Базовые ценности цивилизаций Востока
(конфуцианство, буддизм, ислам)
(конфуцианство, буддизм, ислам)
Основные параметры | Китайско-конфуцианская цивилизация | Индо-буддийская цивилизация | Арабо-исламская цивилизация |
Особенности ментали-тета | Жизнь – есть долг. Главный принцип –осознанного долга. | Высшая ценность для человека – это ценность небытия. | Абсолютная покорность человека Аллаху, Пророку, халифу, и далее. |
Отношение к государ-ству | Государство «отец и мать народа» (Конфуций). Подданные должны проявлять сыновью почтительность (сяо). Но, согласно учению Мэн Цзы «о перемене мандата», народ может заменить неугодного правителя, если он не заботиться о подданных. | Безразличие социума к государству. Слабая политическая активность. Ее рост связан с колонизацией, с реформацией индуизма (XIX в.), с гандизмом. | Государство – благодетель. Слияние светской и духовной власти (султан-халиф) способствовало выработке сознания, что государство милостиво как Аллах (налог в пользу бедных (закят)) и карает также как он. |
Отношение к частной собственности | Противоречивое. С одной стороны, культ труда, успеха, так как счастье в труде. С другой стороны – система постоянно занята перераспреде-лением земных благ. | Безразличное. Нет культа материального благосостояния. Мирская шкала ценностей не имеет значения. | Противоречивое. С одной стороны Коран защищает частную собственность. С другой стороны, потеря собственности не трагедия, ибо «все принадлежит Аллаху». |
Классы, сословия, стра-ты | Размытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании через самовоспитание, образование. Принцип меритократии (власть достойных). | Жесткая дифференциация по кастовому признаку исключала возможность образования, как сословий, так и классов. | Равенство людей перед Аллахом предполагало и их равенство перед законом, государством. Отсюда, классов в их западном понимании не было. |
Индивидуализм или коллективизм? Во всех традициях Востока примат социума над индивидом | Культ предков, патернализм. Регламентированное поведение человека в рамках традиции. Возможна личная карьера через систему шэньши. | Коллективизм в рамках непроницаемой кастовой системы. Индивидуализм тоже в рамках касты – каждый только сам может и должен улучшить свою карму. Установка на высшую ценность Небытия. | Коллективизм, замкнутый по отношению к миру извне, но открытый всем, «слугам» Аллаха. Поведение каждого регламентируется законами шариата. Обязанность умереть во имя Аллаха. |
Религия. Во всех традициях Востока слияние духовной и политической власти | Относительное безразличие к религии. | Религиозная терпимость | Освящение (сакрализация) политической власти, деспотизма. |
Культура чувств. Восприятие мира. | Сфера чувств ограничена принципом осознанного долга. Индивид «должен» обществу, государству, отец – сыну, в меньшей степени – семье. | Высочайшая культура чувств, альтруизм, жертвенность, веротерпимость. | Чувства индивида направлены, с одной стороны в сферу религии – Аллаху. С другой стороны на арабском Востоке возникло такое понятие как «счастье» («Фальсафе» – наука о счастье). |