[ТЕОРИЯ] Расцвет Владимиро-Суздальского княжества

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Расцвет Владимиро-Суздальского княжества

Феодальной раздробленности ((удельная система) — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньоральной организации труда и воинской повинности) не избежала и Древняя Русь (период существования отдельных русских княжеств иногда называют термином Удельная Русь; в рамках марксистской теории он описывается как феодальная раздробленность), однако период феодальной раздробленности на Руси начался веками позже, чем в Западной Европе: в эпоху расцвета Средневековья. Русь к началу раздробленности была обширным и сильным, высоко культурно развитым государством. Она была в значительной мере моноэтнической: к тому времени восточнославянские племенные союзы уже осознали себя единым русским этносом, древний родоплеменной строй разложился.

В обществе существовало типичное для средних веков четкое сословное разделение: знать (князья – правители государства и его уделов, бояре – потомки древних племенных вождей, помогавшие князьям в управлении, княжеские и боярские дружинники и наместники), духовенство, купцы, свободные и зависимые крестьяне, рабы. Однако в Русском государстве очень неудобной и запутанной была система наследования княжеского правления. Передача великокняжеской власти в столице государства – Киеве, переходила по старинному обычаю к старшему в роду правящей династии Рюриковичей (Рю́риковичи — княжеский, великокняжеский, позднее также царский (в России) и королевский (в Галицко-Волынской земле) род потомков Рюрика — первого летописного князя древней Руси; с течением времени род раздробился на множество ветвей; большинство правителей Киевской Руси и образовавшихся после её распада русских княжеств были Рюриковичами). Своих младших братьев и сыновей великий князь по своему усмотрению отправлял править в удельные земли обширной державы. В то же время, во вверенных им землях удельные князья обладали всей полнотой власти, распоряжались земельным фондом, имели собственные дружины. Правителю, имевшему силу и влияние, поддерживаемому своим народом, устанавливавшему постоянную систему связи с общинами подданных, популярному в войске было очень тяжело все время чувствовать себя временщиком, которого в любой момент могли перевести в другой удел властным распоряжением из Киева. Также на весь обширный род Рюриковичей уделов не могло хватить, и княжеские сыновья всегда опасались, что останутся без собственной вотчины, будут вынуждены смиренно служить своему старшему родственнику на землях, где прежде правил их отец. Все это побуждало князей бороться друг с другом за великокняжеский престол в Киеве, гарантировавший не только наибольший престиж и богатство, но и относительную прочность положения.

Началом феодальной раздробленности на Руси считается съезд князей в крепости Любеч в 1097 г. организованный по предложению черниговского князя (позже ставшего великим князем киевским) Владимира Мономаха (Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого; был прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая была родственницей византийского императора Константина IX Мономаха). На этом съезде во избежание дальнейших кровавых усобиц было принято постановление: «Каждый да держит отчину свою». Отныне каждый князь становился наследственным правителем своего удела, и киевские князья не могли уже решать, кому из рюриковичей в какой земле править. Власть стала передаваться от отца к сыновьям. В свою очередь, каждый княжеский сын мог требовать себе часть отцовских земель в качестве постоянного наследственного удела, где был бы князем он сам. Удельные княжества начали постоянно дробиться на все более мелкие. Это не положило конец междоусобным войнам князей: власть в крупных городах, бывших центрами старых обширных уделов, была престижнее, давала большее богатство, и князья-родственники, даже имея за собой гарантированный удел, продолжали за нее бороться. Одно княжество могло идти войной на другое, чтобы подчинить его себе. После лишения возможности смещать младших князей великий князь уже не мог ничем контролировать ситуацию в прежде единой державе и, хотя его титул номинально сохранился за киевскими князьями, Русь фактически распалась на ряд полностью независимых, часто враждующих между собой государств.

1622246357317.png

Русь в XII в.

К середине XII в. на Руси уже насчитывалось 15 самостоятельных земель, а в XIII в. – уже 50. Во время ордынского ига Русь раздробилась уже на две с половиной сотни наследственных владений. Как говорилось, «в Ростовской земле у семи князей один воин, и в каждом селе – по князю». Кровавые войны между князьями то затихали, когда правителям необходимо было объединить силы для борьбы с общим врагом – степными кочевниками кипчаками (половцами), то разгорались вновь. Разумеется, больше всего терпел от постоянных тревог, сборов на военные нужды, грабительских походов трудовой народ. В 1136 г. жители Новгорода, обвинив своего князя Всеволода Мстиславича (внука Владимира Мономаха) в трусости при обороне города и желании бросить их, захватив власть в более престижном Переяславле, изгнали его вместе с семьей. Власть в городе перешла в руки родовой аристократии – бояр, и народного собрания – вече, которые теперь сами стали приглашать к себе полюбившихся им князей в качестве верховных административных и военных начальников. В Новгороде и принадлежавших ему землях сложилась особая форма правления – боярская республика. Раздробленность приводила русские земли к экономическому упадку и уязвимости перед нападениями кипчаков, которые время от времени вторгались на Русь многочисленными воинствами, угоняя скот, разграбляя города. Особенно страдали непосредственно граничившие со степью южные княжества, в том числе Киевское, князьям которых еще и приходилось воевать с правившими в других владениях родичами за свой почетный титул. Ослабление Киева привело к тому, что его по богатству и влиятельности стали опережать некоторые лежавшие севернее, а потому менее уязвимые перед кипчакскими набегами княжества.

Особенно могущественными из тех стали Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское. Суздальщина (по названию города Суздаль) в бассейне Верхней Волги прежде была окраиной Руси, названной историком XIX в. В. Ключевским «Чудским захолустьем». По названию жившего там в давние времена финно-угорского племени чудь. Ее покрывали обширные и густые леса, земель, удобных для пастьбы и пахоты по техническому уровню того времени было сравнительно немного, и потому эти земли особенно не привлекали князей, чтобы за них бороться. Возможно, это и стало причиной того, что Залесская земля, как еще на Руси называли Суздальщину, долго сохраняла внутреннее спокойствие, позволившее ей постепенно поднять свое хозяйство и влияние, превратившись фактически в новый центр политической и экономической жизни Русской земли. В 1108 г. Владимир Мономах – большой любитель охоты и путешествий, основал в приглянувшейся ему своей первобытной дикостью Суздальской земле новый город, который назвал своим именем.

Город Владимир вырос на крутом берегу реки Клязьмы. Во время великого княжения Мономаха Ростово-Суздальская земля находилась в зависимости1622246375186.png от Киева. Править Залесской Русью великий князь посадил своего сына Юрия. После смерти Владимира Мономаха Суздальщина в соответствии с постановлением Любечского съезда стала независимым княжеством, а Юрий Владимирович – ее первым самостоятельным князем. После этого начинается интенсивная миграция в Залесскую Русь переселенцев из киевского княжества, которые осваивали новые, не занятые еще земли. Князь Юрий возводил новые города и открывал монастыри, служившие тогда основными центрами культурного просвещения на Руси. Однако, по-хозяйски обустраивая свою обширную вотчину, он активно преследовал и другую цель: создать себе прочный тыл для дальнейшего наступления на Киев, так как, будучи очень честолюбивым, рассчитывал захватить и великокняжеский титул. За это его прозвали Долгоруким. Юрий Долгорукий является основателем древнего и обширного русского княжеского рода, представители которого в разное время оказывали очень большое влияние на политику Древней Руси и царской России. Пейзаж во Владимирской области – бывшей территории Владимиро-Суздальского княжества Во время войн за Киев Юрий Долгорукий, облюбовав себе местечко у реки Москвы, отобрал эти земли у их прежнего владетеля – боярина Степана Кучки, где остановился в маленьком приграничном городке Москов (Москва). В 1147 г. он пригласил туда своего союзника князя Святослава Ольговича, о чем говорится в летописи: «Приди ко мне, брате, в Москов!». Это – первое упоминание Москвы в письменных источниках. Сын Святослава подарил Юрию охотничьего гепарда, которые из-за своей непревзойденной скорости на охоте исключительно высоко ценились европейской знатью того времени.

1622246385882.png
1622246394952.png
1622246399095.png
Юрий Долгорукий
Андрей Боголюбский
Всеволод Большое Гнездо
В 1155 г. Юрий, наконец, сумел завоевать заветный для него киевский престол. Но через два года недовольные его правлением киевские бояре отравили князя на пиру. Сын Юрия Андрей, такой же целеустремленный, но еще более крутой нравом и беспринципный, еще при жизни великого князя самовольно отбыл из Киева в отцовские северные владения и после смерти Юрия стал самостоятельно княжить на Суздальщине. Изначально его поддерживало местное боярство, но постепенно, опираясь на свою верную дружину, он упрочил свою власть и изгнал пытавшихся оказывать на него влияние старших бояр, а также составлявших ему опасную конкуренции четверых своих братьев. Он даже попытался учредить в Суздальщине собственную митрополию, чтобы добиться независимости местной церкви от киевского митрополита. Также он перенес столицу княжества из Суздаля в основанный его дедом Владимир. Поэтому княжество теперь называется Владимиро-Суздальским.

Возле Владимира – в селе Боголюбове, князь, точно подчеркивая свои независимость и могущество, возвел себе роскошную резиденцию с теремами и соборами. По названию его резиденции Андрей получил прозвище Боголюбского. Князь Андрей вошел в русскую историю как самовластный правитель, не только единолично распоряжавшийся в своих владениях, но и пытавшийся диктовать свою волю соседним князьям. При этом он не стеснялся идти против издревле сложившихся обычаев.

В 1169 г. дружины Андрея Боголюбского и его союзников захватили Киев и подвергли его жестокому опустошению, устроила массовые убийства населения. «Церкви горели, христиане были убиваемы, а другие связываемы, женщины ведомы в плен, разлучаемые силою с мужьями своими, младенцы рыдали, глядя на матерей своих», – сообщает летопись. Киевский князь Мстислав Изяславич бежал на Волынь. Андрей, однако, не гонялся собственно за киевским престолом: он гордился собственной вотчиной, где был единоличным правителем, поэтому, разорив Киев, вернулся домой во Владимир. Предметом озабоченности его был также вольнолюбивый Новгород, жители которого имели дерзость не признавать неограниченную княжескую власть и заставляли призываемых князей действовать исключительно в новгородских интересах. В следующем году после взятия Киева Андрей повел войска на Новгород. Однако поход оказался неудачным, на Белоозере суздальская рать потерпела поражение и обратилась в бегство, а многочисленных пленных новгородцы продавали на своем рынке по цене втрое дешевле овцы. Княжеское самовластие в то время, когда на Руси еще были сильны пережитки древних демократических традиций славян, не могло усиливаться бесконечно. В конце концов политика превращавшегося в натурального самодержца князя вызвала недовольство бояр, чувствовавших себя оскорбленными. В конце июня 1174 г. сын боярина Степана Кучки – бывшего владельца Москвы и ее окрестностей, на пиру прямо возле княжеского терема обратился к другим боярам по поводу казни по приказу князя его брата: «Сегодня князь того казнил, а нас – завтра! Поразмыслим о князе сем!». Ночью группа бояр-заговорщиков ворвалась в княжескую палату, откуда вступивший в сговор с ними княжеский ключник незаметно вынес оружие, и изрубили Андрея мечами.

После убийства Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество пережило два года внутренних смут.


Владимиро-Суздальское княжество

В 1176 г. к власти пришел младший сын Юрия Долгорукого Всеволод, за многодетность (только сыновей у него было восемь) прозванный Большое Гнездо. Он навел прочный внутренний порядок в княжестве и первым принял титул великого князя официально. При нем начался особенно значительный рост экономики и могущества Владимиро-Суздальской земли. В «Слове о полку Игореве» говорится, что князь Всеволод может «Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». Грузинский летописец сообщал, что владимирским князьям повинуются триста царей. То есть, Владимиро-Суздальское княжество как самостоятельное государство было хорошо известно далеко за пределами самой Руси. Дело Всеволода Большое Гнездо по укреплению могущества и влияния княжества продолжил после его смерти его сын Константин. Правление Константина особенно знаменуется широким развитием культуры и просвещения. В то же время между Константином и его братом Юрием началась новая княжеская усобица: Всеволод назначил было Константина своим преемником, но затем из-за серьезного конфликта лишил его старшинства и созвал собор – собрание народных представителей и высших должностных лиц со всей земли, назначивший первым наследником Юрия.

1622246430707.png
1622246433374.png
1622246436097.png
Константин Всеволодович (фреска)
Княжеская усобица
Юрий Всеволодович (фреска)
В 1216 г. Константин в битве на реке Липице разбил войска Юрия, но сам вскоре умер, и Юрий без боя занял княжеский престол. После этого Владимиро-Суздальское княжество, как и другие русские владения, стало постепенно дробиться между княжескими наследниками и ослабевать. В этот период Владимиро-Суздальская земля воевала с Волжской Болгарией и мордовскими племенами. В низовьях реки Оки тогда была заложена в 1221 г. крепость Нижний Новгород, поселения при которой в последующие века выросли в большой город.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх