«Лебединое озеро»

Денис

Рома и Калифорнии 1848 года
Команда форума
«Лебединое озеро»
В 60–70-х гг. XIX в. музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов. В 1871 г. Петр Ильич Чайковский написал одноактный детский балет «Озеро лебедей». Композитор представил публике произведение в имении Каменка. В либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера история любви основывается на немецкой легенде и сказках со схожим сюжетом, когда злые чары обращают прекрасную девушку в белоснежного лебедя, а вернуть ей человеческий облик может только сила любви.
Итак, в основу «Лебединого озера» положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна – рыцаря Ротбарта. Чары злого гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в девушку. Прекрасную Одетту на берегу озера во время охоты встречает принц Зигфрид. Потрясенный ее историей, он клянется ей в вечной любви. Цепь трагических событий приводит к схватке Зигфрида с Ротбартом, но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают и рыцарей, и заколдованных лебедей. Освободившаяся от злых чар Одетта соединяется с Зигфридом в потустороннем мире.
Четыре года спустя, в 1875 г. Петр Ильич получил заказ на написание балета от дирекции императорских театров. Тогда это было по меньшей мере необычно, ведь композиторы такого уровня балетов не писали. Однако Петр Ильич согласился и работал над музыкой около года, параллельно создавая еще и Третью симфонию.
4 марта 1877 г. на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера балета «Лебединое озеро». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер.
Партитура произведения оказалась революционной в своей новизне. Известно, что композитор частично цитировал свою оперу «Ундина», которую сам ранее уничтожил. Однако музыка «Лебединого озера» оказалась самобытной и необычной. Типовая балетная музыка тех лет — простая, выполняющая роль ритмического сопровождения происходящего на сцене. Чайковский же с присущим ему симфонизмом создает мощные лирические темы, оказавшиеся сквозными для всего балета. Главную партию должна была исполнить прима-балерина Анна Собещанская, но она отказалась и даже поссорилась с Чайковским из-за отсутствия сольного номера в третьем акте. Впоследствии композитор все же пошел ей навстречу и увеличил третий акт за счет соло.
Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным. Критик Герман Ларош писал: «По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-либо слышал … По танцам «Лебединое озеро» едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России».
Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.
Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 г. петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто. Над декорациями работал художник Михаил Бочаров — академик пейзажной живописи. Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном.
Судьба у этого балета тоже оказалась непростой: премьеру пришлось отложить из-за смерти императора Александра III и официального траура.
Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков. Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
В 1901 г. «Лебединое озеро» было поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей. С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.
Свой вариант балета в 1953 г. создал хореограф Владимир Бурмейстер. Он сохранил неизменным лишь эпизод с заколдованными лебедями на озере. В этой авторской версии в финале побеждает любовь: чары разрушены, колдун проиграл. А еще Бурмейстер добавил вступительный эпизод, где Ротбарт превращает принцессу в птицу, появляясь прямо из скалы.
Балет «Лебединое озеро» хореографа Юрия Григоровича впервые прошел на сцене Большого театра в 1969 г. Балетмейстер обобщил опыт Петипа, Иванова и Горского. Интересно, что сам Григорович хотел видеть финал постановки трагическим, однако был вынужден согласиться на идеологически верный «хэппи-энд». Прошли годы, прежде чем хореограф смог воплотить на сцене свою первоначальную задумку. Трагический контекст сюжета для Григоровича воплотился в мотиве двойничества: причем альтер эго («второе я») есть не только у Одетты. Своеобразным «отражением» для Зигфрида становится Злой гений.
В 1976 г. Джон Ноймайер ставит для Гамбургского балета постановку «Иллюзии как «Лебединое озеро»». Это уже постмодернистское прочтение, когда главной фигурой на сцене оказывается король Баварии Людвиг II. Именно его замок (в Нойшванштайне) когда-то вдохновил Чайковского на «Лебединое озеро». В этой постановке безумствующий в своем эстетстве король окружен образами, которые способны узнать те, кто знаком с первоисточником.
В 1984 г. свою версию балета на парижской сцене представил Рудольф Нуреев. Отличительной чертой этой постановки стало смещение авторского фокуса на принца Зигфрида. В нуреевском балете много мужских танцев, тогда как традиционно ведущие женские партии отходят на второй план.
В шведской постановке Матса Эка 1987 г. персонажи — не те, за кого себя выдают. Одиллия будто прячется за маской Одетты, злая волшебница притворяется колдуном. Лысые танцовщицы в образах лебедей вызвали неоднозначную реакцию зрителей. В британской постановке 1995 г. все лебеди — мужчины, а в авторском спектакле хореографа Раду Поклитару 2013 г. лебедя превращают в мальчика Зигфрида.
Одним из современных прочтений «Лебединого озера» стала постановка Александра Экмана в 2014 г. для Норвежского балета. Автор вдохновился самым первым российским спектаклем и воссоздал историю этой постановки. А еще в балете появилось настоящее озеро — уникальная водная декорация.
В 2016 г. свой вариант балетной ретроспективы представил Алексей Ратманский. На сцене вновь оказались балерины в пачках будто из позапрошлого столетия, в кордебалете последнего акта появились черные лебеди, вернулись грим и музыкальное сопровождение полуторавековой давности.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх