(ТЕОРИЯ) Римский Египет

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Превращение Египта из государства Птолемеев в провинцию Рима не было для страны большим несчастьем ибо Октавиан Август и императоры, последовавшие за ним, рассматривали Египет как свою личную собственность.
С точки зрения материального благосостояния Египет только выиграл. В период поздних Птолемеев царство пришло в упадок, а грамотное римское управление поставило все на место. Система ирригации была полностью обновлена. Римляне построили дороги, вырыли водоемы и восстановили торговлю на Красном море. Численность населения Египта выросла (приблизительно до 7 млн. человек).
Библиотека и музей Александрии продолжали развиваться. Александрия оставалась самым большим городом в греческом мире, по размерам ее превосходил только Рим, и ни один город не мог сравниться с ней по богатству и культуре.
Кроме того, Рим предоставил египтянам полную свободу вероисповедания, и римский наместник, управлявший провинцией, не препятствовал народным верованиям. Никогда религия египтян не расцветала так, как в начале правления римлян. Египетская культура продолжала развиваться без помех, греки продолжали жить в Александрии и в нескольких других городах ...

В Египте под властью римлян веками царил мир. Вскоре после завоевания Египта римский наместник Гай Петроний попытался перенять обычаи фараонов. Он вторгся в Нубию в 25 г. до н.э., но Август отозвал его и постарался как можно быстрее восстановить мир в Нубии.
1667478876193.png
1667478886475.png
1667478896904.png
Нерон (император c 13 октября 54 по 9 июня 68 гг.)
Веспасиан (император 69 – 79 гг.)
Адриан (император 117 – 138 гг.). Один из пяти «хороших императоров»
В 68 г. Нерон — пятый император Рима — покончил жизнь самоубийством, после того как некоторые армии подняли восстание. Но Веспасиан — римский полководец, которому случилось в это время подавлять восстание на востоке, — расположил свою армию в Египте, получив, таким образом, контроль над поставками зерна в Рим (Египет был главным поставщиком зерна в Рим). Это позволило ему добиться трона (после года власти «четырех императоров») после всего нескольких сражений (избежав гражданской войны).
Затем наступило время «просвещенных» императоров. Один из них, Адриан, провел много времени своего правления в императорских путешествиях, приезжая в разные провинции своей империи. Он посетил Египет в 130 г. Адриан посетил пирамиды и руины Фив. В Фивах он остановился, чтобы посмотреть на «поющего Мемнона».
Самая тяжелая судьба в Египте за первые два столетия правления Римской империи постигла иудеев. Им неплохо жилось под властью Птолемеев: они получили свободу вероисповедания и обладали такими же правами, как и греки, в итоге они способствовали развитию благосостояния и культуры Египта.
Выдающимся философом Александрии, например, был Филон Иудей, или Филон Иудейский (он родился примерно в 30 г. до н.э.). Филон Иудейский был воспитан не только на иудейской, но и на греческой культуре. Его образ мыслей был близок к Платону, и его иногда называли Иудейский Платон. Филон – представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудаизма и религиозный мыслитель, оказавший большое влияние на последующее богословие своим экзегетическим методом и учением о Логосе.
Как раз в это время ситуация для иудеев осложнилась. Многие из них не могли смириться с потерей независимости и постоянно ждали появления посланного Богом царя, или «помазанника» – по-еврейски «Мессии», по-гречески «Христос», «Кристус» по-латыни. Мессия мог привести иудеев к победе над врагами и создать «идеальное» царство столицей в Иерусалиме и с властью над всем миром. Такое будущее постоянно предсказывалось в иудейских писаниях. Множество иудеев объявляли себя мессиями, и всегда хватало тех, кто верил этим заявлениям и поднимал восстания против власти Рима в Иудее.
Александрийские иудеи были менее склонны к мечтам о Мессии, чем их соотечественники в Иудее, хотя у них были достаточно напряженные отношения с греками. Греки были возмущены особыми привилегиями, полученными иудеями. Иудеев не просили участвовать в языческих жертвоприношениях, оказывать божественные почести императору или служить в армии, в то время как это требовалось от греков и египтян. В то же время римские правители Иудеи были раздражены упрямством иудеев в вопросах религии и их отказом принять любые формы восхваления императора. В это время сумасбродный император Калигула решил установить свою статую в храме Иерусалима, и иудеи приготовились поднять мятеж, если этот приказ попытаются исполнить.
1667478958308.png
1667478968657.png
1667478977701.png
Гай Юлий Цезарь Август Германик или Калигула (37 – 41 гг.)
Филон Александрийский
Тит Флавий Веспасиан или Тит (79 – 81 гг.)
Филон Иудей (уже старик) возглавил делегацию в Рим, чтобы предотвратить это кощунство, но неудачно. Только смерть Калигулы в результате заговора и отмена этого распоряжения его преемником спасли ситуацию.
В 66 г. стремление иудеев к независимости было отвергнуто и налоги были резко повышены. Римские легионы прибыли в Иудею, и в течение трех лет бушевала война. Иудеи держались с нечеловеческой стойкостью, уничтожая большие римские отряды со значительными потерями для себя.
Война расколола правительство Рима на группы, поскольку Нерон, бывший императором в начале восстания, покончил с собой. Командующий силами Рима в Иудее Веспасиан в итоге борьбы за власть стал императором. В 70 г. Иудея была окончательно покорена. Иерусалим пал и был разграблен сыном Веспасиана Титом, храм разрушен ... Иудеи, находившиеся за пределами Иудеи, не участвовали в мятеже ...
Однако в Египте ситуация резко ухудшилась. Начались бунты. И иудеи, и греки были виновны в провокациях, и дикие зверства совершались с обеих сторон. В ходе волнений иудейский храм в Александрии разрушили, тысячи иудеев убили, иудейский квартал в Александрии был полностью разгромлен.
После этих событий иудеи возненавидели римлян и греков в Египте. При этом в Кирене еще оставалась сильная иудейская колония. В 115 г. император Траян сражался на востоке и повел римские легионы к Персидскому заливу.
Вероятно, лживые слухи о его смерти просочились в Египет (императору было 60 лет), или, возможно, пришла весть о новом Мессии, но в любом случае иудеи в Кирене взбунтовались. Они устроили резню греков, римляне были вынуждены прислать свои отряды для подавления волнений. Беспорядки продолжались в течение двух лет, и к 117 г. иудеи в Египте были фактически истреблены.
Вести о беспорядках в Египте заставили Траяну принять решение о возвращении назад.
Преемником Траяна стал Адриан. Он приказал, чтобы Иерусалим был восстановлен как римский город, чтобы его назвали Элия, и чтобы на месте разрушенного храма иудеев был построен храм Юпитера, а иудеям запретили входить в новый город.
1667479033187.png
1667479044547.png
1667479054325.png
Тиберий (14 – 37 гг.)
Домициан (81 – 96 гг.)
Траян (98 – 117 гг.)
Но действия Адриана спровоцировали восстание. Иудеи подняли мятеж, возглавляемый самопровозглашенным Мессией, они сражались три года, с 132 по 135 гг. Это привело к тому, что в Иудее (как и в Египте) не осталось ни одного иудея.
Когда Рим установил свое владычество по всему Средиземноморью и привел весь мир к спокойствию, взаимопроникновение культур продолжалось даже быстрее и проще, и то, что когда-то было местной религией, распространило свое влияние во все концы империи.
За первую пару столетий нашей эры Египет был источником одной из наиболее сильно распространяющихся религий. Египетский культ Сераписа с греческим влиянием распространился сначала в Греции, а потом в Риме. Во времена Траяна и Адриана не осталось ни одного уголка в империи, где не находились бы свои приверженцы этой религии, восходящей к временам строителей пирамид и их предшественников три тысячи лет назад. Еще более привлекательным был культ Исиды — главного божества египтян, изображавшейся как прекрасная «Царица Рая».
Влияние ее культа начало проникать в Рим в дни войн с Ганнибалом, когда римляне думали, что без какого-либо божественного вмешательства поражение неминуемо, и хватались за любую соломинку ...
Но Египет не только дал миру религию, он и получил религию извне — из Иудеи.
В последнее столетие существования Египта, когда многие провозглашали себя Мессиями, появился некто по имени Ешуа. Он был рожден в период правления Августа, не позднее 4 г. до н.э., и был принят как Мессия своими последователями. Это был Ешуа Мессия, другими словами или по греческому варианту Иисус Христос. В 29 г., в период правления Тиберия, он был казнен через распятие (как политический мятежник, стремившийся к захвату власти в Иудее).
Вера в мессианство Иисуса не закончилась с его распятием, поскольку быстро распространилась история о том, что он воскрес из мертвых. К различным сектам Иудеи, процветавшим в тот период, после этого была добавлена еще одна — последователи учения Иисуса Христа, или, как их вскоре стали называть, христиане. В первые несколько лет существования этой секты никто бы не мог подумать, что у нее есть будущее, кроме как в рамках иудаизма.
Однако христианство развивалось, главным образом благодаря усилиям одного человека. Это был Саул (или Павел, как его стали называть позднее), иудей из Тарса. Сначала он был ярым врагом христиан, но был переубежден и стал самым известным и успешным из всех христианских миссионеров. Павел обратился к неиудейскому миру и проповедовал такую форму христианства, в которой иудейское право и иудейский национализм были исключены. Вместо этого он призывал к такой общности, в которой все люди могли быть христианами независимо от национальности или социального статуса. Проповедник предложил монотеизм и высокую мораль без суровых ограничений Моисеевых законов, и все больше неиудеев стали принимать христианство и в Египте, и за его пределами.
Несмотря на это, христианам запрещали участвовать в ритуалах восхваления императора, их, подобно всем иудеям, подозревали в измене. В 64 г., в период правления Нерона, христиан в Риме подвергли гонениям, считая их виновниками колоссального пожара. Согласно легенде, Павел был казнен в Риме вскоре после этих гонений.
Действия Павла привели к расколу в христианстве между теми, кто придерживался иудейской традиции, и теми, кто не признавал ее. Решающий момент наступил, когда началось Иудейское восстание. Иудеи, придерживавшиеся христианского учения, были убежденными пацифистами. Для них Мессия (в лице Иисуса) уже пришел, и они ждали его возвращения. Поэтому борьба за политическую независимость Иудеи во имя кого-либо, кроме Иисуса, была для них бессмысленна. Они ушли в горы и не участвовали в войне. Оставшиеся иудеи считали христиан изменниками, и переход иудеев в христианство фактически прекратился. Поэтому начиная с 70 г. христианство стало почти полностью неиудейским.
В 95 г. римский император Домициан — младший сын Веспасиана — предписал чиновникам идентичные меры против иудеев и христиан, это был, вероятно, последний раз, когда между ними не было сделано никакого различия.
Впрочем, существовало естественное соперничество между иудаизмом и христианством. Христиане осуждали иудеев за неприятие ими Иисуса как Мессии и вследствие той роли, которую сыграли иудейские чиновники, позволив распять Иисуса. Иудеи, со своей стороны, считали христианство ересью и были озлоблены из-за постоянных гонений и возрастающей силы своих соперников.
Тем временем христианство сделало свои первые шаги в Египте, прошедшем через тяжелые времена бунтов в Александрии и восстание в Кирене. Антииудейские настроения в Египте были сильнее, чем где-либо в империи, и это могло послужить развитию гностицизма. Гностицизм был дохристианской философией, объяснявшей зло мира. Для гностиков великая абстракция Бога, который был совершенно реальным, добрым и всемогущим правителем всего сущего, была персонифицирована в Мудрости (или, по-гречески, gnosis «гностицизм»). Некоторые гностики положительно относились к христианству. Выдающимся проповедником такого рода мыслей был Марсион, уроженец Малой Азии и, предположительно, сын христианского епископа. Марсион утверждал, что Бог Ветхого Завета был демиургом — злом и низшим существом, создавшим вселенную, а Иисус был представителем настоящего Бога, Мудрости. Так как Иисус не имел отношения к созданию демиурга, он есть чистый дух, и его человеческий облик и деяния были намеренно созданной иллюзией, предпринятой им для достижения своих целей. Гностическая версия христианства была очень популярна в Египте некоторое время, поскольку соответствовала антииудейским настроениям в стране. Она сделала из иудейского Бога демона и превратила иудейские книги в нечто происходящее от демона. Гностическое христианство, однако, не просуществовало долго. Большинство христианских лидеров приняли Бога иудеев и Ветхий Завет как высказанный Богом посредством Иисуса в Новом Завете. Ветхий Завет был воспринят как посланное им писание и как необходимое введение в Новый Завет.
Другое влияние египетского образа мыслей на христианство было связано с прекрасной Исидой, «Царицей Рая». Она была самым популярным божеством не только в Египте, но и в Римской империи.
Исида часто изображали с младенцем Гором на коленях, держащим палец у губ. Греки ошибочно воспринимали это изображение как символ молчания. В их пантеоне Гор стал Гарпократом — богом молчания. Популярность Исиды и Гарпократа, матери и ребенка, была перенесена также на христианство и помогла сделать популярной идею Девы и младенца Христа, захватившую воображение миллионов людей в христианском мире.
1667479135607.png
1667479147153.png
1667479157326.png
Антонин Пий (138 – 161 гг.)
Марк Аврелий (161 – 180 гг.)
Коммод (177 – 192 гг.)
Дни правления Траяна и Адриана и их преемников Антонина Пия и Марка Аврелия принесли благополучие Римской империи — 80 лет относительного мира и безопасности.
Но этот период закончился когда сын Марка Аврелия Коммод взошел на трон (в 180 г.) а потом был убит (в результате заговора в 192 г.). В результате империя вступила в другой период, во время которого полководцы сражались за трон ...
Самым популярным из соперничающих полководцев был Песценний Нигер, обосновавшийся в Сирии. Он захватил Египет, житницу Рима. Но вместо того чтобы выступить походом на Рим, он остался в Египте, явно уверенный в том, что корона достанется ему, как только Рим почувствует первые признаки голода.
Но в Риме нашелся решительный военачальник Септимий Север. Он устремился на восток, сразился с Нигером в Малой Азии и разгромил его, став императором Рима.
1667479211982.png
1667479227661.png
1667479240217.png
Септимий Север (193 – 211 гг.)
Каракалла (198 – 217 гг.)
Климент Александрийский
Его старший сын Каракалла унаследовал престол в 211 г. и в 212 г. издал знаменитый эдикт, по которому все свободные жители империи стали считаться римскими гражданами. Урожденные египтяне внезапно оказались гражданами Рима.
Но для Рима наступили тяжелые времена. Страшная чума опустошила империю во времена правления Марка Аврелия ...
1667479290751.png
1667479303187.png
1667479314620.png
Ориген
Цельс
Александр Север (222 – 235 гг.)
За столетие, прошедшее после смерти Павла, христианство распространилось преимущественно среди низших классов и женщин, а значит, среди бедных и необразованных. Тем, кто был воспитан в утонченности, изучал труды великих греческих философов, иудейские книги казались варварскими, учение Иисуса наивным, а проповеди большинства христиан до смешного невежественными. Задачей александрийских теологов была борьба с такой точкой зрения.
Активно вовлеченным в эту борьбу оказался Климент (Климент Александрийский) — священник, родившийся в Афинах около 150 г., преподававший в Александрии. Он был воспитан как в традициях греческой философии, так и христианской доктрины. Он переосмыслил христианскую доктрину так, чтобы она не выглядела доктриной социальной революции, и привел аргументы, показывающие, что богатый человек также может найти свой путь к спасению. Вдобавок он весьма страстно выступал против умирающих идей гностицизма.
Его последователем и, возможно, учеником был уроженец Египта. Его звали Ориген. Он родился в Александрии приблизительно в 185 г., и его родители, вероятно, были язычниками, поскольку его имя греческого происхождения — «сын Гора». Подобно Клименту, он воспринял учения греческих философов наряду с христианством и мог активно бороться с философами-язычниками как равный. Ориген выдвинул свои возражения против греческого писателя Цельса — философа-язычника, последователя Платона, написавшего книгу против христианства. Доводы Оригена в книге «Против Цельса» были самой полной и основательной защитой христианства, опубликованной в древние времена. Текст книги Цельса не дошел до наших времен, но почти вся она приведена в книге Оригена, известной нам. Только благодаря Оригену стали известны взгляды его противника. Так Египет внес свой очень важный вклад в интеллектуализацию христианства, в то, чтобы оно стало приемлемым для людей с классическим образованием. В ранние века христианства Александрия была самым важным христианским центром мира.
Тем временем в 222 г. Александр Север, внучатый племянник Септимия Севера, стал императором. Он был слабым правителем, находившимся под влиянием матери и был убит в 235 г.
Затем последовала настоящая вакханалия императоров. Множество полководцев претендовали на титул и были один за другим убиты соперниками или завоевателями-варварами. Несмотря на несокрушимую отвагу легионов, столько энергии было потрачено во внутренние распри, что германские варвары с севера хлынули в империю и области, провозглашая независимые государства. Это был шанс для Персии.
Страна переживала возрождение, после того как Александр Великий покорил ее ... После Антиоха III восточные провинции империи Селевкидов добились независимости и создали царство, известное римлянам как Парфия (видоизмененное слово «Персия»).
Через три столетия Рим столкнулся с Парфией в бою, который не принес ему ничего. В 228 г., когда Александр Север был на троне, к власти над парфянскими землями пришла новая династия, восходящая по рождению к персидскому вождю по имени Сасан (династия Сасанидов).
В период безвластия в Риме после смерти Александра Севера персы устремились на запад. В 260 г. они встретились с римской армией у Эдессы к востоку от верхнего Евфрата. Во главе римлян стоял император Валериан.
1667479385728.png
1667479398137.png
1667479408095.png
1667479420363.png
Валериан (253 – 260 гг.)
Оденат
Зенобия
Аврелиан (270 – 275 гг.)
После проигранной битвы Валериан попал в плен. Это было впервые в истории Рима, когда императора взяли в плен. Персидская армия устремилась в Малую Азию. Империю римлян спасло чудо …
В Сирии приблизительно в 208 км от моря, на восточной границе империи находился в пустыне город Пальмира — торговый центр, расцветший в мирные времена. Пальмира находилась под правлением Одената — вождя арабского происхождения. Он не пожелал переходить под власть Персии. Он атаковал Ктесифон — плохо защищенную персидскую столицу ... и спас Рим.
Благодарные римляне наградили Одената титулами и сделали его фактически независимым царем. Но в 267 г. Одената убили ... Место Одената заняла его жена Зенобия — женщина амбициозная и волевая. Она передала все титулы мужа сыну и намеревалась захватить императорскую власть в Риме. В 270 г. ее армии завладели Малой Азией, и той же зимой она отправилась в Египет.
Владея восточной третью империи, Зенобия провозгласила себя и своего сына императорами Рима.
Но в Риме уже правил император — Аврелиан — он повел свою армию в Малую Азию. К 273 г. Аврелиан полностью расправился с армией Пальмиры и захватил город. Зенобия попала в плен и ее отправили в Рим, чтобы украсить триумф Аврелиана.
В это время богатый египтянин по имени Фирмус воспользовался ситуацией и провозгласил себя императором. На обратном пути из Пальмиры Аврелиан вторгся в Египет, взял Александрию и распял Фирмуса. Египет, придя в себя после угрозы двойного вторжения, сначала Зенобии, затем Аврелиана, вновь вернулся к обычной мирной жизни.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх