Аль-Фараби

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Аль-Фараби

1.jpg
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад Фараби (около 873951 гг.) – один из крупнейших представителей восточной философии. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы, где он был известен под латинизированным именем Alpharabius. Аль-Фараби – известный философ, музыкальный теоретик, математик ... Комментировал сочинения Аристотеля и Платона, за что получил почетное имя «Второй учитель». Создатель Отрарской библиотеки.
Сведения о жизни Фараби скудны. Достоверно известны только годы смерти Фараби и его переезда в Дамаск, остальные даты приблизительны. Существуют упоминания биографии Фараби, приведенной в труде о великих мудрецах прошлого, составленного Абу Саидом ибн Ахмадом, автором XI в., но этот труд не дошел до нашего времени, и известен только по цитатам и ссылкам в других источниках.
Cчитается, что Фараби родился в местности Фараб, там где река Арысь впадает в Сырдарью (это территория Отрарского района Казахстана). Его отец принадлежал к богатому тюркскому роду, служил военачальником. Знатность происхождения повлияла и на имя мальчика, которое в полной версии звучит как Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Многочисленные споры среди ученых ходили и вокруг его национальности. Есть мнение, что в его жилах течет не только тюркская, но и персидская кровь.
Ученые предполагают, что первоначальное образование Фараби получил дома. Существуют сведения о том, что до своего отъезда из Средней Азии Фараби побывал в Шаше (Ташкент), Самарканде и Бухаре, где некоторое время учился и работал.
Продолжать образование он отправился в Багдад. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира (908 – 932 гг.) и приступил к изучению различных наук. Наставниками Аль-Фараби в Багдаде оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта.
В 941 г. Фараби перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни. Вскоре он находит покровителя – халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамданида (943 – 967 гг.), который покровительствовал ученым и поэтам из различных стран Востока, в числе которых Абу Фирас, Абул Аббас ан-Нами, Абул Фарадж ал-Вава, Абул Фатх Кушуджим, ан-Наши, ар-Раффи, Ибн Нубата, ар-Раки, Абдуллах ибн Халавейхи, Абу-т-Тайиб ал-Лугави ал-Фариса. Впрочем, придворным ученым Фараби не стал и не перебрался в Халеб, лишь приезжал туда из Дамаска. В 949 – 950 гг. Фараби побывал в Египте. Упоминаются ученики Фараби – Яхья ибн Ади в Багдаде и Ибрагим ибн Ади в Алеппо, которые после смерти учителя продолжили его дело.
Существуют две версии смерти Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в Дамаске, согласно второй – убит грабителями при поездке в Аскалан. Точной датой смерти мыслителя называют 12 января 951 г.
Идеи Фараби о бытии близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия. Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир. Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины – небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.
К философским сочинениям аль-Фараби относятся:
- «Слово о субстанции»;
- «Существо вопросов»;
- «Книга о законах»;
- «Книга о постоянстве движения вселенной»;
- «О смысле разума»;
- «Книга о разуме юных»;
- «Большая сокращенная книга по логике»;
- «Книга введения в логику»;
- «Книга доказательства»;
- «Книга об условиях силлогизма»;
- «Трактат о сущности души»;
- «Слово о сновидениях»;
- «Книга об определении и классификации наук»;
- «Книга о смысле философии»;
- «Книга о том, что нужно знать для изучения философии»;
- «Примечания к философии»;
Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Гражданская политика», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах»). Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал теорию общественного устройства.
Во главе добродетельных городов находятся правители-философы, выступающим одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.
Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой книге Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение. В вопросе о восприятии музыкальных звуков аль-Фараби, в противоположность пифагорейской школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе Аристоксена. Аль-Фараби написал также «Слово о музыке» и «Книгу о классификации ритмов».

2.jpg
3.jpg
4.jpg
Аль-Фараби также составил комментарии к сочинениям Евклида и Птолемея. Ему принадлежат «Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд».
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх