Галицко-Волынское средневековое искусство

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Зодчество Галицко-Волынского княжества было своеобразным.
Волынь в искусстве была прямой наследницей Киевской Руси, поэтому в её архитектуре заметны византийско-киевские традиции. Например, Мстиславов Успенский собор и «Старая катедра» (руины храма) напоминают сооружения Киева и Чернигова. Искусство Галиции развивалось другим путём, наследуя достояние западной художественной культуры (например, это были сложно оформленные порталы). Галицким мастерам был доступен природный строительный камень, которым они смогли заменить обычный кирпич и разнообразить декор на зданиях резьбой растительных и геометрических орнаментов, игрой тонов облицовочного камня, а также использовали рельефные изразцы с изображением грифонов, орлов, воинов.
К сожалению, о высоком уровне архитектурного искусства сейчас можно судить преимущественно по летописным описаниям княжеских дворцов и храмов. А надо сказать, что в Галицко-Волынском княжестве был достигнут расцвет летописания. До нашего времени сохранилось немного архитектурных памятников времён Галицко-Волынского княжества.
1704170749769.png
1704170762171.png
Успенский собор в Галиче — самое большое сооружение средневекового Галича (сегодня это село Крылос Галицкого района), первое упоминание о котором встречается в летописи 1187 г. в связи с захоронением галицкого князя Ярослава Владимировича (Осмосмысла). В плане храм походил на киевскую Десятинную церковь.
1704170776810.png
1704170790090.png
От первого собора, построенного ещё в XII в., остались незначительные руины наземной части и небольшой фрагмент пола. Собор строился долго и его план изменялся трижды. Предположительно, что в основании плана был квадрат со священным размером 100 фунтов (31х32 м). На востоке храм имел три полуциркульных апсиды, а на севере и юге ядро собора было окружено сплошным поясом галерей.
Во время раскопок 1930-х гг. были найдены фрагменты черепицы и свинца. После изучения останков собора учёные пришли к выводу, что тот первый собор был пятиглавым, а над западным его фасадом возвышалась башня. Также археологи допускают, что собор соединялся с княжескими палатами переходами на уровне хоров.
Успенский собор во Владимире-Волынском (столице этих земель) часто именуют Мстиславским храмом в честь его основателя волынского князя Мстислава Изяславовича. Храм находится в самом центре Владимира-Волынского.
1704170807225.png
1704170816995.png
Успенский собор был построен в 1160 г. в виде одноверхового крестово-купольного шестистолпного храма предположительно киевскими мастерами. Стены собора разделяют арки на полуколонны, они богато украшены фресками.
Свято-Успенский собор был также и усыпальницей для главных персон города. Здесь похоронены шесть великих князей (в том числе и основатель собора Мстислав Изяславович), два епископа и много других знатных лиц. За всю историю Успенский собор много раз страдал от ограблений и разрушений. Но каждый раз вместе со всем городом Свято-Успенский собор поднимался из руин и пепла.
1704170838222.png
Борисоглебская церковь на Коложе в Гродно — одно из немногих сохранившихся архитектурных сооружений (находится на территории современной Белоруссии), периода Древней Руси. Собор, расположенный на высоком берегу реки Неман, сохранился до наших дней в разрушенном виде. Храм является очень значимым архитектурным памятником древнерусского зодчества, созданного в романском стиле, что может говорить о том, что возможно существовала обособленная архитектурная школа, которая развивалась под влиянием романского стиля.
1704170869094.png
Храм сложен целиком из тонкой плинфы и гранита. По предположениям архитектора-академика П.П. Покрышкина, завершали церковь три главы. Совершенно новой архитектурной особенностью были круглые кирпичные колонны, несущие своды и главы и придающие свободный, «зальный» характер интерьеру. По стенам, снизу доверху, шли ряды голосников (кувшинов, встроенных в стены храма, улучшавших акустику). Полы храма были выстланы характерными для архитектуры XII в. майоликовыми квадратными, треугольными и фигурными плитками.
Храм Рождества Христова в Галиче — одна из древнейших святынь города, сегодня входит в комплекс заповедника «Древний Галич». Этот собор до открытия фундаментов Успенского собора в Крылосе считали Княжьей церковью.
1704170902680.png
Точная дата постройки церкви неизвестна, приблизительно это конец XIII – начало XV вв. Учёные предполагают, что на этом месте сначала стояла деревянная церковь XII в., которую построили на месте языческого капища.
В отличие от княжеских белокаменных соборов, церковь Рождества Христова построена из мягкого камня – мергеля и кирпича на известковом растворе. Композиция храма была крестообразной в плане, собор имел три купола и традиционный вход с запада. Впоследствии церковь достроили с запада, севера и юга. В начале ХХ в. церковь покрыли двускатной крышей с барочным западным фронтоном. Во время реставрации в XVIII в. восстановили интерьер. Недавно в церкви появился новый уникальный иконостас, вырезанный из камня-песчаника. Он украшен мозаичными иконами и имеет кованые Райские ворота. К празднованию 1100-летия Галича рядом с церковью появилась колокольня в таком же стиле, что и сам храм. Рядом с храмом сейчас расположен макет древнего Галича.
1704170941015.png
Каменецкая башня — уникальный памятник фортификационного зодчества средневековой архитектуры. Находится в крошечном белорусском городе Каменце, в 37 км севернее Бреста. 31-м башня является укреплённым донжоном волынского типа. Согласно Галицко-Волынской летописи, она была построена с 1276 по 1288 гг.
1704170988806.png
1704170998668.png
Каменецкая башня стояла на высоком берегу реки и была практически неприступной для врагов. Верхнюю площадку закрывали 14 прямоугольных зубцов, за которыми прятались лучники. Отсюда можно было вести круговой обстрел врагов во время осады. На башне были узкие бойницы для стрельбы из ружей, из-за чего неприятель не имел возможности близко подойти к каменным стенам.
Башня построена на каменном фундаменте и состоит из пяти ярусов. Внешний диаметр Каменецкой башни равняется 13,6 м. Толщина мощных стен доходит до 2,5 м. Кверху они становятся чуть тоньше и имеют небольшой наклон к вертикальной оси. Округлая конструкция сооружена в лаконичном романском стиле и обладает элементами ранней готики. Построена башня из кирпичей тёмно-красного и желтоватых цветов, уложенных «балтской» кладкой. Технология их изготовления неизвестна. Предполагают, что в скрепляющий раствор добавляли яичный белок, поэтому кирпичи выдержали испытание временем и за более чем семь столетий не потеряли прочности.
Удивителен тот факт, что похожих круглых башен нет на территории этих земель, есть квадратные, зато подобные башни нередко можно встретить во Франции или Италии.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх