[ТЕОРИЯ] Сущность социального проектирования в школе

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и так далее); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития) и другим.

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду ученика. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

Понятие «проект» охватывает широкий круг различных видов деятельности, которые имеют общие характерные черты:​

- являются целевыми, то есть вся деятельность направлена на достижение определенных результатов или выходов;
- имеют четкое начало и конец;
- у них есть определенные ограничения, которые лимитируют и определяют процесс;
- достигнутые результаты могут быть измерены с помощью согласованных показателей.

Проект реализуется с целью создания чего-то нового или осуществления больших изменений, которые можно рассматривать как завершенный вид деятельности, и имеет три сбалансированных ключевых измерения: бюджет, время, качество. Проект обычно (ученики и педагоги) представляют как некоторое множество операций или комплекс операций.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

- социально значимая, имеющая социальный эффект;
- результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
- задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
- в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
- через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование при этом является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
По мнению Т. С. Кравцовой социальное проектирование – способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Следовательно, социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:​

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем, кластеров, опорных конспектов и так далее);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

С. В. Тропина выделяет следующие виды социальных проектов:​

- прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
- информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
- ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
- исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
- проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Целями социального проектирования (в образовательном процессе в школе) являются:

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования учеников:

- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов), социальная мобильность;
- закрепление навыков командной работы.

Признаками ученического проекта являются:

1. Цель – изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового.
2. Установленные сроки начала и завершения.
3. Определенные ресурсы.
4. Измеряемый продукт или результат.

В соответствии с видом деятельности создается типология проектов:

Социальные:​

- научно-технические;
- технологические;
- экономические;
- строительные;
- экологические;
- образовательные.
Процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения называется управление проектом.

Управление проектной деятельностью ученика включает три основных вида деятельности:
- планирование;
- организация;
- управление;
- планирование.
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности.
Вместе с тем, по мнению М. В. Фирсова, на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, так как основная задача взрослого (педагога-наставника) в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи ученику-подростку.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх