Тезаурус. История арабов в эпоху средневековья. Часть VI

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Таба-табиины (на арабском تابع التابعين‎‎ — после табиинов) — ученики табиинов, которые никогда не видели сподвижников пророка Мухаммеда.

Табиин (на арабском تابعین‎‎ — последователь), табиун (на арабском تابعون‎‎) — мусульманин, живший во времена пророка Мухаммеда, но не видевший его лично, либо тот, кто видел и общался со сподвижниками пророка Мухаммеда.

Таваф (на арабском طواف‎‎ — обход вокруг) — ритуальный обход против часовой стрелки вокруг Каабы и Хиджр Исмаила во время хаджа.

Таввакуль — полагание на волю Аллаха.

Такбир (на арабском تكبير‎‎), Аллаху Акбар (на арабском ﷲ اكبر‎‎) — слова поминания Аллаха, означающие «Аллах величайший».

Такфир (на арабском تكفير‎‎) — обвинение в неверии (куфре).

Тальбия (на арабском التلبية) — молитва, повторяемая многократно паломниками во время всего хаджа.

Тарикат (на арабском طريقه‎‎), Сулук — путь познания бога, синоним суфийского братства (ордена). Суфизм допускает множество таких путей и братств. Тарикатом также называют этап духовного совершенствования, следующий за шариатом и предшествующий хакике. Предполагается, что суфия ведёт по пути шейх, который имеет духовных учителей восходящих к временам пророка Мухаммада. При вступлении на путь у части суфийских орденов существовал обряд инициации. Адепт должен был произнести бай’а, клятву верности, и ему вручалась хирка, суфийское облачение. Основная часть церемонии состояла в том, что ученик вкладывал руку в руку шейха, таким образом происходила передача барака (благодати). Другая важная часть — дарование тадж (дервишского колпака).
Тарикат не призывает ни к чему иному, кроме поклонения Всевышнему.

Тасбих (на арабском تسبيح‎‎), Субханаллах (на арабском سبحان الله‎‎) — слова поминания Аллаха, означающие «Свят Аллах».

Таслим (на арабском تسليم‎‎), Ассаламу алайкум ва рахматуллах (на арабском السلام عليكم ورحمة الله‎‎) — форма приветствия мусульман, которое означает: «Мир вам и милость Аллаха». Произносится в конце намаза.

Таухид (на арабском توحيد) – единобожие.

Таффакур — безмолвная молитва (некоторые суфии таффакур практикуют наравне с зикром).

Тахарат (на арабском طهارة‎‎ — очищение, омовение) — ритуальное очищение, включающее в себя малое омовение (вуду на арабском وضوء‎‎ — омовение) и ритуальное купание (гусль на арабском غسل‎‎ — купание).

Тахлиль (на арабском تهليل‎‎), Ля иляха илля ллах (на арабском لا إله إلا الله‎‎) — слова поминания Аллаха, означающие «нет Бога кроме Аллаха».

Тахмид (на арабском تحميد‎‎), Альхамдулиллах (арабском الحمد لله‎‎) — слова поминания Аллаха, означающие «хвала Аллаху».

Ташрик (на арабском أيام التشريق‎‎ — дни ташрик) — одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое числа месяца зу-ль-хиджжа, когда мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают Аллаха.

Тулуниды — первая фактически независимая от халифата египетская династия, предшественница Ихшидов, названная по имени тюркского раба Тулуна, который был прислан саманидским правителем Бухары в подарок халифу аль-Ма’муну и сумел добиться высокой придворной должности. В этой должности ему наследовал его сын Ахмед (855 г.), который в 868 г. был назначен наместником Египта; там он скоро добился самостоятельности. В 878 г. халиф позволил ему включить в свои владения Сирию; обе провинции остались в руках династии Тулунидов до конца её существования (905 г.). Члены династии:
- Ахмед (868 — 884 гг.);
- Хумаравейх (884 — 895 гг.);
- Джейш (895 — 896 гг.), а потом его брат Харун (896 — 904 гг.);
- Шейбан ибн-Ахмед (904 — 905).
Тулуниды славились своими общественными постройками и роскошью своей столицы Катай, лежавшей между Фостатом и позднее возвысившимся Каиром.

Убейдаллах (873 — 934) — основатель Фатимидского халифата.

Удхия (на арабском التضحية‎‎ — жертва) — жертвоприношение, приносимое мусульманами в дни жертвоприношения.

Улю-ль-азм (на арабском أولو العزم‎‎ — твердость, стойкость, решимость) — определение, данное пророкам из-за их бесстрашия перед выполнением данных им обязанностей и ответственности в деле донесения до людей основ ислама. Носителями звания Уль уль-Азм являются пророки: Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад.

Умар ибн аль-Хаттаб, Омар ибн Хаттаб (на арабском عمر ابن الخطاب‎‎ — `Umar ibn al-Khattāb; 581 — 3 ноября 644 гг.) — второй халиф (с 634 г.).

Умма (на арабском أمة‎‎) — слово, означающее «сообщество» или «нация». В исламе, слово умма обозначает сообщество верующих (уммат аль-му’минин), то есть весь исламский мир. Фраза умма вахида («одно сообщество») в Коране обозначает объединённый арабский мир.

Ураза (на тюркском ураза), Саум (на арабском صوم‎‎) — пост, предписанный в месяце Рамадан.

Ураза-байрам, Ид аль-Фитр (на арабском عيد الفطر‎‎) — праздник разговения, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан.

Урф или адат – традиционно распространённые мнения, обычаи.

Усман ибн Аффан, Осман ибн Аффан (на арабском عثمان بن عفان‎ — ‘Uthmān ibn ‘Affān; 574 — 20 июня 656 гг.) — один из сподвижников Мухаммада и третий арабский халиф (с 644 г.). При Усмане была завершена кодификация Корана. Сунниты рассматривают его как одного из четырех праведных халифов, наряду с Абу Бакром, Умаром и Али. Шииты считают его узурпатором.

Фаджир – грешник.

Факих (на арабском فقيه — юрист) — учёный в области мусульманского права.

Факр — проповедь бедности.

Фатима (614 — 632 гг.) — в исламской истории дочь пророка Мухаммеда от его первой жены Хадиджи.

Фетва, Фатуа (на арабском فتوى‎‎ — заключение) — решение муфтия о соответствии того или иного действия, явления Корану и Шариату.

Фикх (на арабском فقه — «понимание», «знание») представляет собой мусульманское законоведение, которое нераздельно связано с богословием и основано на изучении Корана, сунны, иджма и кияса. Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»). Для обозначения мусульманского права некоторые исследователи пользуются терминами «фикх» и «шариат» как синонимами. Согласно другому взгляду, шариат — мусульманское право в широком смысле, источник фикха; фикх же составляет нормативно-правовую часть шариата, рассматривает, в основном, вопросы норм поведения мусульман в обществе, а также обязанностей верующего перед богом. На основе фикха решаются вопросы соблюдения мусульманских ритуалов, морали и социального поведения. Но бывает, что сунна не может внести полной ясности в разрешение вопросов, которые возникают у верующих. Тогда факихи прибегают к другим, вспомогательным источникам права. Речь идёт о суждениях по аналогии (кияс) и сложившихся мнениях исламских авторитетов (иджма).

Фитна (на арабском فتنة) – смута.

Хадж (на арабском حج‎‎ — паломничество), Умра (на арабском عمرة‎‎ — посещение, визит) — паломничество в Мекку.

Хадиджа бинт Хувайлид (на арабском خديجة بنت خويلد‎‎, 555 — 619 гг.) — первая и до своей смерти единственная жена основателя ислама пророка Мухаммада, остальных жён Мухаммад брал уже после её смерти. Богатая вдова (богатство ей досталось от второго умершего мужа), была женщиной высокой, умной, белокожей, очень красивой и решительной, и никому до встречи с Мухаммадом не позволяла распоряжаться своими имуществом и судьбой. Она обладала безупречным (для мусульманки) характером.

Хадис (на арабском الحديث‎‎ — сообщение), Хабар (на арабском خبار‎‎) — изречение (кауль), одобрение (такрир) или действие (филь) Мухаммада, сумма которых образует сунну и является авторитетной для мусульман-суннитов. Хадисы переданы посредством сподвижников пророка. Хадисы являются одной из основ шариата. Рассказ, содержащий слова пророке Мухаммеда или описывающий его жизнь и деяния, переданный через учёных-мухаддисов.

Хадья (на арабском الْهَدْيُ‎‎ — жертва) — жертвоприношение, приносимое паломниками в дни жертвоприношения.

Хакика (на арабском حقيقة‎‎ от хакк — истина) — в суфизме финал духовного самосовершенствования, означающий полное освобождение от куфта и ясное умозрение гайба. Аналог состояния просветления в индо-буддийской традиции.

Хакикат (на арабском حقيقة ‎‎– истина) — полное постижение Божественной истины.

1681493292167.png
Халиф (на арабском خليفة‎‎ — Khalīfah, наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Слово «халифат» означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (630 – 1258 гг.), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама. Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа. Для Омейядов и Аббасидов халиф — это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам.
1681493318353.png
Мамлюкский султанат к 1279 г.

Сунниты — полагают, что халифом может стать любой мусульманин, член мусульманской общины, независимо от расового, национального, социального и любого иного, не связанного с вероисповеданием, положения. Лицо также обязано быть компетентно в вопросах, связанных с государственным управлением. Для избрания халифа хватает проведенного внутри общины простого открытого голосования (то есть вносится ряд предложений о достойных кандидатурах, доказавших в обществе свои необходимые навыки в деле управления, права, и избирается халиф большинством голосов). Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть — имамат. Шииты признают законными имамами потомков Али, двоюродного брата Мухаммада и мужа его дочери Фатимы, исключая, таким образом, всех суннитских халифов (Омейядов), кроме собственно самого Али, которого сунниты признают четвертым праведным халифом.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх