(ТЕОРИЯ) Персидская империя при Камбисе II. Завоевание Египта

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
«… во главе персидского войска Камбис отправился на запад против Египта, чью армию быстро разгромил. … Наступление развивалось успешно, и персы сошлись с египтянами в битве при Пелусии. Персы одержалипобеду, на чем война фактически закончилась. Затем, правда, последовала осада Гелиополя, а Псамметих попытался оборонять Мемфис, что, впрочем, оказалось тщетным. И город, и последний фараон XXVI династии были захвачены персами в начале 525 г. до н. э. Геродот сообщает, что он лично видел непогребенные кости воинов, павших в Пелусийской битве, случившейся почти за век до того. … покорение Египта случилось столь быстро, благодаря двум основным факторам в равной степени: как осмотрительному политическому и военному планированию Камбиса, так и шаткости режима, опиравшегося на отряды наемников. Поэтому весьма вероятно даже, что коренные жители Египта с радостью приняли нового правителя …» (Кембриджская история Древнего мира).
В 530 г. до н.э. основатель огромной империи Ахеменидов царь царей Кир II погиб в сражении с племенами массагетов во время похода к северо-восточной границе Персии. Точные обстоятельства гибели великого царя остаются неизвестными, что породило множество легенд (в том числе и о царице Томирис). После смерти Кира Великого империю возглавил его старший сын Камбис (Камбиз).
1668168666881.png
Царь Камбис II – сын Кира Великого. Фрагмент изображения на персидской печати, VI в. до н. э.
Известно, что Камбис родился около 559 г. до н. э. Грандиозные исторические события происходили прямо на глазах юного «принца», что не могло не наложить отпечатка на его личность. С детства царевич наблюдал, как одно за другим рушатся под натиском персидских воинов древние царства, а повзрослев, и сам присутствовал при покорении Персией новых областей Ближнего Востока. Поэтому вполне естественно, что Камбис считал подчинение и поклонение окружающих естественным порядком вещей и не слишком заботился о чувствах, которые его поступки вызывали у других людей.
Другим обстоятельством, отрицательно повлиявшим на характер будущего царя Персии стало то, что его мать – любимая жена Кира, царица Кассандана была дочерью Фарнаспа из рода Ахеменидов. Кир Великий также принадлежал к Ахеменидам. Можно предположить, что именно «родственный брак» родителей наделил Камбиса довольно неприятными чертами характера, ставшими следствием его болезни. Согласно Геродоту: «… Камбис от рождения страдал тяжким недугом, который у иных слывет под названием «священного» (эпилепсия). Поэтому вполне естественно, что при тяжком телесном недуге он страдал и душевно …».
Одно из первых упоминаний в «летописях» о Камбисе относится к периоду завоевания Вавилонии и только подтверждает мнение о том, что персидского царевича мало заботило мнение окружающих людей и традиции завоеванных народов. Решив сделать своего старшего сына царем Вавилона, Кир Великий, желая придать этому «назначению» вид законности, провел «коронацию» по вавилонскому обычаю, что предусматривало многочисленные религиозные церемонии. Кроме всего прочего Камбису пришлось принять участие в празднование Нового года. Но царевич не счел нужным поинтересоваться подробностями ритуала и сменить эламское облачение, популярное у знатных персов, на традиционные для Вавилона одежды. «… На 4-й день месяца нисанну Камбиз, сын Кураша, пошел в храм... Жрец (дал ему) жезл бога Набу, (но ... когда) он пошел, ... жрец не разрешил ему сопровождать идол Набу из-за (его) эламской одежды; (только, когда они сняли) с (него) копья и колчан ... сын царя (пошел) на службу ...».
«Царствование» Камбиса в Вавилоне продолжалось недолго, уже через десять месяцев (по другим данным через восемь), по неизвестным нам причинам, он сложил с себя звание «царя Вавилона», передав его отцу. Тем не менее, жизнь в шумной и яркой «столице мира» того времени, так отличающейся от его суровой и не слишком богатой родины, пришлась по вкусу персидскому «принцу». Он проводит в Вавилонии большую часть времени, прошедшую с момента завоевания Вавилона до гибели Кира Великого. Сохранившиеся документы сообщают нам, что Камбису принадлежал дом в городе Сиппар, а сам он активно участвовал в «деловой» жизни Вавилона. Ему принадлежал крупный денежный вклад, хранившийся в «Деловом доме Эгиби». Кроме того, царевич занимался ростовщичеством, разумеется не лично, а через своих слуг. Одна из расписок сообщает нам о том что: «… писец царевича Камбузии» отдал одному лицу под залог дома в Вавилоне «1 1/з мины серебра, имущество царевича Камбузии …» М. Дандамаев.
В 530 г. до н. э. Камбис, согласно сведениям Геродота присоединился к войску отца, идущему к северо-восточной границе Империи Ахеменидов. Перед тем, как переправиться на правый берег реки Узбой и двинуться вглубь «страны массагетов» Кир, видимо чувствуя грядущее поражение и смерть, официально объявил Камбиса своим преемником и отправил его назад в Персию. «... Кир вверил Креза своему сыну Камбису, которого он назначил своим наследником. ... Кир отпустил Камбиса и Креза (советника Кира) и отправил их в Персию ...» Геродот. В августе - начале сентября 530 г. до н. э. вавилонские документы начинают именовать Камбиса «Царь Вавилона и Царь Стран», с этого времени можно считать его «вступившим в должность» царя Персии.
И хотя Ксенофонт пишет в завершающей главе «Киропедии»: «… когда Кир умер, его сыновья тотчас затеяли распрю, и немедленно началось отпадение городов и народов, и все пошло хуже ...». Других сведений о каких-либо серьезных волнениях в начале царствования Камбиса нет. Возможно, писатель, живший через несколько столетий после смерти Кира, имеет в виду несколько более поздние события мятежа Гауматы. Ничего неизвестно также и о попытках Камбиса отомстить за отца, по имеющимся у нас данным, походов в восточную часть империи при нем не было. Зато хорошо известны его усилия, направленные на покорение Египта. Началу войны предшествовала долгая дипломатическая и разведывательная работа.
Посмотреть вложение 13628
Правление фараона Яхмоса II стало вершиной экономического могущества Египта в Саисскую эпоху
Потерпев сокрушительное поражение в «войне за ассирийское наследство», пережив гражданскую войну (подробные сведения об этой войне не сохранились, косвенные свидетельства дают основание для противоречивых теорий; есть предположения о разгроме войска Амасиса и, наоборот, о том, что воины фараона-полководца смогли остановить натиск вавилонских захватчиков и заставить их вернуться восвояси; бесспорно только одно – во время этой войны погиб несчастный Априй, возможно во время одной из битв между армией Амасиса и войсками вавилонского царя Навуходоносора II; через некоторое время после смерти Априя вавилоняне почему-то потеряли интерес к завоеванию Египта и покинули пределы «страны фараонов»; между Вавилонией и Египтом снова установились несколько настороженные, но мирные отношения. Фараон Яхмос II (Амасис) не пытался, подобно своим предшественникам, бороться с Вавилонией за Заречье и возможно, именно поэтому его правление стало временем расцвета Саисского Египта) и иностранную интервенцию, «страна Та-Кемет» поумерила свои амбиции.
1668168774481.png
Фараон Амасис и тиран острова Самос Поликрат
Пришедший к власти в результате внутренней усобицы фараон Амасис II (Яхмос II) за время своего долгого 44 летнего правления ни разу не пытался вмешаться в дела Заречья, удовольствовавшись установлением контроля над Кипром. Фараон направил свои усилия на внутренние дела Египта, и ему удалось преодолеть хаос, последовавший за гражданской войной и вавилонским вторжением. Чтобы преодолеть ксенофобию египтян, для иностранцев были созданы обособленные кварталы, а греческие наемники были сосредоточены в районе Мемфиса, где они стали своеобразной гвардией фараона. Греческие торговцы лишились права свободно торговать на территории Египта, но «взамен» Навкратис (греческий полис на египетских землях, на западе дельты Нила) получил исключительные права в греко-египетской торговле. Греки именовали Амасиса своим благодетелем и филэллином.
Международная торговля приносила немалые выгоды и самому Египту, правление Амасиса стало временем его экономического расцвета. Мирная и благополучная жизнь породила демографический всплеск, население «страны фараонов» достигло семи миллионов человек, показатель, превзойденный лишь в начале двадцатого века. По всей стране шло строительство, Геродот говорит о двадцати тысячах городов Египта, возможно, это преувеличение, но сам факт развития налицо. Помня о судьбе своего предшественника – фараона Априя, Амасис-Яхмос старался поддерживать хорошие отношения с влиятельным египетским жречеством. Святилища получали богатые подношения, а строительный бум коснулся и храмовой архитектуры. До нашего времени дошли остатки реконструированных по распоряжению Амасиса храмов в Саисе и Мемфисе, а так же развалины вновь построенных культовых сооружений в Ливии и Навкратисе.
1668168827150.png
Египетские воины. Во времена правления Саисской династии этнический состав египетской армии претерпел кардинальные изменения. Основную ставку саисские фараоны делали на иностранных наемников, египтяне в составе армии были в меньшинстве
Но львиная доля серебра, получаемого от торговли, шла на содержание вооруженных сил Египта. Фараон Яхмос придавал огромное значение морскому господству, и при нем египетский флот господствовал в Средиземном море, надежно оберегая рубежи «страны Та-Кемет». Основу сухопутных войск Египта, как и при предшественниках Амасиса, продолжали составлять наемники, в основном греческие и карийские. Сближение с «греческим миром» было основой политики фараонов Саисской династии, и Яхмос II не был исключением. Он поддерживал дружеские отношения со Спартой, Самосом и Киренаикой – греческим государством на африканском побережье Средиземного моря к западу от Египта, дочь киренского царя Ладика даже стала одной из его жен. Стараясь участвовать в жизни «греческого мира», Яхмос делает щедрые подарки греческим храмам. Так, на восстановление сгоревшего Дельфийского святилища он отправляет тысячу талантов. Не были забыты и другие культовые места Эллады, щедрые подношения регулярно получали жрецы Самоса, Кирены и Родоса.
«Заигрывание» с греками облегчало торговые дела и вербовку наемников, но осложняло взаимоотношения фараона с египетским жречеством и простыми египтянами. Для древнего Египетского царства был характерен изоляционизм и высокомерное отношение к другим народам. Египетские жрецы составляли замкнутую касту со своей иерархией и таинствами. Они, порой, как куклами играли фараонами, возводя их на престол и смещая по собственному разумению. Теперь же, изменившаяся жизнь заставляла ломать сложившиеся традиции, что мало кому нравилось. Ситуация особенно обострилась к концу правления Яхмоса, когда «персидская угроза» заставила фараона резко усилить армию и флот. Содержание армии наемников обходилось очень дорого, и флот был крайне дорогой «игрушкой». Даже богатая экономика Египта не смогла выдержать подобную нагрузку, и пришлось прибегать к чрезвычайным мерам. Отношений между жрецами и фараоном это, понятное дело, не улучшило.
Внешнеполитическая ситуация также не благоприятствовала Египту. Созданные сначала против Мидии, а затем против Персии союзы так и оставались «на бумаге». Кир Великий беспрепятственно захватил сначала Лидию, а затем и Вавилонию, никто не пытался ему помешать. Отсиделся на своем острове Поликрат, не стали вмешиваться в далекую войну занятые греческими дрязгами лакедемоняне, не вступил в борьбу и сам Яхмос. Между тем враг подступал все ближе. Заречье признало власть персидского царя и он, не слишком скрывая свои намеренья, готовил там плацдарм для атаки на Египет. Но боги любили Яхмоса, сначала персидского царя отвлекли заботы управления империей, а затем он отправился в злосчастный поход на массагетов. Камбиз же должен был, прежде чем идти в поход, утвердиться на престоле и восстановить утерянные со смертью отца нити управления огромным государством. Тем временем фараон Яхмос II тихо и мирно умер от старости в своей постели. Боги действительно любили его, они не дали ему увидеть, как рушится царство, которое он восстановил из разрухи и оберегал всю свою жизнь. Через шесть месяцев после его смерти Египет утратит независимость и будет надолго подчинен Персии.
1668168903397.png
Персидские воины, реконструкция
За четыре года, прошедшие с момента смерти Кира Великого, Камбис и его приближенные проделали большую работу. Египет оказался фактически в изоляции, даже друг Яхмоса – Поликрат Самосский предпочел перейти на сторону персов. Киприоты отказались от дальнейшего подчинения Египту и отправили свои корабли в состав персидского флота. Давние союзники «страны фараонов» – финикийцы, тоже поддержали Камбиса, именно из их кораблей и состоял в основном «персидский» флот. Часть кораблей и тяжелую пехоту предоставили персам греки Малой Азии. Вошли в состав «армии вторжения» и контингенты других народов империи Ахеменидов. Также был заключен договор с вождями арабских племен, кочевавших в степях и пустынях между Египтом и Южной Палестиной. Они согласились не тревожить тылы персидского войска набегами и снабжать воинов Камбиса водой при переходе через пустыню.
Кроме того, судя по бегству в Персию руководившего наемниками галикарнасского военачальника Фанеса и измене руководившего флотом жреца Уджагорреснета, персидская агентура вполне успешно работала и внутри Египта. Подготовка к войне была проделана скрупулезно и талантливо, судя по всему, со смертью Кира Великого искусство стратегического планирования персами утрачено не было. В годы, предшествующие войне, Камбис продолжал жить в так понравившейся ему Вавилонии. Причем его царский двор располагался не в Вавилоне, а в Уруке. Кроме подготовки к грядущему походу, он озаботился своей личной жизнью, женившись, по эламскому обычаю, на своих родных сестрах Атоссе и Роксане. После этого он с удвоенной энергией занялся подготовкой к походу. К весне 525 г. до н. э. сухопутные войска Персии были сосредоточены в Палестине, а точкой сбора флота служил финикийский город Акко. Все было готово к началу похода на Египет.
К моменту смерти Кира Великого Египет оставался последним древним царством региона, сохранившим свою независимость. Но его дни были сочтены, как некогда повелители Нововавилонского царства с ужасом ожидали мидийского нашествия и ничего не могли предпринять для его предотвращения, так и последние фараоны сассинидской династии жили в постоянном опасении вторжения персидских полчищ. Так или иначе, растущая и развивающаяся Персидская империя должна была столкнуться с порядком одряхлевшим древним царством. Геродот объясняет войну Персии с Египтом личной неприязнью Камбиса к последнему, называя две причины возникновения таковой.
Согласно первой, фараон Амасис не желая выдавать замуж за Камбиса свою дочь, «подсунул» ему вместо нее дочь смещенного им Априя. Через некоторое время девушка призналась царю персов: «... Амасис обманул тебя. Он нарядил меня в эти роскошные одежды и прислал к тебе как свою родную дочь. А я на самом деле дочь Априя, его прежнего господина, на которого он вместе с египтянами восстал и затем умертвил» Геродот. Согласно второй, Камбис возненавидел египтян из-за соперничества его матери с египетской принцессой Нитетис за расположение Кира Великого. « ... Кассандана, супруга Кира, сказала на это: «Хотя я и родила Киру таких детей, но он меня презирает, а вот эту женщину, сосватанную из Египта, носит на руках»» Геродот.
1668168959112.png
Египетская торговая флотилия
Несмотря на то, что, потерпев поражение в «войне за ассирийское наследство» египтяне были вынуждены уйти из Заречья, «страна фараонов» продолжала сохранять влияние в государствах Средиземноморья. Многовековые торговые, политические и религиозные связи было не так просто разорвать. В случае появления у власти в восстановившемся после войны и разбогатевшем на торговле Египте энергичного и честолюбивого человека, у Персии вполне могли возникнуть проблемы в Заречье, как некогда у Ассирии и Вавилонии. Кроме того, Египет находился под влиянием «греческого мира» и служил одним из важных опорных пунктов для дальнейшего распространения этого самого влияния. Как политический и военный конкурент, разрозненные греческие полисы для Персидской империи, конечно, особой опасности не представляли, но вот в торговле соперничать могли вполне успешно. Кроме того, Эллада удачно распространяла свою культуру, ту самую «мягкую силу», о которой тогда еще не говорили с придыханием, но чью действенность и эффективность прекрасно понимали во все времена.
Как и во времена Кира Великого в ход пошли дипломатия, пропаганда и шпионаж. Через некоторое время Египет оказался в положении страны-изгоя, у него не осталось союзников. Что касается работы персидской тайной службы, то о ее эффективности лучше всего говорят многочисленные измены египетских вельмож, перебежавших к персам.
К весне 525 г. до н. э. персидские дипломаты и разведчики по большей части завершили свою работу, и пришло время воинов. В Палестине, которая тогда еще не носила это имя, начали сосредотачиваться воинские контингенты из разных частей империи Ахеменидов. «… На этого-то Амасиса и пошел войной Камбис, сын Кира, и вместе с ним шли все покоренные им народности, в том числе ионяне и эолийцы ...» Геродот. Также историками часто упоминается вавилонский документ, датированный 524 г. до н.э., о продаже лучником Иддином-Набу женщины и ее трехмесячной дочери «… из своей добычи лука …». Эта несчастная, ставшая военной добычей наемника, была египтянкой и явно была захвачена во время «египетского похода» Камбиса. Кроме того, египетские документы того времени, сообщают о пришедших вместе с Камбисом чужеземцах из разных краев, именуя их «жители всех стран». Так что войско Камбиса, подобно армиям многих предыдущих и последующих завоевателей, состояло, большей частью, из покоренных народов, персы и мидийцы служили «скелетом» войска и выполняли функции царской гвардии.
1668169033606.png
1668169043944.png
1668169054916.png
Финикийский военный корабль. Наиболее распространённый тип судна в финикийском военном флоте был аналогичен греческой биреме. Узкий, вытянутый корпус, длиной около тридцати метров, ширина которого обычно составляла одну шестую длины. Два ряда весел, съемная мачта и прямой парус, не предназначенный для сложных маневров, но позволяющий двигаться при попутном ветре
Персидский «флот вторжения» собирался в гавани финикийского города Акко. «Персидским» его можно было назвать с большой натяжкой, империя Ахеменидов была в то время чисто сухопутной державой, поэтому основу флота составляли финикийские корабли. Свои суда прислали также греческие города Малой Азии, которые были совсем не против «встряхнуть» не только египетских конкурентов, но и своих, обосновавшихся в Египте, соотечественников. Присутствовало также некоторое количество кораблей, принадлежащих острову Кипр, жители которого решили избавиться от египетского владычества при помощи персов.
Даже тиран острова Самос Поликрат отправил сорок кораблей «на помощь» Камбису. Правда, он собрал на этой эскадре всех своих неблагонадежных соотечественников, чтобы разом «убить двух зайцев». В результате самосская флотилия взбунтовалась и вместо Египта отправилась обратно на Самос свергать Поликрата. Тирану удалось отбиться, и он правил Самосом до 522 г. до н. э. когда персы обманом захватили его в плен и казнили. Одиссея же мятежных самосцев закончилась тем, что на Крите их превратили в рабов, впрочем, к походу Камбиса на Египет это отношения уже не имело.
Тем временем армия Камбиса двинулась на Египет, путь к которому, по словам Геродота, преграждала «... длинная полоса на три дня пути — совершенно безводная пустыня ...». «Отец истории» живописует как перебежчик Фанес «указал путь через пустыню». Вместе с тем, едва ли подобный путь составлял «великую тайну», дорога в Египет за столетия до персов была «протоптана» ассирийскими и вавилонскими армиями. Камбис заключил договор с вождями арабских племен, кочевавших в степях и пустынях между Египтом и Южной Палестиной, в основном для того, чтобы уберечь свои тыловые коммуникации от набегов. Снабжение армии водой во время перехода через засушливую местность стало дополнительным «бонусом».
Доставка воды описана Геродотом вполне правдоподобно: «... Он (царь арабов) велел наполнить водой мехи из верблюжьей кожи и навьючить на всех своих верблюдов. Затем он выступил с этим караваном в пустыню и там стал ожидать войско Камбиса ...». Правда сообщается и альтернативная версия водоснабжения: «... царь арабов провел воду в пустыню (с помощью рукава, сшитого из сыромятных бычьих и других шкур). А в пустыне царь велел выкопать большой водоем для приема и сохранения воды. От реки же до этой пустыни двенадцать дней пути. Три таких рукава, как говорят, царь провел в три разных места ...». Как бы то ни было, войско Камбиса благополучно достигло Египта, где его уже ждали воины «страны Та-Кемет».
1668169107942.png
Город Пелузий (Син, Сену) на карте Древнего мира
К моменту персидского вторжения у власти в Египте уже шесть месяцев находился Псамметих III (Псамтик, Псамменит) сын Амасиса. Его отец мирно скончался в конце 526 г. до н.э. после сорокачетырехлетнего правления Египтом. Геродот упоминает о неблагоприятном предзнаменовании в начале его царствования: «… явилось египтянам великое знамение, а именно, выпал дождь в египетских Фивах, чего, по словам самих фиванцев, не бывало ни раньше, ни после …». Теперь Псамметиху предстояло доказать, что он по праву занимает древний трон фараонов и защитить свою землю от иностранных захватчиков. Египетская армия, в ожидании персов, разбила лагерь в Пелусийском устье Нила, недалеко от города Танис – столицы Египта при предыдущей династии. При приближении армии Камбиса египтяне двинулись ей навстречу и около города-крепости Пелузий (Пелусий) в мае 525 г. до н. э. произошло сражение, положившее конец правлению в Египте саисской династии.
Пелузий – греческое название египетского пограничного поселения, расположенного на самом восточном из рукавов Нила, примерно в «двадцати стадиях от моря». Он контролировал проход между побережьем моря и болотами дельты Нила. Как пограничная крепость, Пелузий имел большое стратегическое значение, являясь «восточным щитом» Египта. Кроме того, через неё проходило торговое сообщение между Египтом и странами Азии. Во время многочисленных конфликтов Египта с Ассирией и Нововавилонским царством, Пелузий множество раз подвергался нападению, находился в осаде и разрушался. И каждый раз египтяне отстраивали крепость заново, с каждым разом делая ее все мощнее. В рассматриваемое время гарнизон Пелузия состоял почти из пяти тысяч египетских воинов.
Число воинов армии Псамметиха III, согласно античным источникам, доходило до тридцати тысяч, численность армии Камбиса неизвестна. Никаких подробностей этой битвы не сохранилось, за исключением ее несчастливого для египтян итога: «… После жаркой битвы, когда с обеих сторон пало много воинов, египтяне обратились в бегство …» Геродот. Зато до нас дошли две истории, посвященные этому сражению и последующему взятию Пелузия. Первую из них до нас донес опять же «отец истории»: «… египетские наемники — эллины и карийцы — в гневе на Фанеса за то, что тот привел вражеское войско в Египет, придумали отомстить ему вот как. Были у Фанеса сыновья, оставленные отцом в Египте. Этих-то сыновей наемники привели в стан, поставили между двумя войсками чашу для смешения вина и затем на виду у отца закололи их над чашей одного за другим. Покончив с ними, наемники влили в чашу вина с водой, а затем жадно выпили кровь и ринулись в бой ...».
Вторая история принадлежит родившемуся в Древней Македонии греку Полиэну. Он поместил ее в свое сочинение «Стратегемы» («Стратегетика»), посвященное римским императорам Марку Аврелию и Луцию Веру. Сей труд датируется примерно 163 г. н.э., что слишком далеко отстоит от времени событий, и его считаться историческим источником. Тем не менее, он часто, и, как правило, с искажениями цитируется, так что стоит привести оригинал: «… Камбиз осаждал Пелузий. Египтяне мужественно сопротивлялись, закрыв проходы в Египет, и, собрав много орудий, пускали катапультами стрелы, камни и горящие головни. Камбиз всех животных, которым египтяне поклонялись: собак, овец, кошек, ибисов поставил впереди своего войска. Египтяне же перестали стрелять из-за страха поранить какое-либо из священных животных. Таким образом, Камбиз, взяв Пелузий, вошел в Египет …» Полиэн.
1668169157825.png
Египетский военный корабль
Потерпевший поражение Псамметих III отступил на юг, в Мемфис и укрылся за его мощными стенами. Согласно Геродоту: «… Камбис отправил туда к ним вверх по реке на митиленском корабле персидского вестника с предложением сдаться. А египтяне, завидев подходивший к Мемфису корабль, толпою бросились из города, потопили корабль, людей порубили в куски и тела их потащили в город …». После этого Мемфис был осажден главными силами персидской армии и после осады, продолжавшейся около месяца, город сдался. Фараон Псамметих III и вся его семья попали в плен. Вероятно, еще до этого «начальник морских кораблей царя при царе Верхнего и Нижнего Египта Анхкара (Псамметихе III)», номарх Саисса, Начальник переписчиков Великих текстов, Великий управитель и жрец богини Нейт – Уджагорреснет, сдал без боя египетский флот, которого опасались персы и вверенный ему город Саис. Ктесий Книдский также упоминает о неком высокопоставленном евнухе Комбафее, передавшем Камбису «мосты и прочие дела египтян». Неизвестно, была ли это реально существовавшая историческая фигура или собирательный образ переметнувшегося на сторону победителей египетского чиновника. Некоторые историки отождествляют Комбафея с Уджагорреснетом.
Всего за несколько месяцев Египетское царство, одно из сильнейших в Древнем мире, оказалось полностью подчиненным персидскому завоевателю. Камбису было чем гордиться, он проявил себя достойным учеником отца. На радостях он был довольно милостив с побежденными, Псамметиху была сохранена жизнь. Большинство египетских чиновников сохранили свои должности, а умевшие быть полезными оккупантам были повышены и награждены. Впрочем, совсем без репрессий тоже не обошлось: «… Камбис послал затем (на казнь) сына Псамменита и 2000 его сверстников с петлей на шее и заткнутым удилами ртом. Их вели на казнь в отмщение за митиленцев, погибших с кораблем в Мемфисе. Такой приговор вынесли царские судьи: за каждого человека казнить десять знатнейших египтян …» Геродот.
В конце августа 525 г. до н.э. Камбис с соблюдением всех необходимых формальностей принял титул фараона. Он стал основателем новой, XXVII династии царей Египта. «… Как свидетельствуют египетские источники, он придал своему захвату характер законной унии с египтянами, короновался по местным обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки, принял титул «царь Египта, царь (чужеземных) стран» и древние титулы «потомок (богов) Ра, Гора, Осириса». Он отправился в Саис, чтобы лично участвовать в религиозных церемониях в храме Нейт, и на коленях поклонился ей, приносил жертвы египетским богам и оказывал им другие знаки внимания …» М.А. Дандамаев.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх