Халиф аль-Мамун

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Халиф аль-Мамун

В соответствии с волей халифа Харуна аль-Рашида, его сын аль-Амин, матерью которого была кузина Харуна Зубайда, был провозглашен его преемником в Багдаде в 809 г., но другой сын халифа, аль-Мамун (Абуль Аббас Абдуллах ибн Харун аль-Мамун (19 сентября 786 – 9 августа 833 гг.) с 813 по 833 гг. – багдадский халиф из династии Аббасидов), наместник Хорасана с 808 г., не хотел с этим мириться.
1629118585647.png
Золотой динар аль-Мамуна
Противостояние между братьями достигло апогея в 811 г., когда аль-Мамун, во главе хорасанской армии, двинулся на Багдад. Аль-Амин выслал ему навстречу 50000 армию, но она была разбита около Рея (город в Персии, недалеко от Тегерана). Багдад был подвергнут осаде, которой руководил Тахир ибн Хусейн, начавшейся в сентябре 812 г. и длившейся почти год. Современники вспоминали это время с ужасом, говоря, что это была самая жестокая осада в истории ислама. Под стенами Багдада бились даже не единоверцы, а – братья. Городу были нанесены множественные разрушения, а 37-летний халиф аль-Амин был убит. Аль-Амин, никак не успевший себя проявить, фигурирует в истории как последний халиф из династии Аббасидов, рожденный матерью-арабкой (мать аль-Мамуна Marajil была персиянкой).
Аль-Мамун остался в истории как просвещенный калиф и меценат, великий покровитель литературы, наук и искусства и, не посрамивший в этом своего отца, но как весьма слабый политик. Главными науками в его время было богословие, философия, юриспруденция, а также изящная словесность. Аль-Масуди упоминает о способности калифа к стихосложению в соответствии со сложными ритмическими канонами того времени. Беседуя с учеными надимами во время застолья, аль-Мамун должен был приобрести эрудицию. Однако ученым, человеком науки, калиф не был, никаких письменных трудов не оставил. Именно в правление аль-Мамуна в халифате начинает широко использоваться индийская цифровая система, позже получившая название арабской. Разворачивается переводческая деятельность, в результате которой творения знаменитых греческих мудрецов стали известны арабским ученым. Английский историк и мемуарист XVIII в. Эдвард Гиббон описывал аль-Мамуна как «принца, обладающего редчайшими знаниями, способного с присущей ему скромностью любезно оказать помощь на научных ассамблеях и диспутах эрудитов». В молодости аль-Мамун инициировал перевод на арабский язык «Альмагеста» — величайшего сочинения Птолемея. Труд Птолемея содержал разнообразные сведения по астрономии и географии, включал самый ранний из дошедших до нашего времени каталог звезд, знания о которых были утрачены для Запада, но представляли собой большую ценность для арабов, империя которых интенсивно расширялась.
Аль-Мамун утверждал, что во сне ему явился Аристотель, окруженный 70 учениками, и продемонстрировал «образ Земли» и самую первую «звездную карту в мире ислама». Для того чтобы проверить утверждение Птолемея, что длина окружности Земли равняется 18000 миль, мудрый халиф приказал своим астрономам измерить по суше фактическую длину градуса широты по территории соседней долины Пальмиры, лежащей к северу от Евфрата. От избранной опорной точки наблюдатели начали двигаться на север и на юг, пока не зафиксировали, что по астрономическим данным широта не изменилась на 10
Аль-Мамун также создал вполне современное разведывательное управление. В качестве сыскных агентов в одном лишь Багдаде задействовал 1700 пожилых женщин.

1629118590481.png
Аббасидский халиф аль-Мамун отправил посланника византийскому императору Феофилу
В 830 или 832 г. аль-Мамун основал в Багдаде «Дом мудрости» (Байт/Бейт аль-хикма), созданный в подражание старинной персидской академии Джундишапура (или Гондишаупр; этот город стал центром получения высшего образования, где процветали такие науки как медицина, философия, математика и астрономия; во времена правления Шапура II город продолжил развиваться, став, ко времени правления Хосрова I Ануширвана, одним из самых выдающихся центров научного и культурного развития) который являлся прообразом университета и который стал местом концентрации научных и духовных идей, а также собранием выдающихся ученых со всех концов халифата (вскоре началось критическое осмысление наук и знаний других цивилизаций, и мусульмане погрузились в напряженные дискуссии). В Доме мудрости расположились богатая библиотека, академия, переводческое отделение (манускрипты для переводов выписывались изо всех концов халифата и даже из Византии) и множество астрономических обсерваторий. Трудившиеся в нем ученые христиане и мусульмане из различных частей государства получали жалованье. Там же была создана библиотека и приют для странствующих ученых.
1629118595076.png
Учёные в багдадской библиотеке Аббасидов
Аль-Мамун симпатизировал учению мутазилитов (люди справедливости и единобожия — представители первого крупного направления в каламе (одном из основных направлений арабо-мусульманской философии), игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Багдадского халифата в VII — IX вв.), и по его замыслу Дом мудрости должен был обеспечить сторонников этого учения богатым фактическим материалом, полезным при ведении теологических споров, в первую очередь трудами по философии. В Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные, многие из которых являлись уроженцами Средней Азии и Ирана. Возглавлял Дом мудрости Сахль ибн Харун.
При Доме мудрости существовала библиотека «Хизанат аль-хикма». Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии. По инициативе аль-Мамуна к императору Льву V Армянину в Византию было отправлено специальное посольство с целью получить ценные греческие рукописи. Главой переводчиков Дома мудрости был назначен несторианин Хунайн ибн Исхак (врач и переводчик с греческого и сирийского языков, крупнейший деятель переводческого движения IX в., в средневековой Европе был известен под латинизированным именем Johannitius), владевший четырьмя языками и получавший вознаграждение золотом, причём по преданию вес вознаграждения зависел от веса переведённых трудов. Он перевел на арабский Платона, Аристотеля и их комментаторов, а также труды трёх основоположников греческой медицины: Гиппократа, Галена и Диоскорида.

1629118599775.png
Хунайн ибн Исхак
Большое внимание в Доме мудрости уделялось астрономическим наблюдениям, цель которых состояла в проверке и уточнении данных, полученных из древнегреческих и индийских сочинений. При аль-Мамуне (в 829 г.) была построена обсерватория в багдадском пригороде Шаммасийа. По его же инициативе в 827 г. на равнине около Синджара были проведены геодезические работы, в результате которых была непосредственно измерена длина дуги 1° земного меридиана. Они имели целью уточнить размеры Земли, найденные Эратосфеном, так как оказалось неизвестным соотношение между древнегреческими и арабскими единицами длины. Полученный арабскими астрономами результат лишь на 1 % отклоняется от современного.
Сотрудниками Дома мудрости в разное время были такие выдающиеся учёные, как аль-Хорезми, ибн Турк, аль-Фергани, аль-Джаухари, Хабаш аль-Хасиб, аль-Кинди, братья Бану Муса, аль-Махани, Сабит ибн Курра, Куста ибн Лукка, ан-Насрани, аль-Ахвази, Абу-аль-Вафа, аль-Кухи.
К несчастью после вступления в Багдад 12 февраля 1258 г. войск монгольского хана Хулагу Дом мудрости был разрушен, а хранившиеся в нём книги были сброшены в реку Тигр.
Свою резиденцию аль-Мамун оставил в столице Хорасана Мерве, перебравшись в Багдад лишь в 819 г. В этот период продолжались восстания различных, в том числе и шиитских групп в Мекке, Медине и самом Ираке, а в халифате царил полный хаос.
Несмотря на протесты ортодоксального суннитского духовенства, аль-Мамут принимает на себя титул шиитского имама. Это можно объяснить благодарностью шиитов, которые во многом поддержали его поход на брата. Также аль-Мамун издает распоряжение, чтобы шариатские судьи и ученые клирики исходили из того, что Коран сотворен, то есть приспособлен к конкретному времени и конкретному месту, а не представляет собой вечное и не подлежащее изменениям послание Аллаха. Своим визирем он делает аль-Фадль ибн Сахла, перса и зороастрийца.
Абу-ль-Аббас аль-Фадль ибн Сахль ас-Сарахси ((770 — 818 гг.) визирь Аббасидского халифата в Хорасане, служил при дворе халифа аль-Мамуна (813 — 832 гг.). Он сыграл важную роль в гражданской войне между аль-Мамуном и его братом аль-Амином, и был фактическим правителем Халифата до 817 г. Также он известен под прозвищем Зу-р-Риасатайн — «глава двух ведомств»‎.

1629118605382.png
Монета с именами халифа аль-Мамуна и аль-Фадля с его титул Зу-р-Риасатайн
Его отец был зороастрийцем из Куфы, который принял ислам. Аль-Фадль также принял ислам и около 806 г. поступил на службу к халифа Харуну аль-Рашиду и его сыну аль-Мамуну, который сделал его своим главным советником и правой рукой во время гражданской войны с братом аль-Амином. Аль-Фадль был первым астрологом Халифата своего времени.
После победы аль-Мамуна над аль-Амином, новый халиф назначил аль-Фадля визирем восточных областей Халифата. Из-за того, что он одновременно руководил главным исполнительным государственным аппаратом (диван) и армией Халифата, халиф аль-Мамун присвоил ему почетное звание Зу-р-Риасатайн. Кроме этого, халиф наградил его огромным богатством и наследуемой недвижимостью. Его брат аль-Хасан ибн Сахль был назначен министром финансов.
После победы в гражданской войне, в халифате аль-Мамуна вспыхнуло несколько восстаний. Аль-Фадль провёл несколько военных кампаний в Хорасане и соседних с ним районах. Военные победы аль-Фадля позволили обеспечить безопасность восточных границ Халифата и привлечь большое количество новых наёмников и военных рабов для армии аль-Мамуна.
Поворотным пунктом в истории Аббасидского халифата стало выдвижение шиитского имама Али аль-Риды в качестве преемника аль-Мамуна. Назначение Али ар-Рида в качестве своего преемника, и проживание аль-Мамуна персидском городе Мерв, позволили врагам халифа обвинить его и его советников в антиарабской политике. Аль-Фадль был обвинён в попытке шиитского захвата Халифата и восстановления Сасанидского государства.
В феврале 818 г. аль-Фадль был найден мёртвым в ванной в Серахсе (северный Хорасан). Спустя короткое время умер и Али ар-Рида. По некоторым данным аль-Мамун приказал убить аль-Фадля, а затем Али ар-Риду, несмотря на их дружбу.
Из-за подобных нововведений (новые люди при дворе) вспыхивают мятежи в Куфе и Басре, а хариджиты поднимают восстание в Хорасане. Аль-Мамун в ответ вводит михну, некое подобие европейской инквизиции, когда все богословы были обязаны пройти испытание (именно так, кстати, и переводится слово «михна» – испытание). Многие видные исламские богословы оказываются в заключении, а наиболее известной жертвой михны становится известный теолог-традиционалист Ахмад ибн Ханбал, основатель ханбалитской школы права, который отстаивал предвечность Корана, за что был подвергнут бичеванию и заключению в тюрьму. Впервые в истории ислама имело место притеснение, причем с официального благословения, на теологической почве.
Гонения на традиционалистов продолжались еще 15 лет, а отменил мутазилитское учение как официальную доктрину государства только в 848 г. халиф аль-Мутаваккиль.
В 816 г., на фоне полного политического и религиозного хаоса, снова подняли голову аль-Муканны, чье выступление было подавлено в Хорасане более 30 назад. Многие из них обосновались в Азербайджане, где нашли себе многочисленных сторонников и последователей. Возглавил восстание перс по имени Бабак (или Бабек), принадлежащий к секте хуррамитов. Хуррамиты традиционно принимали участие во многих восстаниях, направленных против центральной власти, и впервые были упомянуты как участники восстания Абу Муслима (747 – 750 гг.). Их верования представляли собой причудливую смесь из идей маздакизма (ветви зороастризма) с христианскими и исламскими элементами. Хуррамиты верили в борьбу двух начал – Света и Мрака, считая, что существующие общественные порядки есть порождение темного, дьявольского начала. Также они признавали непрерывное воплощение божества – через Адама, Авраама, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда, вплоть до лидеров своей секты.
Арабские летописи вспоминают их как сторонников, с одной стороны, кровосмесительных браков, а с другой, как приверженцев общности жен и отсутствия института семьи. Жили хуррамиты, по утверждению средневековых арабских историков, весьма весело, проводя время в попойках, плясках и пении под веселую музыку. Абу-Музаффар Исфараини, в частности, пишет о восставших: «Бабекиты обоего пола собираются в одну из ночей года на той горе для совершения всяких порочных дел, с музыкой и вином. Затем гасят светильники, и идет каждый из них с одной из женщин, которая достается ему по жребию».
Также, по воспоминаниям современников, бабекиты отвергали любые моральные ограничения, накладываемые различными религиями, безжалостно терроризировали местное население, расправляясь с мужчинами и уводя в плен женщин и детей. Вслед за восставшими в Гургоне, на северо-востоке Ирана, в 778 – 779 гг. «краснознаменными», – использовавшими как в своих одеждах, так и на знаменах красный цвет – цвет крови, Бабек начал применять эту же символику.
Опорные лагеря бабекитов находились в недоступных высокогорных массивах на севере Персии, что позволяло им более двадцати лет успешно сопротивляться правительственным армиям. Впоследствии восстание распространилось по большей части Азербайджана, Армении и в северных областях Персии. Окончательно покончено с бабекитами было лишь в правление халифа аль-Мутасима, в 838 г.
В 817 – 819 гг. активизировалось и движение шиитов, причем в самом центре халифата, где они заняли города Мекку, Медину, Васит и Басру. Понятно, что дело тут не только в охватившем халифат хаосе, но и в общем недовольстве населения правлением Аббасидов.
Халиф аль-Мамун, назначивший своим преемником Али аль-Риду, «восьмого имама» персов, пригласил его переехать в Мерв из Медины, приказал присягать имаму Али и начал чеканить монету с его именем (и даже поменял на флаге официальный черный цвет Аббасидов на зеленый – Алидов).
Затем аль-Мамун отправился в Мерв, а в Багдаде вспыхнули беспорядки. Причем главный министр Фадль ибн Сахль, происходивший из персидской семьи, держал халифа в неведении относительно происходящих там событий. Через несколько месяцев у одного из придворных возникла идея провозгласить халифом дядю аль-Мамуна – Ибрахима ибн аль-Махди. Но тот оказался слабой фигурой и смог подчинить себе только Багдад, и всего на два года, пока аль-Мамун не переехал со своим двором из Мерва в столицу халифата в 819 г. Ибрахим не стал сопротивляться аль-Мамуну, а сразу бежал и скрывался до 825 г., когда случайно выдал себя, но был прощен.
Аль-Мамун простил очень многих мятежников, утверждая, что ему доставляет удовольствие прощать своих подданных.
Возвратившись в Багдад, он сменил зеленый цвет знамени на прежний, черный: ведь имам Али аль-Рида скончался за год до этого, и многие полагают, что он был отравлен. Историк Аль-Масуди в «Золотых лугах» пишет: «Али Рида ибн Муса умер в Тусе от несварения желудка, съев чересчур много винограда. Говорят, что ягода была отравлена. ... Мамун прочел погребальные молитвы». На месте его захоронения позднее была построена огромная усыпальница, ставшая крупнейшей шиитской святыней Ирана, а сам город был переименован в Мешхед, то есть «место погребения шахида». Есть версия, что к отравлению имама приложил руку сам халиф, поняв, что он может потерять власть. Девятым имамом становится сын аль-Риды аль-Таки аль-Джавад. Но аль-Мамун уже отказался от идеи передачи власти Алидам.
За шесть месяцев до этого был убит в общественных банях Багдада и Фадль ибн Сахль. Историки расходятся в вопросе, кому стоит приписать это убийство. Одни считают, что это сделали оппоненты халифа, другие же считают, что он был убит тайными агентами аль-Мамуна.
В гражданской войне, когда родные братья делили место халифа, прославился перс, стоявший на стороне аль-Мамуна, по имени Тахир ибн Хусейн. Наряду с полководческими талантами «Одноглазый Тахир» был очень умелым воином, действуя саблями сразу в двух руках, что вызывало восхищение аль-Мамуна.
После победы аль-Мамун наградил Тахира наместничеством в Багдаде и Северном Ираке, а в 820 г. Тахир был послан в Хорасан управлять всеми провинциями к востоку от Багдада. Ситуация почти зеркально повторяла историю с назначением Харуном аль-Рашидом наместника в Северной Африке Ибрахима ибн Аглаба, который основал там династию Аглабидов. Тахир, став со временем весьма сильным правителем, незадолго до своей смерти в 822 г. прекратил поминание аль-Мамуна в пятничных проповедях, что, собственно, было равносильно провозглашению независимости. После его смерти наместником оказался его сын Талха. Сместить его, несмотря на большое желание Багдада, было сложно. Брат Талхи, Абдуллах, был одним из командующих армией халифа, а в 828 г. стал и правителем Хорасана.
Халиф, помня, что в Азербайджане бунтует Бабак, мудро решил не связываться с отступником и таким образом позволил возникнуть династии Тахиридов, первой независимой династии на Востоке. Разумеется, представители династии Тахиридов платили дань халифату, а их родственники продолжали служить халифу, занимая государственные посты в Багдаде и Египте. Всего Тахириды правили около 50 лет, пока не были смещены в 873 г. основателем династии Саффаридов.
Подобное «нейтральное» отношение к провинциям, в которых правят удельные семейные династии, но которые исправно платят дань, правители халифата посчитали очень удобным для себя. Центральная власть больше не должна была тратить силы на собирание дани (которая приходила весьма исправно), но, в итоге, подобные самостоятельные династии оказались главным фактором, предопределившим распад халифата.

1629118620064.png
Византийское посольство Иоанна Грамматика в 829 г. к Мамуну
(изображён слева) от Феофила (изображён справа)
Удельные династии уже с середины X в. стали настолько автономны, что халифы утратили практически всю свою власть над провинциями. Впрочем, и сами халифы с середины IX в. находились под растущим влиянием и контролем тюркской дворцовой охраны. Введение удельных династий было признаком все большего упадка аббасидского правления, но, впрочем, само исламское государство никуда не исчезло, просто стало немного иным, поменялась его структура. Но по-прежнему все династии и правительства на территории халифата исповедовали одну и ту же религию, имели одни и те же традиции и обычаи. Это положение в исламском мире сохранялось очень долго, вплоть до конца XIX в., до введения института национального гражданства.
Летом 830 г. аль-Мамун и его сын Аббас безуспешно попытались атаковать византийцев в Малой Азии, заняв множество городов, которые были вынуждены оставить осенью того же года. Подобные военные акции ежегодно предпринимались и в течение трех последующих лет, но они уже не имели запланированного характера, а были скорее просто набегами (с целью обогащения). В одну из таких кампаний халиф внезапно почувствовал себя плохо и скончался в своем лагере около хребта Тавр в августе 833 г. Ему было 47 лет. Халифат принял его брат аль-Мутасим, правивший до 842 г., причем аль-Мамун сам назначил его своим преемником. Аль-Мутасим, третий сын Харуна, ставший халифом, имел впечатляющее телосложение, прославился исключительной храбростью, но совершенно не интересовался культурой. Впрочем, при сделанном халифом-отцом Харуном и аль-Мамуном заделе, культура халифата могла еще долго развиваться самостоятельно.
Историей зафиксировано, что первым властителем, с целью грабежа проникшим в пирамиду, был халиф аль-Мамун.
В 831 г. он приехал в Египет, чтобы лично исполнить одну из обязанностей правителей. В дельте Нила вспыхнуло восстание крестьян (коптов (христиан)) против притеснений сборщиков дани. В отличие от прежних оно приняло такие размеры, что для его подавления понадобилось вмешательство самого халифа. Аль-Мамун не стал терять время на расследование и одним махом ликвидировал восстание — перебил все население Дельты без разбору, деревни сжигал, а схваченных в тростниках беглецов сажал на кол, не обращая внимания на то, кто из них правоверный мусульманин, а кто неверный.
После такого восстановления порядка и авторитета у аль-Мамуна оказалось время, чтобы «почтить» своим вниманием пирамиды.
Халиф собрал множество каменотесов, архитекторов, каменщиков и разбил свой лагерь у подножия пирамиды Хеопса (Хуфу), «чье острие касалось неба».
Он хотел найти не только сокровища одного из величайших фараонов, но и открыть секрет оружия, что не ржавеет от крови и воды, и тайны стекла, «которое гнется, не разбиваясь». Его мудрецы говорили, что все это спрятано за каменной плитой Большой Пирамиды, которую стережет каменное чудище с туловищем льва и головой мудреца.
Аль-Мамун тщательно искал ту плиту, о которой он читал у Страбона: «На боку пирамиды на небольшой высоте есть камень, который можно отодвинуть; если приподнять этот камень, открывается извилистый ход, ведущий к могиле». Но все камни были похожи друг на друга, и найти один-единственный среди тысяч и тысяч близнецов было невозможно. Аль-Мамун приказал пробивать туннель (лаз) на северной грани пирамиды Хеопса. Долго искать вход аль-Мамун не мог, у него было 47 дней на все – наведение порядка в провинции, поиски входа, проходка туннеля, разбивание пробок. И халиф спешил на войну с Византией, а на востоке халифата продолжал безнаказанно бунтовать Бабек.
Считается, что именно Аль-Мамун оказался первым человеком, который попал в Большую галерею и погребальные покои царя. Порткулиса предкамеры была разрушена, вероятно, рабочими халифа, но попав в камеру царя, был обнаружен лишь пустой саркофаг.

1629118629271.png
Рабочим стоило немалых трудов пробиться через каменные блоки пирамиды. Каменная кладка, рядом с пробиваемой дырой внезапно обвалилась, и они попали в ведущий вниз ход, который вел в подземную камеру. А дальше, последовательно убирая попадавшиеся гранитные перемычки, рабочие пошли по проходу, ведшему к усыпальнице царицы. Наконец они полностью расчистили свой путь. Но велико было их разочарование, ибо сокровищ в пирамиде не было. Ни о каких находках аль-Мамуна в пирамидах ни в одном из источников его поры не упоминается. Наиболее близкий ему по времени арабский автор, историк аль-Кайси (XII в.) записал устный рассказ «… в узком проходе был найден гроб, похожий на статую мужчины, высеченную из зеленого камня. Когда этот гроб принесли к халифу и сняли крышку, под нею оказалось тело мужчины в золотых доспехах, украшенных драгоценными камнями, в руке он держал меч, которому нет цены, а на лбу у него горел огнем рубин величиной с куриное яйцо; и халиф взял этот камень себе …». Сам аль-Кайси утверждает, что «собственными глазами видел гроб, в котором лежало это тело, он был похож на статую и стоял у дверей дворца халифа в Каире в 511 году (хиджры, то есть в 1117/1118 гг.).
Отсутствуют исторические свидетельства того, что Аль-Мамун узнал о существовании пирамид до посещения им Египта. Мудрецы времен аль-Мамуна главным образом осваивали греческое и античное научное наследие, Геродот, Страбон, Плиний о пирамидах упоминают, но о сокровищах в них ни слова. Впервые о сокровищах пирамиды упоминает Аль-Масуди (в истории с царем Суридом, ни слова не говоря об аль-Мамуне) через сто лет после смерти аль-Мамуна. Самый ранний документ, в котором говорится о сокровищах и знаниях – папирус из монастыря Abou Hormies с историей о царе Суриде, переведенный на арабский язык в 839/840 гг., и на который аль-Масуди ссылается.
До времени аль-Мамуна (813 – 833 гг.) в арабских источниках о пирамидах Египта не упоминается. Да и вообще сведения о внутренней конструкции пирамиды Хеопса скупы:
- 484 – 425 гг. до н.э. – Геродот: «Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал. ... немало времени понадобилось на ломку и перевозку камней и сооружение подземных покоев (для усыпальницы). ... Под ней (пирамидой Микерина) нет подземных покоев и не проведен из Нила канал, как в той другой пирамиде, где вода по искусственному руслу образует остров, на котором, как говорят, погребен Хеопс».
- 64 – 24 гг. до н.э. – Страбон: «Большая пирамида имеет в одной из сторон на известной умеренной высоте камень, который может быть вынут; по вынутии его открывается извилистый ход до самого основания».
- 23 – 79 гг. – Плиний Старший: «В самой большой пирамиде внутри есть колодец в 86 локтей. Полагают, что в него проведена река».
- 325 – 395 гг. – Аммиан Марцеллин: «Есть там и подземные каналы, и извилистые подземные ходы».

1629118635506.png
Истинный вход совсем рядом с пробитым лазом
Через 50 лет после смерти аль-Мамуна, Ибн Хордабех (неизвестно – 913 г.), до 880 г. начальник почты Мидии, близкий не только в визирю, но и к калифу (аль-Мамуна сменил уже восьмой по счету калиф) сообщает о вскрытии одной из десять малых пирамид Гизы уполномоченными правителя Египта (тогда уже самостоятельного). Пирамида была вскрыта, найден саркофаг, мумия, кувшины. Подробно рассказывая об этом, Ибн Хордабех ни слова не говорит о пирамиде Хеопса и аль-Мамуне. Примерно в это же время появляется версия, что калиф (неизвестный) хотел разрушить пирамиду, но отказался от намерения в связи с громадными затратами на предприятие. Это сообщает Абу Мазар ар Балкхи (или Альбумазар (805 – 886 гг.)), известный своими трудами по астрологии.
Через 100 лет после смерти аль-Мамуна (когда уже калифов Аббасидов сменили Фатимиды, а в Египте правили Тулуниды) крупнейший арабский историк аль-Масуди (896 – 956 гг.) передает коптское предание о постройке пирамид царем Суридом. В предании о царе Суриде говорится о постройке пирамид в преддверии глобальной катастрофы. Пирамиды становятся хранилищем разнообразной древней мудрости, а также нержавеющего железа и гибкого стекла. Все это вместе с сокровищами и останками царей хранится в многочисленных подземных сооружениях трех крупнейших пирамид для последующего использования потомками (это исток теории о пирамидах-хранилищах информации, вероятно породивший и пирамидную нумерологию). Аль-Масуди также передает рассказ о посещении пирамиды Хеопса «двадцати мужчинами из Фаюма», но из совершенно фантастического описания непонятно, через какой проход в пирамиду мужчины проникали, и в каких камерах побывали, за исключением, быть может, Подземной Камеры (облицованной цветными камешками, сосание которых вызывает боль в ушах).
Через 150 лет после смерти аль-Мамуна ибн-Хаукаль, арабский путешественник связывает пирамиду Хеопса с Аль-Мамуном: он передает историю с попыткой разрушить пирамиду калифом, и этим калифом был один из двух – аль-Мамун или аль-Мутасим.
Через 300 лет после смерти аль-Мамуна ал-Идриси (1100 – 1165 гг.), арабский географ, приписывает вскрытие пирамиды Хеопса именно аль-Мамуну, и впервые описывает реальную структуру верхней части пирамиды.
А примерно через 400 лет после смерти аль-Мамуна Аль-Латиф-аль-Багдади (1162 – 1231 гг.), ученый-энциклопедист, человек рационального склада ума, много лет работавший в Египте, в своей капитальной «Истории Египта» подробно описывает египетские строения (и очередные раскопки в одной из пирамид), вполне ясно и точно описывает внутреннюю конструкцию пирамиды Хеопса (и свою экскурсию туда). А по поводу пробитого прохода замечает: «Говорят, что его проделал аль-Мамун».
И уже через 500 лет после смерти аль-Мамуна, аль-Макризи (1364 – 1442 гг.) – египетский историк и географ, сообщает о проходе аль-Мамуна через Восходящий проход в Камеру Царя и обнаружении им нетронутого саркофага, в котором калиф нашел лишь мумию. К этому, как водится, добавляются многочисленные палаты, магические двери, мумии, груды оружия, доспехов.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх