Чему можно научиться в ситуации постановки проблем?

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
При изучении любого вопроса нужно постараться найти в литературе по данной теме взаимоотрицающие точки зрения. Если в литературе господствует единственная точка зрения, надо попытаться по отношению к ней выдвинуть прямо противоположную. Мы еще будем учить вас делать это в данном учебнике.
После того как появились взаимоотрицающие точки зрения, необходимо выявить категориальные основания этих различий и определить средства, которыми пользовались представители этих разных точек зрения. А затем — сконструировать и создать собственный мыслительный предмет, который лежит в основе двух взаимоисключающих точек зрения. Конструирование этого единого мыслительного предмета, попытка его увидеть и означает выходить за рамки существующего и имеющегося знания. Но для того чтобы вы могли начать — «создавать, конструировать и выстраивать», что-то должно произойти с вами самими.
В чем основной результат этих изменений? В том, что вы перестанете относиться к знанию как к объективно наличной информации, которая существует вне вас и которую можно либо брать, либо не брать по собственному усмотрению. Оказывается, употребление и происхождение знания предполагает, что вы помещаете себя в проблемную ситуацию, в которой знание в готовой форме отсутствует и его приходится заново переоткрывать и порождать.
Попадая в проблемную ситуацию, вы помещаете себя в ситуацию отсутствия знания. Причем отсутствия знания не только у вас, но и у всего человечества. Но сначала должно усомниться и твердо установить, что знание действительно отсутствует. Все ваши усилия в проблемной ситуации направлены не на то, чтобы запомнить и освоить имеющееся знание, а на то, чтобы совершенно определенно установить, что его не существует. И после этого занять позицию человека, порождающего знания в ситуации его отсутствия и актуализирующего у себя способности, которые помогут вам это знание получить.
Но тогда это означает: вы готовы взять на себя ответственность и решить, что вы можете стать людьми, которые будут порождать и создавать новое представление и конструктивно разрешать противоречия между старыми, имеющимися представлениями.
Поскольку у учителя, как и у всех людей, по данному вопросу нет единственно возможного и единственно правильного знания, он может лишь вместе с вами анализировать опыт действия в подобной ситуации. Более того, этот анализ опыта и эта оценка даются из вполне определенной позиции, в соответствии с определенным уровнем понимания, и эта позиция, конечно, еще не является «истиной в последней инстанции».
Поэтому очень важно начать анализировать то, что понимает учитель, да и всякий другой человек, находящийся в проблемной ситуации, как связаны его понимание и его оценки, суждения.
При этом так же важно определить, какие уровни понимания ситуации выделены и заняты, а какие являются открытыми и свободными, и на них осуществлять свободную конструктивную работу. Надо научиться не бояться действовать на этих свободных уровнях, где все определяется собственными целями и уровнем понимания ситуации. Но чтобы начать действовать на этих свободных уровнях проблемной ситуации, необходимо накопить опыт и уровень понимания.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх