Современная правительственная стратегия модернизации образования, отраженная в принятых стандартах образования, ставит целью сформировать в выпускниках школ умения, которые будут необходимы человеку информационного общества:
- личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения;
- способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее;
- способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;
- развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах;
- умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать;
- уважать различные мнения;
- умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы;
- осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;
- способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Таким образом современного учителя можно представить таким:
Оценочная деятельность
ИКТ-компетентность
Общепользовательские инструменты:
Инструменты коммуникации:
- личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения;
- способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее;
- способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;
- развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах;
- умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать;
- уважать различные мнения;
- умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы;
- осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;
- способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Таким образом современного учителя можно представить таким:
Позиционирование учителя
Позиция учителя-профессионала
- демонстрирует культурные образцы действий,
- инициирует пробные действия детей,
- консультирует, корректирует действия,
- ищет способы включить в работу каждого.
- создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей,
- «со-участник», «третейский судья».
- оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.
Профессиональное мастерство
Проектирование учебного процесса
Проектирование учебного процесса
- тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,
- проектирование «учебных ситуаций»;
Организация работы обучающихся
- в группах и парах,
- в мобильных группах,
- индивидуальная поддержка детей,
- организация проектной деятельности;
Оценочная деятельность
ИКТ-компетентность
Общепользовательские инструменты:
- - текстовый редактор,
- - презентаций,
- - динамические таблицы, базы данных.
Инструменты коммуникации:
- - электронная почта,
- - Интернет.
- - системы управления учебным процессом,
- - интерактивная доска,
- - цифровое и мультимедийное учебное оборудование.