Черкесогаи

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Черкесогаи

Черкесогаи (самоназвание «hay», «хай», «эрмелы» (на адыгейском – армяне), также «горские» или «закубанские» армяне; черкесармяне; черкесские армяне) – один из наиболее интересных и таинственных субэтносов армянского народа, сложившийся (обосновавшийся) в средние века (XV в.) на Кубани (на территории Северо-Западного Кавказа (Краснодарский край и Республика Адыгея)). В период проживания в Черкесии, и сразу после переселения, черкесские армяне четко осознавали, что в культурно-бытовом отношении они резко отличались от остальных армян, и более походили на черкессов (что отмечается многочисленными путешественниками и разведчиками в Черкессии, в том числе Джеймсом Беллом и Теофилом Лапинским). Даже внешне черкесогаи стали отличаться от прочих армян, например, выделяются черкесогаи высоким ростом и более светлой кожей. При этом антропологически они принадлежали и принадлежат к северокавказскому типу (прямой нос, высокий рост).

Один из самых известных современных российских черкесогаев – первый легальный советский миллионер Артем Тарасов.

Черкесские армяне перешли на адыгейский язык, переняли у адыгов немало обычаев, культуру (даже обычай похищения невест), традиционную черкеску. Известны факты воспитания адыгских (черкесских) князей в семье черкесогаев (обычай аталычества) у адыгов-натухайцев, шапсугов, бжедугов и других. Они часто женились на местных девушках. Однако сохранили христианскую веру, принадлежность к Армянской Апостольской церкви и национальное армянское самосознание. Черкесогаи в искаженной форме исполняли христианские ритуалы и использовали грузинские иконы. Путешественники отмечали присутствие черкексских армян в священных рощах адыгов (черкесов), что можно объяснить длительным использованием в них христианских крестов. Адыги (черкесы) ранее были христианами и память об этом сохраняли, используя кресты в ритуалах на свой лад. Сами же армяне, взяли на себя функцию торговцев, не слишком любимую в среде воинственных адыгов (черкесов). Жили горские армяне, кстати, в отдельных аулах (хаблях; Гяур-Хабль (известно о существовании аулов с таким именем недалеко от Абинска и на реке Келермес у Белореченска), Хатукай, Егерухай, Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехутг) близ современных городов Белореченск, Анапа (и Суджукской бухты), Геленджик (два черкесогайских села: Азатух и Бзатух) и других. Они довольно быстро разбогатели и заняли уважаемые позиции среди адыгской (черкесской) аристократии. Помогала черкесским армянам в развитие коммерции широкая торговая сеть их соплеменников (в диаспоре), распространившаяся в XVI – XVIII вв. по всей Азии. Помимо черкесогаев в торговом обороте Черкесии принимали активное участие кизлярские, моздокские и нахичеванские армяне.

История появления черкесогаев достаточно загадочна.

1624108586239.png
1624108588818.png
Армянская диаспора
Крым в XVII в.
Начиная с раннего Средневековья характерной формой существования армянского этноса становится диаспора (эмиграция и проживание за пределами исторической родины в результате давления кочевых тюркских племён, а впоследствии — гонений на христиан со стороны мусульманских правителей Турции и Персии).

Официально история черкесогаев начинается ещё в VII (или VIII) в. с переселения части армянского населения из находившейся под арабским владычеством (армянское государство, вассальное Византии, пало под ударами арабов-мусульман и огромное количество армян покинули родные земли, укрывшись в соседней Византии, где они образовали отдельные зависимые княжества) в византийский Крым, а затем в генуэзские колонии Причерноморья.

Со второй половины XI века территория Армении подверглась нашествию турок-сельджуков, армянское вновь покинуло родные земли и эмигрировало на север – в Грузию, на Северный Кавказ. Часть населения ушла на юг – в Киликию. В 1071 г., после битвы под Манцикертом, турками-сельджуками было создано своё первое государство – султанат Рума, который включал всю Армению и внутреннюю часть Анатолии, откуда усилилась миграция армян к азиатским прибрежным областям. Армянское население подвергалась сильным гонениям, что к концу XIII в. особо выразилось, например, в Нахичевани и близлежащих областях.

Дальнейший отток армянского населения из региона связан с татаро-монгольским нашествием, а затем походами Тамерлана. Земли отнимались у армян и заселялись1624108600821.png тюрками. Тамерлан переселил в Закавказье 50000 семейств тюрков-каджаров, поселив их в Эривани, Гяндже и Карабахе, где они со временем еще более умножились. В течение XIII – XIV вв. в Армении местная знать постепенно вытеснялась военно-кочевой – монгольской, тюркской и курдской. В последующие годы с образованием Османской империи и усилением Персии гонения только усиливаются. В это время Северный Кавказ, Предкавказье и особенно Крым выступают как один из важных центров расселения армянского этноса.

Тут армяне прожили до самого турецкого вторжения на полуостров в 1470-х гг. После чего многие местные армяне, боясь возможной тюркизации и исламизации, покинули крымскую землю. Часть отправилась в Речь Посполитую и Молдавию (Валахию), а часть ушла на восток – к кубанским адыгам (черкесам), исповедовавшим тогда язычество, а некоторая часть христианство, в тот период ислам ещё не получил в регионе распространения.

В 1850 г. ученый Иванов, исследовавший вопросы истории и этнографии черкесогаев, писал: «По рассказам армавирских стариков, назад тому лет двести или более, предки их, недовольные смутами, происходившими в Крыму во время владычества ханов, обремененные налогами и претерпевая сильные гонения за веру, давно задумывали куда-либо удалиться от этих неприятностей; наконец, при одном хане они приняли решительное намерение и, бросив свои жилища и имущество, бежали в Черкесию, знакомую им еще прежде по торговым сношениям. По прибытии в горы, черкесы приняли их ласково и дали у себя убежище, обещая защищать от всех стеснений ханских, и в знак дружбы молодым их пришельцам предложили в супружество своих дочерей. Армяне приняли это предложение, но с условием, чтобы жены и дети их исповедывали христианскую религию. Черкесы нисколько в том не противились своим гостям и уверяли даже их, что они останутся навсегда свободными в исповедании христианства и будут дела семейные и гражданские решать по своим обычаям. Убежденные в этом, крымские выходцы расселялись по аулам, женились на горских красавицах и жили преспокойно».

1624108646870.png
1624108650408.png
1624108652657.png
Черкесогаи

Перед подчинением Россией Крымского ханства, в 1779 г. в земли будущего Ростова-на-Дону, выселили оставшихся в Крыму армян. Здесь они образовали городок Нахичевань-на-Дону, ставший позднее районом Ростова. Известно, что первые попытки вычленить армянскую общину из Черкессии предпринимались при Екатерине II: Иосиф Аргутинский, архиепископ российских армян, начиная еще с 1783 г. при поддержке графа Г. А. Потемкина устанавливает связь с черкесскими армянами и входит с ними в тайные переговоры. Аргутинский разработал проект, по которому нахичеванские армяне получали южную часть Самбекской степи (район к западу от устья Дона, где небольшая река Самбек впадает в Таганрогский залив Азовского моря), а черкесские армяне – северную часть. Представители черкесских армян приглашаются в Нахичеван (тогда ещё не на-Дону), где им устраивают теплую встречу. Город так понравился черкесским армянам, что они поставили на обсуждение вопрос о переселении армян в Нахичеван, но нахичеванцы не согласились. То, что закубанские армяне действительно намерены были поселиться в Нахичеване, подтверждается ещё одним упоминанием. В октябре 1791 г. во время сражения против черкесских племён армяне, обитавшие в трёх селениях, лежащих у рек (Гаурхабл, Адепсу-Хай и Хатукай), изъявили желание перейти в Нахичеван и отправились туда в числе 390 человек. Как и в первом случае, желание черкесских армян не осуществилось. Массовое переселение черкесских армян, дважды пытавшихся переселиться в Нахичеван не удалось.

В конце XVIII в. в адыгские земли усилила влияние Российская империя. И перед черкесогаями встал выбор: с кем быть дальше? Выбор был очень непростой ... Черкесогаи долгое время оставались равнодушны к призывам России покинуть адыгские земли и переселиться на предоставленные царем угодья.

Однако, когда адыги вступили в союз с османами, начали быстро принимать ислам в его радикальной форме мюридизма, когда ослабла власть курировавших черкесогаев князей Болотоковых, горские армяне приняли судьбоносное решение. Огромную роль в переселении черкесогаев на российские земли сыграли армянские авторитеты тех лет – адмирал Лазарь Серебряков, архиепископ Иосиф Аргутинский, ведшие активные переговоры со старейшинами черкесогаев.

При этом часто армянские купцы выступали в роли черкесских разведчиков на русской территории и наоборот - русских разведчиков в Черкесии. В 1818 г. попечитель торговли с черкесами на кавказском побережье Черного моря Скасси писал Ланжерону, что «весьма трудно будет запретить армянам производить монополию с черкесами ... Без сомнения, армянам запрещено торговать в той части Кубани, которая занята черноморскими казаками, ибо они имеют на сие исключительные права, но они торгуют на границе их в Усть-Лабе». После торговлю на черноморском участке границы для армянских купцов разрешили, но потом вновь запретили.

Со временем обстановка в регионах проживания черкесогаев становится напряженной из-за культурной и религиозной пропаганды Османской империи, а позже также действий Мухаммад-Амина. Распространение радикальных идей ислама среди некоторой части адыгов (черкесов) привело к столкновениям на бытовой почве между адыгами (черкесами) и черкесскими армянами. Часть армян начинает переселяться ближе к русским границам. Российское правительство приветствовало подобные инициативы, исходя из своих политических и экономических целей. По сути, переселением черкесских армян из горных районов Кавказа в российские границы Кубани с предоставлением им определенных привилегий царская Россия стремилась усилить христианский фактор в условиях ожесточенной Кавказской войны. С середины 30-х гг. XIX в. создались благоприятные условия для осуществления заранее предусмотренного переселения черкесских армян. Как полагают исследователи, переселение черкесских армян на территорию Кубани происходило в несколько этапов.

1624108681211.png
1624108684182.png
Основание первого армянского поселка на Кубани относится к 1839 г. Исторические документы сообщают, что основная часть черкесских армян с 40-х гг. XIX в. поселилась в Закубанье, а также черноморских городах-крепостях. В 60-е – 70-е гг. отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе, Митровке, Ильинке, в Лабинском, Белореченском, Некрасинском, Темергоевском, Каргинском, Усть-Лабинском районах. Отдельные семьи оказываются и за пределами Кубани – в Астрахани и в Москве. С одной стороны, переселение черкесских армян позволило избавиться от турецкого влияния и перебраться в более безопасные районы, но с другой стороны, черкесогаи в христианской среде подверглись очень быстрой ассимиляции и растворению, чего не происходило в окружении адыгов (черкесов).

В марте 1838 г. генерал Евгений Александрович Головин, командующий Кавказским корпусом, сообщал военному министру графу Александру1.png Ивановичу Чернышеву: «Начальник Кубанской линии ген.-м. Засс доносит мне следующее: Получив известие, что уздени егерукаевского племени, обитающего на левом берегу Лабы, побуждаемые абадзехами, начинают явно возмущать свои аулы и готовы подняться для удаления к непокорным горцам, он донес о том ген.-л. Вельяминову и вслед затем отправил наблюдательный отряд на р. Лабу, чтобы страхом близкого оружия удержать их от бегства. По прибытии в отряд, 3-го числа сего месяца, он собрал узденей и старшин егерукаевских и, внушив им, с одной стороны, полное доверие к справедливости и благотворной попечительности нашего правительства о мирных подданных, с другой – всемогущество его к преследованию и наказанию изменников, успел успокоить колебавшийся народ и, не прибегая к насильственным мерам, вновь получил от него единодушную присягу на верноподданство Г. И. Пользуясь изъявлением безусловной покорности, генерал Григорий Христофорович Засс приступил к переселению издавна живших между егерукаевцами и темиргоевцами армян под предлогом защиты единоверного населения. Освобожденное в этот раз число армян с прежде переселенными на Кубань ген.-м. Зассом составляет до 250 семей. Он полагал поселить их за Кубанью, при р. Урупе, между Георгиевским и Прочно-Окопским укреплениями».

25 марта 1839 г. генерал-майор Засс составил проект управления «мирными закубанскими горцами», согласно которому черкесских армян в течение двух лет поселили «на левом берегу р. Кубани против Прочного Окопа». Переселение осуществлялось под прикрытием и при поддержке русских войск. Черкесогаям выделяли строительные материалы и инструменты. Непосредственное администрирование должен был осуществлять пристав. Предполагалось также, что «армяне, будучи христиане, не подлежат окружному суду по народным обычаям горцев, а должны составить особую волость и быть управляемы по нашим законам». Аул с трёх сторон был окружён глубоким рвом в 2,5 м шириной и валом. С четвёртой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей поселения. Границы его несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялись всё новые и новые семьи. В первые годы в Армянском ауле (Эрмэлы-хабль) обосновалось 120 семей, а к 1840 г. их количество увеличилось до четырёхсот. Помимо черкесогаев в поселении проживало несколько сотен крепостных горцев. Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов. Новое селение они назвали Армавир в 1848 г., в честь древнего армянского города Армавир – столицы Армении в IV – II вв. до н. э.

Ещё 53 черкесогая вышли из Абадзехии и основали отдельный аул у Пашковского куреня. Несколько семей черкесогаев поселились в Гривенском черкесском ауле. Затем они переселились в Переяславскую станицу, куда стали собираться и другие переселенцы – черкесогаи и черкесские греки. К 1859 г. в этой станице насчитывалось более 200 черкесогаев, многие из которых через год переехали в Армавир. К 1842 г. в Армавире черкесогайское население составляло около 1300 человек. В 1846 г. поступило ещё одно прошение от братьев Богарсуковых и шапсуга Ротока. Видимо, поняв, что на правом берегу их не поселят, просители выбрали компромиссный вариант – поселиться на реках Аушец и Кунипс, близко от русской границы, но в Закубанье. Юридически и фактически эта земля была адыгской (черкесской), но уже ряд лет пустовала, поскольку через этот район многократно проходили войска: жить здесь было возможно только с позволения русских военных властей. Переселение большого рода Богарсуковых состоялось в 1853 г. Впоследствии их потомки стали преуспевающими купцами, общественными деятелями и меценатами в Екатеринодаре.

1624108816094.png
1624108818268.png
1624108820578.png
Богарсуков Никита Павлович (1834 – 1913 гг.)
Лазарь Маркович Серебряков (до службы на флоте — Казар Маркосович Арцатагорцян; 1792 – 1862 гг.) российский адмирал, участник Кавказских походов и Крымской войны
Семья черкесогаев
После 1850 г. царская администрация пришла к выводу, что переселение черкесогаев завершено, но значительная их часть еще оставалась в Черкесии. Переселением по собственной инициативе занялся адмирал Л. М. Серебряков, сам армянин по происхождению. Он намеревался всех оставшихся в горах черкесогаев поселить в Новороссийске, однако это удалось ему сделать лишь отчасти.

Разбросанные по всей Черкесии армяне в короткий промежуток времени, объединив свои усилия, сумели воссоздать и освоить традиции армянской культуры. Естественно, все это уже происходило под непосредственной поддержкой русской культурной среды и их соотечественников-армян.

Уход державших торговлю армян сильно подорвал всю основу черкесской экономики и стал одной из важнейших причин их поражения в Кавказской войне. На что собственно и рассчитывал русские власти ...

Что касается армян побережья Черного моря Кубани, то первые их группы появились там по окончанию последней русско-турецкой войны в начале 1880-х гг. в рамках1624108832993.png программы переселения единоверных армян и греков из Османской империи на побережье Кубанской области. Переселение шло под флагом защиты единоверцев, но на самом деле с целью заселить опустевшие после гибели и выселения адыгов (черкесов) в Кавказскую войну земли, населением, приспособленным к местному климату. Значительная часть переселенцев пополнилась рядами соотечественников во времена армянского геноцида 1915 г. в Турции и массивных миграций 80-90-х гг. ХХ в., в том числе во время Нагорно-Карабахского конфликта.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх