Чакская война: как русские победили немцев в Парагвае

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
1638273902131.png
Парагвайские солдаты, 1932 г.
Долгое время почти вся Южная Америка, исключая португальскую Бразилию, принадлежала Испании. Со временем, однако, эти страны начали обретать независимость, но их границы зачастую бывали довольно условны. Так, например, на пограничье Боливии и Парагвая существовала земля, известная как Северное Чако (междуречье рек Парагвай и Пилькомайо). Это довольно скудный на ресурсы и крайне малозаселенный регион.
О нем начали серьезно говорить лишь тогда, когда на горизонте замаячили возможные сверхприбыли предполагаемых нефтяных месторождений. И в начале XX в. власти двух небогатых южноамериканских государств сошлись в жарком споре о принадлежности долины Северного Чако. Еще одной из причин возникновения и развития конфликтной ситуации стало то, что испанская колониальная администрация не произвела в свое время точного разделения административных единиц — вице-королевств Перу и Ла-Плата. Граница в этом бедном ресурсами и слабо заселенном районе была весьма условной и самих испанцев волновала мало.
Вскоре баталии из кабинетов дипломатов перекинулись на поля боевых действий. Конфликт активно раздували трансатлантические нефтяные магнаты: американцы из Standard Oil поддерживали деньгами и оружием войска Боливии, и англичане из компании Shell Oil вкладывались в победу Парагвая.
Первоначально силы противников были неравны. Боливия обладала мощной (по местным меркам) армией. Еще на стадии подготовки к неизбежной войне, боливийские власти приобрели самое передовое вооружение английского производства: несколько тысяч винтовок, пулеметы. У этой небогатой страны существовал даже весьма значительный по региональным меркам авиационный военный корпус. Бедный же Парагвай располагал лишь устаревшим вооружением. Однако у властей бедной страны нашелся неожиданный козырь в рукаве – русские военные консультанты.
Так вышло, что в Южной Америке к тому времени было сосредоточено большое количество европейских военных специалистов, которые когда-то были активно задействованы в Первой мировой войны.
По иронии судьбы вышло так, что в локальном противостоянии двух южноамериканских стран сошлись старые враги: бывшие германские полководцы и потерявшие родину русские дворяне. Часть из них оказалась в Латинской Америке и в частности в Парагвае, который стал одной из стран, которая согласилась принять у себя беженцев из России, здесь русские белоэмигранты обосновались в начале 1920-х гг. И во время Чакской войны начальником генерального штаба вооруженных сил Парагвая был русский генерал Иван Тимофеевич Беляев, ставший почетным гражданином Республики Парагвай (его практически сразу же пригласили возглавить военную академию в столице страны — Асунсьоне, а через несколько лет профессором академии стал и другой генерал из России — Николай Францевич Эрн, который в дальнейшем стал генерал-лейтенантом армии Парагвая).
1638274004658.png
Иван Тимофеевич Беляев, 1900 г.
1638274051420.png
Ганс Кундт
На сторону более мощной Боливии встали немецкие военные специалисты (120 германских офицеров-эмигрантов (среди них выделялся командующий боливийской армией Ганс Кундт (после участия в 1920 г. в так называемом Капповском путче он был вынужден бежать из Германии в Боливию вместе с группой офицеров-единомышленников))), а беженцы-белогвардейцы заняли сторону нищего, индейского Парагвая (порядка 80 офицеров бывшей русской армии, главным образом белогвардейских эмигрантов, среди них были два генерала — Иван Беляев и Николай Эрн, а также 8 полковников, 4 подполковника, 13 майоров и 23 капитана; один из них в ходе боевых действий командовал дивизией, 12 — полками, остальные — батальонами, ротами и батареями парагвайской армии). Таким образом, на поля битв Южной Америки пала тень отгремевшей полтора десятка лет назад мировой войны. Полководцы противоборствующих сторон позволяли себе смелые прогнозы на скорую победу. Бравадой были особо отмечены немецкие офицеры: они любили заявлять боливийским властям о том, что война за нефтяные сокровища долины Чако – это вопрос пустяковой и победоносной военной компании. Но за свою надменность кайзеровские офицеры жестоко поплатились.
1638274132082.png
1638274175949.png
1638274224977.png
1638274259540.png
Парагвайские минометчики
Танкетка «Карден-Ллойд» вооружённых сил Боливии
Боливийский пулеметчик
Трофейный боливийский танк Виккерс
В 1928 г. 22 августа в этом районе произошел первый бой между парагвайским кавалерийским патрулем и отрядом боливийской милиции. 6 декабря 1928 г. боливийские войска смогли захватить в Чако форт Вангуардия, а в январе следующего года три боливийских самолета осуществили бомбардировку укрепленного пункта парагвайской армии у городка Байя-Негро.
Вскоре в начинающийся конфликт вмешалась Лига Наций, в состав которой входили почти все государства Латинской Америки, что позволило добиться прекращения огня. 16 сентября 1929 года Боливия и Парагвай подписали соглашение о перемирии между странами, а в апреле 1930 года восстановили двусторонние дипломатические отношения, в том же году 23 июля боливийские военные оставили форт Вангуардия, выведя из него войска. Однако эти события стали лишь прелюдией к конфликту. Обе стороны, формально вернувшись к мирным отношениям, начали активно готовиться к войне, закупая вооружения и военную технику.
К 1932 г. Боливия накопила достаточные военные силы и 15 июня ее войска без объявления войны атаковали парагвайские форты в Чако (любопытно, что официально война была объявлена лишь 10 мая 1933 г.). По планам генерала Кундта, его армия должна была в результате наступательной операции выйти к реке Парагвай, перерезав тыловые коммуникации противника. Армия Парагвая к тому моменту еще не была отмобилизована, однако в стране удалось в течение нескольких недель провести массовый призыв.
За счет внезапности нападения и превосходства в численности боливийской армии в начале войны удалось углубиться на территорию Парагвая, однако занятые Боливией районы были почти безлюдными, при этом их нужно было оборонять от парагвайских войск.
Вопреки тому, что в первых битвах успех сопутствовал боливийцам, ход войны оказался коренным образом переломлен в 1932 г. во время июньской битвы за Нанаву (русские генералы Эрн и Беляев смогли разгадать тактику противника и разгромили наступающие части боливийцев). Боливия понесла страшный урон (после чего Кундта отправили в отставку), оставив на поле боя 2000 солдат убитыми, а парагвайской армии это столкновение стоило всего 149 жизней. В южноамериканской историографии это сражение получило название по аналогии с самой известной мясорубкой времен Первой мировой и называется «Верденом Чако». А в 1934 г. в сражении при Эль-Кармене немецкие военные советники и вовсе бросили на произвол судьбы своих подчиненных, покинув поле боя бегством.
С 1932 по 1935 гг. бои шли с переменным успехом, но инициатива по-прежнему были сосредоточена в руках парагвайских войск. К началу 1935 г. стороны так измотали друг друга и понесли такие серьезные потери, что армии двух стран уже не могли проводить крупные наступательные операции.
Во время боевых действий армия Парагвая потеряла 6 российских офицеров. Примечательно, что их имена по сей день называют улицы (Асунсьона и даже целые населенные пункты в Парагвае), они по праву считаются героями этой крошечной страны в Южной Америки.
Фактически, война окончилась в 1935 г. победой Парагвая, но южноамериканская дипломатия довольно долгое время не могла оформить свершившийся факт на бумаге. Официально мир был заключен лишь в 1939 г. При этом данная война стала самой кровопролитной латиноамериканской войной в XX в. Война, которая продолжалась больше трех лет, унесла жизни более 100 тысяч человек обеих воющих стран.
Горькой иронией судьбы стало то, что нефть на спорной территории, за которую стороны пролили столько крови, тогда так и не была найдена и даже порт на реке Парагвай, построенный для ее транспортировки, оказался ненужным — экспорт боливийской нефти осуществлялся по нефтепроводу через Бразилию. Нефть в этом районе была обнаружена только в 2012 г. О том, что на территории полупустыни Чако была найдена нефть, президент Парагвая Федерико Франко заявил 26 ноября 2012 г. Так Парагвай сумел извлечь выгоду из своей военной победы (одержанной с помощью русских эмигрантов) лишь в XXI в., более чем через 75 лет после завершения конфликта.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх