Тонкие и толстые вопросы
Приём «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, или на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, или при размышлении/рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Толстые ? | Тонкие ? |
Дайте три факта, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ? Какие события показывают, что … ? Какие последствия имели …? Как Вы думаете, зачем … ? | Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? |
По ходу работы с таблицей учителем для учеников в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (например: в каком году произошла Куликовская битва?, Кто автор рассказа «Слово о законе и благодати»?). В левой колонке – вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
Проиллюстрируем этот прием на примере фрагмента урока по истории средних веков «Возникновение средневековых городов». На стадии рефлексии (рефлексия является особенным качеством, присущим только человеку; мы обладаем способностью оценивать свои поступки и происходящие вокруг нас процессы) после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:
Толстые ? | Тонкие ? |
Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов? В чем различие между городом и деревней? Как был защищен средневековый город? С чем связан быстрый рост городов в Европе в Х – Х1 вв? | Когда в Европе стало быстро увеличиваться количество городов? Кто были первыми жителями городов? Перечислите крупнейшие города средневековой Европы. Были ли средневековые города центрами торговли? |