Филиппинские острова. Общий обзор

zhuhray fg

.
Команда форума
Филиппинские острова. Общий обзор

Географически Филиппины – это часть островного мира Юго-Восточной Азии. Но, будучи восточной и исторически периферийной его частью, Филиппинский архипелаг развивался более медленными темпами, что не преминуло сказаться на результатах: к моменту вторжения испанцев на Филиппины в XVI в. только небольшая часть населения островов начала переходить от первобытности к ранним государственным образованиям.
Население Филиппин в принципе комплектовалось из тех же компонентов, что и остальной островной мир: на древний негро-австралоидный «остов» во II – I тысячелетиях до н. э. «волнами» наслаивались аустронезийцы южномонголоидного типа. Но «набегали» эти волны не сушей через Малайю, как это было на западе, а морем, порой через Тайвань, причём, всё из того же Южного Китая.
С рубежа нашей эры, когда Малайя и Индонезия в её западной части были уже индианизированы, индо-буддийская культура стала понемногу проникать и на восток, в том числе и на Филиппины. Культурные контакты, однако, шли крайне медленными темпами. Связи с буддийской Шривиджайей, а позже с индуистской культурой Маджапахита сыграли определённую роль в развитии местного населения, но больших результатов на дали. Быть может, большее значение в этом смысле имела исторически новая китайская миграция: в конце I тысячелетия на Филиппины стали прибывать китайцы, но уже не те южнокитайские племена юэ, которые тысячелетием или двумя ранее сыграли роль одного из компонентов местного населения, а жители высокоразвитой империи, несшие с собой многогранную и яркую культуру. Археологические данные, в частности, свидетельствуют о том, что в начале нашего тысячелетия материальная и духовная культура местного населения находилась под сильным влиянием, как Индии, так и Китая. С XIV в. через южные острова на Филиппины стал проникать и ислам, причём именно проникновение ислама способствовало возникновению здесь первых очагов государственности.
Зафиксированные испанцами в XVI в. данные позволяют, хотя и фрагментарно, проследить этот процесс. На островах существовали общины – балангаи, власть в которых принадлежала старейшинам. Средний размер общины 30 – 100 семей, но были и более крупные, до 1000 – 2000. Наиболее развитые из них вели войны с соседями, причём, в случае удачи, вчерашний общинный старейшина становился правителем надобщинного протогосударства. Вожди такого рода вначале именовались преимущественно индийскими терминами, чаще всего раджа, иногда – дато.
В XV и начале XVI вв., когда португальцы изгнали из Малакки султана и его родню, часть их мигрировала на восток и достигла Филиппин. На юге архипелага население стало быстро исламизироваться, а первые государственные образования принимали форму султанатов, что в это время было уже обычным для всего островного мира региона, включая Малайю и Индонезию. По характеру ранние султанаты были ещё очень примитивными: вокруг вождя (султана), выборного либо уже наследственного, группировались социальные верхи, благородные, которые жили за счёт редистрибуции дохода (ренты-налога) с общин и труда разных зависимых категорий, из числа как пленных и чужаков, так и разорившихся общинников. Вся эта форма социально-политической организации уже в 1433 г. была зафиксирована в судебнике, определявшем наказания за различные проступки в зависимости от социального статуса человека. Земля находилась в верховном владении правителя (султана, раджи, дато), выступавшего в функции субъекта власти-собственности и наделявшего землями тех, кому он считал нужным их дать. У некоторых народов под западным влиянием возникали и свои формы письменности на южноиндийской графической основе.

image002.jpg
Памятник Лапу-Лапу
Экспедиция Магеллана (Фернан (Фернандо) Магеллан (Магальяйнш)), бросившая якоря на острове Себу в 1521 г. на пути к Молуккским островам, привела к открытию и освоению архипелага испанцами. Хотя, первая попытка подчинить местных правителей и прочно обосноваться здесь была для испанцев – неудачной (сам Магеллан погиб на Себу (27 апреля 1521 г., остров Мактан), а его победитель Лапу-Лапу (Силапулапу) до наших дней почитается как первый герой в борьбе за независимость). Произошло следующее. Впечатлённый силой и оружием испанцев, властитель острова раджа Хумабон соглашается перейти под покровительство испанского короля и крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, представители знати и простые островитяне. Покровительствуя Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей. Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу противился новым порядкам и не собирался отдавать власть Хумабону. Магеллан организовал против него военную экспедицию и погиб в бою.
Но эта попытка не пропала даром: уже в середине XVI в. испанцы достаточно уверенно чувствовали себя на архипелаге, который в 1542 г. был назван ими в честь принца Филиппа, будущего короля Филиппа II.
Успешные завоевания и освоение новых районов, в частности создание порта Манила в 1570 г., привели к тому, что в конце XVI в. испанцы не только были полными хозяевами на севере и в центре архипелага, но и успешно христианизировали население захваченных ими районов. Только мусульманский юг, «страна Моро» (мавров), как называли его испанцы, оставался мятежной периферией вплоть до XIX в., да и после этого (даже в наши дни), он отличается от других частей Филиппин.
Христианизированные и испанизированные части архипелага мало чем отличались от латинизированной испанцами приблизительно тогда же Америки. Те же наместники короля и губернаторы провинций, опиравшиеся на аппарат чиновников и богатые слои испанских колонизаторов. Та же всесильная католическая церковь с её неистовыми монахами-миссионерами различных орденов и в целом послушная им паства. Правда, методы завоевания и поддержания порядка здесь были менее жестокими: на Филиппинах не было золота, разжигавшего страсти конкистадоров. А для освоения страны нужны были люди, а их следовало беречь (в XVII в. население архипелага составляло около 500000 человек, из них около 1 % испанцев).
Система управления на первых порах тоже формировалась по общему для латиноамериканских колоний образцу: на Филиппинах было создано около 270 участков, переданных в энкомиенду (своего рода опека) испанским колонистам, как частным лицам из числа влиятельных землевладельцев, так и монашеским орденам либо короне. Попечитель-энкомендеро обычно собирал с вверенного его опеке населения при посредстве старост общин фиксированный налог, трибуто, и требовал от крестьян выполнения различных повинностей. Возглавляемое старейшинами-касиками население подчас бунтовало против новых порядков, но безуспешно. В начале XVII в. по настоянию католической церкви система энкомиенд была отменена и заменена сбором трибуто и иных налогов непосредственно в пользу королевской казны.
Торговля между Филиппинами и Испанией была ограниченной, зато в азиатской торговле архипелаг занимал всё более заметное место, прежде всего благодаря китайским мигрантам – хуацяо, число которых всё возрастало (в конце XVI в. их колония в Маниле насчитывала 10000, в начале XVII в. – уже 25000 человек). Китайцы со временем фактически почти монополизировали всю азиатскую торговлю, что и неудивительно: богатые испанцы были к торговому делу высокомерно равнодушны, а местное население недостаточно для этого подготовлено. Следует, однако, заметить, что китайских торговцев не любили ни те, ни другие, хотя и обойтись без их посредничества уже не могли. Налоги и пошлины китайцы обычно платили вдвое большие, чем другие торговцы.
В XVII в. сложные международные обстоятельства, в том числе войны в Европе, оказали своё воздействие на судьбы Филиппин, подвергавшихся вторжению со стороны то голландцев, то англичан. Заметное ослабление Испании по сравнению с другими колониальными державами вело и к замедлению темпов развития архипелага. Колониальный режим не нёс стране даже того, что было в некоторых других колониях, как например, в Индии, – пусть и мучительного, но все же достаточно быстрого экономического развития. Напротив, усиливалась примитивная докапиталистическая эксплуатация населения: на государственной барщине каждый местный житель обязан был отработать 40 дней в году.
Пытаясь как-то реализовать свои колониальные потребности, а условиях энергично развивавшегося мирового колониального хозяйства, испанцы стали вводить на Филиппинах плантационную монокультуру табака, выращивание и торговля которым были государственной монополией (на этих-то плантациях в порядке отбывания повинностей и трудились местные жители).
Правда, одновременно несколько усилились и частные торговые связи архипелага с метрополией. Однако вплоть до конца XVIII в. это не вело к сколько-нибудь заметному экономическому развитию Филиппин. Практически только с начала XIX в., когда в Испании появилась своя энергичная буржуазия, и правительство уже не могло противостоять экономическому вторжению на архипелаг капитала из других стран, королевская монополия на табак и торговлю были отменены, и стало развиваться частнокапиталистическое колониальное хозяйство. На Филиппинах начали выращивать сахарный тростник, пеньку, индиго. Стала постепенно формироваться собственная национальная буржуазия, в основном из китайцев и метисов китайского происхождения. Начало формироваться и национальное самосознание филиппинцев, проявлявшееся в их стремлении добиться формального равенства в правах с испанцами.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх