Отдельный человек интересует её почти исключительно как субъект межчеловеческих отношений. Здесь хеттов занимают в первую очередь направленный поступок — благо и зло, которое один человек может сознательно причинить другому, и проблема воздаяния за них со стороны этого другого. Так, человек, первым причиняющий зло другому, безоговорочно осуждался. Ко всему прочему, считалось, что такой поступок сам по себе обрушивает на голову виновного суд богов с тяжкими последствиями. Хетты полагали, что причинение зла возмущает самую природу мира, хранителями и средоточиями которой здесь и оказываются боги. В результате успех в спорном деле был для хеттов существенным свидетельством правоты победителя. Так, Хаттусили III, отняв престол у своего племянника, оставил обширный текст, где оправдывал свой мятеж необоснованными притеснениями, которым он подвергался. «Если бы со мной он сам (первым) не начал враждовать, разве боги унизили бы праведного Великого царя перед малым царём. Но теперь из-за того, что он (стал) враждовать со мной, боги по суду его унизили передо мной».


ht6.jpg

Соответственно, новохеттские государи, описывая свои войны, весьма настойчиво подчеркивают, что первый, причем неспровоцированный удар был нанесен не ими, а им. Указав на этот удар, они разом апеллировали и к суду богов, и к мнению людей. В «Деяниях Суппилулиумаса», например, составленных при его сыне, хеттский царь, враждуя с Египтом, считает необходимым оправдать свои действия перед самими же египтянами в следующих словах: «Я был к вам благосклонен. Но вы мне внезапно причинили зло! Вы напали на правителя Кинзы, которого я избавил от хурритов. Когда я услышал об этом, я прогневался, и я послал воинов и колесницы с военачальниками».

В исторических преамбулах к договорам новохеттские цари стремились упомянуть, что они не делали никакого зла своим партнерам по договору. Так, Мурсили II в договоре с одним из малоазиатских царей повторяет: «Я, Солнце, никогда никакого зла тебе не делал», «Я оберегал Масхуилуваса (твоего отца) и ему не делал никакого зла».

Что же, однако, делать, если ты всё же подвергся неспровоцированному нападению? Делом особой доблести, возвышающим человека, считался в этом случае отказ от мести. Предметом специальной гордости и похвальбы хеттов были ситуации, в которых они не ответили злом на зло вообще. Примерам такого подхода, уникального для древнего Ближнего Востока, в хеттской литературе несть числа. Ещё древнехеттские государи оставляли в своих надписях пассажи: «Пусть она (речь идёт о мятежной дочери царя Хаттусилиса I) ест и пьёт! Вы же ей зла не делайте! Она делала зло. Я же в ответ ей зла не делаю! Но она меня не назвала отцом, и я её не называю дочерью своей». Или другой фрагмент: «И сказал он (царь Телепину): «Пусть идут они себе, и да будут они жить, и пусть едят и пьют. Зла же им никакого не причиняет Телепину. И так я постоянно говорю: мне сделали зло, я же тем зла не делаю!»

Если, в конце концов, обиженный все же предпринимал справедливую расправу над обидчиком, для него считалось хорошим тоном подчеркивать свое долготерпение, выразившееся в том, что он долго сносил обиды, не желая воздавать злом за зло, но поневоле исчерпал все пределы миролюбия. Мурсили II, проведя судебный процесс против своей мачехи Таваннанны, вдовы покойного отца, многократно повторяет в молитве богам, что он стерпел целый ряд злоупотреблений и преступлений обвиняемой и обрушился на неё только тогда, когда она уморила колдовством жену и детей Мурсили.

Близко к этому лежит ещё одно представление хеттов: считалось весьма достойным демонстративно предоставить противнику возможность оправдаться. Мурсили II похваляется: «Я ему не делал зла, Масхуилувас затеял со мной ссору, он подстрекал против меня страну Питасса и людей Хатти — моих подданных, и он пошёл бы на меня войной… И я написал Масхуилувасу: «Приди ко мне!» Так как Масхуилувас видел свой грех, он ответил мне отказом и сбежал... тем самым вполне обличив свою вину…»

При этом, прощение ни в какой степени не считалось обязательным: на деле получается, что достойным ответом на зло была месть. Ещё древнехеттский Хаттусили I заявлял: «На вражду я отвечаю враждой!», а Хаттусили III, что так подчёркивал перед нами свое великодушие, в том же тексте пишет о других своих врагах, не видя здесь никакого противоречия: «Врагов моих и завистников богиня Иштар (...) в руку мне положила, и я с ними покончил». Или: «Богиня Иштар мне моих завистников, врагов и противников по суду в руки отдавала». В самом деле, всё оправдание Хаттусили в целом построено именно на том, что самооборона, ответный удар справедливы.

В самых разных текстах новохеттской «политической царской публицистики» проводится оригинальная этическая концепция. Согласно ей, если человек не делает зла первым, а в ответ на чужое зло щадит виновного «с позиции силы» (победы над ним), а также ограничивает себя в выборе средств в ходе самой борьбы, то он пользуется особым уважением перед богами и людьми. Иными словами, он занимает «сильную позицию» в межличностных отношениях, позволяющую ему гордиться перед окружающими.

В целом культура хеттов представляла собой сочетание разных традиций — индоевропейских (хеттских и лувийских), хаттских и месопотамских. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции бог грозы. Не меньше почиталась богиня солнца города Аринны, но хаттского происхождения. Её считали супругой бога грозы. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и Телепину, — умирающее и воскресающее божество, связанное со сменой времён года. Исключительным влиянием пользовалась богиня любви, разрушения и войны Сауска. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона. В результате постепенной систематизации культов в XIII в. до н. э. был создан единый пантеон богов, который представляют скальные рельефы города Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах.

Искусство хеттов связано с художественными традициями более древнего населения Малой Азии. К так называемому протохеттскому периоду относят золотые, бронзовые и медные штандарты-эмблемы, целостные, слабо расчленённые по формам статуэтки животных (быков, оленей), нередко украшенные геометрическим узором (вторая половина III тыс. до н. э.), монохромную чернолощёную (кувшины-чайники и кувшины с длинным узким горлом) и полихромную, так называемую «каппадокийскую», керамику с орнаментом в виде волнистых линий и изображениями животных, близкую изделиям Кипра (находки на холме Алишар-Хёюк, в Хаттусасе, селе Кюль-Тепе и других, конец III — начало II тыс. до н. э.).

Во II тыс. до н. э. искусство хеттов, сохраняя самобытность, впитывает воздействия древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуры, оказывая в свою очередь влияние на искусство Сирии и Ассирии. Открытые поселения с круглыми и прямоугольными в плане глиняными хижинами на булыжном фундаменте сменяются к началу II тыс. до н. э. крепостями-убежищами и крепостями-поселениями, округлыми в плане, со сложной системой укреплений из каменных монолитов (Самаль). Для построек хеттов характерно применение каменных фундаментов и цоколей, деревянных и каменных свободно стоящих опор. Жилые дома (иногда двухэтажные) обычно имеют плоскую крышу и открытый двор перед фасадом. Широко распространённый тип здания (дома, дворца и храма) — так называемую бит-хилани — имеет с продольной стороны вход в виде портика на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Наружные стены таких зданий часто облицовывались внизу плитами с плоскорельефными изображениями (так называемыми ортостатами).

Развитые у хеттов круглая скульптура и рельефы, как правило, подчинены глыбе камня (мощные полуфигуры львов и сфинксов, выступающие из каменных блоков, обрамляющих ворота внешних стен в Хаттусасе, XV — XII вв. до н. э., массивные статуи божеств). Плоскорельефные изображения на ортостатах зданий и стелах (священные животные, божества, фигуры царей в молитвенной позе, сцены придворной жизни), выполненные обобщёнными контурными линиями и слабо расчленённые по формам, отмечены монументальностью и статикой, суровой мощью образов. Перекликающиеся с ассирийскими рельефами, они отличаются, однако, относительно большей свободой композиции, поз, движений.

Более каноничны священные наскальные рельефы (рельефные фризы на скале святилища Язылыкая близ г. Хаттусас, где изображены процессии шествующих навстречу друг другу богов — конец II тыс. до н. э.). В середине IX — VI вв. до н. э. так называемое позднехеттское искусство утрачивает своеобразие, в нём усиливаются ассирийское и арамейское влияния (стелы с рельефными изображениями из Самаля и Сакче-Гёзю).
 

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх