(ТЕОРИЯ) Парижская коммуна

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1684337222969.png
Ночь на 18 марта 1871 г. в Париже выдалась особенно бурной. Отряды правительственных войск двинулись на Монмартр, в Бельвиль и другие округа, населенные рабочими. Перед войсками поставлена задача: захватить и вывезти пушки национальной гвардии. Однако операция провалилась. Национальная гвардия поднялась по тревоге и не допустила захвата орудий.
Убедившись, что контроль над столицей установить не удалось, к трем часам дня правительство Адольфа Тьера вместе с верными ему войсками удалилось в Версаль. Так началась история Парижской коммуны.

Еще 12 января 1870 г. в Париже состоялись народные похороны журналиста Виктора Нуара, убитого родственником Наполеона III. На улицы вышло до 200000 человек.
7-8 февраля 1870 г. в рабочих округах сооружены баррикады. Прошла демонстрация под лозунгом «Да здравствует республика!» Правительство двинуло войска против демонстрантов. До масштабного восстания дело не дошло ...
8 мая 1870 г. правительство Наполеона III провело плебисцит по поправкам к конституции. И вновь день отмечен возведением баррикад в Париже.
К слову сказать, всего по стране, «за» проголосовало около 7 млн человек, «против» 1,5 млн и 2 млн воздержались. В Париже ситуация выглядела куда хуже: «за» проголосовало около трети участников плебисцита. В общем, ситуация была накалена.
1684337280322.png
Старший сержант правительственных войск, 1870 – 1871 гг. Музей армии, Париж
Чтобы выйти из кризиса правительство ратовало за маленькую победоносную войну. Франко-прусская началась 19 июля 1870 г. 19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Оказалась война, правда, не маленькой и совсем не победоносной (и для Наполеона III и для всей Франции). Месяц активных боев в августе и сентябрьская катастрофа под Седаном – вот и всё, чего добился император.
2 сентября 1870 г. Наполеон III (сын брата Наполеона Бонапарта) сдался пруссакам в плен (под Седаном с армией в 82000 человек; императрица Евгения покинула Париж, прежнее правительство рухнуло), 3 сентября весть об этом расходится по Парижу, 4 сентября вспыхивает революция. Толпа ворвалась в зал заседаний Законодательного корпуса и потребовала низложения императора, провозглашения республики. Империя пала.
1684337318106.png
К. Штеффек. Французский генерал передаёт Вильгельму I предложение капитуляции под Седаном
Провозглашение республики вызвало волну патриотизма. Ряды национальной гвардии (народного ополчения) росли быстрыми темпами (бедняки, страдая от тягот войны и особенно осады, охотно вступали в Национальную гвардию, где в сентябре платили полтора франка в день, плюс 75 сантимов — женатым, и ещё 25 сантимов — за каждого ребенка; заработок рабочего тогда составлял 2,5-3,5 франка в день, у женщин 1,25-2 франка). Немцы осадили Париж (19 сентября), но взять его не смогли – очень уж велик оказался гарнизон из войск и национальной гвардии.
Огромный город оказался отрезанным от остальной страны. О ситуации с продовольствием в столице можно судить по сформировавшимся к концу осады ценам — кошки стоили по 20 франков, за одну крысу давали 3 франка, за ворону — 5 франков. В январе 1871 г. в Париже умирало 4500 человек в неделю — против 750 в мирное время.
Народ жаждал реформ. 31 октября в Париже и некоторых других городах вспыхнуло восстание с целью свержения республиканского правительства. Оно было быстро подавлено, а организаторы приговорены к смертной казни.
1684337352391.png
Эдуард Мане. Гражданская война
Правительство республики, опасаясь, что не в состоянии оказать серьезного сопротивления германцам, начало переговоры о перемирии, соглашаясь на любые условия. Недовольство правительством, национальный позор, голод в Париже привели к попытке нового восстания 22 января 1871 г. Оно тоже было подавлено.
Правительство республиканцев ускорило переговоры. 28 января заключено перемирие, 26 февраля подписан предварительный мир. Франция теряла Эльзас и Лотарингию и выплачивала 5 млрд франков контрибуции. Также должны были быть разоружены парижские форты и гарнизон. Национальное собрание решило переместиться подальше от «бунтарских мостовых» Парижа — в Версаль. Армия капитулировала перед пруссаками, покорно сдавая оружие — а национальная гвардия увозила пушки и патроны из фортов в город. Столицу заполнили гвардейцы и разоружаемые солдаты. Однако снабжение Парижа продовольствием продолжало хромать, а во всех городских службах нарастал хаос.
1684337388849.png
Адольф Тьер
15 февраля у власти оказывается новое правительство во главе с Адольфом Тьером. Оно принимает решение о необходимости экономить на расходах и стремится увеличить доходы. Вот только некоторые меры: отмена выплаты жалования национальным гвардейцам, отмена отсрочки выплат по векселям, отмена отсрочки выплат квартплаты.
Но у национальной гвардии на руках была масса оружия.
250 тысяч национальных гвардейцев были объединены в 260 батальонов. Каждый батальон создал свой комитет – что-то вроде русских солдатских комитетов 1917 г. Батальонные комитеты объединялись в комитет легиона – всего 20 легионов. Центральный комитет республиканской федерации национальной гвардии становится штабом надвигающейся революции.
Чтобы предотвратить неизбежное, Адольф Тьер и попытался 18 марта 1871 г. разоружить гвардию. Для начала изъят у нее артиллерию (располагавшуюся на парижских высотах: Монмартре, Бельвиле и Батиньоле).
1684337425169.png
Гвардейцы у пушки на Монмартре
Ночной вывоз орудий провалился ... В полдень Центральный комитет гвардии взял управление событиями в свои руки и двинул батальоны для захвата казарм правительственных войск.
Генерал Леконт, трижды отдававший приказ стрелять в толпу, загораживающую орудия, был арестован гвардейцами. По обвинению в шпионаже восставшие взяли также генерала Клемана-Тома. Ему, скорее всего, мстили за подавление восстания в 1848 г. Обоих генералов тут же и расстреляли. В целом число убитых и раненых 18 марта 1871 г. оценивается в 30 человек.
К вечеру этого дня Париж окончательно перешел в руки восставших. Правительство с верными ему войсками окопалось в Версале.
Революционное правительство Парижа во время событий 1871 г., когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня. Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию неоякобинцы, социалисты и анархисты. Уже 26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну.
1684337462851.png
Коммунары у повергнутой статуи Наполеона Бонапарта
Но, пока противник в лице правительства был растерян, чрезвычайно пёстрое руководство коммунаров погрязло в бесконечных заседаниях и спорах по самым мелочным вопросам. Даже решающий форт Мон-Валерьен, больше суток стоявший пустым, не был занят. Свою роль сыграли опасения, что в противостояние коммунаров с правительством вмешаются пруссаки, «подпиравшие» Париж с востока и севера. Кроме того, повстанцы хотели избежать очередной гражданской войны в и так разорённой стране.
Лишь через две недели, 3 апреля, в ответ на произошедшие днём ранее бомбардировки Парижа разрозненные части коммунаров предприняли попытку наступления на позиции версальцев. Без плана, без сколько-нибудь опытных командиров, почти без артиллерии, без какой-либо связи и управления — даже без еды. Часть солдат даже не брала с собой патроны ... Многие бойцы, выйдя в поход, просто не добрались до цели. Неудивительно, что, наткнувшись на огонь пушек с господствующих высот, особенно с Мон-Валерьен, нестройные отряды сторонников Коммуны были разгромлены и разбежались. Драгоценное время было упущено. Кроме того, погибли наиболее мотивированные кадры восставших. Уже после первых стычек версальцы расстреляли пленных коммунаров — давая понять, какая судьба ждёт остальных.
1684337500656.png
Карта боёв в Париже
Коммунары-гвардейцы, хозяйничавшие в городе несколько недель, не смогли ничего противопоставить правительственным войскам.
Хотя коммунары имели не один месяц на подготовку обороны, большинство баррикад строились без единого плана, в самый последний момент, из кучи камней и мусора, высотой около метра. Оборонялись они в лучшем случае парой десятков человек, а то и пятью-шестью бойцами.
1684337537389.png
Гюстав Поль Клюзере
Военным делегатом Коммуны, то есть военным министром стал анархист Клюзере, полностью разваливший и так не работавшую систему обороны.
Оборонявшиеся в Париже имели новейшую технику — бронепоезда, аэростаты, митральезы — предшественники пулемётов; ночью подходы освещали прожекторами. По Сене курсировали канонерские лодки и плавучая батарея. Однако коммуне прямо-таки катастрофически не хватало организации и умения. Имея более тысячи (по некоторым данным, даже до 1700) пушек и митральез, применить смогли менее пятой части — остальные, даже мощные морские орудия, так и лежали на складах. В итоге защищавшие баррикады коммунары нередко отбивались камнями и кусками асфальта.
1684337568965.png
Захваченная баррикада на улице Вольтера
В двухмиллионном городе защитники не имели еды и спали не в домах, а на размытой дождями земле, нередко без одеял и обуви. Наконец, имея в своих руках хотя бы один Французский банк, лидеры Коммуны могли располагать сокровищами примерно в 3 млрд. франков — монетами, банкнотами, слитками золота, депозитами… Но, опасаясь девальвации, банк, который финансировал правительство в Версале, не тронули.
Напротив, глава Версаля Адольф Тьер, используя отпущенных после перемирия пленных, к середине мая смог довести боевую численность своих сил до 130000 человек. Солдат хорошо кормили, одевали, строго надзирали за ними. Дисциплина в войсках была восстановлена. Из арсеналов привезли сотни орудий и систематический артобстрел быстро выбивал лучших бойцов коммунаров.
В мае опорные пункты коммунаров один за другим переходят в руки версальцев. В ответ члены Коммуны усиливают поиск изменников внутри себя, в том числе обмениваясь декларациями через печать.
21 мая версальцы через необороняемые ворота (Сен-Клу) ворвались в Париж, причём коммунары несколько часов даже не подозревали об этом. Менее суток потребовалось на овладение третью города. Сторонники правительства наступали по всем правилам. Баррикады, если позволяла ширина улиц, подавлялись огнём пушек. Или ещё проще — они обходились через дворы или по соседним улицам, ибо каждый квартал оборонялся сам по себе, без оглядки на соседей. Сапёры подрывали динамитом стены домов, образуя проходы — этот приём станет излюбленным в дальнейших уличных боях.
1684337605895.png
Казнь архиепископа Дарбуа и других заложников 24 мая
Военная организация Коммуны полностью развалилась. Зато верхи Коммуны не забывали расстреливать заложников, что ещё сильнее ожесточало версальцев. В итоге Париж пал за «Кровавую неделю». 29 мая сдались последние очаги сопротивления. Причём войска Тьера опасаясь ловушек в некоторых случаях наступали сравнительно медленно.
Революционное правительство Парижа умудрилось даже подорвать доверие к себе в рабочей среде. Решения коммуны по социальным вопросам были отрывочными и нелогичными. Был запрещен ночной труд, но почему-то только в пекарнях. От разбогатевших за время войны ломбардов потребовали вернуть заложенные в них личные вещи и рабочие инструменты, но только в том случае, если сумма залогов не превышала смехотворные 20 франков. Социалисты и коммунары громогласно клялись защищать интересы пролетариата, но законодательно ограничить рабочий день хотя бы даже до 9 часов они не удосужились.
1684337643407.png
Пожар в мае 1871 г.
В городе полыхали пожары, частично устроенные отступающими коммунарами. Вспыхнули слухи о «керосинщицах», женщинах-поджигательницах — и любую подозрительную женщину могли расстрелять на месте. Расстреливали и за сапоги военного образца, за одежду со споротыми нашивками, за неправильный взгляд или слово … Залпы расстрельных команд гремели по всему городу. За время Коммуны было арестовано порядка 3500 человек, казнено и убито 68 заложников. После поражения Коммуны официальное число арестованных превысило 36000, количество различных приговоров — 10000. Без всякого разбирательства было казнено порядка 17000 человек (в некоторых источниках — до 35000).
В провинции — Лионе, Марселе, Тулузе и даже Алжире тоже были попытки восстаний. Но зачастую жителям даже никто не объяснял, что это за красный флаг висит теперь в городе, и почему. Выступления коммунаров оказались изолированными и быстро подавленными. Остальная страна практически не имела понятия, что происходит в столице, питаясь слухами и пропагандой версальцев. А пропаганда коммунаров была крайне неопределённой.
1684337675509.png
Руководство обороной Парижа взял на себя коммунар Ярослав Домбровский. Дело осложнялось тем, что связь с местами боев зачастую отсутствовала.
1684337705103.png
Баррикады у Отеля Инвалидов
25 мая версальцы очистили от коммунаров весь левый берег Сены. Бои сместились в северные и северо-восточные рабочие районы Парижа. 26 мая пало Сент-Антуанское предместье. На следующий день были захвачены Бельвиль и Шомон. Яростный бой закипел на кладбище Пер-Лашез, где схватки шли чуть ли не за каждое надгробие. Захваченных живьем коммунаров расстреляли тут же, у стены кладбища. 28 мая была захвачена последняя баррикада на улице Рампоно. История Коммуны, просуществовавшей 72 дня, кончилась.
К. Маркс, Ф. Энгельс, а позднее и В.И. Ленин в своих статьях превозносили Парижскую коммуну как пример первого пролетарского государства, а причиной её падения считали исключительно жестокость озверевшей буржуазии. Правда, в письмах классики марксизма-ленинизма были более откровенны. Например, Энгельс соглашался со словами Гарибальди: «Парижская Коммуна пала, потому что в Париже не было никакой авторитетной власти, а лишь одна анархия». Владимир Ленин сделал выводы из истории Парижской коммуны, и когда получил в свои руки власть, удержал её железной хваткой.
1684337750250.png
1684337761998.png
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх