[ТЕОРИЯ] Хатшепсут – женщина-фараон

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
1665245844441.png
Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств
Хатшепсут (тронное имя Маат-Ка-Ра; по-древнеегипетски: hætˈʃɛpsʊt; также Хатчепсут) была правительницей Древнего Египта, носившей титул фараона, — её имя означает «первая среди благородных женщин». Она стала пятым фараоном 18-й династии в период, известный как Новое Царство (1570 – 1069 гг. до н.э.). Правление Хатшепсут ознаменовалось многими успехами, но последующие правители поспешили уничтожить все свидетельства её существования — согласно египетской традиции, ни одна женщина не могла и не должна была обладать полной божественной силой мужчины-фараона. За два десятилетия правления Хатшепсут консолидировала различные группы древнеегипетского общества, продолжила восстановление страны после войн с гиксосами и заложила основы для успешного царствования великого воителя Тутмоса III. Если египетское представление о том, что человек жив до тех пор, пока помнят его имя, является верным, то Хатшепсут достигла того, чего желала. После долгого забвения она вернулась в историю и заняла своё место в ряду величайших фараонов Египта.
Согласно египтологу Джеймсу Генри Бристеду, она также является «первой великой женщиной в мировой истории, о которой мы были проинформированы».
Согласно цитате египетского жреца-историка III в. до н.э. Манефона по Иосифу Флавию, она правила 21 год и 9 месяцев, однако Секст Юлий Африкан приводит эту же цитату, в которой сообщается, что Хатшепсут правила все 22 года. В сохранившихся выдержках из «Анналов Тутмоса III», летописи придворного военного хрониста Танини, первая кампания Тутмоса III в качестве единоличного правителя (в ходе которой произошла знаменитая битва при Мегиддо) относится к весне 22-го года номинального правления фараона, что наглядно подтверждает сведения Манефона.
Распространённые в советской научной литературе длинная и средняя хронология древнеегипетской истории датируют правление Хатшепсут соответственно 1525 — 1503 гг. до н.э. и 1504 — 1482 гг. до н.э. Принятая в современных исследованиях краткая хронология относит правление царицы Хатшепсут к 1490/1489 — 1468 гг. до н.э. или 1479 — 1458 гг. до н.э. Разница в 10 лет объясняется тем, что правление Тутмоса II в царских списках оценивается в 13/14 лет, но практически не отображено в материальных памятниках, на основании чего его длительность сокращают до 4 лет (соответственно, промежуток времени между восхождением на престол Тутмоса I и Хатшепсут можно оценивать в 25 или 14 лет).

При этом Хатшепсут не была ни первой, ни единственной женщиной, управлявшей Древним Египтом. Царицы Меритнейт и Нейтикерт стояли во главе государства в конце Древнего Царства, Себекнефрура правила в конце Среднего Царства, а Таусерт — на закате Нового Царства. Женщина-правитель, выполнявшая мужские функции посредника при общении с богами, становилась проблемой даже для её преданных соратников — ведь им требовалось донести законность женщины-правителя до народа. Традиционным способом общения власти и простых людей было искусство. Строгие правила для писцов, скульпторов и художников создали особый, понятный каждому египтянину «язык» восхваления власти. Олицетворением этой власти был фараон-мужчина — живое воплощение богов Гора, Амона и Осириса. Поэтому первоначально Хатшепсут изображали как женщину с царскими атрибутами, но уже с седьмого года царствования она стала изображаться как мужчина.
1665246006433.png
Портретная скульптура Хатшепсут
И всё же Египет не принял идею женщины-фараона. После смерти Хатшепсут её имя было стёрто с памятников. Египетские письменные источники никогда не упоминают правительницу, а её храмы и памятники долгое время приписывались более поздним фараонам. Лишь в начале XIX в. французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон открыл науке феномен Хатшепсут — он попытался перевести царское имя на скульптуре из внутренних камер храмового комплекса в Дейр-эль-Бахри и понял, что оно женское.
Кроме грандиозных монументов, царица приказала зодчим высечь своё имя в более укромных местах. Строительные проекты Хатшепсут были многочисленны, и исполнители, уничтожавшие свидетельства существования женщины-фараона, пропустили некоторые из них. Попытки вычеркнуть Хатшепсут из истории в итоге оказались неудачными ...
1665246072170.png
Осирические статуи Хатшепсут, стоявшие возле каждой колонны ее храма в Дейр-эль-Бахри. Стоит обратить внимание на стилизированный погребальный саван, охватывающий нижнюю часть статуй, а также посох и цепь, связанные с культом Осириса
Хатшепсут (в буквальном переводе «Находящаяся впереди благородных дам») родилась в 1508 г. до н.э. и была правнучкой великой царицы Яххотеп, внучкой первого фараона Нового Царства Яхмоса I, дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I от его главной жены царицы Ахмос (Яхмос). Отцу Хатшепсут, Тутмосу I, удалось расширить египетские границы до ранее невиданных размеров и процарствовать в течение 13 лет. Он вошел в историю, как фараон дошедший со своими войсками до Евфрата – доселе неизвестной реки для египтян, которую они называли «перевернутой».
Кроме Хатшепсут, царица Ахмос родила супругу ещё одну дочь, Нефрубити. Другая жена фараона, второстепенная царица Мутнофрет, родила от него четырёх сыновей: Аменмоса, Тутмоса, Уаджмоса и Рамоса. Уаджмос и Рамос умерли в детстве. После смерти отца для сохранения преемственности царской династии Хатшепсут вышла замуж за единокровного брата, Тутмоса, после женитьбы на сестре ставшего фараоном Тутмосом II. У Хатшепсут также было несколько братьев и сестер от второстепенных жен и наложниц ее отца. Достоверно подтверждено только имя ее будущего мужа и фараона Тутмоса II, который был сыном Тутмоса I и его второй жены Мутнофрет.
1665246137722.png
Семья Хатшепсут: ее отец Тутмос I, мать Яхмос и старшая сестра Нефрубити. Зарисовка Рихарда Лепсиуса
Преемственность власти шла по материнской линии, но правителем мог стать только мужчина, прямой наследник, обычно становившийся супругом дочери фараона-предшественника. Бракосочетание между единокровными братьями и сёстрами не было чем-то из ряда вон выходящим в правящих семьях, хотя, по-видимому, среди простого народа встречалось крайне редко. Передача власти по материнской линии также полностью исключала какие-либо сомнения в чистоте крови будущих правителей – ибо мать ребёнка всегда точно известна, тогда как по поводу отцовства могли возникнуть сомнения. Близкородственные браки, столетиями заключавшиеся в правящих семьях, не знавших, разумеется, о законах генетики, сыграют со вступающими в них злую шутку – потомство фараонов будет страдать от мучительных наследственных болезней, младенцы будут рождаться хилыми и умирать в раннем детстве, а множество сохранившихся до наших времён мумий некоторых правителей и членов их семей обладают выраженными отклонениями – деформированными черепами и костями конечностей.
18-я династия воцарилась в Египте во время кровавых сражений с гиксосами — военно-политическим альянсом племён амореев, хурритов и хеттов, долгое время контролировавшим часть Египта. Прабабка Хатшепсут царица Яххотеп потеряла на войне мужа и старшего сына, и ей пришлось стать регентшей при малолетнем младшем сыне Яхмосе I. На одиннадцатом году правления Яхмоса пала египетская столица гиксосов — город Аварис. Следующий фараон — Тутмос I — воевал в Нубии и Азии. После освобождения Египта новые фараоны считали себя обязанными контролировать и соседние страны — берега Нила должны были навсегда стать защищёнными от нападений.
1665246228460.png
Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут
Ещё при жизни отца (и до замужества) Хатшепсут стала «Божественной супругой Амона», то есть верховной жрицей общегосударственного культа (фиванского бога Амона) — это был наивысший сан, которого могла достичь женщина в Египте. Первоначально «Божественная супруга Амона» – почётное звание женщины из высшего класса, помогавшей первосвященнику. Начиная с периода Среднего Царства, звание получала жена или дочь фараона. К моменту становления первой династии Нового Царства женщина, обладавшая этим званием, уже могла участвовать в политических делах.
Посмотреть вложение 12804
Реконструкция храма Амона
У Тутмоса II и Хатшепсут родилась дочь по имени Нефрура (Нефру-ра или Неферура), но не было сына-наследника. Сына фараону родила наложница Исет – после смерти правителя этот мальчик, Тутмос III, и стал преемником отца, женившись на сначала на Нефру-ра, а после её преждевременной кончины, на второй единокровной сестре – Мерит-ра.
На четвёртом году правления Тутмос II умер, и Хатшепсут в 1490 г. до н.э. стала опекуном его двенадцатилетнего сына — до достижения им совершеннолетия ей были переданы все полномочия по управлению государством. Регентство главной жены и одновременно царской дочери было совершенно законным. На седьмом году регентства Хатшепсут изменила правила (фактически узурпировала власть) и возложила на себя двойную корону фараона Египта.
Тутмос III был отправлен на воспитание в храм. Сторонники Хатшепсут, военачальники и жрецы, провозгласили её новым правителем Египта – что было неслыханно при существовании законного фараона. Изначально принявший сторону Тутмоса III Верховный Жрец Хапусенеп изменил своё мнение в пользу Хатшепсут, получив от этого немало выгод – он стал её правой рукой, советником, непосредственно принимавшим участие в управлении страной. Чтобы оправдать восшествие на престол женщины, провозглашённой новым фараоном Египта, жрецы Амона по указанию Верховного Жреца усердно пропагандировали легенду, согласно которой Хатшепсут, получившая имя Мааткара Хенеметамон, была плодом «божественного брака» – якобы её настоящим отцом был сам бог Амон, явившийся к её матери в образе фараона Тутмоса I, чтобы зачать свою дочь, Хатшепсут. «Божественное» происхождение правительницы вполне оправдывало её пребывание на престоле Египта. Но произошла следующая неувязка - фараон был не только правителем, но ещё и воплощением Хора, бога неба и солнца, а Хор был мужчиной ...Чтобы соответствовать воплощению, Хатшепсут появлялась на официальных церемониях в мужских одеждах, в головном уборе хат с уреем и с накладной бородкой. До Хатшепсут этой уловкой пользовалась царица Нефрусебек, ставшая фараоном после смерти отца и супруга, за неимением других наследников. Сохранившиеся статуи Нефрусебек изображают женщину, облачённую в одеяния, скомбинированные из мужских и женских предметов царского убранства. Но женщина всегда остаётся женщиной – даже став воплощением мужчины-бога, Хатшепсут предпочитала носить женские одежды и накидку-немес, отказалась от одного из царских титулов – «Могучий бык», приказав в надписях на стенах храмов именовать себя «прекраснейшей из женщин». Вместе с тем Хатшепсут не стала менять своё женское личное имя.
Лчное имя Хатшепсут претерпевало некоторые изменения на протяжении всего периода ее царствования. В то время, как его оригинальная форма при рождении звучала как Хатшепсут, на многочисленных памятниках оно отображается по-разному: с добавлением второй части и, таким образом, образовывая имя Хатшепсут-Хенеметамон или минимизируясь до Хатшепсу или Хашепсу. Поэтому вполне можно понять удивление первых египтологов, которые обнаружили существование этой царицы - в зависимости от формы своего имени, она представала то в образе мужчины, то в образе женщины.

Хорово имя
1665246722302.png
Усер-эт-каа – Могучая ка (душа)
Небти-имя
1665246753467.png
Уаджет-ренпут – Процветающая годами
Золотое имя
1665247233948.png
Нечеру-хау – Божественная красота
Тронное имя
1665247275842.png
Маат-ка-Ра – Справедливая ка Ра
Личное имя
1665247313170.png
Хат-шепсут – Первая из благородных дам
Личноне имя
1665247340296.png
Хатшепсут Хенеметамон – Первая из благородных дам, объединенная с Амоном
Понимая всю необычность и неопределённость своего положения, Хатшепсут начала царствование, выдав дочь Нефруру замуж за Тутмоса III. Оставалось решить, каким образом не потерять положение «Божественной супруги Амона». Здесь её поддержали жрецы, которые согласились принять Нефруру вместо матери — теперь даже в случае потери власти Хатшепсут была бы мачехой и тёщей фараона, а через дочь продолжала бы распоряжаться обширными храмовыми владениями. Однако этих предосторожностей было недостаточно, и она узаконила своё царствование, представив себя дочерью бога Амона. Хатшепсут утверждала, что Амон обратился в Тутмоса I и зачал её. Иероглифическая надпись в заупокойном храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри содержит следующий фрагмент: «Он (Амон) в облике её мужа его величества, царя Верхнего и Нижнего Египта, (Тутмоса I) нашёл её спящей в своих покоях. Она проснулась от божественного аромата и повернулась к нему. Он немедленно подошёл к ней, он был возбуждён ею, и он навязал ей своё желание. Он позволил ей увидеть его в форме бога, и она возрадовалась при виде его красоты после того, как он предстал перед ней. Его любовь прошла в её тело. Дворец был наполнен божественным ароматом».
Кроме того, Хатшепсут утверждала, что Амон предсказал её приход к власти, чтобы навсегда покончить с наследием гиксосов. Официальные древнеегипетские историки характеризовали их (гиксосов) как ненавистных тиранов из Ханаана, которые вторглись в Египет, разрушали храмы и оскверняли святыни. Народная память о кровавой войне с гиксосами была ещё свежа, и Хатшепсут использовала это, представив себя в качестве идейного и даже прямого преемника Яхмоса, которого египтяне чтили как своего освободителя. Одна из её надписей гласит: «Я восстановила разрушенное. Я подняла то, что было сброшено азиатами, что находились в Дельте в Аварисе. Эти кочевники крушили то, что было сделано. Они правили без бога Ра и не действовали по божественной воле, как это делаю я».

Известно, что Хатшепсут снарядила множество военных экспедиций. Характер этих походов трудно определить, но их целями были земли Сирии и Нубии. Вероятно, что локальные войны были начаты, чтобы доказать состоятельность правительницы как военного предводителя. Лично вести воинов в бой было необязательно — победа любого полководца расценивалась как заслуга фараона. Возможно и то, что царице нужно было чем-то занять воинственных мужчин из своего окружения. Не исключены и более прагматичные причины — грабёж периферийных территорий и восстановление власти Египта над ними.
Что же известно о военных предприятиях Хатшепсут? После смерти Тутмоса II последовало нападение воинов Кушитского царства на южные границы Египта. Ответные меры не заставили себя ждать — Хатшепсут с войском отправилась в Нубию и изгнала захватчиков. В следующий поход египетская армия отправилась, когда Хатшепсут приняла титул фараона. В Сирии и Палестине было неспокойно, царица доверила армию своим военачальникам, и те успешно подавили восстания.
На двенадцатом году правления Хатшепсут снова пришлось воевать в Нубии, где вспыхнуло восстание — египтяне подавили и его. На двадцатом году правления нубийцы заключили союз с племенами, известными как мау, и снова попытались изгнать египтян. На этот раз Хатшепсут доверила командование Тутмосу III, который разгромил врагов государства.
Перед самой смертью Хатшепсут в Палестине восстал один из подконтрольных египтянам городов. Тутмос III снова выступил в поход и вернулся с победой.
В правлении Хатшепсут опиралась на преданных и образованных сторонников - ими были жрецы из высшего круга, интеллектуальные и знающие толк в дипломатии, выдающиеся военачальники, аристократы, архитекторы, воспитатели царских дочерей. Хатшепсут сумела сплотить вокруг себя столичную элиту, провинциальную знать, армию и даже вечно интриговавших жрецов. Бюрократию представляли визирь Амету и казначей Джехути, жрецов — первосвященник Амона Хапусенеб, армию — нубийский полководец Нехси, строителей монументов — придворный архитектор Инени. Особую роль в жизни царицы играл человек по имени Сенмут (или Сененмут), являвшийся главным советником, зодчим и воспитателем царской дочери; ему же приписывают роль возлюбленного Хатшепсут. Своё имя Сенмут вписывал рядом с именем правительницы, и выстроил себе две гробницы наподобие гробницы самой Хатшепсут. Небогатый и незнатный, низкого происхождения, Сенмут был незаурядным политиком, и вскоре после появления подле Хатшепсут его способности были замечены и оценены. Вскоре Сенмут стал и богатым, и знатным, получив от царицы не менее двадцати титулов, один из которых звучал, как «Вольный шагать по дому Царя».
Правление Хатшепсут было мирным. Египет при ней процветал – начался небывалый экономический подъём страны, активно шла торговля, повсеместно возводились храмы и святилища, восстанавливались разрушенные прежде завоевателями – гиксосами памятники. Воинственные гиксосы, народность, завоевавшая часть Древнего Египта, не смогли покорить его полностью, но своими вторжениями и грабительскими набегами нанесли стране немалый ущерб.
Грандиозное строительство потребовало усилий множества рабочих. Принято считать, что условия на стройках Древнего Египта были плохи, что туда направляли только рабов. Это не соответствует действительности, так как большинство работ просто нельзя было доверить невольникам. В реальности – рабочий на стройке получал повышенный паёк, медицинскую помощь и социальные гарантии при несчастных случаях.
Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя, прежде всего, как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).
Хатшепсут приказала соорудить особое святилище в Мединет-Абу, воздвигла скальный храм в Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахт, храм богини Сатет на острове Элефантино, оставила память о себе на архитектурных фрагментах, обнаруженных в Мемфисе, Арманте, Абидосе, и даже в Нубии.
Храм Хатшепсут (храм Джесер Джесеру – «священный из священных») в Дейр-эль-Бахри (отдалённой западной части Фив) остаётся одним из самых впечатляющих и часто посещаемых в Египте. Даже преемники и недруги царицы были так очарованы архитектурным шедевром, и предпочитали быть похороненными поблизости — это положило начало огромному погребальному комплексу, известному как Долина царей.
Архитектором храма был Сенмут. Ему удалось воздвигнуть поражающее своим величием здание, посвящённое Амону-Ра и Хатшепсут, состоящее из трёх крупных террас с монументальными колоннами. С террас наверх, к святилищу, шли пандусы, украшенные многочисленными изображениями царицы, её статуями и сфинксами. Аллея сорокаметровой ширины, ведущая к одной из террас, была обсажена завезёнными из Пунта мирровыми деревьями, по двум сторонам аллеи находились сфинксы с лицом Хатшепсут, а заканчивалась аллея на границе пустыни. Рельефы на стенах храма повествуют о главных событиях царствования Хатшепсут – «божественный брак» её родителей, предполагаемое объединение Верхнего и Нижнего Египта, экспедиции в страну Пунт, связь с которой была утрачена.
Египетская экспедиция (Хатшепсут снарядила экспедицию на девятом году своего правления) в страну Пунт (известную также, как страна «Та-Нечер», «Земля Бога», страну на восточном побережье Африки) была, по мнению царицы, самым важным делом за всё её правление. Пунт являлся торговым партнёром Египта со времён Среднего Царства, но экспедиции туда были дорогими, опасными и долгими.
Контакты с Пунтом прервались еще в эпоху Среднего Царства. Пунт был ценен для Египта, прежде всего, как торговый партнёр, – оттуда завозились мирровое дерево, благовония, золото.
Современные историки локализуют Пунт на территории Сомали или Эритреи. По неизвестному нам маршруту из Пунта в Египет доставлялась смола миррового дерева, которая использовалась в религиозных церемониях, а потому высоко ценилась. Когда Нижний Египет был захвачен гиксосами, жрецам пришлось дорого платить за мирру посредникам из Нубии. Когда же армия Хатшепсут завоевала часть нубийских земель, торговля прервалась.
Чтобы решить проблему, Хатшепсут отправила в Пунт морскую экспедицию. Чернокожий военачальник Нехси и 210 солдат и моряков на пяти кораблях направились к цели по Красному морю. Путешествие прошло успешно — египтяне выменяли у пунтийцев мирру, чёрное дерево, экзотических животных, слоновую кость и золото. Жители Пунта, ведущие довольно примитивный образ жизни, подобно туземцам, были поражены мощью флота египтян - те прибыли к ним на пяти кораблях, каждый из которых вмещал более тридцати гребцов и столько же матросов. Не желая конфликта с могущественной царицей Египта, они почти даром уступили драгоценные товары, получив взамен дешёвенькие подарки – это был практически насильственный неравноценный обмен. Преемники Хатшепсут посылали в Пунт новые экспедиции по уже проторённому пути.
1665248625527.png
1665248640439.png
Реконструкция египетского корабля периода Нового Царства
Мумия бабуина, привезённого моряками Хатшепсут из Пунта
Женщина-фараон правила 20 или 22 года, которые Тутмос пережил без «несчастных случаев». В 18-й династии фараонов власть передавалась по материнской или, в крайнем случае, по женской линии, поэтому Тутмос не имел прав на престол. Отдав свою дочь замуж за Тутмоса, женщина-фараон дала ему шанс стать законным царём. Есть сведения, что Сенмут готовил Нефруру к самостоятельному царствованию, но она явно не унаследовала материнскую тягу к власти. Также известно, что Тутмос возглавлял военные походы при жизни Хатшепсут, а значит, царица не слишком боялась, что он силой захватит власть.
Хатшепсут умерла в возрасте чуть более пятидесяти лет (около 1458 г. до н.э.). Как и другие представители семейства Тутмосидов, она болела псориазом. Чтобы уменьшить страдания царицы, для неё изготавливали специальную мазь, содержавшую канцероген бензопирен — именно он спровоцировал рак. Кроме того, исследовав мумию Хатшепсут, современные специалисты диагностировали у неё артрит, рак печени и проблемы с зубами. Так или иначе, правительница умерла своей смертью – анализ мумии (проведённый в 2007 г.), идентифицированной как Хатшепсут, показал, что при жизни царица страдала диабетом, болезнью костей, и, возможно, раком печени. К концу жизни Хатшепсут стала довольно тучной женщиной, скелет ее носит признаки артрита. Мумия Хатшепсут была обнаружена в небольшой гробнице KV60 в Долине царей, несколько десятилетий хранилась в Египетском музее в Каире, и считалась принадлежащей некоей женщине по имени Ситра. Но в 2007 г., после проведённого каирскими учёными анализа ДНК мумия из гробницы KV20 официально идентифицирована как тело Хатшепсут.
Первые двадцать лет правления Тутмоса III всё шло по установленному Хатшепсут порядку. Более того, её приближённые в основном сохранили высокие посты или передали их по наследству. Однако позднее началась кампания по замене имени Хатшепсут на памятниках и монументах на имена Тутмоса I, Тутмоса II или Тутмоса III.
На протяжении многих лет возникали всё новые теории о том, почему фараон-преемник пытался вычеркнуть имя Хатшепсут из истории. Наиболее вероятная причина заключалась в том, что её царствование отошло от тысячелетней традиции. Главной обязанностью фараона было поддержание божественной гармонии, справедливости и равновесия (принцип маат) — идея о том, что женщина может находиться в положении мужчины, разрушительна для этого баланса. Возможно, Тутмос III опасался, что другие женщины могут попытаться следовать её примеру. Это стало бы нарушением традиции, утверждавшей, что мужчины должны править Египтом, а женщины — быть их жёнами, как это было в начале времён, когда бог Осирис правил со своей супругой Исидой.
В честь Хатшепсут назван открытый Корнелисом Иоганнесом ван Хоутеном, Ингрид ван Хоутен-Грёневельд и Томом Герельсом в 1960 г. небольшой астероид 2436 Хатшепсут, входящий в пояс астероидов.
1665248886172.png
Сокол фараона. Храм Хатшепсут
Стирание имени Хатшепсут, независимо от причин или лиц, его проводивших, способствовало практически полному его исчезновению из археологических и письменных источников Древнего Египта. Когда египтологи XIX века начали расшифровывать тексты на стенах храма в Дейр-эль-Бахри (где, как казалось, шла речь о двух фараонах-мужчинах), полученные переводы не имели никакого смысла. Жан-Франсуа Шапольон, первый французский ученый, сумевший понять значение египетского письма, так высказывает свое чувство смущения и явное противоречие между словами и изображениями: «...Я был довольно удивлен, наблюдая, что здесь, как и в любом другом месте храма, упоминания об известном Моэрисе (Тутмосе III), украшенные всеми знаками отличия царской власти, уступают место для этой Амененти (Хатшепсут), чье имя мы можем напрасно искать в царских списках; еще больше я удивился, когда обнаружил после прочтения надписей, что для этого бородатого царя, изображенного в обычном одеянии фараонов, все имена и глаголы указывались в женском роде так, как если бы рассматривалась царица ...».
К важным археологическим свидетельствам о царице Хатшепсут относятся:
1665249163010.png
Сфинкс Хатшепсут с ушами и гривой, как у льва, но с пятью пальцами на лапах. Статуя из нижней террасы храма в Дейр-эль-Бахри.
1665249185421.png
Эти две статуи Хатшепсут очень похожи друг с другом. Однако символы царской власти – урей, корона и фальшивая борода – бали удалены с левой статуи; многие изображения царицы были искажены в течение нескольких десятилетий после ее смерти в конце правления Тутмоса III. Это продолжал делать и фараон Аменхотеп II.
1665249206468.png
На этом рельефе изображение Хатшепсут было удалено намеренно. Королевский музей Онтарио
1665249234145.png
Двойная стела царицы Хатшепсут из музея в Ватикане. На ней изображена царица (по центру) в синей короне «Хепреш», делающая подношения богу Амону, а позади нее – Тутмос III в белой короне «Хеджет», стоящий рядом с богиней Усрет.
1665249253159.png
Иероглифы, показывающие Тутмоса III слева и царицу Хатшепсут справа со всеми атрибутами царской власти. «Красное святилище» в Карнаке
Долгое время неординарная личность Хатшепсут была практически неизвестна ни научному миру, ни широкой общественности (хотя существует версия, что она нашла своё отображение в средневековой арабской исторической традиции, приводившей историю вымышленной древнеегипетской царицы Далуки, иногда ошибочно отождествляемой с Клеопатрой VII). Однако благодаря историческим и археологическим исследованиям перипетии жизненного пути Хатшепсут стали привлекать к ней широкий интерес. Начиная с XIX в. в её описаниях доминировали две противоположные тенденции, представлявшие её или правителем, опередившим своё время, или корыстолюбивым узурпатором. Вокруг её имени строились разнообразнейшие немыслимые теории, одна из которых утверждала, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей мальчика. Другим интересным моментом, касающимся Хатшепсут, является гипотеза Иммануила Великовского, согласно которой эта египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской, а экспедиция в Пунт — с посещением посольством царицы царя Соломона.
В современной египтологии существуют две основные точки зрения на могущественную царицу: ее рассматривают либо как выдающуюся правительницу, оставившую далеко позади свое время, либо как коварную узурпаторшу, отнявшую власть и третировавшую в течение двадцати лет великого полководца. Как бы там ни было, но жизнь Хатшепсут была одной сплошной интригой, из которой женщина-фараон вышла победительницей.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх