(ТЕОРИЯ) Царь Вселенной Антиох Сотер (Спаситель) и его сын Антиох Теос (Божественный)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Антиох I Сотер (второй царь династии Селевкидов) оказался в тени своего отца Селевка, полководца и сподвижника Александра Македонского, некогда командующего гипаспистами (щитоносцами), а позже ставшим одним из ключевых героев войн диадоков, основателем собственной империи. Антиох I участвовал в сражении при Ипсе, когда его кавалерия и он сам потерпели поражение от Деметрия Полиоркета. Антиох был преемником Селевка Никатора, участвуя в борьбе со своими соперниками в качестве эпигона (эпигоны (эпигоны (έπίγονοι) — сыновья так называемых наследников («диадохов») Александра Великого; их правление относится приблизительно к 281—220 гг. до н.э. (до 140-й олимпиады (220 г. до н.э., этот год считают началом римского периода в истории Греции, тогда началась война Эллинского союза против Этолийского союза, через два года в войну вступил царь Македонии Филипп V; этот год – условная граница между концом эллинистической и началом римской эпохи в истории Средиземноморья, и дата начала Союзнической войны), и образует целую эпоху в истории эллинистического мира в целом и Древней Греции в частности) сменили диадохов в борьбе за власть над землями империи Александра Великого), стремись закрепить завоевания своего родителя за собою, он даже принял древний месопотамский титул – «царь Вселенной». Этот титул родился в Кише, древнем шумерском городе. Первоначальное название правителей на шумерском языке означало «царь Киша», но позже значение на аккадском языке претерпело изменения. Очевидно, он подчеркивал власть правителя над всеми остальными месопотамскими городами (Ур, Урук, Лагаш и Умма), и показывал путь к образованию первых протоимперий …
Царь Саргон Аккадский был первым, кто принял имя Шарру кишшат мати или Шар кишатим (царь Вселенной), хотя уже его преемник Нарам-Суэн, называл себя Шар кибрат эрбетти, то есть Царь четырех стран света. Многие из ассирийских и вавилонских царей унаследовали эти титулы, что как бы служило аргументом в пользу признания их как преемников Саргона. А затем, после завоевания Вавилона, ту же практику переняли Ахемениды (хотя и принимали титул Xшайятия Xшайятийанам, то есть Царь царей). Когда Дарий был свергнут Александром Македонским, после смерти великого завоевателя эти древние земли достались Селевкидам, Антиох I «вернул» себе титул Шар кишатим (Царь Вселенной). Это отражено в молитвенном цилиндре Антиоха, который увековечил имя царя, а также фрагменте текста, повествующем о реконструкции храма Эзиды в городе Борсиппа по месопотамскому образцу царских надписей. Но царь Антиох I был единственным из 13 членов этой династии, кто использовал этот титул. Позже сменившие Селевкидов Сасаниды также не прибегали к нему ...
1675275222293.png
1675275233487.png
1675275244640.png
Антиох Сотер (правил 282 или 281 – 261 гг. до н.э.)
Селевк I Никатор
Селевк, Антиох и Стратоника
Антиох родился около 323 или 324 г. до н.э., точное место его рождения неизвестно. Прозвище Сотер (Спаситель) он получил за победу над кельтами (галатами) в 276 г. до н.э.
Антиох был вторым представителем династии Селевкидов, ставших распространителями эллинистической культуры на завоеванных землях. Отец сделал Антиоха соправителем в 281 г. до н.э. При этом Селевк даже дал сыну собственную жену Стратонику Сирийскую. Необходимо уточнить, что это была не мать Антиоха, так как его матерью была царевна Апама I, дочь персидского вельможи Спитамена, знаменитого согдийского военачальника, противостоявшего Александру Македонскому. Вспомним, что македонский царь поощрял своих людей жениться на женщинах из персидской знати. В самой же Персии царская полигамия была традицией, служащей гарантией потомства. Вот почему неясно, взял ли Селевк Стратонику (сестру Антигона Гоната) в качестве своей второй жены, или он женился на ней, когда предыдущая супруга (Низа) умерла.
В итоге Стратоника стала главной героиней этих странных двойных брачных уз. Плутарх и Аппиан объясняли это тем, что Антиох был настолько безумно влюблен в нее, что находился на грани смерти. Именно поэтому Селевк уступил жену сыну ... Антиох получил от отца жену вместе с правом на управления восточными провинциями.
Но надо учитывать и другой момент. Стратоника была дочерью Деметрия I Полиоркета, наследника Антигона I (диадоха, который был провозглашен царем Македонии, основавшим династию Антигонидов), и, следовательно, речь могла идти и о свадьбе по политическим мотивам.
Об этом браке источники говорят, как о счастливым, у пары родилось пятеро детей: Селевк (который будет казнен за мятеж), Лаодика, Антиох II Теос (преемник после смерти старшего сына), Апама (будущая царица Кирены) и Стратоника (чей муж окажется царем Деметрием II Македонским).
1675275268969.png
Слева – Антиох I и его сын Антиох II (внизу); цилиндр Антиоха
Вскоре после победы над Лисимахом, диадохом, ставшим царем Фракии, в битве при Курупедионе Селевк был предательски убит в 281 г. до н.э. Птолемеем Керавном. Вероятно, поощряемые Птолемеем II Египетским, некоторые регионы империи Селевка воспользовались случаем, чтобы восстать.
Антиох тогда находился далеко и правил на Востоке. Но в целом тот факт, что его отец занимал престол, гарантировал сыну лояльность большинства. Поэтому шаги, которые он должен был предпринять для обуздания восстаний, были не столько репрессивными, сколько миротворческими, утверждавшими власть сына на землях, еще недавно захваченных отцом. А территории эти, если не считать Египет, сосредотачивали в руках Антиоха большую часть погибшей империи Ахеменидов.
Правда, Антиох не смог подчинить себе Вифинию и не смог удержать Каппадокию, также отрекшись навсегда от Македонии (передав ее Антигону Гонату, и отдав ему сестру Филу (дочь Селевка и Стратоники) в жены) и Фракии. Затем он был вынужден отказаться от власти над Понтом и греческими городами севера Малой Азии. Армения при нем сохранила свою независимость, а на юге он не смог отбить Келесирию и Палестину у Птолемея.
1675275306910.png
Антиоху в 278 г. до н.э. пришлось столкнуться с галатским вторжением в Малую Азию. Галаты были народом, состоящим из различных кельтских племен, которые, придя из Галлии, поселились в Анатолии между VIII и V вв. до н.э., образовав так называемую Галатию. На севере она граничила с Вифинией и Пафлагонией, на востоке с Понтом и Каппадокией, на юге с Киликией и Ликаонией, а на западе с Фригией. Ее столица была Анкира (которую Селевкиды называли Ангорой и которая в настоящее время является Анкарой). Под предводительством Брена галаты прошлись сначала через Македонию и Фессалию, затем через Эпир и Олимпию, грабя все на своем пути. Греки не смогли остановить галатов и потерпели поражение при Фермопилах. Но действие македонцев и случившаяся смерть Брено в бою все же заставили галатов перейти Геллеспонт.
Хотя среди галатов были внутренние разногласия, все же вместе они представляли очевидную опасность. В какой-то момент галаты заключили союз с царем Никомедом I из Вифинии, что помогло тому противостоять притязаниям собственного брата Зипойта II на власть в Вифинии, в том числе сдерживать Антиоха. Во главе с новыми начальниками, такими как Леоннор и Лиутар, галаты захватили Фракию, Византий, сделав данниками многочисленные города. Зипойт в итоге действительно потерпел поражение, а следующей целью стал Птолемей II, против которого наемные галаты в союзе с Митридатом I Понтийским вели войну за обладание городами в Анатолии, воспользовавшись тем, что египтянам приходилось тогда иметь дело с противниками на двух фронтах, так как Птолемей были погружен в конфликт в Сирии с Антиохом I.
Вскоре в противостоянии галатам подошла очередь и Антиоха. И Антиох приготовился остановить их продвижение. Источники того времени почти не сообщают подробностей об этой войне, за исключением того, что царь Селевкидов, решивший остановить продвижение галатов, выступил против них в 275 г. до н.э. и встретился с галатами в битве, в которой он использовал боевых слонов, выведенных из Индии. Армия галатов значительно превосходила силы сирийцев, так как галаты имели многочисленную конницу и около сотни серпоносных колесниц. Антиох пал духом при виде этой мощи и хотел вступить в переговоры. Однако Феодот из Родоса ободрил его и составил план сражения, по которому 16 слонов, приведенных царем, должны были решить исход битвы. План удался: незнакомые со слонами лошади галатов пришли в панический ужас и обратились в бегство, произведя полный беспорядок в своих же рядах.
Битва эта закончилась триумфом Антиоха, который таким образом заслужил прозвище, с которым он вошел в историю – Сотер (Спаситель).
Таким прозвищем Антиоха надели ионийские города, которые больше всех получили выгод от исхода противостояния царя с галатами. А сами галаты в конечном итоге были сокрушены пергамским царем Атталом I, также прозванным Сотером, потомком Селевка по материнской линии, который увековечил победу, построив памятник, от которого сохранилась только копия знаменитой статуи Умирающего галата (галла). Закрепившись в Галатии, галаты в дальнейшем в истории играли роль только в качестве наемников.
1675275365562.png
По иронии судьбы, сами Селевкиды нанимали их для своих армий. Потому что, как только угроза от галатов миновала, для Антиоха пришло время снова заняться войной против птолемеевского Египта. Ни одна из двух сторон не одержала победу, и обе сохранили свои земли, оставив только некоторые приграничные города, такие как Дамаск и другие, в постоянной борьбе, постоянно переходя из рук в руки (хотя в конечном итоге Селевкиды согласились бы на союз с Ариобарзаном дель Понто). , преемник Митридата, отвоевать у Птолемеев побережье Сирии и южную часть Малой Азии).
Не обошлось и без внутренних проблем. В 275 г. до н.э. (в том же году, когда Антиох победил галатов) царь назначил своего старшего сына Селевка своим соправителем. Сыну он передал управление восточными провинциями, как некогда сделал Селевк Никатор. Однако Селевк (сын антиоха) не был удовлетворен своим положением наследника и (после 12 лет покоя и мира) поднял восстание, которое закончилось его поражением. Антиох не простил сыну измену – тот был приговорен к смертной казни. Царь передал права наследования своих земель другому сыну Антиоху Феосу. Он и стал преемником на престоле в 261 г. до н.э., когда Антиох (в возрасте 64 лет) погиб во время похода на Пергамское царства (где правил царь Эвмен; начавшаяся в Греции Хремонидова война, в которой участвовали Македония и Египет, позволила Антиоху вступить в войну с царём Пергама), а его войско потерпело поражение в Сардах …
Антиох II, прозванный Теосом (богом) жителями греческих городов (Милет и других), которые он объявил свободными, когда понял, что больше не может их контролировать. Об этом царе мы знаем еще меньше, чем о его отце. Нам известно, что он вел завоевательные кампании вплоть до Фракии, стараясь возместить некоторые потери отца, что он не смог покорить Пергам, но освободил соседние большие города, возможно, чтобы поднять их против нового представителя Пергамской династии. Также мы знаем, что он вел долгую войну с Птолемеем Филадельфом, которая настолько утомила этого монарха, что он достиг урегулирования на базе нового союза, в котором Антиох II должен был отказаться от своей предыдущей жены, изгнать ее вместе с детьми и жениться на Беренике, дочери египетского царя.
Так старый дипломат хотел обеспечить практическое превосходство в Сирии, но Филадельф прожил достаточно долго, чтобы узнать о катастрофе, расстроившей его планы. Свергнутая царица и ее сторонники сумели заманить Антиоха II к себе в Сарды. Там он был отравлен, а юную царицу после преследования захватили и убили. Эта трагедия послужила поводом для великой войны, которая имела место во время правления уже следующего Птолемея, который ввязался в нее сразу после восшествия на престол (246 г. до н.э.).
Эти события будоражили Восток в последние годы жизни ветерана Антигона II Гоната. Но правление Антиоха II Теоса значительно интереснее по другой причине. Оно дает нам дату, когда серия мятежей в верхних провинциях не только оторвала их на какое‑то время от наследия империи, но оказала большое восточное влияние на эллинизм. Нам известно, как армия империя Чандрагупты вторглась в восточные провинции Селевка и как Селевк уступил то, что не мог удержать. Выбор места для столицы и вся его политика показывала, что его взгляд был устремлен на запад, на Средиземноморье – истинный дом эллинизма, настоящей культуры и прогресса. Несомненно, устройство своей резиденции в западной оконечности царства было главной причиной того, почему верхние провинции отпали. И на первый план выдвинулась Атропатена в Северной Мидии, названная в честь сатрапа Атропата, объявившего себя царем после смерти Александра Великого.
Независимая Северная Мидия блокировала путь с востока вдоль нижней части Каспийского моря – его называли Селевкийским (Гирканским) морем – а значит, все движение товаров по северному пути к Черному морю. Можно не сомневаться, что этот бунт спровоцировала дальновидная дипломатия Птолемея, хотя конкретные факты мы уже никогда не узнаем. Далее мы видим, что в провинциях Бактрия и Согдиана, фактически отделенных от империи этим мятежом, возвели на трон своих царей и, что самое примечательное, эти цари имели греческие имена – Эвтидем и Диодот. С греческими надписями были отчеканены и монеты. Дошедшие до нас скудные остатки архитектуры этих далеких азиатских царств, показывают, что там существовала эллинская культура и их цари были преемниками Александра. Значит, пока еще эллинизм оставался победоносным, хотя и с множеством уступок и компромиссов в части религии и языка.
Теперь все царство Чандрагупты было в руках его внука Ашоки, и его принятие вероучения Будды, возможно, стало событием не менее великим, чем принятие христианства Константином Великим. Влияние индийского царя предоставило полную свободу действий миссионерскому духу буддийских жрецов, и мы знаем из надписей, что их приверженцы приходили и в царства эллинского мира. Антиох, Антигон, Магас, Птолемей, Александр Эпирский … Значит, в восточных провинциях существовало и активно работало влияние, антагонистичное эллинизму, и буддистские миссионеры проповедовали в Сирии на два столетия раньше, чем в Северной Палестине впервые услышали об учении Христа.
Терпимость эллинизма, более того, любопытство, подталкивавшее к переводу священных книг евреев, египтян и вавилонян на греческий язык, должно быть, способствовало распространению этих более глубоких моральных систем. Трудно сказать, в какой степени ими был затронут более поздний стоицизм. Стоики, определенно, были в контакте с Сирией и Киликией и могли оказаться под влиянием доктрины, вместе с пантеизмом проповедовавшей покорность, воздержание, милосердие и благожелательность намного полнее, чем мог думать эллин. Если бы учение Будды было переведено на греческий язык и начало распространяться, не может быть сомнений в том, что оно нашло бы своих миссионеров и приверженцев по всему Средиземноморью и, возможно, даже в Риме. Но без этого шага оно оставалось совершенно чуждым эллинизму. Именно этот шаг, перевод евангелий на греческий язык, дал христианству доступ ко всем цивилизациям Запада.
И все это происходит на фоне развития новой культуры …
Например, был построен город Антиохия (он был построен по плану Александрии), он тянулся вдоль Оронта, поскольку подступавшие к нему горы мешали городу расти вширь. У каждого частного дома было отдельное водоснабжение, во всех общественных местах – фонтаны. Здесь собрались люди самых разных национальностей, чтобы насладиться плодами греческой культуры и общаться на греческом языке. Сам Антиох I увлекался литературой ...
А вот другой пример, астроном Арат был при дворе Антиоха, так же как и при дворе Антигона. С легкой руки Антиоха I начался перевод книг с других языков на греческий. Берос, халдей, по приказу царя опубликовал мифологию и историю Вавилона с клинописных надписей, а потом осел на острове Кос, где учил астрологии. Также, вероятнее всего, Манефон перевел на греческий аналогичный труд по истории Египта с иероглифического письма для Филадельфа. Более чем вероятно, что ранняя греческая версия Пятикнижия, от которой происходит современная версия Септуагинты, была создана примерно в это время и с той же целью – познакомить людей, говорящих по‑гречески, с мудростью и тайнами всех древних народов и культур. Истинный эллинизм, как и христианство, беспристрастен. Все народы, обладающие культурой, которые могли внести вклад в человеческие знания или счастье и сделать это на греческом языке, приветствовались в сфере великой цивилизации. Эллинизм тогда был устоявшимся понятием, таким как «европейская культура» сегодня.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх