Тезаурус. История арабов в эпоху средневековья. Часть III

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Закят (на арабском زكاة‎‎, устаревшее زكوة‎ — то, что очищает) — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на распространение ислама и истинных знаний о нем. Закят — один из пяти столпов ислама. Некоторые исследователи рассматривают закят, не опираясь на его религиозную подоплёку, и определяют его в качестве ежегодного налога на имущество мусульман. Важно знать и разделять два понятия: «закят» и «садака». Закят — это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. Саадака (صدقة) — это добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию.

Запретная мечеть (на арабском المسجد الحرام‎‎), Аль-Харам (на арабском الحرام‎‎) — мечеть в Мекке, на территории которой находится Кааба, первая святыня ислама.

Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённую на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нукватиты. Зейдиты образовались в VIII в. Зейдиты принимают законность халифов Абу Бакра, Омара и Османа, что отличает их от иснаашаритов (двунадесятников) и исмаилитов. От остальных шиитов они отличаются ещё и тем, что отрицают учение о «скрытом имаме». Зейдиты образовали государства Идрисидов (на западе Северной Африки в 789 — 985 гг.), Алавидов (шиитский эмират, базировавшийся в Табаристане (Иран)).

Зикр (на арабском ذکر‎‎ «поминание») — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Зикр совершается после завершения намаза, во время мавлидов, собраний (маджлисов) или в любое удобное для этого время. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмические движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса). Зикр нередко противопоставляют фикру, то есть «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины (маджлис аз-зикр).

Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических аятов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Зиндик – еретик.

Зиярат (на арабском زِيارة‎‎ — визит, паломничество) — святое место, место паломничества мусульман.

Зухд — аскетизм.

Ибадат (на арабском عبادة‎‎ — служение) — поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны всевышнему Аллаху. К поклонению относятся намаз, пост, жертвоприношение, мольба, обет и тому подобное. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.

Ибадиты (абадиты) — течение ислама, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Ибадиты возникли в VII в. в Ираке; получили название по имени Абдаллаха ибн Ибада. Вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе имамат Рустамидов в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X вв.).

Иджма (арабском إجماع‎‎ — согласие) — единогласное мнение большинства исламских ученых-правоведов.

Иджтихад (арабском اجتهاد‎‎ — усилие над собой) — достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.

Икамат (арабском إقامة‎‎ — ) — второй азан, читаемый перед обязательной молитвой.

Икта (на арабском, буквально — надел) – термин, обозначающий условное пожалование земельного надела (типа бенефиция) феодалам в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века. Впервые упоминается в арабских источниках с конца VII в., но распространение получил в VIII — X вв. при Аббасидах. С IX в. икта стали называть также пожалование халифом области в наместничество эмиру, с правом взимания в свою пользу всех или части налогов. Земли икта считались государственными, но фактически уже с IX в. они стали превращаться в условную феодальную частную собственность типа лена. Основное отличие икта от государственных земель заключалось в том, что на государственных землях государство выступало единственным собственником земли и непосредственным (через финансовый аппарат) эксплуататором крестьян, а на землях икта право взимания податей, а также и управление ими перешло к ленникам (мукта). Фонд земель икта очень расширился в государстве Сельджуков (XI — XII вв.) и в монгольском государстве Хулагуидов (XIII — XIV вв.).
1681290532099.png
Империя сельджуков в 1092 г., после смерти Мелик-шаха I
1681290567590.png
Государство Хулагуидов
Владельцы икта в Иране, Средней Азии и Азербайджане наряду с налоговым иммунитетом приобрели с середины XIV в. и административно-судебный иммунитет. В Египте икта получила наибольшее развитие при Айюбидах (XII — XIII вв.) и мамлюках (XIII — XVI вв.) и сохранялась до начала XIX в. Икта как форма условного феодального владения была известна и в Делийском султанате; в империи Великих Моголов она называлась джагир.

Имам (на арабском إمام — предводитель) — руководитель коллективной молитвы. Почётный титул крупнейших религиозных авторитетов, основателей мазхабов. Глава мусульманской общины.

Иман (на арабском إيمان‎‎ — вера) — убеждение включающее в себя веру в Аллаха, ангелов, Священные писания, пророков, в Судный день и Предопределение.

Имарет — благотворительное учреждение при мечети.

Инсан камиль (на арабском إنسان كامل‎‎ — совершенный человек) — в суфизме идеал совершенного человека, победившего в себе нафс и достигшего состояния хакика.

Иншикак аль-Камар (на арабском نشقاق القمر‎‎ — раскалывание луны) — раскалывание луны, одно из чудес пророка Мухаммада.

Ирфан (на арабском عرفان) — особый вид сакрального знания о том, каким должен быть истинный мусульманин, и о том, как достичь близости к Аллаху.

Ислам (на арабском إسلام) – покорность.

Исмаилизм (на арабском الإسماعيليون‎‎ — al-Ismā‘īliyyūn, на персидском اسماعیلیان — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII в. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама — главы самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передавался по наследству. В отличие от иснаашаритов (двунадесятников) исмаилиты последовательно признают семь имамов до Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара — Исмаилу, который умер раньше своего отца. В IX в. исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII вв. карматы прекратили существование.

Истиаза (на арабском استعاذة‎‎), Аузубиллах (на арабском أعوذ بالله‎‎) — слова поминания Аллаха, означающие «прибегаю (за помощью) к Аллаху».

Истигфар (на арабском إستغفار‎‎), Астагфируллах (на арабском أستغفر الله‎‎) — слова поминания Аллаха, означающие «прости Аллах».

Истихсан (на арабском استحسان‎‎) — вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали её.

Исра и Мирадж (на арабском إسراء ومعراج‎‎ — путешествие ночью и вознесение) — событие произошедшее с пророком Мухаммедом, во время которого он был перенесён из Мекки в Иерусалим, а затем вознесён на небеса.

Итикаф (на арабском اعتكاف‎‎) — уединение в мечети ради поклонения Аллаху, в течение которого мусульманин не имеет права без уважительной причины покидать мечеть.

Ифтар (на арабском إفطار — разговение) — прием пищи после захода солнца во время поста.

Ихрам (на арабском إحرام‎‎ — посвящение) — особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам.

Ихсан (на арабском احسان‎‎ — хороший), Ихляс (на арабском الإخلاص‎‎ — искренность) — высокая степень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллаха.

Ихшидиды (Икшиды, Акшиды) — одна из династий, царствовавших в Египте и Сирии в период распадения халифата. Родоначальник династии — ферганский тюрок Джефф (умер в 861 г.), служивший в наемном войске халифа Му`тасима. Его сын Тугадж вошел в милость у Хумаравейха, правителя из династии Тулунидов, и был наместником Дамаска и Тивериады. Сын Тугаджа, Мухаммед ибн Тугадж, в 928 г. получил от халифа Муктадира в управление город Рамла, а потом — Дамаск. В 935 г., при халифе Ради Билляхи, он является наместником Египта, Сирии, Месопотамии и Хиджаза; в 939 г. он получает титул «Ихшид» («Акшид» – «князь князей», титул ферганских повелителей). В 940 г. халиф посылает против Ихшида войско. Перевес оказался на стороне Ихшида, но ему пришлось выдержать упорную борьбу с Сейфом ад-Даулой, представителем возвысившейся династии Хамданидов (воцарилась в 937 г. в северной Сирии). По миру 945 г. Месопотамия и часть Сирии отошли к Хамданидам, а остальная часть Сирии — к Ихшидидам. В 945 г. Ихшид умер, и регентом при его малолетнем сыне Абуль-Касиме Онуджуре стал евнух, негр Кафур, талантливый полководец, искусный и коварный политик. В 961 г. умер Онуджур, как подозревают — отравленный регентом. Та же участь постигла Али, его брата и преемника, когда он вздумал спорить с Кафуром (966 г.). После смерти Али владетелем Египта и части Сирии признавался халиф Мути, а управлял ими Кафур. Его раздоры с опекаемыми Ихшидидами подготовили почву для династии Фатимидов. Вдобавок наступил голод и карматы вторглись в Сирию. После смерти Кафура (968 г.) фатимид аль-Муизз ли-Дини-'ллах занял Египет почти без боя, а затем овладел Сирией.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх