Закят (на арабском زكاة, устаревшее زكوة — то, что очищает) — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на распространение ислама и истинных знаний о нем. Закят — один из пяти столпов ислама. Некоторые исследователи рассматривают закят, не опираясь на его религиозную подоплёку, и определяют его в качестве ежегодного налога на имущество мусульман. Важно знать и разделять два понятия: «закят» и «садака». Закят — это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. Саадака (صدقة) — это добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию.
Запретная мечеть (на арабском المسجد الحرام), Аль-Харам (на арабском الحرام) — мечеть в Мекке, на территории которой находится Кааба, первая святыня ислама.
Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённую на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нукватиты. Зейдиты образовались в VIII в. Зейдиты принимают законность халифов Абу Бакра, Омара и Османа, что отличает их от иснаашаритов (двунадесятников) и исмаилитов. От остальных шиитов они отличаются ещё и тем, что отрицают учение о «скрытом имаме». Зейдиты образовали государства Идрисидов (на западе Северной Африки в 789 — 985 гг.), Алавидов (шиитский эмират, базировавшийся в Табаристане (Иран)).
Зикр (на арабском ذکر «поминание») — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Зикр совершается после завершения намаза, во время мавлидов, собраний (маджлисов) или в любое удобное для этого время. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмические движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса). Зикр нередко противопоставляют фикру, то есть «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.
Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины (маджлис аз-зикр).
Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических аятов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.
Зиндик – еретик.
Зиярат (на арабском زِيارة — визит, паломничество) — святое место, место паломничества мусульман.
Зухд — аскетизм.
Ибадат (на арабском عبادة — служение) — поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны всевышнему Аллаху. К поклонению относятся намаз, пост, жертвоприношение, мольба, обет и тому подобное. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.
Ибадиты (абадиты) — течение ислама, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Ибадиты возникли в VII в. в Ираке; получили название по имени Абдаллаха ибн Ибада. Вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе имамат Рустамидов в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X вв.).
Иджма (арабском إجماع — согласие) — единогласное мнение большинства исламских ученых-правоведов.
Иджтихад (арабском اجتهاد — усилие над собой) — достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.
Икамат (арабском إقامة — ) — второй азан, читаемый перед обязательной молитвой.
Икта (на арабском, буквально — надел) – термин, обозначающий условное пожалование земельного надела (типа бенефиция) феодалам в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века. Впервые упоминается в арабских источниках с конца VII в., но распространение получил в VIII — X вв. при Аббасидах. С IX в. икта стали называть также пожалование халифом области в наместничество эмиру, с правом взимания в свою пользу всех или части налогов. Земли икта считались государственными, но фактически уже с IX в. они стали превращаться в условную феодальную частную собственность типа лена. Основное отличие икта от государственных земель заключалось в том, что на государственных землях государство выступало единственным собственником земли и непосредственным (через финансовый аппарат) эксплуататором крестьян, а на землях икта право взимания податей, а также и управление ими перешло к ленникам (мукта). Фонд земель икта очень расширился в государстве Сельджуков (XI — XII вв.) и в монгольском государстве Хулагуидов (XIII — XIV вв.).
Владельцы икта в Иране, Средней Азии и Азербайджане наряду с налоговым иммунитетом приобрели с середины XIV в. и административно-судебный иммунитет. В Египте икта получила наибольшее развитие при Айюбидах (XII — XIII вв.) и мамлюках (XIII — XVI вв.) и сохранялась до начала XIX в. Икта как форма условного феодального владения была известна и в Делийском султанате; в империи Великих Моголов она называлась джагир.
Имам (на арабском إمام — предводитель) — руководитель коллективной молитвы. Почётный титул крупнейших религиозных авторитетов, основателей мазхабов. Глава мусульманской общины.
Иман (на арабском إيمان — вера) — убеждение включающее в себя веру в Аллаха, ангелов, Священные писания, пророков, в Судный день и Предопределение.
Имарет — благотворительное учреждение при мечети.
Инсан камиль (на арабском إنسان كامل — совершенный человек) — в суфизме идеал совершенного человека, победившего в себе нафс и достигшего состояния хакика.
Иншикак аль-Камар (на арабском نشقاق القمر — раскалывание луны) — раскалывание луны, одно из чудес пророка Мухаммада.
Ирфан (на арабском عرفان) — особый вид сакрального знания о том, каким должен быть истинный мусульманин, и о том, как достичь близости к Аллаху.
Ислам (на арабском إسلام) – покорность.
Исмаилизм (на арабском الإسماعيليون — al-Ismā‘īliyyūn, на персидском اسماعیلیان — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII в. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама — главы самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передавался по наследству. В отличие от иснаашаритов (двунадесятников) исмаилиты последовательно признают семь имамов до Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара — Исмаилу, который умер раньше своего отца. В IX в. исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII вв. карматы прекратили существование.
Истиаза (на арабском استعاذة), Аузубиллах (на арабском أعوذ بالله) — слова поминания Аллаха, означающие «прибегаю (за помощью) к Аллаху».
Истигфар (на арабском إستغفار), Астагфируллах (на арабском أستغفر الله) — слова поминания Аллаха, означающие «прости Аллах».
Истихсан (на арабском استحسان) — вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали её.
Исра и Мирадж (на арабском إسراء ومعراج — путешествие ночью и вознесение) — событие произошедшее с пророком Мухаммедом, во время которого он был перенесён из Мекки в Иерусалим, а затем вознесён на небеса.
Итикаф (на арабском اعتكاف) — уединение в мечети ради поклонения Аллаху, в течение которого мусульманин не имеет права без уважительной причины покидать мечеть.
Ифтар (на арабском إفطار — разговение) — прием пищи после захода солнца во время поста.
Ихрам (на арабском إحرام — посвящение) — особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам.
Ихсан (на арабском احسان — хороший), Ихляс (на арабском الإخلاص — искренность) — высокая степень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллаха.
Ихшидиды (Икшиды, Акшиды) — одна из династий, царствовавших в Египте и Сирии в период распадения халифата. Родоначальник династии — ферганский тюрок Джефф (умер в 861 г.), служивший в наемном войске халифа Му`тасима. Его сын Тугадж вошел в милость у Хумаравейха, правителя из династии Тулунидов, и был наместником Дамаска и Тивериады. Сын Тугаджа, Мухаммед ибн Тугадж, в 928 г. получил от халифа Муктадира в управление город Рамла, а потом — Дамаск. В 935 г., при халифе Ради Билляхи, он является наместником Египта, Сирии, Месопотамии и Хиджаза; в 939 г. он получает титул «Ихшид» («Акшид» – «князь князей», титул ферганских повелителей). В 940 г. халиф посылает против Ихшида войско. Перевес оказался на стороне Ихшида, но ему пришлось выдержать упорную борьбу с Сейфом ад-Даулой, представителем возвысившейся династии Хамданидов (воцарилась в 937 г. в северной Сирии). По миру 945 г. Месопотамия и часть Сирии отошли к Хамданидам, а остальная часть Сирии — к Ихшидидам. В 945 г. Ихшид умер, и регентом при его малолетнем сыне Абуль-Касиме Онуджуре стал евнух, негр Кафур, талантливый полководец, искусный и коварный политик. В 961 г. умер Онуджур, как подозревают — отравленный регентом. Та же участь постигла Али, его брата и преемника, когда он вздумал спорить с Кафуром (966 г.). После смерти Али владетелем Египта и части Сирии признавался халиф Мути, а управлял ими Кафур. Его раздоры с опекаемыми Ихшидидами подготовили почву для династии Фатимидов. Вдобавок наступил голод и карматы вторглись в Сирию. После смерти Кафура (968 г.) фатимид аль-Муизз ли-Дини-'ллах занял Египет почти без боя, а затем овладел Сирией.
Запретная мечеть (на арабском المسجد الحرام), Аль-Харам (на арабском الحرام) — мечеть в Мекке, на территории которой находится Кааба, первая святыня ислама.
Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённую на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нукватиты. Зейдиты образовались в VIII в. Зейдиты принимают законность халифов Абу Бакра, Омара и Османа, что отличает их от иснаашаритов (двунадесятников) и исмаилитов. От остальных шиитов они отличаются ещё и тем, что отрицают учение о «скрытом имаме». Зейдиты образовали государства Идрисидов (на западе Северной Африки в 789 — 985 гг.), Алавидов (шиитский эмират, базировавшийся в Табаристане (Иран)).
Зикр (на арабском ذکر «поминание») — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Зикр совершается после завершения намаза, во время мавлидов, собраний (маджлисов) или в любое удобное для этого время. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмические движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса). Зикр нередко противопоставляют фикру, то есть «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.
Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины (маджлис аз-зикр).
Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических аятов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.
Зиндик – еретик.
Зиярат (на арабском زِيارة — визит, паломничество) — святое место, место паломничества мусульман.
Зухд — аскетизм.
Ибадат (на арабском عبادة — служение) — поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны всевышнему Аллаху. К поклонению относятся намаз, пост, жертвоприношение, мольба, обет и тому подобное. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.
Ибадиты (абадиты) — течение ислама, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Ибадиты возникли в VII в. в Ираке; получили название по имени Абдаллаха ибн Ибада. Вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе имамат Рустамидов в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X вв.).
Иджма (арабском إجماع — согласие) — единогласное мнение большинства исламских ученых-правоведов.
Иджтихад (арабском اجتهاد — усилие над собой) — достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.
Икамат (арабском إقامة — ) — второй азан, читаемый перед обязательной молитвой.
Икта (на арабском, буквально — надел) – термин, обозначающий условное пожалование земельного надела (типа бенефиция) феодалам в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века. Впервые упоминается в арабских источниках с конца VII в., но распространение получил в VIII — X вв. при Аббасидах. С IX в. икта стали называть также пожалование халифом области в наместничество эмиру, с правом взимания в свою пользу всех или части налогов. Земли икта считались государственными, но фактически уже с IX в. они стали превращаться в условную феодальную частную собственность типа лена. Основное отличие икта от государственных земель заключалось в том, что на государственных землях государство выступало единственным собственником земли и непосредственным (через финансовый аппарат) эксплуататором крестьян, а на землях икта право взимания податей, а также и управление ими перешло к ленникам (мукта). Фонд земель икта очень расширился в государстве Сельджуков (XI — XII вв.) и в монгольском государстве Хулагуидов (XIII — XIV вв.).
Владельцы икта в Иране, Средней Азии и Азербайджане наряду с налоговым иммунитетом приобрели с середины XIV в. и административно-судебный иммунитет. В Египте икта получила наибольшее развитие при Айюбидах (XII — XIII вв.) и мамлюках (XIII — XVI вв.) и сохранялась до начала XIX в. Икта как форма условного феодального владения была известна и в Делийском султанате; в империи Великих Моголов она называлась джагир.
Имам (на арабском إمام — предводитель) — руководитель коллективной молитвы. Почётный титул крупнейших религиозных авторитетов, основателей мазхабов. Глава мусульманской общины.
Иман (на арабском إيمان — вера) — убеждение включающее в себя веру в Аллаха, ангелов, Священные писания, пророков, в Судный день и Предопределение.
Имарет — благотворительное учреждение при мечети.
Инсан камиль (на арабском إنسان كامل — совершенный человек) — в суфизме идеал совершенного человека, победившего в себе нафс и достигшего состояния хакика.
Иншикак аль-Камар (на арабском نشقاق القمر — раскалывание луны) — раскалывание луны, одно из чудес пророка Мухаммада.
Ирфан (на арабском عرفان) — особый вид сакрального знания о том, каким должен быть истинный мусульманин, и о том, как достичь близости к Аллаху.
Ислам (на арабском إسلام) – покорность.
Исмаилизм (на арабском الإسماعيليون — al-Ismā‘īliyyūn, на персидском اسماعیلیان — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII в. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама — главы самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передавался по наследству. В отличие от иснаашаритов (двунадесятников) исмаилиты последовательно признают семь имамов до Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара — Исмаилу, который умер раньше своего отца. В IX в. исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII вв. карматы прекратили существование.
Истиаза (на арабском استعاذة), Аузубиллах (на арабском أعوذ بالله) — слова поминания Аллаха, означающие «прибегаю (за помощью) к Аллаху».
Истигфар (на арабском إستغفار), Астагфируллах (на арабском أستغفر الله) — слова поминания Аллаха, означающие «прости Аллах».
Истихсан (на арабском استحسان) — вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали её.
Исра и Мирадж (на арабском إسراء ومعراج — путешествие ночью и вознесение) — событие произошедшее с пророком Мухаммедом, во время которого он был перенесён из Мекки в Иерусалим, а затем вознесён на небеса.
Итикаф (на арабском اعتكاف) — уединение в мечети ради поклонения Аллаху, в течение которого мусульманин не имеет права без уважительной причины покидать мечеть.
Ифтар (на арабском إفطار — разговение) — прием пищи после захода солнца во время поста.
Ихрам (на арабском إحرام — посвящение) — особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам.
Ихсан (на арабском احسان — хороший), Ихляс (на арабском الإخلاص — искренность) — высокая степень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллаха.
Ихшидиды (Икшиды, Акшиды) — одна из династий, царствовавших в Египте и Сирии в период распадения халифата. Родоначальник династии — ферганский тюрок Джефф (умер в 861 г.), служивший в наемном войске халифа Му`тасима. Его сын Тугадж вошел в милость у Хумаравейха, правителя из династии Тулунидов, и был наместником Дамаска и Тивериады. Сын Тугаджа, Мухаммед ибн Тугадж, в 928 г. получил от халифа Муктадира в управление город Рамла, а потом — Дамаск. В 935 г., при халифе Ради Билляхи, он является наместником Египта, Сирии, Месопотамии и Хиджаза; в 939 г. он получает титул «Ихшид» («Акшид» – «князь князей», титул ферганских повелителей). В 940 г. халиф посылает против Ихшида войско. Перевес оказался на стороне Ихшида, но ему пришлось выдержать упорную борьбу с Сейфом ад-Даулой, представителем возвысившейся династии Хамданидов (воцарилась в 937 г. в северной Сирии). По миру 945 г. Месопотамия и часть Сирии отошли к Хамданидам, а остальная часть Сирии — к Ихшидидам. В 945 г. Ихшид умер, и регентом при его малолетнем сыне Абуль-Касиме Онуджуре стал евнух, негр Кафур, талантливый полководец, искусный и коварный политик. В 961 г. умер Онуджур, как подозревают — отравленный регентом. Та же участь постигла Али, его брата и преемника, когда он вздумал спорить с Кафуром (966 г.). После смерти Али владетелем Египта и части Сирии признавался халиф Мути, а управлял ими Кафур. Его раздоры с опекаемыми Ихшидидами подготовили почву для династии Фатимидов. Вдобавок наступил голод и карматы вторглись в Сирию. После смерти Кафура (968 г.) фатимид аль-Муизз ли-Дини-'ллах занял Египет почти без боя, а затем овладел Сирией.