Базовые ценности цивилизаций Востока

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Базовые ценности цивилизаций Востока
(конфуцианство, буддизм, ислам)

Основные параметры
Китайско-конфуцианская цивилизация
Индо-буддийская цивилизация
Арабо-исламская цивилизация
Особенности ментали-тетаЖизнь – есть долг. Главный принцип –осознанного долга.Высшая ценность для человека – это ценность небытия.Абсолютная покорность человека Аллаху, Пророку, халифу, и далее.
Отношение к государ-ствуГосударство «отец и мать народа» (Конфуций).
Подданные должны проявлять сыновью почтительность (сяо).
Но, согласно учению Мэн Цзы «о перемене мандата», народ может заменить неугодного правителя, если он не заботиться о подданных.
Безразличие социума к государству.
Слабая политическая активность. Ее рост связан с колонизацией, с реформацией индуизма (XIX в.), с гандизмом.
Государство – благодетель. Слияние светской и духовной власти (султан-халиф) способствовало выработке сознания, что государство милостиво как Аллах (налог в пользу бедных (закят)) и карает также как он.
Отношение к частной собственностиПротиворечивое.
С одной стороны, культ труда, успеха, так как счастье в труде.
С другой стороны – система постоянно занята перераспреде-лением земных благ.
Безразличное. Нет культа материального благосостояния. Мирская шкала ценностей не имеет значения.Противоречивое.
С одной стороны Коран защищает частную собственность.
С другой стороны, потеря собственности не трагедия, ибо «все принадлежит Аллаху».
Классы, сословия, стра-тыРазмытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании через самовоспитание, образование. Принцип меритократии (власть достойных).Жесткая дифференциация по кастовому признаку исключала возможность образования, как сословий, так и классов.Равенство людей перед Аллахом предполагало и их равенство перед законом, государством. Отсюда, классов в их западном понимании не было.
Индивидуализм или коллективизм? Во всех традициях Востока примат социума над индивидомКульт предков, патернализм. Регламентированное поведение человека в рамках традиции. Возможна личная карьера через систему шэньши.Коллективизм в рамках непроницаемой кастовой системы. Индивидуализм тоже в рамках касты – каждый только сам может и должен улучшить свою карму. Установка на высшую ценность Небытия.Коллективизм, замкнутый по отношению к миру извне, но открытый всем, «слугам» Аллаха.
Поведение каждого регламентируется законами шариата. Обязанность умереть во имя Аллаха.
Религия.
Во всех традициях Востока слияние духовной и политической власти
Относительное безразличие к религии.Религиозная терпимостьОсвящение (сакрализация) политической власти, деспотизма.
Культура чувств. Восприятие мира.Сфера чувств ограничена принципом осознанного долга. Индивид «должен» обществу, государству, отец – сыну, в меньшей степени – семье.Высочайшая культура чувств, альтруизм, жертвенность, веротерпимость.Чувства индивида направлены, с одной стороны в сферу религии – Аллаху.
С другой стороны на арабском Востоке возникло такое понятие как «счастье» («Фальсафе» – наука о счастье).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх