(ТЕОРИЯ) Накануне кризиса бронзового века

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
1664764129064.jpeg
Европейская часть глобальных торговых путей
К кризису ведущие политические игроки подошли в патовой ситуации. Торговые пути становились всё сложнее и протяжённее, а себестоимость доставки сырья и товаров всё выше, взаимозависимость всё глубже, ведение войн — всё дороже. Образовался баланс сил, при котором ни одна из сторон не могла одержать окончательную победу, примером чего стала битва при Кадеше между Хеттской державой и Египетским царством.
С другой стороны рост благосостояния, при невозможности крупных захватнических войн, привёл к повсеместному «перерождению» воинов в торговцев. В элите начал процветать гедонизм и тяга к роскоши. Кроме того, элита всё более изменялась, участие в международной торговле начало противопоставлять торговую элиту — государственной.
Наметился тупик технологического развития, так как весь запас возможного роста производительности труда, что давало использование бронзы, оказался исчерпан. Кроме того, истощение удобных месторождений металлов, приводило к тому, что рост производства не успевал за увеличением спроса. То есть, олово и бронза стали одними из факторов, лимитирующих темпы развития экономик бронзового века. При этом продолжался рост население и повышение его жизненного уровня. Но экономики не нуждались в таком количестве новых рабочих рук.
1664764229028.jpeg
Битва при Кадеше
На какое-то время эту проблему решала внешняя экспансия: захваты земель, образование колоний и новых городов, но и этот ресурс оказался уже практически исчерпанным. Эта демографическая ситуация даже отразилась в мифах того периода. Например, причиной Троянской войны стала просьбы Геи к Зевсу уменьшить численность населения, так как терпеть дальше расплодившихся людей ей стало тяжело ...
1664764307529.jpeg
Троянские герои Илиады
Необходимость доставлять ресурсы из «варварских» стран, помноженное на нежелание элиты и населения воевать, когда есть возможность относительно комфортно и мирно жить, приводило к тому, что варвары всё чаще привлекались на службу для охраны границ, караванов и ведения локальных войн. Но и внутри «империй» вырастало «городское» поколение, для которого закрывался последний социальный лифт: не стало крупных, захватнических войн. В сложившемся мире им больше не было места, поэтому его разрушение выглядело как путь к освобождению.
1664764489102.jpeg
1664764453165.jpeg
Ахейский царь и воины в Фивах (реконструкция около 1260 г. до н. э.)
Нападение «народов моря» (ахейцев)
Варвары же, вовлеченные в торговый обмен быстро учились. Ахейцы ещё сами «недавно» были такими же варварами по отношению к цивилизации минойского Крита, но за несколько веков они полностью вытеснили своих «учителей», заняв их геополитическое место. Но в отличие от ахейцев, «новые» варвары перенимали в первую очередь технологии ведения войн, сохраняя при этом культурно ядро и психологию кочевников. Такая метаморфоза делала их всё более и более грозной и опасной для древних империй силой. Через полтора тысячелетия, кстати, аналогичная ситуация сложилась и перед падением Западной Римской империи.
Можно было бы продолжить перечислять негативные факторы, превращавшие, сложившуюся в конце бронзового века ситуацию в патовую, но уже и названных достаточно, чтобы понять, почему напряжение в системе росло, а усталость — накапливалась, делая сложившееся на период XIV – XIII вв. до н. э. равновесие всё более и более неустойчивым, способным к обрушению в любой момент. Причём, чем дольше длилось такое состояние неустойчивого равновесия, тем более сильным должен был стать «срыв» в кризис, что, видимо, и произошло в трагической развязке, названной «катастрофой бронзового века».
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх