Философия Августина Аврелия (Блаженного) – западная патристика

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1678266347483.png
1678266365806.png
Блаженный Августин (Augustinus; полное имя Аврелий Августин) является одним из самых известных и почитаемых святых среди христиан. На его мысли до сих пор опираются пасторы церкви, считая изречения угодника кладезем мудрости и образцом истиной веры. Одно из величайших мировых литературных творений «Исповедь», созданная Августином, является перлом писательской и богословской мудрости. В ней автор находит ответы на вечные вопросы, которые мучают человечество на протяжении всего существования.
Величие Августина заключается в осуществленном им синтезе христианства и классической образованности. Он преподавал, критиковал и приспосабливал для новых нужд «свободные науки» своего времени, ставя их на службу христианской теологии. Его теология в своей основе была библейской и подкреплялась невероятной памятью на сотни текстов. Взяв девизом слова: «Покуда не уверуете, не уразумеете», – он поверял авторитетом Св. Писания и проблемы современного ему общества, и глубины собственного духовного опыта. Из Писания он заимствует, в качестве основания для своего учения, идею милосердной любви (caritas), увенчивающей иерархию человеческих чувств и придающей окончательный смысл всем выразительным средствам языка и мышления. В своём труде «О Граде Божьем» он рассматривает социальные и политические проблемы: Град земной – воплощение эгоистической любви человека к себе, Град Божий (символизирующий церковь) – воплощение бескорыстной любви к Богу. Оба они находятся на земле. Но «Град Божий» не видим, к нему нужно стремиться.

Бог – наивысшая сущность, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное существует исключительно в силу его воли. Бог есть причина существования всякого сущего и всех его проявлений, он сотворил мир и продолжает его творить (тем самым он отвергает аристотелевскую концепцию Бога как первотолчка, как перводвигателя).
Цель всякого познания – Бог, познание же переходящих вещей и явлений – ничто по сравнению с этим абсолютным познанием. В то же время он и причина познания, вносящая свет в человеческий дух, направляющий людей к свету истины.
Бог причина всякого блага. Здесь Августин поднимает одну из главных проблем патристики – проблему теодицеи – учение, стремящееся согласовать идею всеблагого Бога и наличие в мире зла (оправдания Бога). Как может существовать зло в мире, который создал всеблагой Бог, воплощение всякого добра? Бог не является источником зла, берущего свои истоки в злой воле. Зло – результат свободы воли, следствие отклонения человека от божественной воли, недостаток добра (возникает по воле человека). Поэтому и все человечество, как носитель первородного греха, нуждается в помощи свыше.
Высшие решения, божественный промысел выше понимания человека: их нельзя понять, в них можно только верить. Человек – образ и подобие Бога (воля, разум и душа – от Бога).
Древние источники утверждают, что он родился в 354 г. (13 ноября) в Тагасте (на севере Африки (в римской провинции Нумидия), сегодня эти земли принадлежат Алжиру (современный Сук-Арас)) в 240 км к юго-западу от Карфагена. Патриций (имя родителя Аврелия), отец (римский гражданин) новорожденного, служил чиновником. Он сочувствовал язычникам практически всю жизнь, но на исходе лет все же крестился (в 370 г.).
1678266425511.png
Блаженный Августин
Мать Августина, Моника, исповедовала христианское учение. Ребенка нарекли именем «Аврелий» («Маленький император»), кроме него в семье были еще один мальчик и девочка. О сестре Аврелия не осталось практически никаких упоминаний, а вот брат – Навигий позже станет сподвижником учения своего знаменитого брата.
Отец всячески старался обеспечить своим отпрыскам достойное существование – они получили хорошее образование.
В отрочестве Августин не обнаруживал склонности к греческому языку, глубоких познаний в котором он так и не приобрел, однако был покорен латинской литературой и вскоре показал успехи в риторике и красноречии. По окончании начальной школы в Тагасте его отправили учиться в Мадавру, ближайший культурный центр. Осенью 370 г. благодаря щедрости, жившего в Тагасте друга семьи Романиана, он получил возможность на три года отправиться на учение в Карфаген.
Личная жизнь богослова не сложилась, хотя он мог жениться дважды. Мать подобрала для него достойную партию. Но так как невеста была слишком юна и еще не достигла брачного возраста, Августин должен был ожидать два года, чтобы сочиться брачными узами с наречённой. Но этому не суждено было случиться, так как молодой человек полюбил другую девушку. Эти отношения продлились более десятка лет, а плодом любви стал сын Адеодат. Но Августин не женился и на любимой женщине, в те годы подобное сожительство никак не порицалось обществом. Тем более, что она происходила из более низкого сословия, чем Аврелий. Но, после 13 лет совместной жизни, будущий святой принимает решение оставить мать своего ребенка, он предпочел целиком посвятить себя аскетическим принципам и религии.
В 387 г. Августин принял крещение. В Африке он основал общину монахов, а затем принял сан пресвитера. Около 395 г., по мнению историков, он был посвящен в епископы.
Беспутный образ жизни, который он вел в Карфагене и который впоследствии столь проникновенно осуждал с позиций христианской морали, в глазах его современников был совершенно обычен.
Страстное стремление к постижению мудрости охватило его, когда он на девятнадцатом году жизни прочел «Гортензия» Цицерона. Это побудило его обратиться к чтению Библии, поскольку он помнил, как его мать превозносила мудрость этой книги и как она почитала Христа. Однако Библия показалась ему невразумительной и, на его воспитанный классиками вкус, полной нелепиц. Тогда он обратился к манихейству, модной религии, которая, как утверждали ее адепты, объединила в рамках некой «рациональной» системы «очищенные» истины всех предшествующих религий. В то же время Августин начал преподавать риторику – сначала в Тагасте, а затем в Карфагене.
В «Исповеди» Августин подробно останавливается на 9 годах, потраченных им на «шелуху» манихейского учения, рассказывая, что манихейский дуализм привлек его тем, что все зло объяснялось в нем причастностью к материи, «темному» началу, противоположному и противоборствующему началу духовному, «свету», вследствие чего ответственность за грехи возлагалась не столько на волю человека, сколько на его тело. Эта теория хотя и отменяла нужду в подлинном покаянии, все же обещала почести немногим «избранным», которые предавались аскезе с целью преодолеть влияние плоти. Августин вспоминает и о своем увлечении манихейской критикой Ветхого Завета, снабдившей его аргументами, которыми он мог блеснуть в споре с неучами-христианами. Манихеи заявляли, что их учение основано не на авторитете предания, а на доказательствах. Однако в ходе своих занятий Августин пришел к пониманию того, насколько бездоказательны были некоторые утверждения самих манихеев; и когда их духовный вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы, он утратил доверие к манихейству. Это произошло в 383 г., в тот год, когда он принял решение искать учительской должности в Риме.
Августин провел в Риме 1 год, а потом получил назначение на должность преподавателя риторики в Медиолане (Милан). Там он погрузился в изучение скептицизма Новой академии (Афинской школы философии), поскольку, разочаровавшись в манихействе, утратил веру в возможность достижения абсолютной истины. Однако в это самое время, познакомившись с некоторыми трактатами философа Плотина, переведенными на латынь римским ритором Марием Викторином, Августин открыл для себя философию неоплатонизма. Он впервые почерпнул представление о Боге как о нематериальном трансцендентном Бытии и понимание зла как «убывания» бытия. Важно еще одно обстоятельство: в то время епископом Медиолана был Амвросий (с 374 по 397 гг.), и когда Августин прослушал несколько проповедей епископа (интересуясь их риторической стороной), ему открылась рациональная убедительность христианского вероучения. Другими факторами, способствовавшими обращению Августина в христианство, стали молитвы его матери (последовавшей за сыном из Карфагена в Медиолан), самостоятельное чтение посланий апостола Павла (показавшихся ему теперь, в свете неоплатоновской философии и проповедей Амвросия, на удивление ясными) и беседы с викарным епископом Симплицианом, от которого он услышал историю обращения Мария Викторина. Один из его придворных друзей, Понтициан, принес известие о двух молодых вельможах, которые отвергли мирские блага и стали монахами. Наконец, мистическое переживание самого Августина, услышавшего в саду голос ребенка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла и перечесть «Послание к Римлянам», положило конец его колебаниям.
Он оставил учительскую деятельность и удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. Его сопровождали Моника, сын Адеодат, родной брат, два двоюродных брата, близкий друг Алипий и двое учеников. Вместе с ними он занялся изучением Св. Писания и философскими беседами. Признав авторитет Христа, он решил «постигнуть истину не только через веру, но и через уразумение». Он составил несколько диалогов по образцу Тускуланских бесед Цицерона. В 387 г. он вместе с Адеодатом (который умер 2 года спустя) и Алипием (который в 393 г. стал епископом Тагаста) принял крещение в Медиолане.
После крещения все они вместе с Моникой отправились в Африку, однако еще по дороге, в Остии, его мать умерла.
Наши сведения о его последующей жизни основаны на фактах, почерпнутых из его писем и трактатов, а также на его «Житии», составленном Поссидием в дополнение к «Исповеди». Поссидий близко общался с Августином на протяжении почти 40 лет, сначала как воспитанник в монастыре, основанном Августином в 391 г. после его рукоположения в Гиппоне, а затем в качестве епископа орода Калама.
Поссидий рассказывает, как по возвращении в Африку Августин поселился в Тагасте, организовав монашескую общину, и как 3 года спустя, во время поездки в Гиппон Регийский, он был захвачен врасплох престарелым епископом Валерием и был принужден по требованию общины принять рукоположение. Валерий был греком, и ему было трудно проповедовать на латинском языке, и он с радостью возложил эту обязанность на нового помощника, хотя произнесение проповедей простым пресвитером и не соответствовало обычаям Африканской церкви. Не имея титула епископа Гиппона (города второго по значимости после Карфагена), Августин вскоре фактически принял на себя все епископские обязанности. Не позднее 395 г. Валерий посвятил Августина в сан викарного епископа; в 396 г. он умер, оставив Августина своим преемником. В последующие 35 лет епископства Августин укрепил христианскую общину в Северной Африке, побудил папский престол осудить пелагианство и в конце концов даже удостоился благословения от жившего в Вифлееме Иеронима, поначалу настроенного враждебно, так как Августин позволил себе подвергнуть сомнению некоторые из его взглядов. Августиновский монастырь в Гиппоне превратился в богословскую семинарию, воспитанники которой призывались на диаконское и священническое служение в другие африканские епархии, а 10 из них стали епископами. Основывались и женские монастыри, примером для которых служила обитель, во главе которой стояла сестра Августина Перпетуя. Его ученики сумели побудить ряд церковных соборов к принятию мер против преобладавшей в Северной Африке донатистской партии и против учения Пелагия.
Усилия самого Августина были направлены прежде всего против манихеев (отчасти в надежде обратить своих прежних товарищей). Между 389 и 405 гг. он написал 13 антиманихейских трактатов, а также поведал историю своей жизни в «Исповеди», обнародованной около 397 г. Кроме того, гиппонские граждане были очень заинтересованы в том, чтобы Августин принял участие в публичных диспутах, и около 392 г. им удалось свести его с манихейским пресвитером Фортунатом. В ходе двухдневных дебатов, проходивших в Сосиевых термах и добросовестно зафиксированных писцом, Фортунат не сумел ответить на ряд вопросов и вскоре бежал. В другом диспуте (404 г.) манихей Феликс сдался и признал себя обращенным в христианство.
Совладать с донатистами оказалось труднее, так как их тактика состояла в том, чтобы, избегая публичных диспутов, порочить своих противников, разжигая ненависть толпы. Донатисты были схизматиками, которые ранее принадлежали к Североафриканской церкви, но после гонения христиан при Диоклетиане откололись и образовали самостоятельную общину, ссылаясь на слухи о том, что некоторые священники отдавали свои списки Св. Писания чиновникам Диоклетиана и тем самым предавали веру. По этой причине они отказывались признавать рукоположения и крещения, если эти таинства не совершались их собственными пресвитерами и епископами.
Стремясь преодолеть раскол, Августин обращался к донатистам с предложениями о переговорах, а также написал краткое опровержение их учения и клеветнических обвинений, направленных против него самого. Узнав об оскорблении, нанесенном ими Поссидию, он поддержал жалобу, направленную городскому судье, и возобновил, в более широких масштабах, свою литературную полемику. В 404 г. Карфагенский собор обратился к императору Гонорию с просьбой о защите от бесчинств донатистов, и император в 405 г. издал законы против самой схизмы. Августин, продолжая настаивать на примирении, вместе с тем одобрил это вмешательство государства. Однако бесчинства донатистов (кроме всего прочего, они были связаны с некоторыми бандами, которые их подддерживали) не прекратились и даже усилились. Наконец, после новой жалобы ортодоксальных епископов, из Рима был прислан трибун, чтобы на новом соборе в Карфагене в 411 г. окончательно разрешить спор; состоялось официальное слушание дела при широком представительстве обеих сторон. В результате было принято постановление, осуждавшее донатизм подкрепленное суровыми мерами (со стороны официальной власти), повлекшими полный разгром донатистской партии. Особенно убедительным оказалось выступление на соборе самого Августина, представившего документированную историю донатистской схизмы.
После этого Августин направил свои усилия на борьбу с учением Пелагия и его последователей. На эту тему он писал с 412 по 421 гг., а затем вернулся к ней в последние годы жизни. Тщательно продуманными аргументами он опровергал попытки пелагиан преуменьшить роль божественной благодати, преувеличить значение свободы человеческой воли и упразднить идею первородного греха. Заслуга Августина состояла в разъяснении того, что человеческая воля сама по себе, без постоянной помощи Бога, ущербна и немощна и что для восстановления и укрепления воли необходима благодать. Вместе с тем, говоря о предопределении, Августин иногда неосторожно использовал выражения «предопределенность к проклятию» и «непреодолимая благодать», смысл которых достаточно трудно истолковать и от которых позднейшие католические теологи предпочли отказаться. Однако они подтвердили положения Августина о том, что Бог желает спасения всех людей, что его благодать не принуждает волю насильственно и что Бог не предопределяет совершение греха, хотя и предвидит его совершение.
Кроме этих полемических сочинений, из-под пера Августина выходили и другие труды, а по воскресеньям и определенным дням недели он произносил проповеди, которые обычно записывались писцами. Кроме того, ему приходилось уделять время разбору многочисленных тяжб, представленных на его епископский суд, руководить церковной благотворительностью и помогать слабым и немощным. Епископ Милевиса почтительно именовал его «трудолюбивой пчелою Божьей».
Умер философ в середине 430 г. (28 августа). Гиппон (Гиппон Царский в Нумидии) – город, в котором проживал Августин, окружили вандалы. Во время осады святой и умер (вандалы, которые позже, сожгли захваченный город, пощадили только собор и библиотеку епископа).
Исследователи выделяют в творчестве Аврелия три условных этапа:
- Труды философские.
- Труды религиозной и церковной тематик.
- Вопросы сотворения мира и проблематика эсхатологии.
За свою долгую жизнь Августин оставил огромное количество богословских трудов, писем и книг.
1678266671734.png
Сохранившееся рукопись Блаженного Августина
В своих произведениях он рассуждал о Боге и человеке, о предназначении человеческого бытия. Автор старался объяснить, каким именно должно являться государство, если оно хочет называться справедливым. Святой подчеркивал, что духовная власть намного превосходит светскую.
Некоторые из основных трудов: О Граде Божьем; Творения; Об истинной религии; Теологические трактаты; Об обучении оглашаемых; О благодати и свободном произволении; Толкование на псалом 125; О предопределении святых Первая книга к Просперу и Иларию; Рассуждение в 4-й день празднеств; О свободе воли; О Троице; Исповедь; Христианская наука; Одинокие беседы.
1678266708248.png
Статуя Августина Блаженного
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх