[ТЕОРИЯ] Общение. Культура общения

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Урок обществознания в 7 классе
«Общение. Культура общения»

Цель: Формирование представлений о правилах поведения в обществе, умений общения с людьми, высоких морально-этических качеств как образованность и эмоциональное совершенство.

Задачи: Научить подростков видеть себя со стороны, увереннее работать над становлением своего характера, свободнее ориентироваться и общаться в различных жизненных ситуациях, а также уметь выработать определенную линию поведения при контактах с окружающими.

Учащиеся должны понимать, что такое:
― Общение;
― Культура общения;
― Гуманизм;
― Этикет;
― Приличия;
― Манеры, такт, воспитанность;
― Конфликт, правила спора.
Учащиеся должны уметь:
― Объяснить смысл основных понятий;
― Доказать, почему общение необходимо человеку;
― Показать знания этикета, правил поведения в обществе.
Наглядность:
Цитаты на доске о культуре поведения Дж. Сфивта и Р. Эмерсона, карикатуры о хороших манерах, выставка художественной литературы на тему “Хорошие манеры и нравы”.


Ход урока

1. Организационный момент.
Вводное слово учителя:
Общение - это обмен между людьми определенными результатами психической деятельности; усвоенной информацией, мыслями, чувствами, суждениями, оценками. Общаясь, человек стремится к взаимопониманию, получает возможность проявить себя с желательной стороны, обретает друзей, добивается признания окружающих

2. Работа в группах.
Обыграйте ситуацию в своих группах:
1-ая группа ― общение друзей;
2-ая группа ― общение родителей и детей;
3-я группа ― общение незнакомых людей;

3. Обсуждение проигранных ситуаций
― Определить, что такое общение?
― В какой ситуации общаться было легче?
― Зачем человеку общение?
― Что приобретает человек в процессе общения?
― Что вы понимаете под “культурой общени?

4. На доске плакаты с карикатурами.
Учащиеся групп описывают их и формулируют свои заповеди общения и культуры поведения
1-ая группа ― поведение дома, может человек, придя домой, наконец-то стать самим собой?
2-ая группа ― поведение за столом, орудовать ложкой ножом и вилкой нужно спокойно и осторожно.
3-я группа ― поведение в гостях, если тебя просили прийти в гости в четыре часа, не приходи без двадцати четыре или без пяти пять.

5. Слово учителя.
Откуда появились правила поведения?Они создавались постепенно, передавались из поколения в поколение. Их никто специально не сочинял, не придумывал. Они возникли в глубокой древности, как очень удобные и разумные формы общения. Например, один из самых распространенных в мире способов приветствия ― рукопожатие, дошел до нас из таинственной дали тысячелетий. Тогда это было разумной мерой предостороженности - взаимное ощупывание рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений и оружия у встречного человека. Нет на земле народа который бы не признавал законов гостеприимства. Многие правила поведения со временем стали обычаями. глубоко человечными, помогающими людям жить и общаться между собой .А это есть этикет ― образец, идеал, того, как надо себя вести.

6. Сообщение учащегося об этикете ХVIII века
“Юности честное зерцало”

7. Проигрывание ситуаций: “Правила поведения в общественном транспорте.”
1-ая группа
Пока отец брал билет, Никита захватил удобное сиденье, устроился основательно и закричал: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел к сыну, наклонился к уху и сказал.

8. Обсуждение ситуации
1) Как думаете, ребята, что сказал отец на ухо сыну?
2) В чем неправ Никита?
3) Как ему следовало поступить?
2-ая группа проигрывает ситуацию:
На улице уже по вечернему прохладно. Ты возвращаешься с тренировки; на тебе теплый свитер. Так хочется открыть окно в автобусе, тем более что и народу немного: сзади сидят лишь старушка и краснощекий малыш со своей мамой.

9. Обсуждение ситуации
1) Можно ли открыть окно?
2) Почему это сделать неприлично?
3) Тамара вошла в полупустой автобус, села и дотронулась до плеча дремавшей спереди старушки:» Деньги на билет передайте, пожалуйста». Молодая женщина, сидевшая сбоку, сказала: «Не очень-то ты хорошо воспитана, девочка. «Тамара обиделась: «Почему это нехорошо? Может быть, деньги на билет передавать уже нельзя? Или я невежливо попросила?

10. Обсуждение ситуации.
1) Права ли Тамара?
2) В чем она неправа?
3) Плохо ли она действительно воспитана?

11. Учитель комментирует ситуацию “Ссора подруг”

12. Обсуждение ситуации.

1) Как оценивают свое поведение подруги?
2) Как каждая поняла подругу: ее позицию и чувства?
3) В чем причина конфликта?
4) Каков путь выхода из него?

13. На доске карточки, такие как:
ТАКТ, КОРРЕКТНОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ВОСПИТАННОСТЬ, МАНЕРЫ, ВЕЖЛИВОСТЬ, ПРИЛИЧИЯ, ЭТИКЕТ.
Учащиеся записывают их определения в свои тетради.

14. Игра "Телефон"
Участвуют все группы, каждый заранее получает карточку с вопросом, первый участник задает (звонит) вопрос второму, тот отвечает на него и в свою очередь звонит третьему участнику игры, задавая свой вопрос и т.д. Необходимо помнить о правилах хорошего слушания всем игрокам.

Вопросы следующие:
1) Кто должен первым здороваться?
2) Можно ли всем говорить привет?
3) Кто кого должен пропустить в магазин ,тот кто входит, или тот кто выходит?
4) Как правильно спросить, кто последний, или, кто крайний?
5) Как правильно есть вилкой зеленый горошек?
6) Если к вам обратились на улице, а вы не можете помочь, как вежливо ответить?
7) Кто должен первым закончить разговор по телефону, кто позвонил или кому позвонили?

15. Чтение стихотворения В. Солоухина "Здравствуйте"

16. Подведение итогов и анализ заранее проведенного группой учащихся психологического теста "Насколько вы общительны".

17. Проведение учителем экзамена и подведение итогов урока.

Приготовь 10 пальцев. С их помощью будем считать очки. Я вам задам 10 вопросов. Каждый раз, отвечая на поставленный вопрос «нет», загибай один палец . Таким образом, сколько раз ответишь «нет»,столько пальцев загнешь столько у тебя будет очков. А после экзамена я поставлю вам всем оценки.
Вопросы:
1) Пальцы, которые вы приготовили для счета, случайно не грязные, а ногти не обведены траурной каймой?
2) Способны ли вы наслаждаться прекрасным пейзажем, удобно развалившись в кресле автобуса, в то время, как люди постарше стоят рядом?
3) Не ищите ли вы в небе Большую Медведицу, когда нужно поздороваться со знакомыми родителей?
4) Считаете ли вы, что еда вкуснее, если есть прямо из кастрюли?
5) Сев за праздничный стол , выбираете ли себе лучшие куски, вместо того чтобы поухаживать за соседями?
6) Считаете ли вы себя обиженными, если учитель спросил про то, чего вы не знает?
7) Знаете ли вы, сколько у вас в шкафу осталось чистых носовых платков, носков, рубашек?
8) Если вам нужно вынести мусор, ждете ли вы наступления сумерек?
9) Не боитесь ли вы играть в шахматы с товарищем, который играет лучше вас?
10) Всегда ли вы довольны собой и своими поступками?

18. Домашнее творческое задание: написать сочинение - эссе на тему "Не причиняй зла никому и делай добро всем людям хотя бы только потому, что они люди." Цицерон.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх