Омейяды (Умайяды, Умаййады) — династия халифов, основанная Муавийей в 661 г. В 750 г. их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кордовский халифат).
Печать пророчества (на арабском خاتم الأنبياء — хатам аль-анбия) — последний пророк человечества. Это самая высокая степень пророков и она принадлежит только пророку Мухаммаду.
Праведные халифы (на арабском الخلفاء الراشدون) — четыре первых халифа (Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб).
Расул(ь) (на арабском رسول — посланник) — пророк, который принес книгу (Коран) и закон (шариат).
Риваят (на арабском روايه — версия) — одна из версий хадиса идущая от разных источников.
Рукн, Арканы (на арабском أَرْكَان) — обязательная составная часть совершаемого поклонения.
Сай (на арабском سعى — бег) — семикратное прохождение определенным образом расстояния между холмами Сафа и Марва.
Салават, Салауат (на арабском صلوات) — фраза Салла-ллаху аляйхи ва салам, которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада.
Салафы (на арабском سلف — предшественник) — праведные предшественники жившие в первые 300 лет после хиджры. Поколения жившие с третьего века по наши дни называются халафами (на арабском — последующие).
Салих – праведник.
Сария (на арабском سرية) — военные походы, в которых пророк Мухаммад не принимал личного участия.
Сах (на арабском صاعُ) — мера веса, в количестве которого каждый мусульманин выплачивает закят продуктами питания.
Сахабы, Сахаба (на арабском الصحابة— друг), Асхабы (на арабском الصحابة) — сподвижники пророка Мухаммада, его современники, которые видели пророка и уверовали в него. Посредством сахабов людям был передан Коран, а также стали известны факты жизни пророка (сунна). Сахаб Абу Бакр стал халифом.
Сеиды (на арабском سادة) — потомки пророка Мухаммада от его внука Хусейна.
Сельджуки (на туркменском Seljuklar, на азербайджанском Səlcuqlar, на персидском سلجوقیان Saljükiyan, на курдском Selçûqî, на турецком Selçuklular, на арабском سلاجقة Saljük, el Salajika) — ветвь огузов, из племени кынык, которые, подобно туркменам, османам, гагаузам и азербайджанцам принадлежат к западным тюркам. Имя получили от главного вождя своей орды, Сельджука, поселившегося, по преданию, в 955 г. в Дженде на Сыр-Дарье; его внуками были завоеватели Торгул-бек и Чагрыл-бек.
Сира (от арабского سيرة) — термин, обозначающий различные традиционные мусульманские жизнеописания пророка Мухаммеда, являющиеся источником наиболее историчной информации о его жизни и о раннем периоде ислама.
Сихах-Сита (на арабском الصحاح الستة — шесть Сахихов) — шесть достоверных сборники хадисов, составленные аль-Бухари, Муслимом, Абу Давудом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и имамом Ибн-Маджа.
Сицилийский эмират (на арабском إمارة صقلية Imaratu Saqqaliyya) — мусульманское государство, существовавшее на острове Сицилия с 965 по 1072 гг.
Соблюдающий мусульманин (на арабском مسلم ملتزم — практикующий мусульманин) — мусульманин, выполняющий все столпы ислама (намаз и другие) и практикующий исламские религиозные обряды.
Суджуд (на арабском السُّجُود — земной поклон) — земной поклон в намазе.
Сулук (на арабском طريقة) — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (ишане).
Сунна (на арабском سنة) в переводе означает путь, дорога. В исламском законодательстве под сунной имеют ввиду высказывания и действия пророка Мухаммада, то есть жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Второе значение сунны — это дела, совершение которых желательно, но не обязательно. Обязанности, которые по преданию выполнял пророк Мухаммад (меиб). Сунна состоит из двух частей:
Сунниты (от арабского أهل السنة Ахль ас-Сунна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв. Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (алимы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.
Суфизм (также суфийский ислам или тасаввуф (на арабском تصوف), предположительно от арабского «суф» (на арабском صوف) — шерсть) — мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов постижения человеком Бога. Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духа (рух). После эпохи пророка Мухаммеда исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Это направление, получило название тасаввуф (суфизм). Суфизм – это путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя). Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая, согласно канонам, восходит к пророку Мухаммеду. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату). Согласно Аль-Газали, критерием истинного суфизма является отсутствие противоречий с Кораном и сунной пророка Мухаммада. Традиционно историю данного течения делят на четыре периода:
- VIII — конец IX в. — становление учения. В это время происходит выделение сторонников исламского аскетизма в отдельное религиозно-философское учение.
- X — конец XII в. — зарождение основных мистических школ, продолжение оформления учения.
- XIII — XV в. — возникновение «братств» или «суфийских орденов».
Суфиями, мусульмане называли отшельников и аскетов.
Печать пророчества (на арабском خاتم الأنبياء — хатам аль-анбия) — последний пророк человечества. Это самая высокая степень пророков и она принадлежит только пророку Мухаммаду.
Праведные халифы (на арабском الخلفاء الراشدون) — четыре первых халифа (Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб).
Расул(ь) (на арабском رسول — посланник) — пророк, который принес книгу (Коран) и закон (шариат).
Риваят (на арабском روايه — версия) — одна из версий хадиса идущая от разных источников.
Рукн, Арканы (на арабском أَرْكَان) — обязательная составная часть совершаемого поклонения.
Сай (на арабском سعى — бег) — семикратное прохождение определенным образом расстояния между холмами Сафа и Марва.
Салават, Салауат (на арабском صلوات) — фраза Салла-ллаху аляйхи ва салам, которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада.
Салафы (на арабском سلف — предшественник) — праведные предшественники жившие в первые 300 лет после хиджры. Поколения жившие с третьего века по наши дни называются халафами (на арабском — последующие).
Салих – праведник.
Сария (на арабском سرية) — военные походы, в которых пророк Мухаммад не принимал личного участия.
Сах (на арабском صاعُ) — мера веса, в количестве которого каждый мусульманин выплачивает закят продуктами питания.
Сахабы, Сахаба (на арабском الصحابة— друг), Асхабы (на арабском الصحابة) — сподвижники пророка Мухаммада, его современники, которые видели пророка и уверовали в него. Посредством сахабов людям был передан Коран, а также стали известны факты жизни пророка (сунна). Сахаб Абу Бакр стал халифом.
Сеиды (на арабском سادة) — потомки пророка Мухаммада от его внука Хусейна.
Сельджуки (на туркменском Seljuklar, на азербайджанском Səlcuqlar, на персидском سلجوقیان Saljükiyan, на курдском Selçûqî, на турецком Selçuklular, на арабском سلاجقة Saljük, el Salajika) — ветвь огузов, из племени кынык, которые, подобно туркменам, османам, гагаузам и азербайджанцам принадлежат к западным тюркам. Имя получили от главного вождя своей орды, Сельджука, поселившегося, по преданию, в 955 г. в Дженде на Сыр-Дарье; его внуками были завоеватели Торгул-бек и Чагрыл-бек.
Сира (от арабского سيرة) — термин, обозначающий различные традиционные мусульманские жизнеописания пророка Мухаммеда, являющиеся источником наиболее историчной информации о его жизни и о раннем периоде ислама.
Сихах-Сита (на арабском الصحاح الستة — шесть Сахихов) — шесть достоверных сборники хадисов, составленные аль-Бухари, Муслимом, Абу Давудом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и имамом Ибн-Маджа.
Сицилийский эмират (на арабском إمارة صقلية Imaratu Saqqaliyya) — мусульманское государство, существовавшее на острове Сицилия с 965 по 1072 гг.
Соблюдающий мусульманин (на арабском مسلم ملتزم — практикующий мусульманин) — мусульманин, выполняющий все столпы ислама (намаз и другие) и практикующий исламские религиозные обряды.
Суджуд (на арабском السُّجُود — земной поклон) — земной поклон в намазе.
Сулук (на арабском طريقة) — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (ишане).
Сунна (на арабском سنة) в переводе означает путь, дорога. В исламском законодательстве под сунной имеют ввиду высказывания и действия пророка Мухаммада, то есть жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком, то есть хадисы. Сунна является вторым источником шариата после Корана. Сунниты и шииты считают сунны столь же боговдохновенными, как и Коран. Второе значение сунны — это дела, совершение которых желательно, но не обязательно. Обязанности, которые по преданию выполнял пророк Мухаммад (меиб). Сунна состоит из двух частей:
- правила, которые требуется исполнять постоянно, пропуская лишь в крайне редких случаях. Например «сунна» утреннего, первая и вторая «сунна» полуденного, «сунна» вечернего и вторая «сунна» ночного намазов;
- правила, выполняемые непостоянно. Например, «сунна» послеполуденной молитвы и первая «сунна» ночной молитвы.
Сунниты (от арабского أهل السنة Ахль ас-Сунна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв. Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (алимы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.
Суфизм (также суфийский ислам или тасаввуф (на арабском تصوف), предположительно от арабского «суф» (на арабском صوف) — шерсть) — мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов постижения человеком Бога. Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духа (рух). После эпохи пророка Мухаммеда исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Это направление, получило название тасаввуф (суфизм). Суфизм – это путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя). Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая, согласно канонам, восходит к пророку Мухаммеду. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату). Согласно Аль-Газали, критерием истинного суфизма является отсутствие противоречий с Кораном и сунной пророка Мухаммада. Традиционно историю данного течения делят на четыре периода:
- VIII — конец IX в. — становление учения. В это время происходит выделение сторонников исламского аскетизма в отдельное религиозно-философское учение.
- X — конец XII в. — зарождение основных мистических школ, продолжение оформления учения.
- XIII — XV в. — возникновение «братств» или «суфийских орденов».
Суфиями, мусульмане называли отшельников и аскетов.