Археологические культуры позднего неолита

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Среднестоговская культура – археологическая культура эпохи энеолита, распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья. На западе граничила с трипольской культурой. Названа по урочищу Средний Стог (Запорожье), где впервые была открыта. Эволюционировала в ямную культуру.
1681570910643.png
Орудия, украшенные рельефами
Умерших хоронили в подземных могилах (без курганных насыпей), в скорченном положении на боку, посыпали охрой; около умерших клали посуду с едой, орудия труда, статуэтки людей и животных. Фаза II среднестоговской культуры характеризуется появлением в захоронениях шнуровой керамики и каменных боевых топоров, что может быть связано с индоевропейской экспансией на запад. Предположительно, среднестоговская культура – первая, приручившая лошадь.
Согласно курганной гипотезе М. Гимбутас, среднестоговская культура может являться прароиной протоиндоевропейцев.
Носители среднестоговской культуры имели смешанный антропологический тип. Одни были потомками неолитических кроманьонцев днепро-донецкой культуры, другие относились к средиземноморской расе и имели явное балканское происхождение (ареал трипольской культуры). Подобная метисация заложила основы протонордической расы.
Кельтеминарская культура – археологическая культура эпохи неолита и энеолита. Открыта в 1939 г. экспедицией под руководством С. П. Толстова в Хорезме. Названа по заброшенному каналу Кельтеминар, близ которого были сделаны первые находки. Основной район распространения культуры – древняя Ачкадарьинская дельта Амударьи и сопредельные территории. На стоянках кельтеминарской культуры обнаружены остатки больших, овальных в плане домов каркасной конструкции. Найдены кремнёвые изделия микролитического характера, кругло- и остродонная керамика с прочерченным и штампованным орнаментом, украшения из раковин. Население занималось рыболовством, охотой, собирательством, на позднем этапе – скотоводством. Кельтеминарская культура, имевшая связи с высокоразвитыми земледельческими культурами юга, оказала, в свою очередь, влияние на неолитические культуры нижнего Приобья и Приуралья.
Культура воронковидных кубков, КВК или TRB (на английском Funnel Beaker culture, на немецком Trichterbecherkultur) – староевропейская мегалитическая культура эпохи позднего неолита. Ареал КВК на юге достигал Чехии, на западе – Нидерландов, на севере шведского города Упасала, на востоке – устья Вислы.
Культура получила название из-за характерной формы керамики: стаканов и амфор с верхушкой в виде воронки, по-видимому, предназначенных для питья. На одной из них имеется древнейшее изображение колесной повозки (четыре колеса на двух осях). Каменные боевые топоры по форме напоминают распространенные в то время в Центральной Европе топоры из меди. Известен плуг.
1681570959348.png
Воронко-видный кубок
Культуру воронковидных кубков (КВК) характеризуют укрепленные поселения до 25 га. В основном они локализованы на побережье близ селений ранее существовавших культур Эртебёлле и Нёствет-Лихульт. Состоят из домов, построенных из глинобетона рассчитанных на одну семью.
1681570991910.png
Боевой топор
Сооружения возводили вокруг монументального погребения, находящегося в центре поселения. Погребения разнообразны: в простых земляных могилах, дольменах, коридорообразных гробницах, в курганах, но ингумация преобладала. Самые древние могилы представляли собой камеру из дерева внутри длинного могильного холма, которую сверху закрывали кучей земли, а вход заваливали камнем. По сравнению со сходными мегалитическими сооружениями Ирландии, Франции и Португалии погребения TRB возникли поздно и, по-видимому, представляют собой традицию, привнесенную откуда-то с запада. Ученые предполагают, что они не были предназначены для всех носителей культуры, и в них помещали только тела элиты общества. В могилы также помещали керамику, вероятно, с пищей, и изделия из камня. Такие же изделия находят в реках и озерах близ поселений TRB, и практически все 10000 топоров этой культуры, найденных в Швеции, были утоплены в водоемах.
Кроме могил возводили большие культовые центры, окруженные палисадом, рвами и валами. Самый большой из них найден на острове Фюн.
Племена этой культуры разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот, но не пренебрегали также охотой и рыболовством. На небольших полях высевали пшеницу и ячмень. Из-за истощения почвы часто переселялись с места на место, но на небольшие расстояния, оставаясь в одном и том же регионе. В районе Мальмё занимались горным делом, добывая в шахтах кремень и обменивая его на продукты других культур Швеции. Импортировали изделия из меди, особенно ножи и топоры, из Центральной Европы.
Культура гребенчатой керамики или культура ямочно-гребенчатой керамики – культура, существовавшая на северо-востоке Европы (Скандинавия, русский северо-запад). В лесной полосе Восточной Европы, распространившиеся из Волго-Окского междуречья (балахнинская культура, волосовская культура, льяловская культура) на севере до Финляндии и Белого моря (карельская культура, каргопольская культура), на юге – до лесостепи (верховья рек Воронеж и Дон). Граница на западе река Висла (Польша). На востоке гребенчатая керамика с некоторыми вариациями стилей была распространена до Уральских гор. Возможно, среди прочих включала в себя нарвскую культуру в Литве. Носители этой культуры были, предположительно, охотниками и собирателями, хотя так называемая нарвская культура в Литве имеет признаки земледелия. Название культура получила по ямочно-гребенчатой керамике и по способу украшения керамических находок, характерных для этой культуры, который выглядит как отпечатки гребней.
Керамика представляет из себя большие горшки ёмкостью 40 – 60 л, закруглённые или заострённые внизу. Форма изделий в течение столетий оставалась неизменной, а вот наносимые орнаменты разнились. Среди многих стилей ямочно-гребенчатой керамики есть один, который использует свойства асбеста – культура асбестовой керамики.
Поселения этой культуры располагались на морском побережье или берегах озёр и способ существования основывался на охоте, рыбной ловле и собирании растений. В Финляндии эта культура была приморской, которая специализировалась на охоте на тюленей. Обычным жильём было, видимо, типи площадью около 30 м², в котором могло жить до 30 человек. Захоронения устраивались внутри поселения и покойников покрывали красной охрой. Для культуры гребенчатой керамики типично захоронение покойника вместе с предметами из кремня и янтаря. Реже использовались пустые дольмены из песчаника.
Для культуры гребенчатой керамики характерны маленькие фигурки из обожжённой глины и головы животных из камня. Они обычно изображают лося или медведя. Известны также и наскальные рисунки.
Баальбергская культура – локальный вариант культура воронковидных кубков, существовавший в верхней и средней части Эльбы. Часто рассматривается как культура-вторженец, происходящая из степной зоны, поэтому в контексте курганной гипотезы М. Гимбутас и её последователей рассматривается как ранняя индоевропейская культура, хотя Дж.П. Мэллори предпочитает рассматривать данную культуру как автохтонную.
Сведения о культуре полностью почерпнуты из погребений, которых найдено около 200. Погребения совершались в курганах, в которых могли производиться многократные дозахоронения. Основное захоронение могло быть внутри каменной цисты, со смешанными погребальными дарами; обнаружена типичная керамика культуры боевых топоров, а также отдельные образцы граничившей с востока и юга баденской культуры и культуры Бодрогкерстур. Тело укладывалось положении, типичном для «ямной культуры», то есть в согнутом на правом боку. Позднее места погребений баальбергской культуры повторно использовались более поздними культурами – шаровидных амфор, унетицкой и рядом других.
Баденская культура или Печельская (Пецельская) культура – неолитическая (энеолитическая) культура Центральной и Юго-Восточной Европы. Открыта археологом Гальяно в 1892 г. Названа по находкам в пещере у города Баден (Австрия). Распространена на территории современной Венгрии (здесь называется печельской культурой), Чехословакии и Австрии, на северо-западе и севере Югославии, в западной Румынии и Закарпатской Украине.
Возникла в результате экспансии культуры Чернавода на запад по так называемой «аварской тропе» (вверх по Дунаю). Позднее территорию баденской культуры занимают народы кульутры боевых топоров. Прямым наследником баденской культуры считается вучедолская культура.
Согласно мнению М. Гумбитас баденская культура представляла собой одну из первых волн индоевропейцев в Европе. Однако существует гипотеза, что носители этой культуры могли иметь и доиндоевропейское происхождение Согласно ещё одной гипотезе, баденская культура, наряду с родственными культурами Пецель и Коцофень, была общим предком носителей италийских языков и лузитанов.
Население обитало в укрепленных поселках с каменными стенами. Основу хозяйства составляли охота и скотоводство. Племена этой культуры изготовляли украшения из раковин и меди (кольца). Использовались луки и стрелы. Найдены следы керамики и глиняные фигурки животных. Предполагается, что племена баденской культуры были знакомы с колесным транспортом. Для нее характерны: каменные полированные топоры, треугольные наконечники стрел, украшения из раковин, глиняные фигурки животных, изредка – медные украшения и шилья. Керамика: миски, разделённые перегородкой на 2 части, кувшины с высокой ручкой, украшенные каннелюрами, амфоры с 2 ушками.
Культура известна главным образом по грунтовым могильникам (например, Будакалас) с одиночными и коллективными погребениями (трупоположения, реже – трупосожжения). Из погребальных обрядов характерна кремация.
Культура шаровидных амфор занимала большинство территории прежней культуры воронковидных кубков, а в центральной части делила территорию с культурой шнуровой керамики. На юге и западе соседствовала с баденской культурой, на северо-востоке с нарвской культурой. Название предложил археолог Густаф Коссинна в связи с характерной керамикой, шаровидными сосудами с 2 – 4 ручками.
Культура локализуется от бассейна Эльбы на западе до Вислы на востоке, распространяется на юг до середины Днестра и на восток до Днепра. Шаровидные амфоры, как заимствование соседними культурами, встречаются на гораздо более широкой территории, достигая Осетии. К западу от Эльбы несколько шаровидных амфор найдено в мегалитических погребениях. Находки, связанные с культурой шаровидных амфор, в степной зоне Украины и России, обычно связываются с поздним этапом её распространения из центра в Волыни и Подолии.
Экономика была основана на выращивании различных животных, причём на ранней стадии преобладали свиньи, в отличие от культуры воронковидных кубков, отдававшей предпочтение крупному рогатому скоту. Поселения – редкие, удалённые друг от друга, и обычно в них обнаруживаются только фундаментные ямы. Идентифицируемые останки домов до сих пор не обнаружены. Предполагается, что некоторые из поселений были населены не круглый год, или был временными.
В основном культура известна по погребениям. Погребения происходили путём положения трупа в саркофаг или в колодец. Сохранилось большое количество погребальных даров, включая части животных (например, челюсть свиньи) или даже целых животных, например, быков. Среди погребальных даров наблюдаются и типичные для данной культуры шаровидные амфоры и каменные топоры. Имеются также погребения скота, нередко парами, в сопровождении погребальных даров. Кроме того, данная культура совершала подзахоронения в построенные прежними культурами мегалитические гробницы.
Саньсиндуй – археологическая культура обнаруженная в районе Чэнду (Китай). Названа по местечку Саньсиндуй.
1681571079579.png
Маски Саньсиндуй
В центре Саньсиндуй стоят три холма, каждый из них высотой 200 м. В 1929 г. местный крестьянин впервые обнаружил здесь яму с нефритовыми изделиями. К 1986 г. здесь удалось откопать около 2000 медных и нефритовых изделий. Общая площадь развалин составляет 12 км2. Они окружены укреплениями, состоящими из земляных валов и стен. Создатели этой культуры обладали развитой технологией литья бронзы, а также строили ирригационные сооружения. Среди уникальных вещей Саньсиндуя – золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, представляющий собой, очевидно, регалию власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину и даже большего размера, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами (что свидетельствует об устойчивой социальной стратификации). Ничего подобного этим находкам, в особенности монументальной скульптуре, не обнаружено ни для одной из культур бронзового века Китая. Некоторые историки полагают, что в культуре Саньсиндуй очевидны признаки древнейшей погибшей цивилизации. Возможны культурные связи с культурой Банчанг (Таиланд), а также с культурами бассейна Хуанхэ (эпохи Ся и Шан). Считается, что культура Саньсиндуй возникла на основе местной неолитической культуры Драконовых холмов, возможно в результате миграций неолитического населения с реки Су. Возможно, население культуры Саньсиндуй не принадлежало к монголоидной расе. В Саньсиндуе уже существовали устойчивые объединения людей, которые по форме организации превышали племя. Можно предположить, что здесь существовало княжество Шу. Данные археологических раскопок указывают на то, что укрепления в Саньсиндуй были построены около 1300 г. до н.э.
На позднем этапе существования население княжества Шу говорило на языке башуту (очевидно, тибето-бирманского происхождения). Оно не знало развитой письменности и, по-видимому, пользовалось пиктографией.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх