(ТЕОРИЯ) Создание первой индийской империи – империи Маурьев

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Ведущей силой на политической арене Северной Индии, центром, вокруг которого шло объединение североиндийских государств, стала Магадха. Впервые это название встречается в «Атхарваведе», но затем оно появляется в самых различных древнеиндийских источниках.
Древняя Магадха (па территории теперешнего Южного Бехара) занимала очень выгодное географическое, стратегическое и торговое положение. В источниках сохранились свидетельства о плодородии магадхских земель, подвергавшихся тщательной обработке. Страна вела оживленную торговлю со многими областями Индии, была богата полезными ископаемыми, в частности металлами. Древнейшей столицей ее являлась Раджагриха (палийское название — Раджагаха, современное — Раджгир).
Династическая история Магадхи мало известна. Некоторые сведения имеются об основателе династии Харьянки царе Бимбисаре (545/544 — 493 гг. до н.э.), который, согласно буддийским сочинениям, подчинил соседнее государство Апгу (на территории Западной Бенгалии). Это укрепило позиции Магадхи и положило начало ее завоевательной политике. Источники сообщают о связях Магадхи с государствами Западной и Северной Индии.
Бимбисара уделял большое внимание внутреннему укреплению государства, ввел строгий контроль за действиями государственных чиновников. При сыне Бимбисары Аджаташатру (493—461 гг. до н. э.) вспыхнула ожесточенная борьба с Пра-сенаджитом (палийское имя — Пасенади) — правителем Кошалы, которое было одним из самых могущественных государств в долине Ганга. После длительного соперничества победа осталась за Магадхой.
Очень напряженной была борьба с республиканским объединением Личчхавов, живших к северу от Магадхи. Причиной столкновения явился захват Личчхавами порта на реке Ганг, которым стремилась овладеть и Магадха. В ожидании атаки Личчхавов царь Аджаташатру велел построить специальную крепость Паталигаму. Кроме того, он прибег к хитрости, направив в столицу Личчхавов — Вайшали своего чиновника, которому удалось вызвать раскол в стане врага. Судя по некоторым источникам, война Магадхи с Личчхавами продолжалась 16 лет, но в конце концов Магадха победила.
Джайнские тексты рассказывают, что царь Аджаташатру применил осадные машины, и это принесло ему успех.
Серьезным соперником Магадхи еще оставалась Аванти — государство в Западной Индии.
Борьба основных соперников Магадхи — Кошалы, Аванти и объединения Личчхавов шла не только за политическое, но и за экономическое господство, поэтому таким острым все время оставался вопрос о контроле над речной системой Ганга, который являлся важным торговым путем.
Для усиления мощи Магадхи сын Аджаташатру Удаин (461—445 гг. до н.э.) перенес столицу государства из Раджа-грихи в Паталипутру, которая превратилась в крупнейший центр древней Индии. Могущество Аванти было подорвано позднее, при царе Шишунаге— представителе новой династии Шайшупагов. Затем на магадхском престоле утвердилась династия Нандов, при которой была образована крупная империя. Хронология этих династий известна очень плохо, и принимаемые учеными даты крайне условны. Исследователи опираются в основном на данные поздних хроник Цейлона («Дппавамсы» — IV—V вв. н.э. и «Махаваадсы» — VI в. н.э.) и свидетельства пуран, сложившихся уже в раннее средневековье.
1679020243631.png
Памятник Чандрагупте в Дели
1679020276177.png
Чандрагупта (или по-гречески — Сандрокотта) – первый в истории объединитель Индии, основавший империю Маурьев, о событиях его царствования немало упоминаний в индийских, цейлонских, греческих и даже римских источниках
Основатель империи Чандрагупта Маурья, родился, приблизительно, в 340 г. до н.э. его судьба оказалась удивительным образом связана с Александром Великим. При этом, в отличие от Александра, ранняя жизнь и происхождение Чандрагупты это миф. Мы даже точно не сможем сказать к какой касте он принадлежал. Одни источники говорят, что он даже был рабом (принадлежал касте шудр). Но скорее всего, он был кшатрием, из древнего, но не самого могущественного клана (рода Мория). По легенде, после того как его отца убили в сражении, беременная мать будущего правителя бежала от врагов с помощью своих многочисленных братьев. Затем эти самые братья (дяди будущего царя) решили спрятать своего племянника, получившего имя Чандрагупта. Они отдали его на воспитание пастуху, так он и рос, присматривая то за коровами, то за павлинами.
Огромное влияние на мировоззрение Чандрагупты оказал его наставник — Чанакья (или Каутилья). По легенде, странствующий брахман увидел, как дети играли в королевство. Путешественник был настолько впечатлен тем, как мальчик, изображавший правителя, раздавал приказы и вершил суды, что выкупил ребенка у его опекуна и решил обучать самостоятельно. Спустя некоторое время он отвел его в Таксилу — столицу одного из многочисленных княжеств, чтобы юноша смог продолжать обучение. Когда Чандрагупта усвоил то, что могли преподать ему местные учителя, он продолжил странствовать (во время странствий они побывали и в империи Нандов) вместе со своим наставником. Согласно легендам, он быстро продвинулся по воинской службе, но потом был вынужден бежать из-за конфликта с правителем.
Из цейлонских хроник мы узнаем, что Чанакья вместе с Чандрагуптой начали собирать войско. Воины нанимались в разных областях, и вскоре была создана огромная армия под руководством Чандрагупты.
В те времена Индия столкнулась с нашествием войск Александра Македонского. И хотя он не завоевал Индию, его действия привели к консолидации местных народов.
1679020325033.png
Индийский поход Александра Великого
Есть легенда (об этом писал и Плутарх), что Чандрагупта встречался с Александром лично, и более того, что он служил в его армии, а потом он успешно воевал с оставшимися македонскими гарнизонами, и в последствии противостоял диадохам.
Плутарх упоминал, что великий греческий завоеватель встретился с юным и амбициозным индийским полководцем, который пытался склонить Александра к нападению на Аграмеса (правителя Нандов). Но Александр отказался, оставив на завоеванных территориях мощные гарнизоны.
Он принял титул сармата (что-то вроде император) в 322 г. до н.э., когда ему не было, вероятно, и 30 лет. А перед этим он уничтожил сильное государство – империю Нанда (государство (в V – IV вв. до н.э.) на севере Индии (Магадха), которым правила династия незаконного сына царя Маханандина предыдущей династии Шишунага (или Шайшунага)).
1679020373247.png
Государство Нанда в период расцвета
Когда Чандрагупта начал готовиться походу на Нандов, по легенде он понял, что допустил ошибку во время своего первого нападения, он увидел, как мать ругает ребенка за то, что тот ел только из центра тарелки, оставив остывшую еду по краям нетронутыми. Чандрагупта двинул свои войска на столицу Нандов (Паталипутру (современный город Патна в индийском штате Бихар)) широким фронтом. Эта тактика оказалась успешной, и поход закончилась победой.
В 322 г. до н.э. государство Нандов наконец пало. Согласно индийским эпическим поэмам, битва была грандиозной. В ней погибли (так говорится в буддийском сочинении «Милинда-панха») более 1 млн. воинов, 10000 слонов и 10000 лошадей и 5000 колесничих (эти цифры конечно преувеличены). Победитель проявил милосердие и позволил Аграмесу покинуть столицу живым с колесницей, нагруженной тем, что он и его семья сочли необходимым вывезти. Правда, дочь бывшего царя влюбилась с первого взгляда в Чандрагупту и вышла за завоевателя замуж, тем самым укрепив его притязания на трон в глазах народа.
Теперь у него имелся мощный тыл, и он решил пойти против вассалов Александра Македонского. Завоеванные греками территории на северо-западе Индии управлялись назначенными правителями, как правило, из числа македонян. Но они не пользовались поддержкой простых жителей Индии, и то тут, то там вспыхивали восстания. Этим и воспользовался Чандрагупта. Измотанные восстаниями македоняне и греки не смогли сопротивляться армии с несколькими сотнями боевых слонов и были вынуждены сдаться. Так, под контролем империи Маурьев оказалась вся северная Индия.
1679020425675.png
Индийские сатрапии Александра Великого и его наследников
Проблемы начались, когда индийские войска вышли к границам земель, где тогда правил бывший телохранитель Александра Македонского Селевк I Никатор. Если поначалу всё шло не так уж плохо, то вскоре стало ясно, что непривычный климат сильно влияет на боеспособность индийских солдат. Воспользовавшись тем, что продвижение Чандрагупты замедлилось, Селевк отправил своих послов к индийскому правителю с просьбой о мире, также он предлагал в жены императору Маурьев свою дочь. Чандрагупту это устроило, и он даже выделил своему тестю 500 слонов, которые потом сыграли большую роль в сражениях на западе. Селевк отправил ко двору зятя посла по имени Мегасфен, который оставил записки о далеком восточном правителе.
Затем Чандрагупта отправился воевать на юг. И вскоре под его контролем оказался почти весь Индостан. В момент наивысшего расцвета империя Маурьев охватывала территорию от Кабула почти до самой южной точки полуострова и от Бенгальского залива до Аравийского моря.
1679020482918.png
Империя Маурьев в момент своего наивысшего расцвета
Чандрагупта оказался талантливым правителем и управленцем. Закончив с завоеваниями, Чандрагупта успел провести еще ряд реформ вместе со своим старым учителем, который стал «первым министром» огромного государства. Они разделили территорию на провинции, ввели единое налогообложение и создали три своеобразных министерства с широкими полномочиями. Первое ведало всем, что касалось сельской жизни — от ирригации полей до земельных споров. Второе занималось всем, что было связано с городами: торговыми делами, ремонтом дорог (Чандрагупта и его потомки прославились как великие строители дорог; в записках греческих послов отмечалось, что уже при первом императоре династии была построена дорога через весь север Индии), строительством храмов. Третье отвечало за армию: от производства вооружений и тренировки солдат до строительства крепостей (армии империи Маурьев обладала хорошей организацией и состояла из пехотинцев, кавалерии, боевых слонов (боевые слоны несли на своей спине башенку, в которой укрывалось 2-3 воина (метателей легких копий и лучников), не считая погонщика) и даже колесниц (колесницы — большие повозки с высокими бортами, запряженные четверкой лошадей, несли 4-6 воинов)). Такое четкое разграничение обязанностей привело к тому, что регионы поделились на аграрные, городские и военно-промышленные, а каждая отрасль взаимодополняла и поддерживала другие. Часто Чандрагупта отправлял в провинции своих детей, что бы они учились править.
По словам Мегасфена, Чандрагупта мог целый день заниматься общественными делами и вершить правосудие. Даже когда его одевали и причесывали, он не переставал принимать послов. Чандрагупта был окружен большой роскошью, жил в условиях почти невероятной пышности и великолепия. далеко превосходившего все, что можно было встретить в Персии. Но счастлив он не был, ибо пребывал в постоянном страхе за свою жизнь - этот страх преследовал индийских правителей на протяжении веков. Всю подаваемую пищу пробовали в его присутствии, он никогда дважды не спал в одной постели. Благодаря разветвленной сети шпионов и осведомителей он был постоянно осведомлен обо всем, что творилось в его царстве, а враги государства бесследно исчезали.
Свою столицу Паталипутру Чандрагупта превратил в мощную для Древней Индии крепость. Город представлял собой большой четырехугольник и был хорошо укреплен. Глубокий ров окружал его со всех сторон, высокий земляной вал и деревянный тын служили защитой от вражеского нападения. В крепости на определенном расстоянии друг от друга были устроены бойницы для лучников. Селевкидский посол Мегасфен сообщает о 570 башнях и 64 воротах Паталипутры. Столица государства Маурьев, целиком построенная из дерева, процветала как город. В нем всегда находилась немалая часть царского войска и главный арсенал страны, запасы которого постоянно пополнялись.
О правлении царя Чандрагупты нам известно из сочинений его визиря Вишнугупты (или Каутильи). Тот написал трактат о государстве — «Артхашастра» («Наставление по управлению»). В нем, среди прочего, о государственном чиновничьем аппарате говорится следующее: ««Чиновники» — это кошки, стерегущие молоко … Когда они напились дополна, их надо выжимать и переводить на другие должности, чтобы они не пожрали все добро …». В «Артхашастре» также говорится, что царскими воинами могут стать только лично свободные люди, преимущественно из высших каст. Рабы могли быть только слугами и носильщиками воинов и выполнять на войне самую грязную работу по устройству походных лагерей и ведению земляных работ при осаде городов. Также в «Артхашастре» есть военные разделы: о составе царской армии в мирное и военное время, функциях частей обслуживания, обязанностях начальников, тактике сражений, искусстве осад и строительстве крепостей.
В трактате Вишнугупты говорится, что в случае войны царская армия усиливается за счет «рекрутских» наборов того времени. При этом требовалось не смешивать воинов высших и низших каст в одном отряде, поскольку это могло привести к ослаблению власти военачальника.
Можно с уверенностью сказать, что Чандрагупта создал передовое для своего времени государство, и пусть за свою жизнь он и не смог полностью подчинить себе Индию, его великий внук Ашока довершил дело деда.
1679020546935.png
Ашока
Незадолго до своей смерти Чандрагупта отрекся от престола в пользу своего сына Биндусары. Сам же создатель империи принял аскезу и отправился постигать духовное. Он ушел в крупнейший монастырь в Шраванабелаголе (Майсур), где и прожил аскетом до самой смерти. По легенде, умер он от добровольного голодания несколько лет спустя после отречения, примерно в 290-х гг. до н.э.
1679020613061.png
1679020629199.png
1679020643359.png
Шраванабелагола
Здесь, стоя на коленях перед этими каменными «стопами Бхадрабаху», от поста и истощения умер Чандрагупта
Пещера, в которой умер Чандрагупта
О Биндусаре (известному в античных источниках как Аммтратхата, то есть «убивающий своих врагов») сохранилось мало сведений, но он стал известен в связи с забавным эпизодом его переписки с Антиохом I, сирийским правителем династии Селевкидов. Биндусара просил прислать ему фиги, вино и софиста (греческого философа). Антиох прислал и фиги, и вино, но софиста прислать отказался, объяснив, что с учеными так не поступают.
При Биндусаре предположительно были присоединены земли Западного Декана. По крайней мере, уже в период правления третьего царя династии, Ашоки, воевавшего лишь на восточном побережье, все эти области находились под властью правителя Магадхи.
И Чандрагупта, и Биндусара имели, вероятно, довольно широкие дипломатические сношения с государствами эллинистического мира. Мегасфена при маурийском дворе сменил другой селевкидский посол — Деймах, который прибыл уже к царю Биндусаре — сыну Чандрагупты. В этот период Маурьи поддерживали дипломатические отношения и с птолемеевским Египтом — в Паталипутру был направлен Дионисий. Впрочем, тесные контакты Индии с Западом сохранялись очень недолго. После образования во второй половине III в. до н.э. Парфянской державы они были прекращены. Поэтому во II в. н.э. грекоязычный автор Арриан, подданный римского императора Адриана, повторяет все те же сведения Мегасфена, описывая тем самым Индию пятисотлетней давности.
Наибольшую известность приобрел третий царь Маурийской династии, которого буддийская традиция называет Ашокой. Его правление до сих пор считается в Индии «золотым веком» истории. Сведений об этом царе неизмеримо больше, нежели о любом другом правителе эпохи Маурьев. Интересно, все же, то, что столь яркая фигура присутствует лишь в памятниках местной традиции. Античным источникам внук Чанрагупты был неизвестен вовсе. По крайней мере, ни одного упоминания его имени в греческих текстах нет.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх