(ТЕОРИЯ) Хурриты

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Митанни (Ханигальбат), древнее государство в северной Месопотамии (территория Сирии). Оно сложилось, по-видимому, в XVI в. до н. э.; население его состояло из хурритов и семитов, официальными языками были аккадский и хурритский, цари носили индоиранские имена; возможно, что династия происходила с Иранского нагорья. Войско Митанни владело высокой техникой коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и позволило династии Митанни объединить мелкие хурритские племенные группы Месопотамии и подчинить семитские (аморейско-аккадские) города-государства.
Наличие новых видов вооружения позволило на протяжении нескольких династий Митанни покорять соседние города-государства. До утраты независимости заключались династические браки с правящей элитой Древнего Египта. Жизнь городских общин Митанни восстановлена благодаря письменным документам из государственных и частных деловых архивов соседей. В частности, от Митанни зависела столица Ассирийского государства Ниневия. Принято считать, что государство Митанни до основания разрушил царь Ассирии Салманасар I в XI в. до н. э.
В период расцвета Митанни стояло во главе аморфного союза мелких царств и городов-государств, от побережья Средиземного моря и гор Малоазийского Тавра до окраинных гор Ирана. В XV в. до н. э. уступило земли к западу от реки Евфрат Египту и восстановило с ним дружественные отношения, поддерживавшиеся династическими браками (переписка Тушратты, царя Митанни, с египетскими фараонами Аменхотепом III и Эхнатоном, XIV в. до н. э.). Междоусобная борьба, возникшая после смерти Тушратты, привела к вмешательству царя хеттов Суппилулиумаса I, и Митанни потеряло политическое значение, а затем было окончательно уничтожено в течение XIII в. до н. э. Ассирией, ранее зависевшей от Митанни. Кроме писем Тушратты, найденных в Египте, письменных памятников из собственно Митанни не дошло, но сохранились государственные и частные деловые архивы из зависимых от Митанни мелких царств — Алалаха (раскопки городища Тель-Ачана в северной Сирии), Арранхи (раскопки на территории современного Киркука) и Нузы (раскопки городища Иорган-Тепе в Ираке); они дали исключительно важные сведения по истории.
Тель-Фехерия (Тель-Эль-Фехерия) — городище на территории Сирии. Городище стоит на реке Хабур в провинции Эль-Хасеке на северо-востоке страны. Предположительно на месте городище находилась Вашшуканни — столица хурритского государства Митанни. Город известен по письменным источникам примерно с XVI в. до н. э. Столица процветала около двух столетий. Известно, что город был разграблен хеттами во главе с царём Суппилулиума I, который сделал царя Митанни Шаттиваза своим данником. Вторично город был разрушен ассирийским царём Адад-нирари I около 1290 г. до н. э.
Хурриты — древние племена, родственные по языку урартам, принадлежавшие к алародийской (нахско-дагестанские, кавказско-албанский, хурритский, урартский, кутийский языки) группе северокавказской языковой семьи. Согласно одной из наиболее аргументированных точек зрения, эта семья обладает родством с енисейскими и сино-тибетскими языками. С наибольшей вероятностью хурритов связывают с культурой куро-араксского энеолита (она же — культура Хирбет-Керак в Сирии и Палестине).
Вероятно, они были автохтонами Закавказья и юго-восточной части Малой Азии. В Сирии и Месопотамии они жили вперемежку с семитами. С предками хурритов принято отождествлять куро-араксскую культуру, совпадающую с ареалом распространения пранахско-дагестанской этнической общности. В I тыс. до н. э. хурриты жили разорванным ареалом по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья. Материалом для изучения языка хурритов служат надпись хурритской жрицы (?) Тишари из Уркиша (III тыс. до н. э.), религиозные тексты из Мари и Вавилонии, аккадско-хурритские билингвы (двуязычные тексты) и фрагменты щумерско-хурритского словаря из Угарита, религиозно-литературные тексты из Хаттусаса и другие тексты (II тыс. до н. э.). В качестве системы письма хурриты использовали разные виды клинописи.
Этноним «хурриты» («Hurraiwa») имеет прозрачную этимологию в хуррито-урартских и нахско-дагестанских языках: «восточные», «народ солнца», «люди рассвета». Часто встречающееся у хурритов изображение крылатого солнца, было, по-видимому, своего рода символом хурритской государственности. Хурритолог Генрот Вильхельм подчёркивает, что термин «хурритский» — этно-языковый по-преимуществу.
Мелкие хурритские царства стали возникать в начале II тыс. до н. э. Самым известным из них – государство Митанни, (XVIIXIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Столицей его был город Вашшукканне. Наивысшего расцвета Митанни достигло в XVXIV вв. до н. э. Митаннийская культура оказывала сильное воздействие на культуру Сирии, малоазийских областей хеттского царства, а также районов, лежащих к северо-востоку от Митанни, за Тигром. В IIIII тыс. до н. э. аккадцы и шумеры называли государство хурритов — Субарту, а жителей — субареями.
В I тыс. до н. э. хурритские царства исчезают, однако хурритские имена ещё употребляются в аккадских текстах. Затем остатки хурритов, видимо, растворяются среди арамеев, урартов, лувийцев, мидийцев.
Согласно мифопоэтичеким представлениям хурритов, мир делится на три сферы: небо, заселённое богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное царство, в котором обитают божества старшего поколения («боги низа») или минувшие, древние боги. Хурритская мифология не знала единого пантеона. Более известны локальные пантеоны: анатолийские (малоазийские), западносемитские, митаннийские. При их сопоставлении выделяется общехурритское ядро: Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубидит, Кужух, Шимиге, Шавушка. Верховное божество анатолийского пантеона — бог грозы Тешуб. Его спутники — быки Хурри (буквально «утро») и Шери (буквально «вечер») и обожествлённые горы Намни. Во главе женских божеств стоит Хебат, супруга Тешуба. Отцом всех богов считался Кумарби. Наибольшее развитие в хурритской мифологии получили космо- и теогонические мифы, в значительной степени восходящие к месопотамским.
Для хурритской митаннийской архитектуры, памятники которой ещё изучены недостаточно, характерны массивность и приземистость общих пропорций и членений крепостных стен, культовых и дворцовых сооружений. Характерны для архитектуры Митанни и постройки разного назначения типа «бит-хилани» (общесемитское название, означающее в переводе «дом галерея»). Дворец-храм в Тель-Халафе, сооружённый при царе Капаре в начале I тыс. до н. э. — яркий пример постройки типа сира-хеттского и сиро-финикийского «бит-хилани». Этот тип зданий восходит к древнейшему традиционному жилому дому Северной Сирии. При взгляде на дворец-храм Капары обращают на себя внимание такие стилистические признаки как прямоугольный план, могучие выступы-башни, словно охраняющие находящийся между ними портик. Ещё несколько выступов и башен на противоположной, задней стороне уравновешивали ритм этих архитектурных форм, которые придавали сооружению Капары устрашающий крепостной облик. Грозно возвышалось здание на вершине холма, в цитадели города, обращённое к нему глухой задней стеной. Оно было хорошо видно издалека благодаря окраске. Возведённые из сырцового кирпича стены покрывала штукатурка, покрашенная жёлтой охрой. На светлом фоне стен особенно чётко выделялась обильная скульптурная декорация.
С утратой политической независимости хурритских царств, хурриты постепенно растворились среди соседних народов. В частности, ассимилированные хуррито-урарты являются предками армян, курдов. Результаты генно-молекулярных исследований убедительно свидетельствуют в пользу преимущественно хурритского (точнее — хатто-алародийского) происхождения иранцев, ливанцев, европейских евреев, палестинцев. Судя по этим же данным, алародии (и шире — палеокавказцы) принимали активное участие в этногенезе народов Средней Азии и Европы. Вместе с тем не имеют ничего общего с наукой попытки представить хуррито-урартские языка как «протокурдские», так как хуррито-урартские языки не только не принадлежат к иранской группе индоевропейской языковой семьи, но и не входят даже в ностратическую макросемью. Ссылка на наличие эргативного строя (частично это явление характерно и для афганского) и некоторое количество общих изоглосс в хурритском и курдском неубедительна ввиду предполагаемого хуррито-урартского субстрата для курдского языка.
Помимо хурритов, в Митанни обитал народ индоарийского происхождения, игравший далеко не второстепенную роль в жизни царства; в хурритских текстах упоминаются индоарийские божества Митра, Варуна, Индра и другие, а также целый ряд терминов, имеющих параллели в санскрите (числительные, названия цветов, военные термины).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх