Хайнц Мюллер – лётчик Люфтваффе ставший советским диверсантом

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Немцы, перешедшие на сторону Красной Армии в годы Великой Отечественной войны по идейным соображениям (их было немного), были особо ценными кадрами для советских спецслужб (СМЕРШ). Одним из них был авиатор Хайнц Мюллер, совершивший перелёт на советскую сторону, а впоследствии помогавший Красной Армии брать Берлин.
1664450148980.png
Возможно, что на фото изображен Хайнц Мюллер
Уроженец Брауншвейга Хайнц Мюллер с точки зрения гестапо считался «непрозрачным немцем». Поступки молодого человека говорили о том, что доверять ему нацисты не могут. Мюллер был потомственным рабочим, а в 1931 г. вступил в Союз социалистической молодёжи (или Коммунистическом союзе молодёжи Германии). Вместе с другими социалистами он противостоял фашизму в Саарской области, впоследствии неоднократно арестовывался. В годы Второй мировой войны Мюллер как враг режима два года провёл в концлагере Дахау, где его «перевоспитывали». После освобождения социалист, возможно, остался бы на гражданской службе, если бы не катастрофические для вермахта последствия кампании 1943 г. К зиме восполнять потери исключительно «благонадёжными арийцами» стало уже невозможно. Поэтому командование начало призывать на фронт всех, в том числе и откровенных оппозиционеров, надеясь, что хотя бы часть из них будет честно воевать – если не за фюрера, то из патриотических соображений. Так 28-летний Хайнц Мюллер стал унтер-офицером Люфтваффе. По одним источникам, он служил в 1-й военно-транспортной воздушной эскадре (располагалась в Одессе) лётчиком, по другим – бортмехаником.
В начале 1944 г. немецкие транспортники перебрасывали пехотинцев из Одессы в Крым (а также, совершали вылеты с грузом продовольствия и боеприпасов для солдат вермахта, окружённых частями Красной Армии в районе Николаева и Крыма), который гитлеровцы отчаянно пытались отстоять.
1664450186751.png
Немецкий транспортный самолет «Ю-52»
Однажды Мюллер предложил другим членам экипажа «Юнкерса» – Рейзиху, Риттеру и Петиху – перелететь на советскую сторону. Как ни странно, те согласились. Например, берлинец Франц Петих был обозлён на Гитлера за то, что тот, обещая завоевать весь мир, не смог уберечь от разрушения даже столицу рейха. Есть также версия, что часть экипажа сопротивлялась авантюре (это событие произошло в начале января 1944 г.), но их «убедило» дуло пистолета.
В сводке «Совинформбюро» от 29 января 1944 г. событие выглядело вполне буднично. «В районе Мелитополя на нашей территории приземлился вполне исправный немецкий транспортный самолёт «Ю-52». Экипаж самолёта в количестве четырёх человек сдался в плен».
Однако на самом деле лётчиков-перебежчиков из Люфтваффе в Красной Армии было немного (гораздо меньше, чем сталинских соколов, перелетевших к немцам). Так что на Хайнца Мюллера и его сослуживцев компетентные органы обратили самое пристальное внимание. Ознакомившись с биографией Мюллера, контрразведчики решили, что более «идейного» антифашиста им не найти. Поэтому унтер-офицер вскоре был завербован ...
Позже, Мюллер поделился информацией о составе и расположении лётной эскадры в Одессе, а также рассказал об окружённых частях немецкой армии (блокированной в Крыму 17-й немецкой армии), к которой совершались вылеты. В августе бывшего бортмеханика перевезли в Москву, где он стал осваивать азы работы разведчика в Центральной антифашистской школе. Здесь Хайнц, в этом же месяце официально освобождённый из плена, познакомился с известными людьми своего времени – итальянским коммунистом Пальмиро Тольятти, лидером французского коммунистического движения Морисом Торезом, немецким поэтом и переводчиком Эрихом Вайнертом.
1664450232462.png
Пальмиро Тольятти, который в 1940–1944 годах жил в СССР, выступал по московскому радио (вещание на Италию) под псевдонимом Марио Корренти, стал идейным наставником Хайнца Мюллера
Мюллера поселили в подмосковном посёлке Быково, чтобы продолжить подготовку с более опытными разведчиками – профессионалами из Наркомата государственной безопасности. Вместе с ним проходил обучение и будущий напарник по предстоящим заданиям – немецкий антифашист Пауль Лампе. Новоиспечённым разведчикам не стали менять имена – они остались прежними, чтобы избежать случайной путаницы – но присвоили псевдонимы: так Хайнц Мюллер стал «Мельником» с конспиративным номером 70860.
Осенью 1944 г. Мюллера перебросили в Германию уже как диверсанта.
Дорога в столицу Третьего рейха проходила долгим, но с точки зрения безопасности оправданным маршрутом. Разведчики сначала пересекли линию фронта с помощью парашютов (в расположении югославского партизанского отряда). Им пришлось на поездах пересечь две границы, в том числе югославскую. Путь был окольный, но себя оправдал, поскольку немецкие спецслужбы менее всего могли предположить, что его используют советские разведчики, пробирающиеся в Берлин. У напарников были прекрасные документы: у Мюллера на имя военного корреспондента обер-лейтенанта авиации Хайнца Крюгера, у Пауля Лампе – также военного корреспондента лейтенанта авиации Пауля Лемана.
По железной дороге разведчики-диверсанты прибыли в Берлин, где на Франкфуртераллее в квартире проверенных агентов у них была назначена явка. Выяснив, после прибытия в город, месторасположение гестапо, фельджандармерии и службы безопасности, Мюллер с товарищем установили связь со знакомыми антифашистами и приступили к выполнению разведывательных и диверсионных операций. Мюллер, используя один из выданных ему на крайний случай документов – удостоверение уполномоченного контрразведки 3-го военного округа (Берлин), – вошел в доверие к сотруднику РСХА.
В задачи разведчиков не входило внедрение в кадровый состав нацистов. Целью Мюллера и Лампе было определение местонахождения секретных объектов, выяснение их значимости, а также совершение операций, связанных с подрывом складских боеприпасов, стратегических коммуникаций и пр. Документы капитана «Абвера» помогли ему узнать, что поздней осенью 1944 года нужная им секретная лаборатория эвакуировалась из Берлина, в чешский городок Литомержице, и продолжила работу (по «Урановому проекту») на территории подземного завода «Б5-Рихард». В январе 1945 г. в советские разведчики от Мюллера получили информацию о точном местонахождении атомной лаборатории гитлеровцев. «Мельник» (Мюллер) сообщил, что группа приступила к исполнению «Фантазии и фуги до минор».
Образовавшаяся подпольная группа насчитывала около 15 человек, которые стали помощниками Хайнца и Лампе. Успешно справившись с несколькими задачами по нахождению передислоцировавшихся ранее важных объектов рейха, 31 марта 1945 г. разведчики запланировали подрыв крупного нацистского штаба (в районе Далем) связанного с РОА генерала А. Власова. Однако в ходе выполнения задуманного случилось непредвиденное происшествие, которое чуть не обернулось для исполнителей крахом, после того, как на берлинской автостраде Мюллер и Лампе, пытаясь завладеть машиной, убили трех эсэсовцев – некоторое время диверсанты вынуждены были скрываться, за их поимку власти предлагали миллион марок (предложение появилось в апреле в популярной газете Берлинер «Моргенпост»).
Тем временем к Берлину вплотную подошли советские войска, и Мюллер решил уничтожить что-то более существенное, чтобы повредить оборону города. Таким объектом стал артиллерийский склад на Променаденаллее. В диверсии участвовало пять человек – «Мельник» отвлекал охрану, его товарищи устанавливали заряды. Последовал мощный взрыв ... «Используя свою офицерскую форму, Мюллер проник на склад (ему помогали еще четыре подпольщика) и заложил там взрывное устройство… Колоссальной мощности взрыв случайно совпал с очередной бомбардировкой города. Немцы решили, что взрыв склада произошел от детонации или прямого попадания авиабомбы», – рассказывает писатель-документалист Теодор Гладков в книге «Тайны спецслужб III Рейха. «Информация к размышлению».
Ещё один заряд Мюллер оставил для подрыва склада с фаустпатронами. Война закончилась для диверсанта 25 апреля 1945 г., когда он (выйдя из своего последнего убежища на Рампештрассе (благоразумно переодевшись в гражданскую одежду, иначе его бы просто расстреляли)) явился в советский штаб – и отчитался начальнику разведывательного управления штаба 1-го Белорусского фронта о проделанной работе. Информация собранная советскими разведчиками-диверсантами помогла командованию при разработке плана-штурма рейхстага и прилегающих к нему районов.
Дальнейшая жизнь Хайнца вроде бы уже не связанная с советскими контрразведчиками покрыта тайной, известно только, что он продолжал работать в авиационной отрасли и дожил до преклонных лет …
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх