Большой театр в Москве

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Большой театр — национальное достояние нашей страны. Старейший музыкальный театр России расположен практически в самом центре Москвы, на Театральной Площади, недалеко от Кремля. Полное наименование — Государственный Академический Большой театр оперы и балета России, но в народе прочно закрепилось название «Большой», что говорит о его исключительной роли в культурной жизни страны.
Величественность этого здания особенно подчеркивает квадрига, венчающая фронтон театра.

1669691040639.png
17 марта 1776 г. – дата основания театра. В это время владелец частной труппы, губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов (Пётр Васильевич Урусов (1733 — 1813 гг.) — русский антрепренёр, губернский прокурор Москвы. Сын князя Василия Алексеевича Урусова (из старшей ветви рода Урусовых). В начале 1773 г. вместе с компаньоном М. Гроти выкупил императорскую привилегию на ведение театральных дел в Москве. Летом 1774 г. компаньоны открыли в доме графа А. В. Салтыкова воксал (старинный увеселительный сад или помещение, в котором происходили гуляния с танцами, маскарадами, фейерверками), ставший весьма популярным и прибыльным), получил высочайшее соизволение Екатерины II на руководство увеселительными мероприятиями столицы. Постановки талантливого коллектива князя Урусова часто радовали императрицу, и с ее разрешения князь возвел на берегу Неглинки, на углу улицы Петровки, деревянное здание театра, прозванное Петровским. Не успев открыться, театр сгорел. Построить новое здание князю помог обрусевший англичанин Меддокс, успешный антрепренер и артист балета. Трехэтажное кирпичное здание театра обошлось британцу в 130000 рублей серебром. Здание, простоявшее 25 лет, сгорело 8 октября 1805 г. В 1806 г. на деньги российской казны участок выкупается, а вместе с ним и вокруг стоящие строения. По первоначальным планам это сделали для того, чтобы просто расчистить большие территории для недопущения в Москве крупных пожаров. Но уже тогда начали задумываться над созданием на этом месте театральной площади.
1669691074547.png
Карл Иванович Росси (1775 или 1777 – 1848 гг.)
Архитектор Карл Иванович Росси (российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях; его называют последним великим зодчим русского классицизма) спроектировал новый театр, а во время его строительства выровняли и замостили Театральную площадь, по которой прежде не было проезда. Деревянный театр не удалось спасти во время пожаров в Москве в 1812 г.
После освобождения Москвы, ни проекта, ни денег не было и к задуманному вернулись лишь в начале 1816 г., уже после войны с Наполеоном. Проект был одобрен Александром I. К уже утвержденной территории под создание Театральной площадки, добавили и дворы двух снесенных церквей.
Новая история Большого театра в Москве начинается в 1817 г., когда царю был представлен проект уже нового театра, который должен был быть построен на этом участке. Интересно, что здание своим фасадом уже в проекте сориентировали с выходом на площадь (именно так театр выглядит и сейчас), хотя у старого Петровского театра центральный вход находился со стороны нынешнего ЦУМа. Представлял проект царю генерал-инженер Корбинье. Но …
Проект каким-то образом бесследно исчез накануне его представления генерал-губернатору Москвы Д.В. Голицыну. Архитектор О.И. Бове в срочном порядке готовит новые чертежи плана здания с двумя этажами и эскизом фасада.
1669691116568.png
Осип (Иосиф; Джузеппе) Иванович Бове — российский архитектор итальянского происхождения. Знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. (творил преимущественно в стиле классицизма)
В 1820 г. начались работы по расчистке территории и началу строительства Большого театра. К этому времени уже был утвержден проект архитектора А. Михайлова, который сохранил концепцию, заложенную архитектором О.И. Бове.
На вид театра в Москве повлиял проект Большого Санкт-Петербургского театра, реконструированного в 1805 г. архитектором Томом де Тома. В здании тоже присутствовали скульптурный фронтон и ионические колонны.
Одновременно со строительством театра шли работы по заточению в трубу реки Неглинной (она проходит от угла здания Малого театра и идет к Александровскому саду). Освободившийся «дикий камень», которым была устлана набережная реки, а также ступени Кузнецкого моста пошли на строительство Большого театра. Именно из камня были устроены базы колонн у центрального входа.
Здание Большого театра получалось грандиозным. Театр, возникший на месте обгорелых развалин, изумил и восхитил современников. Великолепное громадное здание соединялось с талантом и популярностью артистов. Только сцена занимала площадь, равную площади всего бывшего Петровского театра, а стены, оставшиеся после пожара, стали обрамлением этой части театра. Зрительный зал был рассчитан на 2200-3000 мест. Ложи театра держались на чугунных кронштейнах, вес которых был более 1 тонны. Анфилады маскарадных помещений тянулись вдоль обоих боковых фасадов. На строительство здания ушло немногим более 4 лет. Открытие состоялось 6 января 1825 г. спектаклем «Торжество муз», музыкальное сопровождение к которому написали А. Алябьев и А. Верстовский.
В марте (11 марта) 1853 г. в театре начался пожар. Пожар начался в одном из чуланов и огонь быстро охватил декорации и театральный занавес. Деревянные постройки способствовали быстрому распространению пламени и силе стихии, которая утихла лишь через несколько суток. Во время пожара погибло 7 человек. Только благодаря действиям двух служителей удалось избежать большего количества жертв (они вывели из огня группу детей, которые занимались в это время на главной сцене театра).
Здание сильно пострадало от огня. Обрушились крыша и задняя стена сцены. Выгорел интерьер. Расплавились чугунные колонны лож бельэтажа, а на месте ярусов были видны только металлические кронштейны.
Сразу после пожара был объявлен конкурс на восстановление здания Большого театра. Свои работы представили многие известные архитекторы: А. Никитин (создавал проекты многих московских театров, принимал участие в последней реконструкции здания Большого театра перед пожаром), К.А. Тон (архитектор Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя).
1669691185633.png
Альберт Катеринович Кавос — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств, известный главным образом как строитель театров
Выиграл конкурс А.К. Кавос, у которого был больший опыт в строительстве музыкальных залов, а еще он владел глубокими познаниями в акустике.
Для лучшего отражения звука, архитектором была изменена кривизна стен зала. Потолок сделали более плоским и придали вид гитарной деки. Под партером засыпали коридор, который служил до этого гардеробной. Стены обшили деревянными панелями. Все это привело к значительному улучшению акустики, важной составляющей любого театра.
Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, углубили и расширили оркестровую яму. Уменьшили ширину коридоров и сделали аванложи. Высота ярусов стала одинаковой на всех этажах. Во время этой реконструкции была построена царская ложа, которую расположили напротив сцены. Внутренние преобразования добавили комфортабельности зрительным местам, но, в то же время, уменьшили их количество.
Занавес для театра писал известный в то время художник Козрое Дузи. Сюжетом стала тема с князем Пожарским, который въезжает в Московский Кремль через ворота Спасской башни.
1669691235730.png
Претерпел изменения и внешний вид здания. Здание Большого театра увеличилось по высоте (на 2 м). Над главным портиком был возведен дополнительный фронтон, который закрывал внушительный декорационный зал. Квадригу Клодта вынесли немного вперед, и она стала нависать прямо над колоннадой. Боковые подъезды оформили чугунными навесами. К внешнему убранству добавили больше скульптурных украшений, встроили декоративные ниши. Подиум перед входом был оборудован пандусом для заезда карет. Современники писали, что вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. Здание выглядит торжественно: идеальная симметрия, восьмиколонный белокаменный портик, скульптурная композиция Петра Клодта: колесница с четверкой запряженных коней, скачущих по небу, и Аполлон, управляющий ими. Единственный декор главного фасада – квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом как воплощение театральной архитектуры классицизма. Внушительность сооружения подчеркивает пространная Театральная площадь.
1669691278110.png
Театр открыли 20 августа 1856 г. постановкой оперы «Пуритане», написанной Беллини.
Возрожденный театр перестал ставить на своей сцене любые представления, а начал ограничивать репертуар только балетными и оперными спектаклями.
Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, создав его шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь к месту расположения оркестра. Чтобы создать хорошую акустику в зале, архитектор придумал много необычных решений: изменил кривизну стен, более плоским сделал потолок. Панели обшили резонансной елью, из которой делают музыкальные инструменты. Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, устроили акустические полости, углубили и расширили оркестровую яму. Лепнина выполнена из папье-маше, которое усиливает звук.
1669691315435.png
Фойе в XIX в.
Интерьер зала – изящное соединение ренессанса с византийским стилем: сочетание белого, золотого и ярко-малинового цветов. Украшение зала – величественная хрустальная люстра, созданная во Франции специально для Большого театра. Вокруг люстры – изящная роспись «Аполлон и музы». По центру фойе – вход в императорскую ложу с двуглавым орлом, расположенную напротив сцены. Над дверью ложи, которую поддерживают Атланты из папье-маше, красуется вензель последнего императора Николая II.
В конце XIX в. на здании появились заметные трещины. Тщательное обследование показало, что зданию необходим капитальный ремонт и работы по укреплению фундамента. С 1894 г. и вплоть до первых годов нового тысячелетия, провели грандиозную реконструкцию Большого: освещение стало полностью электрическим, отопление перевели на паровое, усовершенствовали вентиляционную систему. В это же время в театре появились и первые телефоны.
Фундамент здания смогли укрепить лишь в годы Советской власти, 1921 – 1925 гг. Руководил работами И.И. Рерберг – архитектор Киевского вокзала и Центрального Московского телеграфа.
1669691353163.png
Иван Иванович Рерберг (1869 – 1932 гг.) — русский, советский инженер и архитектор
В начале XX в. в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин. В 1919 г. театру присвоено звание «Академический». В 1937 и 1976 гг. театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.
1669691403355.png
1669691413424.png
1669691423917.png
Большой театр XIXв.
Театр в 70-е гг. ХХ в.
Современный Большой театр Москвы
После реконструкции 2011 г. старейший в Москве театр заблистал всеми красками (театр начал расти в глубину: в результате под Театральной площадью расположился новый концертный зал; в нишах главного фасада – статуи муз Эрато и Терпсихоры, театру вернули исторический облик фасадов и интерьеров, усовершенствовав техническое состояние; здание поставили на новый фундамент, главный фасад перекрасили в песочно-золотой цвет и удлинили на 6 м; площадь Большого театра, увеличившись в 2 раза, в здании театра появилось 17 лифтов, 4 из них – технические). В июле 2016 г. театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран. В марте 2020 г. Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх