Февраль 1917 г.. и его последствия глазами современников

zhuhray fg

.
Команда форума
Февраль 1917 г. и его последствия глазами современников
Массовые выступления петроградских рабочих и солдат, произошедшие в феврале-марте 1917 г., заставили отречься от престола Николая II. Как же развивались события?
image001.jpg
Летом 1915 г., став свидетелями «великого отступления» русских армий из занятых в предыдущем году районов Австро-Венгрии, Восточной Пруссии, а также из польских и прибалтийских губерний Российской империи, многие приветствовали создание Прогрессивного блока в IV Государственной думе, увидев в нем «правительства народного доверия» и последующем сломе «самодержавно-бюрократического режима» единственную панацею от всех бед воюющей России.
Современник тех событий, В.П. Кравков писал в своём дневнике 31 декабря 1916 г. (13 января 1917 г.): «Последний день проклятого года. Прочитал на досуге литературу по истории французской революции. Как много похожего на переживаемый теперь кавардак во внутренней политической жизни России! Прогрессивный распад предержащей власти продолжается. Самодержавие в безумном ослеплении своих помазаннических привилегий лишилось последней доли понимания не только общественных, но и своих личных интересов: закусивши удила, оно для настоящего наисерьёзнейшего момента, переживаемого Россией, не измыслило ничего лучшего, как ответить на предъявленные патриотические требования представителей народных удовлетворением их «совсем наоборот». Какое презрение и небрежение к страдальческим крикам угнетенной общественности!»
В январе 1917 г., побывав по делам службы в столице империи, В.П. Кравков отмечал: «Магазины и лавки в Петрограде, как и в Москве, полны всякой снедью, бакалеей и мануфактурой; всего можно купить – имей только больше денег. Дороговизна такая же ужасающая. По адресу «тёмных сил» и творящегося озорства в сферах все настроены возбуждённо и озлобленно, можно сказать, революционно. Жаждут с нетерпением все дворцового переворота; довольно открыто все сообщают друг другу, что готовится повторение сербской истории с Александром и Драгой (имеются в виду король и королева Сербии, убитые в 1903 г. группой офицеров-заговорщиков); с удовольствием это все смакуют. Впечатление всё-таки получается такое, что каждый негодующий ходит пока лишь с кукишем в кармане, без особенного желания проявить свою волю к действию, и надеется, что всё, что нужно, сделает за него кто-то другой, а не сам он».
Несмотря на то что автор воспоминаний довольно верно диагностировал революционную ситуацию в стране, февральские события 1917 г. стали для него (и большинства россиян) полной неожиданностью.
2 (15) марта 1917 г., когда обе российские столицы уже праздновали победу революции, на фронте ни о чём ещё не догадывались. Очевидец записывал: «Беседовал с наштакор по поводу странной телеграммы из (штаба) фронта с обращением к солдатам по поводу происшедших событий в Петрограде. По всему видно, что события имели грандиозный характер, что заставили так растеряться и штаб фронта, и штаб армии, чтобы сломать такого большого дурака посылкой столь опрометчиво-легкомысленной телеграммы. Quem Deus decipi vult – dementat (кого бог хочет обмануть – лишает разума). Телеграмму эту, могущую служить интересным историческим документом, приказано сжечь при особой комиссии! С целью смягчить содержание этой знаменитой телеграммы ночью пришла новая, пояснительная, что-де убитых в Петрограде было всего лишь двое, а раненых десять человек! В связи с событиями в Петрограде стоит, очевидно, и назначение бывшего главнокомандующего Юго-Западным фронтом Николая Иудовича Иванова чем-то вроде диктатора, которому должны подчиняться все министры ... В «Армейском вестнике», которого не читаю, говорят, имеется известие, что Государственная дума распущена».
Даже 3 (16) марта 1917 г. в армии ещё не осознавали всего масштаба происходящего и продолжали жить при «старом режиме», историческая судьба которого уже решилась. Достоверной информацией не владел никто, но какие-то отрывочные сведения с упоминанием новых политических реалий уже циркулировали. Один из офицеров гарнизона свидетельствует: «Вечером распространились между офицерством слухи, что в Петрограде образовалось Временное правительство, во главе его поставлен Родзянко, что rex (царь) отказался от престола, Протопопов ранен, что расстреливать мирных жителей в Петрограде войска отказались, а усердствовали в этом отношении лишь казачки наши да утирающая слёзы жандармерия. 26 и 27 февраля почти все газеты, кроме рептильных, не выходили. Без крутого переворота не жду я никакого облегчения для страждущей Руси, а в ней ещё так много инертных, невежественных, могущих только быть в роли слепого орудия у всякого случайного гипнотизёра сгноённых вековым гнётом рабов! ..»
Ситуация прояснилась лишь 4 (17) марта ...

image005.jpg
image007.jpg
12 (26) марта солдаты и офицеры армии принесли присягу Временному правительству «… после принятия присяги новому правительству устроили неописуемую по проявленному душевному восторгу манифестацию: все явились с красными розетками и ленточками, с красными флагами и аншлагами, на которых красовались золотые слова: «братство», «свобода», «равенство» ...».
Однако Временное правительство нашло серьёзного и опасного соперника в лице Петросовета, быстро начавшего выстраивать альтернативную вертикаль власти. Отмечая это, участник тех событий с тревогой записывал: «Смущает меня и поведение Совета рабочих депутатов, явившегося каким-то государством в государстве и держащегося довольно обособленно от «благоверного» Временного правительства: уж больно пафосно он тянет весы на почти исключительно интересы одного только пролетариата, совершенно игнорируя интересы других классов, чем не может не вносить в общее дело любви и свободы смуту раздора и не содействовать поправению большой группы лиц прогрессивного направления; боюсь я «грядущего хама»! <…> Удручает меня безбрежная распоясанность и претенциозность большевистских органов вроде безумно буйствующих «Правды», «Социал-демократа» и т.п., которая представляет большую угрозу с таким трудом завоёванной нами прекрасной свободе и провоцирует возвращение азиатского порядка вещей со всеми скорпионами и прочими атрибутами лютой реакции. Очень страдаю в предвидении, что эти могильщики приведут Россию к разбитому корыту! Эти разнузданные скоты нагло призывают к неповиновению «буржуазно-дворянскому Временному правительству».

image009.jpg
image011.jpg
Тем временем последовал и печально знаменитый приказ № 1 Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, преследовавший цели демократизации армии, нанёс смертельный удар по воинской дисциплине. Масштабы неповиновения командованию стали нарастать как снежный ком. «Армии как боевой, сплочённой единицы нет, а существует вместо неё какой-то сплошной «солдатский совет»! Вернее, разбитые в тысячах групп отдельные солдатские советы ... Какая гримаса действительности, что царская армия оказалась могущественнее свободной армии революционной России! В занятых войсками районах с каждым днём растут случаи грабежей и убийств мирных жителей; особенно страдают несчастные еврейские семьи …».
image013.jpg
Глава Временного правительства Александр Керенский (справа) на фронте, июль 1917 г.
Спасти таявший на глазах авторитет Временного правительства могло только успешное наступление на фронте, но поражённая бациллой разложения армия не была уже способна ни на что. Но! Произошел провал летнего наступления «революционных» русских войск на Юго-Западном фронте: «Газеты всё продолжают сообщать о неудержимом бегстве «самой свободной армии в мире», причём, как пишут, многие бегут, крича: «Караул!» Какое небывалое и горькое позорище!».
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх