[ТЕОРИЯ] Разработка урока для 8 класса "Общество"

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Тема: Общество
Цели урока
Учащиеся
должны знать:должны уметь:
  • различные определения понятия «общество»;
  • 4 сферы общественной жизни;
  • формы выражения социальных норм;
  • определение понятия «социальные санкции».
  • использовать теоретические знания для решения практических задач;
  • преобразовывать текстовую информацию в логические схемы.
Материалы и оборудование:
  • проектор для демонстрации презентации;
  • учебник «Обществознание» 8 класс /под ред. Л.Н. Боголюбова;
  • карточки с вопросами для письменной проверочной работы.
Описание урока
Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся
Мотивационный
  • предлагает учащимся объяснить значение слова «общество»
  • называет тему и основные цели урока
  • предлагают свои варианты определения термина «общество»
  • участвуют в формулировании целей урока
Проверка уровня усвоения пройденного материала
  • раздаёт учащимся задания для проверочной работы
  • письменно отвечают на вопросы проверочной работы (по вариантам):
  • Объясните отличия в значении терминов «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • Может ли человек проявиться как личность вне общества?
  • Назовите факторы, влияющие на выбор профессии. Какой из них вы считаете определяющим?
  • Что такое мировоззрение? Как оно влияет на определение человеком смысла своей жизни?
  • Кратко охарактеризуйте основные этапы становления личности.
  • Назовите основных агентов социализации. Какое влияние они оказывают на становление личности?
Изучение нового материала
  • формулирует ключевые вопросы
  • демонстрирует презентацию
  • организует обсуждение ключевых вопросов
  • отвечают на ключевые вопросы:
  • Назовите не менее 3 определений понятия «общество».
  • Назовите 4 сферы общественной жизни.
  • Объясните, для чего необходимы социальные нормы.
  • Объясните, что такое социальные санкции.
Практическая работа
  • даёт учащимся задания:
  • привести не менее 3-х примеров каждого вида социальных норм
  • выполняют задание в тетрадях
Домашнее задание
Объяснение нового материала
Понятие общества
  • Человек – существо биосоциальное. Мы уже говорили о том, как важны для развития личности включенность в жизнь общества, ее социальное окружение.
  • А что такое общество? Это понятие, многозначно. В обществе одноклассников вы изучаете обществознание или, например, можете пойти в кинотеатр на премьеру нового фильма. Смольный институт благородных девиц, основанный в Санкт-Петербурге в 1764 г. по инициативе Екатерины II, первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». 60-я глава романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» называется «Возвращение в благородное общество». Таким образом, обществом мы можем назвать группу людей, объединенных какой-либо целью, связанных некими отношениями.
  • Но вы встречались и с другим значением этого термина. На уроках истории вы, например, говорили, что за сословиями феодального общества закреплялись определенные права и обязанности, которые передавались по наследству, а в буржуазном (капиталистическом) обществе люди формально были равны в своих правах перед законом. Тут под обществом понимался исторический этап развития того или иного народа, той
  • Население какой-либо страны мы также можем назвать обществом. Например, цитата из научной статьи: «Состояние современного российского общества характеризуется как переходное, направленное на системные изменения, преобразования».
Наконец, сейчас все чаще говорят о мировом сообществе. При этом имеется в виду все человечество в целом. Процесс глобализации, о котором вы, вероятно, слышали, и о котором будете говорить на одном из следующих уроков, делает всех жителей нашей планеты взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Итак, определение общества звучит так: общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы их взаимодействия и формы объединения.
Природа и общество
  • Вывод, человеческое общество, с одной стороны, обособилось от природы, выделилось из нее. А с другой стороны, продолжает быть частью ее. Разберем эту взаимосвязь.
  • Природа создает естественные условия существования человека. Помним: для того, чтобы стать человеком, им надо, во-первых, родиться. Как бы ни велико было влияние общества на индивида, он все же должен представлять вид Homo sapiens, и получить по биологическим каналам наследования целый ряд признаков, свойственных человеку.
  • При всех своих возможностях люди, тем не менее, достаточно хрупкие существа. Скажем, для нас оптимальным является воздух, в котором содержится 21 % кислорода. Если его доля снизится до 17, это будет означать серьёзные проблемы для сердечно-сосудистой и кровеносной систем. Но и слишком высокое содержание кислорода опасно – лёгкие могут получить ожог. Люди чувствительны к температуре окружающей среды: раздетый обездвиженный человек (например, если он без сознания) может умереть от переохлаждения даже при 17оС тепла? Наконец, чтобы жить, мы должны питаться.
  • Всё, что использует человеческое общество в качестве ресурсов для своего существования, в конечном итоге, даёт ему природа.
  • В то же время, люди могут создавать то, что не существует в природе в готовом виде: производить искусственные и синтетические материалы, в ходе селекции выводить новые сорта сельскохозяйственных культур или старым придавать новые свойства. С помощью искусственных приспособлений человек некоторое время может жить под водой, в космосе, выдерживать антарктический холод.
  • Социум (общество) живет и развивается не только по биологическим законам. Огромную роль в жизни людей играют созданные ими самими моральные, религиозные и правовые нормы. Ради своего нравственного идеала человек может поступать вопреки самому сильному природному инстинкту – инстинкту самосохранения. Осознав свои возможности в преобразовании природы, создании искусственной среды обитания, человек привык считать себя высшим биологическим существом, забывая о своей зависимости от условий окружающей среды. Одна из самых серьёзных опасностей для современного человечества – нарушение экологического равновесия и истощение традиционных сырьевых ресурсов.
Сферы общественной жизни
  • Общество имеет сложную структуру. Это не просто совокупность людей, живущих в одном месте в одно время. Общество – это система отношений между людьми, их взаимодействий, форм объединения. Общественные отношения можно условно разделить на 4 сферы.
1638726616987.png
  • Экономическая сфера включает в себя отношения между людьми по поводу производства материальных благ, распределения и обмена ими.
  • Социальная сфера – это отношения между социальными группами, классами, нациями, а также системы образования, здравоохранения, помощи тем, кто не в состоянии обеспечить себя самостоятельно.
  • К политической сфере относят то, что связано с государственной властью: деятельность президента, правительства и парламента, политических партий, выборы, осуществление местного самоуправления.
  • Духовная сфера охватывает религию и религиозные организации, науку и научные учреждения, нравственность, искусство.
  • Сферы общественной жизни не существуют независимо, изолированно друг от друга. Они связаны между собой. Любой человек, в том числе каждый из вас, так или иначе, включен во все сферы общественных отношений.
Социальные нормы и санкции
  • Все многообразные отношения регулируют социальные нормы – правила поведения человека в обществе. Они могут устанавливаться государством в виде законов или существовать как нравственные предписания общества. Есть нормы этикета, религиозные заповеди, эстетические нормы, обычаи и традиции.
  • Социальные нормы могут формулироваться в разной форме:
  • дозволения, то есть разрешения вести себя определенным образом. Например, человек может обжаловать решение суда или действие должностного лица, если он считает их несправедливыми или неверными.
  • предписания – указания на необходимость определенных действий. Дорогу на регулируемом перекрестке необходимо переходить на зелёный свет светофора.
  • прямого запрета тех или иных действий. Несовершеннолетним запрещено продавать спиртные напитки.
  • Соблюдение социальных норм регулируется с помощью санкций. Санкциями называют способы воздействия общества на индивида. Они бывают позитивные – поощрение соблюдения правил (одобрение, награждение), и негативные – наказание (осуждение, штраф, лишение свободы).
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх