Формирование личностной компетенции «осознанный выбор» на уроках истории

Н. Ю. Шатилова, г. Новоалтайск

В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно, следуя принципу: «Научить нельзя – научиться можно!». Знания сами по себе бесполезны, если не формируют личностные качества ребенка, не обогащают его душу и не влияют на поступки. Личность выпускника школы, проявляется не столько в достижении конкретных предметных результатов, а прежде всего в выборе и предпочтении поступка, друга, спутника жизни, профессии, ценности, цели, в ее самостоятельности и ответственности при принятии жизненно важных решений. Умение делать выбор – это очень сложное качество личности, поскольку категорически требует владения другим важным качеством – решимостью (волей, отсутствием боязни) осуществить выбранное.

Термин «осознанный выбор» дается в работах М.М. Поташника – это разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив. Выбираемое решение всегда взаимосвязано с конкретной личностью (индивидуальное решение) или группой людей (коллективное решение). Человек, который имеет право выбирать окончательное решение, несет за него ответственность, заинтересован в решении проблемы называется Лицом Принимающим Решение (ЛПР). Принятие решения в значительной степени носит социальный характер, поскольку нацелено на удовлетворение общественных потребностей. Подробно вся общепедагогическая технология осознанного выбора и метапредметные и личностные результаты, которые были достигнуты при ее использовании, описаны М. В. Левитом в книге В. И. Загвязинского, М. М. Поташника «Как учителю подготовить и провести эксперимент».

Замысел данного преподавания истории состоит в том, чтобы вводные (до начала изучения) и повторительно-обобщающие (после завершения каждой темы) уроки в подростковых 7–8 классах проводить, погружая их в грозовую атмосферу принятия исторической личностью судьбоносного решения. В каждой теме по отечественной истории IX – XIX вв. есть несколько неочевидных альтернатив и небанальных решений, разбирая которые на уроке, ученики приобщаются к драме великого человека, совершающего на их глазах выбор, надолго определивший судьбы нашей страны.

В содержательную основу таких уроков следует положить один и тот перечень вопросов, обращенный к каждому ученику, лишь детализируя его по мере взросления учащихся:
1. В какой части предстоящей или изученной темы урока скрыт момент неопределенности – «роковая минута истории»? Обоснуйте свой выбор в дискуссии с товарищами.
2. Кто выбирал дальнейший путь в «роковую минуту»? Прими этот образ на себя, узнай о том, что необходимо тебе для подлинного отождествления.
3. Кто стоял рядом, кто советовал, кто спорил, кто противостоял, кто боролся против нашего героя? Прими каждый из этих образов на себя, узнай о каждом из них то, что необходимо тебе для подлинного отождествления?
4. Какие варианты для выбора были у нашего героя, исходя из данных исторических источников?
5. Какие еще варианты для выбора у него были с твоей сегодняшней точки зрения? Узнай об этом с привлечением материалов.
6. Какой вариант выбора ты, приняв на себя образ нашего героя, осуществишь здесь и сейчас?
7. Как обеспечишь доказательство своей правоты твоим соратникам по ролевой игре?
8. Как защитишь свой выбор от твоих по ролевой игре соперников?
9. Как объяснишь себе и нам, вернувшись к себе самому и на сегодняшний день, почему тогда выбор случился, и как можно было все исправить, если этот реально осуществленный в прошлом выбор нуждается, с твоей точки зрения, в исправлении.

Такая серия вопросов выводит ученика на позицию исторической личности, на осознание решений и действий, которые он сделал. Каковы преимущества использования технологии обоснованного выбора? В результате такого подхода изучения истории возникает субъектная позиция школьника по отношению к своей собственной биографии, предполагающая проектирование собственный жизненный путь, возможность ответственно распоряжаться своей жизнью, быть нравственным и разумным хозяином своей судьбы, дела, дома, государства.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх