[ТЕОРИЯ] Система разделения властей

Николай

Модератор
Команда форума
Система разделения властей
Система разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при котором осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов (Корельский В.М. Теория государства и права).
Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII в. до н.э. Тогда Ликург отвёл свою роль народу, аристократии и царям, и создал государственный строй, который просуществовал более 800 лет. В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в персидской империи Ахеменидов войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.
Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в Римской республике — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

1667842491233.png
Локк
1667842501335.png
Монтескьё
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Дж Локка, который разработал теорию разделения властей на две ветви власти в XVII в., и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.
Законодательная власть в государстве является представительной. Она носит первичный, верховенствующий характер. Но стоит отметить, что верховенство не должно означать полновластия законодательных органов. Она также имеет ограничения, выраженные в фундаментальном праве – конституции (законы, принимаемые этой ветвью власти, не должны противоречить основному закону страны), и зависима от воли избирателей. Помимо создания законов, у законодательной власти существуют и другие немаловажные функции. Одной из них является финансовая функция. Эта функция реализуется органами законодательной власти в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны.
Также существуют и так называемые «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Помимо этого, законодательная власть вправе давать политическую оценку работе других органов власти, выражать свое недоверие к ним и привлекать на этой основе их к политической ответственности посредством импичмента.
Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и Универсальность этой ветви власти выражается в ее непрерывности и всеобъемлющем характере (распространяется на всей территории государства). Другой признак означает, что исполнительная власть опирается на большое количество объектов, использует людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, а также инструмент служебных продвижений и систему поощрений.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Власть правительства может осуществляться единолично (в президентских республиках) ил коллегиально. В первом случает правительством является группа ближайших соратников президента, полномочия которых зависят от полномочий последнего. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции партий.
Глава правительства в одних странах называется Председателем правительства, в других – премьер-министром (первым министром), федеральным канцлером, Президентом министром и т.д. Он назначается на должность либо парламентом, с одобрения главы государства, либо, наоборот, главой государства с согласия или одобрения парламента.
Глава государства имеет ряд функций, отличающих его от других органов исполнительной власти. К таковым относится представительская функция главы государства как внутри страны (награждает от имени государства, присваивает звания), так и на международной ар
ене (ведет международные переговоры, аккредитует при себе послов иностранных государств, назначает послов своего государства). Еще одной отличительной особенностью главы государства является право вето, то есть право не утверждать принятые парламентом законы, а в некоторых станах – распускать парламент и назначать новые выборы.
Исполнительную власть по отраслям олицетворяют министерства и другие ведомства, возглавляемые министрами – членами правительства.
Административная власть осуществляется не только на уровне всего государства, но и на местах. Обычно такие органы исполнительной власти представлены назначаемой центром местной администрацией, либо выборными органами местного самоуправления. Главой местной администрации обычно назначается представитель центральной власти - губернатор или префект.
Система местного самоуправления во многом напоминает систему органов государственной власти. Она включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении.
Разделение властей – это организационная структура, в которой ответственность, полномочия и полномочия разделены между группами, а не удерживаются централизованно.
Разделение властей наиболее тесно связано с политическими системами, в которых законодательная, исполнительная и судебная власть наделяется отдельными органами.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 г. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (checks and balances). Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением США Марбери против Мэдисона (1803 г.), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.
Следующий этап развития теории разделения властей связан с именем китайского революционера и мыслителя Сунь Ятсена и воплотился в его учении о Конституции Пяти властей, выработанном на основе длительного изучения и анализа особенностей и недостатков конституционных систем западных стран. Сунь Ятс
ен расширил западную теорию трёх ветвей власти и предложил государственное устройство, основывающееся на разделении пяти самостоятельных властей - законодательной, исполнительной, судебной, контрольной и экзаменационной. Функция экзаменационной власти состоит в обеспечении проведения экзаменов на предмет компетентности для лиц, претендующих на занятие государственных должностей. Контрольная власть призвана осуществлять контроль за деятельностью государственных служащих любого ранга и принимать решение об их отстранении в случае нарушения ими законодательства или утраты доверия избирателей.
Внедрение этой системы, по мысли Сунь Ятсена, позволило бы преодолеть проблемы некомпетентности госслужащих и независимости власти от избирателей.
В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены должности Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В современной России принцип разделения властей признан, конституционно закреплён и применяется в построении и функционировании государственных институтов, хотя и имеет при этом свои специфические особенности.
Тематика принципа разделения властей показывает, насколько важна теоретическая правовая база как подготовительная ступень для реального осуществления на практике – в государственно-правовом строительстве. Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый круг необходимых критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут избежать болезненных «опытов» на практике, ломающих порой судьбы поколений и отдельных людей. Естественно при создании правового государства, в котором принцип разделения властей занимает важнейшее место, надо учитывать, как богатый теоретический, так и практический опыт.
В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.
Назначение принципа разделения властей -- исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало. Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.
Основной и конечной целью осуществления на практике теории разделения властей является предотвращение узурпации всей государственной власти одним лицом или группой лиц и сохранение целостности государственного механизма и всего общества. Несмотря на некоторые различия в понимании конечных целей теории разделения властей, многие авторы едины во мнении о том, что если в руках одного лица или органа сосредоточивается вся власть, если один человек может создавать право, применять его и судить о его нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать. Как применяются названные и иные положения, составляющие общую теорию разделения властей, на практике? Какие факторы влияют на данный процесс? Чем обусловливается национальная специфика применения теории разделения властей в той или иной стране? На эти и другие им подобные вопросы в литературе единого ответа нет. Однако если попытаться суммировать разноречивые ответы и отвечать на эти и им подобные вопросы кратко, то ответ звучал бы примерно так: национальная специфика, равно как и факторы, влияющие на процесс применения теории разделения властей в той или иной стране, обусловливаются особенностями развития данной страны, характером и уровнем развития ее государственного механизма, экономики и общества. Существуют объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс реализации в разных странах теории разделения властей. Их много. Они весьма разнообразны и многочисленны.
О преимуществах и недостатках каждого из них идут споры. Глубокое и разностороннее их изучение позволит создать более полное представление не только об основных положениях теории разделения властей, но и об особенностях национальной практики их применения.
 

Вложения

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх