Тезаурус. История арабов в эпоху средневековья. Часть II

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Вали (арабском ولي — покровитель, святой), Авлия (на арабском أولياء‎‎) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения. У суфиев — святой, который может обладать сверхъестественными способностями (караматами).

Валлах (на арабском والله) – (клянусь) Аллахом.

Васвас (на арабском الوسوسة‎‎ — сомнение) — наущения шайтана, подталкивающие человека к совершению греха, либо к отвлечению от поклонения.

Вахдат ал-вуджуд (на арабском وحدة الوجود‎‎) — единство бытия. «Вахдат аль-вуджуд» — философская категория, характеризующая учение Ибн Араби (он известен как «величайший шейх» суфизма, ибн Араби разработал учение о единстве бытия, отрицающее различия Бога и мира). Термин самим Ибн Араби не употреблялся и введён, вероятно, его критиком ибн Таймийа. В соответствии с концепцией вахдат аль-вуджуд, причина творения — в стремлении Абсолюта к самолицезрению и самопознанию. Учение вахдат аль-вуджуд характеризуется недосказанностью и двусмысленностью. Учение оказало значительное влияние на развитие мусульманского богословия и «философского» суфизма. Оно было воспринято и развито рядом суннитских и шиитских мыслителей. Противниками учения были ибн Таймийа, ибн Хальдун, ибн Хаджар аль Аскалян, факихи Сирии, Египта и Магриба. Суфий Ала ад-дауля Симнани выдвинул в качестве альтернативы учению Ибн Араби доктрину, получившую название вахдат аш-шухуд. Сторонники этих двух доктрин вели друг с другом активную борьбу, которая не утихла и поныне.

Вахй (на арабском وحي‎‎ — откровение) — божественное откровение. Скрытый и быстрый способ передачи сообщений пророкам напрямую, или через ангелов.

Газават, Газа (на арабском غزوات‎‎ — вторжение) — войны, в первых из них лично участвовал пророк Мухаммед.

Государство (султанат) Фатимидов (910 — 1171 гг.) — средневековое шиитское (исмаилитское) арабское государство с центром в Каире (с 972 г.). В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии. Оно откололось от халифата Аббасидов в результате мятежа в Тунисе, лидер которого (Убейдаллах) утверждал, что является потомком Фатимы. Низложено Саладином — курдским военачальником, призванным для организации обороны от крестоносцев в 1169 г.
1681227263925.png
Халифат Фатимидов в годы расцвета около 969 г.

Гулямы (от арабского غلمان ‎‎ Ghilman / Ğilman – буквально юноша / молодой человек, мальчик, юноша, раб, слуга) — этим термином обозначали воинов, находящихся на службе халифов, а позже и других правителей в странах Востока, и непосредственно им подчинённым. Первоначально стоит подчеркнуть, что под названием «гулям» в халифате не всегда обозначался несвободный человек, как довольно часто преподносится в исторической литературе. Хотя будущие гулямы зачастую покупались на невольничьих рынках как рабы (многие из гулямов были вольнонаемные, такие как выдающийся военно-политический деятель халифата ферганец ал-Афшина), после они, обращаясь в ислам, и не могли быть рабами по определению, так как по законам ислама, мусульманин не мог быть рабом. Зачисляясь в гвардию правителей, независимо от места службы они непосредственно подчинялись только правителю государства, являясь «слугами двора», что приводит к их ошибочному отождествлению с рабами. Хотя первые тюркские воины в качестве гвардейцев халифа появились при халифе аль-Мамуне, они скорее играли роль телохранителей халифа, чем полноценного войска. Впервые же гвардия гулямов как регулярное войско набираемая из тюрков была создана аббасидским халифом аль-Мутасимом в 833 – 842 гг. Гвардия гулямов, будучи чуждой, коренному населению, была преданна только халифу, превратившись в действенную силу, способной противостоять как внешним, так и внутренним врагам. Со временем, власть гулямов достигла небывалых высот. Осознавая себя единственной силой, способной контролировать огромную империю, они воспользовались предоставленным им шансом, и фактически взяли в свои руки власть в Халифате. За период с 861 по 870 гг., гулямы свергли и возвели на престол четырех халифов (аль-Мунтасира, аль-Мустаина, аль-Мутазза и аль-Мухтади).

Даават (на арабском دعوة‎‎ — призыв) — призыв, приглашение в ислам.

Даджаль (на арабском الدجال‎‎ — недостаток, порок), Масих ад-Даджаль (на арабском المسيخ الدجال‎‎) — Антихрист.

Дарази, Мухаммед бен Исмаил Наштакин ад-Дарази (умер в 1018(?) г.) — один из основателей религии друзов. Иноверцы называют друзов по имени Дарази. Сами друзы негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы», как самоназвание не употребляют (часто воспринимают его, как оскорбительное). Они используют в отношении себя слово «мувахиддун», которое может быть переведено как «единобожники» или как «объединившиеся». Он р одился в Таразе. По профессии, скорее всего, был портным, однако рано стал профессиональным исмаилитским проповедником, был привлечен к службе при фатимидском дворе в Каире во времена халифа Аль Хакима. Известно, что Дараз прозывался «Меч Веры» и «Повелитель указующих (выдающихся проповедников)». Привлек значительное количество новых членов в прото-друзскую общину в Каире, однако друзские источники утверждают, что Дарази в своих проповедях применял морально недопустимые методы привлечения новых верующих.

Вероятно (но не доказано), что Дарази сыграл решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима, проведении этих реформ и в уничтожении оппозиции, пропаганды исмаилизма, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями. Другим руководителем прото-друзской общины был Хамза ибн Али ибн Ахмад. По версии друзов, Хамза расходился во взглядах с Дарази и был его оппонентом. Есть распространенная в кругах друзских шейхов, версия, что Дарази был учеником Хамзы, исказившим волю и мысли своего учителя. Однако антидрузские источники утверждают, что Хамза был учеником Дарази. Дарази попал в опалу после того, как провозгласил (вероятно, против воли самого халифа) аль-Хакима инкарнацией бога. По одной из версии он бежал в Ливан, где начал проповедовать учение о божественности Хакима, по другой — был казнен. По версии, друзских источников Дарази, попав в опалу, возглавил уличные беспорядки в Каире в районе соборной мечети Райдан, направленные против Хамзы Ибн Али, в ходе которых и погиб в первый день 409 г. хиджры (1018 г.).

Дервиш (на казахском Диуана, Дәруіш — странствующий бедняк, отгоняющий духов; на персидском درویش‎ — derviš — бедняк, нищий) то же, что и «каландар» или «календер» — мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма. Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях («текие», «ханака») под началом шейха — блюстителя порядка и устава общины. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаяния, но периодически возвращаясь для совместных постов и молитв. Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Иногда дервишей причисляют к монахам — но это спорно, так как сходство чисто внешнее, поскольку дервиши могли жениться, имели собственные дома и жили своей собственной жизнью.

Джабраил, Джибриль (на арабском جبريل‎‎ — могущество Бога) — ангел, отвечающий за сообщение откровения Аллаха пророкам. Соответствует библейскому архангелу Гавриилу.

Джаль Джалялах (на арабском جل جلاله) – Всемогущий Аллах.

Джамарат (на арабском رمي الجمرات‎‎ — бросание камней) — обряд бросания камней в столбы символизирующие шайтана.

Джаназа (на арабском جنازة) — похороны в исламе.

Джаннат (на арабском جنّة — сад) — рай, райские сады, в которых будут пребывать праведники и верующие.

Джаханнам (на арабском جهنم‎‎ — геенна) — ад, вечное местопребывание грешников и неверующих после смерти.

Джахилия (на арабском جاهلية‎‎ — невежество) — доисламские времена, времена язычества арабов.

Джизья (на арабском جزْية‎‎ — дань) — подушный налог, взимаемый со взрослых мужчин немусульман, живущих на территории мусульманского государства в обмен на освобождение от службы в армии.

Джильбаб (на арабском جلباب) – халат.

Джинн (на арабском جنّ‎‎ — джинн) — творения, созданные из огня и обладающие свободной волей. Джинны могут быть как мусульманами, так и неверующими (шайтаны, бесы).

Джихад (от арабского جهاد‎‎ — усилие) — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбой мусульман против не-мусульман, однако понятие джихада значительно шире. Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газават — силовая борьба с кафирами – неверными христианами). Джихад ведётся исходя из возможностей — жизнью, имуществом, словом. Джихад является вершиной столпов религии ислама — и продлится, согласно исламу, до конца дней. Участник джихада называется муджахидом (моджахед). Моджахед — это не только воин, но также учитель, и священник и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом, то есть засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом. Джихад, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. Военный джихад совершается лишь при необходимости: для отпора напавшему врагу. Военный джихад ни в коем случае не ведётся для распространения ислама, но всегда против тех, кто открыто выступает против. Понятие военного джихада является второстепенным. Первостепенным является джихад против зла собственной души. Понятие военного джихада стало основным значением для немусульман и получило у них название «священная война». Однако в исламе нет понятия «священная война». Это христианский термин. На современном этапе исламские ученые-богословы выделяют следующие виды джихада:
1. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
Этот вид джихада включает в себя обучение мусульман правилам и предписаниям ислама, а также обязанность проповедовать ислам.
2. Джихад имуществом.
Цель этого вида джихада заключается в том, чтобы установить порядок в обществе и обезопасить мусульманские государства от возможных нападений извне.
3. Оборонительный джихад.
Это джихад, который ведут мусульмане, против сил, противостоящих исламу, борющихся и желающих нанести ущерб исламу и мусульманам.
4. Наступательный джихад.
Необходимость этого возникает в том случае, если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств.
5. Всеобщая мобилизация.
Объявляется, когда армия противника нападает на мусульман.
6. Джихад со своими внутренними дурными наклонностями и пагубными страстями, со своим нафсом (эго).
Сущность этого вида джихада заключается в том, чтобы воспитать свою душу в покорности Аллаху и преодолеть влечение к запретному.
Условия джихада:
- Военный джихад прекращается: когда враг прекратит борьбу.
- Джихад не может начаться, если мусульмане заключили договор о ненападении с неверными.
- Во время джихада запрещены действия, приводящие к гибели:
  1. женщин, несовершеннолетних, детей;
  2. престарелых людей;
  3. инвалидов и тяжело больных;
  4. крестьян и наёмных рабочих;
  5. монахов — людей, уединившихся в молельнях для поклонения, из обладателей писания;
  6. Аз-Зиммий (то есть, человек из многобожников, живущий под исламским правлением и платящий подушной налог «джизья»);
  7. Аль-Муахид (многобожник, который заключил с мусульманами договор о ненападении);
  8. Аль-Мустаъман (многобожник, которому дана безопасность от любого мусульманина).
Джума мечеть (на арабском مسجد الجمعة‎‎ — пятничная мечеть) — мечеть для совершения пятничной молитвы.

Друзы — этноконфессиональная группа мусульман (хотя некоторые исламские авторитеты полагали, что друзы настолько далеко отошли от остальных исламских течений, что потеряли право считаться мусульманами), являющаяся ответвлением исмаилитов. Секта возникла в начале XI в. под влиянием проповеди ряда проповедников-сторонников египетского исмаилитского правителя Хакима среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх