(ТЕОРИЯ) Несбывшаяся мечта Петра I

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Заветной мечтой Петра I являлось кругосветное плавание российских кораблей или, по крайней мере, дальняя экспедиция за пределы Балтийского моря. И хотя до конца войны со Швецией еще было далеко, мысли о кругосветном или дальнем плавании постоянно занимали российского самодержца. Ибо, глядя на ведущие государства Западной Европы, Пётр I, конечно, тоже мечтал о прибыльных заокеанских колониях.
Но чтобы стать настоящей колониальной державой, требовалось много денег. А их российскому императору катастрофически не хватало. Но был ещё один очень перспективный вариант — найти богатую и «ничейную» землю ... Таковым Петру казался далёкий, окутанный мифами и легендами Мадагаскар. Не привыкший откладывать дела в долгий ящик, Петр начал действовать …
1675826541226.png
Пётр I
Узнав в начале 1715 г. о возвращении из Средиземного моря английской эскадры командора Д. Паддона, действовавшей против марокканских пиратов, Петр I направил российскому послу в Лондоне, князю Б.И. Куракину, указ о приглашении Д. Паддона на русскую службу, что в то время не являлось редкостью. Непомерные требования англичанина удержали Б.И. Куракина от немедленного исполнения царского указа. Условия Д. Паддона он отправил на утверждение императору. Однако желание Петра было столь велико, что, несмотря на несоразмерность требований Д. Паддона и нелестный отзыв о нем его соотечественника — английского адмирала Норриса, Петр приказал принять Д. Паддона на русскую службу. «Мы слышали, — писал он, — от адмирала Норриса, который его не очень хвалит. На сие мы надвое рассуждаем: или вправду так, или для зависти какой. Для чего разведай, и ежели добр, принимай не мешкая». В апреле 1717 г. Петр встретил Паддона, ехавшего в Россию сухим путем, в Брюсселе. И уже в 1718 г. Д. Паддон уже командовал русской эскадрой в Балтийском море, а в декабре того же года по запросу императора составил подробный доклад о своей экспедиции против марокканских пиратов. Описывая плавание в Средиземное море, он предупреждал об опасности такой экспедиции: «Ваше Величество, начинаете корабли посылать в Средиземное море, в котором бывают великие страхи, от алжирцев, тунисцев и трипольцев, которых не иначе почитают, как морскими разбойниками, и они все корабли и суда берут какого ни есть государства, которые … с ними не в миру».
Намеревался ли Петр I послать эскадру в Средиземное море и поручить ее командование Д. Паддону, не известно. «Неожиданная смерть этого флагмана … была причиной, что о проекте никакого помину после того не было». И все же мысли о дальней экспедиции не покидали Петра I. Он обратил свой взор на Мадагаскар.
1675827188075.png
1675827201195.png
1675827214637.png
Открыл Мадагаскар португальский мореплаватель Л. Альмейдо в 1506 г. Однако вплоть до конца XVII в. европейских поселений на нем не было. Остров заселяли враждующие между собой туземные племена. Первые европейцы (в основном это были шведы) появились на острове лишь в конце XVII в. Тогда же на Мадагаскаре появились и пираты. Они создали на острове некое пиратское сообщество.
К концу XVII в. морское пиратство переживало трудные времена. Под ударами английских и французских фрегатов в 1684 г. в Вест-Индии распалась долгие годы существовавшая там пиратская республика (на Тортуге). Восемь лет спустя в результате землетрясения на Ямайке ушел в морскую пучину город Порт-Роял — неофициальная столица вест-индских пиратов. По пиратским гнездам в Вест-Индии англичане, французы и испанцы наносили удар за ударом. Пираты оттеснялись из Вест-Индии и Центральной Атлантики к берегам Африки. В итоге их корабли ушли в Индийский океан. Первыми на пути пиратов оказались остров Мадагаскар и соседний с ним небольшой островок Сент-Мари. Острова располагались близ оживленных торговых маршрутов в страны Востока, по которым перевозили драгоценности, шелка, специи и стали для разбойников важными базами. В 1694 г. около сотни пиратов во главе с капитаном, провансальским дворянином Оливье Миссоном и доминиканским священником Каррачиолли высадились в заливе (называемом ныне Французским) на острове Мадагаскар и основали пиратскую коммуну.
Вскоре на островах образовались несколько независимых друг от друга пиратских сообществ (пиратская республика получила название «Либерталия»).
После того как пираты сделали Мадагаскар и Сент-Мари своей опорной базой, великие морские державы попытались уничтожить их гнезда и здесь. Карательные экспедиции англичан и французов ослабили пиратов, и это заставило их искать покровительство в других странах Европы. Самым подходящим покровителем показался пиратам молодой шведский король Карл XII. Легкость, с которой победил своих противников (в начале Северной войны) — Данию, Саксонию, Польшу и Россию, внушала почтение.
Была и еще одна причина обращения мадагаскарских пиратов к Швеции. В начале XVIII в. многие ее поданные обосновавшиеся на Мадагаскаре, решили просить своего короля «о даровании им прощения и дозволения возвратиться в отечество». Не без их участия прибывший в 1713 г. в Европу представитель пиратов и обратился к шведскому королю за протекцией. Однако в это время Карл XII находился в очередном военном походе.
Переговоры возобновились в 1718 г. На этот раз в Европу инкогнито приехал сам глава мадагаскарских пиратов Каспар Вильгельм. Это был один из самых удачливых и жестоких пиратских «адмиралов». В ходе тайных переговоров с Карлом XII пираты достигли соглашения об их переходе в подданство Швеции. Карл XII выдал им охранную грамоту, в которой К. Вильгельм был объявлен губернатором и наместником шведского короля на Мадагаскаре. На соседнем острове Сент-Мари предполагалось устроить шведскую торговую факторию. Своим подданным, бежавшим на Мадагаскар, король подписал «конфирмацию о всемилостивейшем прощении». Швеция начала готовить на экспедицию Мадагаскар.
1675827280769.png
Карта острова Мадагаскар. Создана между 1702 и 1707 гг.
Хотя вскоре Карл XII погиб, идея мадагаскарской экспедиции продолжала жить. В 1719 г. по представлению Государственного сейма королева Ульрика, младшая сестра убитого Карла XII, подтвердила конфирмацию, а новый король Фридерик, муж Ульрики, вступивший на престол в 1721 г., утвердил план подготовки экспедиции. Снаряжалась экспедиция в глубокой тайне. Возглавлять ее должен был командор Карл Ульрих. На Мадагаскар экспедиция отправилась вскоре после поражения в войне с Россией и заключения в 1721 г. Ништадтского мира.
О секретных переговорах Карла XII с пиратами Петр I узнал от бывшего шведского вице-адмирала (эстонца по национальности) Даниэля Вильстера, перешедшего на службу России (до этого он успел повоевать за шведов против датчан, а затем за датчан против шведов, а затем на стороне шведов против русских). Одним из первых проектов, который он представил императору, был проект об отправке русской экспедиции на Мадагаскар. Петру проект понравился.
Заманчивым было то, что такая экспедиция кроме всего прочего открывала путь в Индию. Все прежние попытки России наладить торговлю с Индией через Среднюю Азию и Персию заканчивались неудачей. Например, экспедиция князя А. Бековича-Черкесского, отправленная Петром I в 1716 г. в Среднюю Азию для поиска путей в Индию, была полностью уничтожена хивинским ханом. Все надежды возлагались только на морскую торговлю … Таким образом, принятие Мадагаскара под покровительство России приблизило бы давнюю мечту Петра — достичь Индию морским путем. Мадагаскар лежал почти на половине пути. На острове можно было построить русский форт, ремонтные мастерские и перевалочную торговую базу ...
Подготовка русской экспедиции на Мадагаскар, как и шведской, велась в глубокой тайне. Петр не был заинтересован, чтобы его контакты с пиратами стали известны в Европе. Руководителем будущей экспедиции он назначил Д. Вильстера. 10 июля 1723 г. Д. Вильстер представил генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину доклад, в котором излагал все, что ему было известно о мадагаскарских пиратах и об их контактах со шведами.
1675827333759.png
Фёдор Матвеевич Апраксин. Один из создателей Армейского флота и Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал (1708 г.), первый президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор
Документы для будущих переговоров с пиратами российская Коллегия иностранных дел готовила с особой тщательностью. Непосредственное участие в их составлении принимал и сам император. Предводителя мадагаскарских пиратов по его указанию именовали не иначе как «Король мадагаскарский». Вот что писал Петр I «Королю мадагаскарскому»: «Божьей, милостью мы Петр Первый, император и самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая.
Высокопочтенному Королю и владетелю главного острова Мадагаскар Наше поздравление!
Понеже мы заблагорассудили для некоторых дел отправить к Вам нашего вице-адмирала Вильстера с несколькими офицерами, того ради Вас просим, дабы оных склонно к себе допустить, свободное пребывание дать, и в том, что именем нашим Вам предлагать будут полную и совершенную веру дать, и с таким склонным ответом их к нам паки отпустить изволили, какового мы от Вас уповаем, и пребываем Ваш приятель. Дан в Санкт-Петербурге, ноября 9-го дня 1723 года
».
1675827378217.png
Петровские фрегаты. Такие корабли участвовали в мадагаскарской экспедиции Петра I
Для участия в экспедиции были выделены два фрегата «Амстердам-Галлей» и «Декрон де-Ливаде» (их команды состояли из 204 и 200 человек соответственно). Оба судна находились в Ревеле. Командирами на них назначили капитанов Д. Мясного и Д. Лоренса. В качестве помощника Д. Вильстера в экспедицию назначен также капитан-поручик М. Киселев.
Инструкция, составленная Петром I для Д. Вильстера, состояла из 11 пунктов. В них давались путевые указания и предписания о взаимоотношениях с пиратами:
1. Ехать тебе сюда до Рогервика, и тамо сесть на один из фрегатов… и идти с обоими в назначенный вам вояж.
2. Будучи в вояже, от всех церемоний, как в здешнем море, так и в большом, удаляться под видом торговых кораблей и лучше вымпела не иметь; а ежели где необходимая нужда того потребует, а именно, яко, например, в Зунде и при прочих тому подобных местах, то проходить под флагом воинским и вымпелом капитанским и именем своего капитана, а своего по рангу вашего флага, в оном будучи вояже, как туда, так и назад возвращающемуся отнюдь не употреблять; а когда в показанное место прибудете, то свой вам флаг иметь позволяется.
3. Прошед Зунд, править свой, курс кругом Шкоции
(Шотландии) и Ирландии, а каналом отнюдь не ходить, дабы не дать никому никакого подозрения.
4. Будучи в вояже, никуда в гавань не входить, разве что, паче чаяния, какое несчастье постигнет, от чего Боже сохрани, то войти… исправя нужное, паки в вояж вступить немедленно.
5. Когда в назначенное вам место с помощью. Божию прибудете, тогда, имея свой флаг, объявить о себе владеющему королю, что вы имеете от Нас к нему комиссию посольства, и верющую
(верительную) нашу грамоту при сем приложенную ему подайте.
6. А потом всяким образом тщитесь, чтобы оного короля склонить к езде в Россию.
7. Когда пройдете Зунд, тогда вам сию инструкцию объявить капитану Мясному и капитан-поручику Киселеву; а как до показанного вам места дойдете, то комиссию свою исполнить и трактат заключить купно с вышеупомянутыми Мясным и Киселевым».

Три следующих пункта определяли порядок расходования денежных средств и пополнения запасов. Заканчивалась инструкция так:
«Ежели объявленный король по склонности своей пожелает персоною своей ехать в Россию, с некоторыми кондициями,[5] то вам надлежит в наши порты пристать, ежели зимою, то в Колу, понеже там никогда не мерзнет, а ежели летом, то в Архангелоградский порт, а буде без него, но только посланные от него будут, то всем возвратиться через Зунд.
Впрочем, во всем, что к лучшему нашему интересу по тамошнему состоянию за благо изобретено от вас будет, отдаем в ваше рассуждение, как честному высокоповеренному флагману, и чтоб все содержено было в вашем добром секрете
».
Аналогичные инструкции получили Мясной и Киселев. До выхода в море о целях экспедиции знал только Д. Вильстер. Мясному и Киселеву предписывалось: «Когда возьмете свое следствие из Рогервика и пройдете Зунд, и будете в Нордзее (Северное море), тогда, оную, распечатав, прочтете, токомо вы двое, а вице-адмиралу Вильстеру и другим офицерам … отнюдь не объявлять, но содержать в таком крепком секрете, чтоб кроме вас никто про оную не знал, и потом требовать от помянутого вице-адмирала оригинальной его инструкции».
1675827441272.png
21 декабря снаряженные для дальнего плавания фрегаты «Амстердам-Галлей» и «Декрон де-Ливадо» покинули Ревельский рейд. Шедший флагманом «Амстердам-Галлей», зайдя в Рогервик, принял на борт Д. Вильстера. До этого вице-адмирал жил здесь «под большим секретом, почти в заточении».
На Вильстера возлагались большие задачи. Он должен был передать письмо от российского императора «королю» Мадагаскара, а также установить с ним дипломатические и торговые отношения. Ещё от Вильстера требовалось убедить правителя острова посетить Петербург, чтобы встретиться с Петром. Но на этом список задач вице-адмирала не заканчивался. После Мадагаскара его путь пролегал в Бенгалию. Там от Вильстера требовалось встретиться с правительством Великих Монголов и наладить с ними дружеские отношения.
Из Рогервика экспедиция отправилась на Мадагаскар. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, суда направились к острову не по привычному маршруту через Ла-Манш, а вокруг северной части Британских островов. Однако в пути, еще в Балтийском море мореплавателей встретил жестокий шторм. Оба фрегата получили повреждения, а флагманский «Амстердам-Галлей» дал еще и сильную течь. Д. Вильстер счел невозможным продолжать плавание и 31 декабря 1723 г. вернулся в Ревель.
Случившееся «сильно огорчило российского государя, но не изменило его намерений.
Вскоре Д. Вильстер доложил Петру, что для столь дальнего плавания оба фрегата ненадежны и просил их заменить. 18 февраля 1724 г. генерал-адмирал Ф.М. Апраксин известил Д. Вильстера о решении императора. «Его Императорское Величество по прежнему вашему доношению указал: вместо определенных Вам «Амстердам-Галей» и «Декрон де-Ливидо» принять «Принц Евгениус» или выбрать из других кораблей, обретающихся в Ревельском порте … Извольте о том быть известны и чинить исправление себя, в чем надлежит по лучшему своему рассуждению… сколько возможности будет, старайтесь, чтоб Вам из Ревеля взять свой путь без продолжения времени».
Однако прошло меньше месяца и в феврале 1724 г. Д. Вильстер получил от императора распоряжение отложить отправление кораблей «до другого благоприятного времени для отправления судов в Индию». По существу, на этом экспедиция русского флота на Мадагаскар и закончилась.
Можно лишь предположить, что Петру стали известны последние сведения о мадагаскарских пиратах и о судьбе их предводителя. Община пиратов к тому времени была уже разгромлена английским флотом, а ее «глава» ожидал своей участи в лондонской тюрьме. Все это Петр мог узнать непосредственно от шведского командора К. Ульриха, отправившегося в 1722 г. на Мадагаскар во главе эскадры, состоявшей из шести кораблей, замаскированных под купеческие. Известно, что, достигнув берегов Испании, эскадра вернулась в Швецию.
В феврале 1724 г. К. Ульрих через своего родственника, ревельского вице-губернатора Фридриха фон Ливена, передал Ф.М. Апраксину свое желание прибыть в Петербург и приватно встретиться с императором. Возможно, что информацию о судьбе пиратов Петр получил от своего тайного осведомителя в Лондоне, который мог своими глазами видеть арестованного пирата.
Такова краткая история первой попытки России приобрести заморскую территорию.
1675827504948.png
Ф.Ф. Веселаго (1817 – 1895 гг.). Русский историк военно-морского флота, генерал флота
Впоследствии, крах мадагаскарской экспедиции русский историк военно-морского флота Феодосий Федорович Веселаго объяснял несколькими причинами. Среди них: отсутствие опыта океанической навигации моряков – особенно в условиях штормовой непогоды; недостаток выделенных финансовых средств на саму подготовку операции; слабая техническая оснащённость кораблей из-за «юности» российского флота.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх