Довмонт – святой защитник Русской земли

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Князь Довмон (Н. Карамзин считал, что Довмонт был родственником Миндовга – первого правителя Литовского государства; Распространенная и Средняя редакции «Повести о Довмонте», а также Житие также называют его сыном Миндовга), еще будучи молодым покинул свою родину (Литву) и вынужден был остаток жизни провести на чужбине (Псков). Но, чужая поначалу, русская земля стала ему вторым домом, который он защищал до самой своей смерти. За заслуги по спасению русских земель от захватчиков князь Довмонт в 1374 г. был причислен к лику святых.
Осенью 1263 г. был убит Великий Литовский князь Миндовг. Развернулась война за престол между князем Войшелком и князем Довмонтом (из Нальшан; (?) 1240 – 1299 гг.). Довмонт проиграл и был вынужден бежать вместе со своим родом во Псков. В Пскове он принял крещение, приняв крестильное имя Тимофей, и вскоре псковичи избрали его своим князем (в 1266 г.). В том же году Довмонт разбил литовское войско на берегу Двины и опустошил область князя Герденя, который был одним из его противников, пленив его семью.
1654915461901.png
1654915494947.png
1654915476549.png
Князь Довмонт присягает Пскову. Худ. Борис Чориков
Принятие псковичами князя Довмонта.
Миниатюра Лицевого летописного свода
Князь Довмонт в церкви Святой Троицы перед военным походом кладёт меч перед святым алтарем
Как гласит летопись: «В лето 6774. Посадиша пльсковичи усебе Двмонта Литовского. Того же лета вложи богъ въ сердце Довмонту благодать свою побороти по святои Софьи и по святои Троици, отмьстити кровь христьянскую, и поиде со пльсковичи на поганую Литву, и повоеваша много, и княгыню Герденевую взяша, и 2 княжича взяша. Князь же Гердень совкупи около себе силу Литовьскую, и погонися по нихъ. И яко уведаша пльсковичи погоню, отслаша || полонъ, а сами сташа крепко противу имъ о сю сторону Двины. Литва же начаша бродитися на сю сторону; тогда пльсковичи, сняшася с ними; и пособи богъ князю Довмонту съ пльсковичи, и множьство много ихъ побиша, а инии в реце истопоша, только убежа одинъ князь Гердень в мале дружине; пльсковичи же придоша вси здорови. Того же лета, на зиму, ходиша пакы пльсковичи на Литву съ княземъ Довмонтомь».
Примечательно, что тогдашний Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич, думая, что Псков приняв Довмонта хочет перейти под руку Литвы, прибыл в Новгород с войском, чтобы идти на Псков. Но новгородцы «встали» за Довмонта и буквально отговорили великого князя воевать с ним. В итоге князь Ярослав отвел войска.
Князь Довмонт старательно укреплял защищаемый им город. Псков стал крепостью о которую не могли взять как немецкие, так и литовско-польские захватчики.
1654915606719.png
Довмонтов город. Псков
Борьба в регионе шла ожесточенная … В начале второй половины XIII в. возникли противоречия между Великим Новгородом с одной стороны и торговым союзом на территории Датской Эстонии с другой стороны. Датские купцы из городов Ревель и Раковор ущемляли новгородских купцов в торговле. Переговоры ничего не дали и новгородцы решили проучить западных соседей организовав поход в их земли, заручившись поддержкой Пскова. В Пскове на княжении был в те времена князь Довмонт, литовского происхождения, вынужденный бежать из Княжества Литовского и принятый псковичами (в Пскове тогда как и в Новгороде была республика).
1654915661572.png
Русские войска вторглись в датские владения, находившиеся на территории современной Эстонии, и подступили к замку Раковор (современное название Раквере).
Формальным поводом для конфликта послужили усилившиеся притеснения новгородских купцов в Ревеле, столице «земли короля». Имели место и пиратские нападения на торговые суда в Финском заливе. Для Новгорода торговля была основным источником дохода, поэтому на подобные события новгородская община реагировала крайне болезненно.
Ещё в 1267 г. новгородцы готовили поход на Литву. Объединенные дружины вышли в поход в направлении на Полоцк, но в нескольких днях пути от Новгорода новгородская дружина устроила стихийное вече. Новгородцы объявили наместнику великого князя, что на Полоцк или в Литву не пойдут. Целью которого на том же вече были избраны, казалось бы, слабые и беззащитные в военном отношении Раковор и Ревель (датские владения). Русские опустошили окрестности, подступили к замку, но потеряв при попытке взять город неожиданным штурмом, «изгоном», семь человек, отступили. Для успешного планомерного штурма необходимы были соответствующие осадные приспособления, которыми русское войско, собиравшееся изначально грабить полоцкую и литовскую земли, не запаслось. Вернувшись, новгородцы попросили у князя Ярослава Ярославича помощи. Князь Владимирский зов услышал и отправил на подмогу сыновей своих Михаила и Святослава. Подоспел с дружиной и сын Александра Невского Дмитрий Переяславский, дружины из Пскова и от других князей. Пригласили мастеров умеющих делать осадные орудия. Рижане, дерптцы, ливонские рыцари, встревоженные масштабными военными приготовлениями, послали послов, с которыми новгородцы договорились о том, что ливонские немцы не будет помогать датчанам (впрочем слова не сдержали; Орден отправил в Новгород посольство; орденские епископы и рыцари из Риги, Вильянди и Юрьева прибыли в Новгород (примерно между 1 марта и 31 декабря 1267 г.) просить мира и поклялись не помогать раковорцам и ревельцам …).
1654915705021.png
В феврале 1268 г. возле замка Раквере сошлись в битве две армии – русская (в составе русского войска сражались дружины из Новгорода, Пскова, Великого княжества Владимирского) во главе с сыном Александра Невского Дмитрием и Ливонской конфедерации (и союзников – датчан). В русских летописях замок именовался Раковором (Раковор – древнерусское название; Везенбург - немецкое), потому сама битва получила название Раковорской. По мнению историка Игоря Данилевского, это сражение имело куда большее значение для Северо-Западной Руси, чем знаменитое Ледовое побоище. И русские летописи, и немецкие хроники, в которых содержатся данные об этом сражении, сходятся в том, что оно было ожесточенным. И сопровождалось большими потерями для обеих сторон. В сражении погибли новгородский посадник и 13 новгородских бояр (по данным новгородского летописца в бою пало «… черных людей без числа»). В ливонской армии пал один из предводителей – епископ Дерпта (Юрьева, современный Тарту) Александр.
Посмотреть вложение 9901
Датские воины XIII в.
Это было продолжением столкновений между Ливонским орденом, который к тому времени стал частью ордена Тевтонского с Псковской и Новгородской республиками. Причем, судя по всему, русские князья (русские полки вели семь князей) собирались врагу решающий удар. Насколько можно судить, армия была собрана значительная, а в обозе везли осадные орудия. И первой целью как раз и был замок Раквере, который находился на территории современной Эстонии.
Так а в чем же тогда значение битвы? Во-первых, она была значительно масштабнее того же Ледового побоища. Во-вторых, это сражение на несколько десятков лет остановило натиск ливонцев и датчан на Псков и Новгород. За несколько лет до того Тевтонский орден потерпел серьезное поражение от литовцев в битве при Дурбе. Так что сил для экспансии попросту не осталось.
18 февраля 1268 г. войска подошли к Раковору. Какого же было удивление русских князей, когда они увидели, что их встречают не только датчане, но и ливонцы (немцы). И это после того, как послы Юрьевского епископа и Ордена поклялись перед русичами о ненападении, поцеловав крест. У крестоносцев клятва, данная язычникам (то есть не католикам), силы не имеет. «Новгородская летопись старшего извода» пишет, что собралась вся земля немецкая («бо съвкупилася вся земля Немецьская»). Русские дружины не испугались объединения ливонцев с датчанами, и выстроили полки.
1654915815667.png
Против «Железного Немецкого полка» по центру стал Михаил Фёдорович с новгородцами, левый фланг занял Михаил Ярославич со своим войском, а справа расположились Дмитрий Александрович с переяславцами, Довмонт с псковичами и Святослав Ярославич с суздальцами.
Удар ливонской рыцарской конницы был страшным. Был убит Михаил Фёдорович, тысяцкий Кондрат, и много воинов. В разгар сражения Дмитрий Переяславский с пятью тысячами ратников ударил по левому флангу. Крестоносцы, наводившие ужас на соседей, обратились в бегство.
Вот полный текст из летописи о сражении: «"И оттолѣ поступиша к Раковору; и яко быша на рѣцѣ Кѣголѣ, и ту усрѣтоша стоящь полкъ нѣмецьскыи; и бѣ видѣти якои лѣсъ: бѣ бо съвкупилася вся земля Нѣмецьская. Новгородци же не умедляче ни мало, поидоша к нимъ за рѣку, и начаша ставити полкы: пльсковичи же сташа по правои руцѣ, а Дмитрии и Святъславъ сташа по праву же выше, а по лѣву ста Михаило, новгородци же сташа в лице желѣзному полку противу великои свиньи. И тако поидоша противу собѣ; и яко съступишася, бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни дѣди. И ту створися зло велико: убиша посадника Михаила, и Твердислава Чермного, Никифора Радятинича, Твердислава Моисиевича, Михаила Кривцевича, Ивача, /л.145./ Бориса Илдятинича, брата его Лазоря, Ратшю, Василя Воиборзовича, Осипа, Жирослава Дорогомиловича, Поромана Подвоиского, Полюда, и много добрыхъ бояръ, а иныхъ черныхъ людии бещисла; а иныхъ без вѣсти не бысть: тысячьского Кондрата, Ратислава Болдыжевича, Данила Мозотинича, а иныхъ много, богъ и вѣсть, а пльскович такоже и ладожанъ; а Юрьи князь вда плечи, или перевѣтъ былъ в немь, то богъ вѣсть. Но то, братье, за грѣхы наша богъ казнить ны и отъятъ от насъ мужи добрыѣ 3 да быхом ся покаяли, якоже глаголеть писание: дивно оружие молитва и постъ; и пакы 4: милостыни совкупилася с постомь, от смерти избавляета человѣка; …».
Русские полки гнали неприятеля семь вёрст («и гониша их до города въ три пути, на семи верст, яко же ни мочи ни коневи ступити трупием» – по сведениям летописцев) до самого Раковора. Как сообщают летописи, было убито 12000 человек неприятеля, русских полегло около 5000. Под стенами замка русские войска стояли «на костях» (на поле битвы) ещё три дня, не сделав ни каких попыток закрепиться на территории Ливонии. Подбирали раненых, хоронили убитых, собирали трофеи. О продолжении похода речи, вероятно, не шло, так как был разгромлен русский обоз, а вместе с этим были утеряны необходимые для осады инженерные приспособления, восстановить которые на месте не представлялось возможным, Тем временем князь Довмонт со своей дружиной прошёлся огнём и мечом по Ливонии («Давмонт с псковичами хотели воспользоваться победою, опустошили Ливонию до самого моря и, возвратившись, наполнили землю свою множеством полона» (Соловьев, Собр. соч., т.2)).
Каждая из участвовавших в битве сторон приписывает победу себе. Об этом говориться в Ливонской рифмованной хронике. Если верить Ливонской хронике, сражение выиграли объединённые силы датчан и Ливонской конфедерации, потеряв всего 1350 человек. Правда, известный немецкий военный теоретик и историк Карл фон Клаузевиц считал, что победа достается тому, за кем осталось поле битвы, поэтому считал победителями Раковорской битвы русских.
1654915926119.png
1654915903741.png
1654915959809.pngМиниатюра из Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в.
1654915941341.png
Битва при Раковоре
И хотя сам замок Раковор не был взят, отряд князя Довмонта вторгшийся после битвы в немецкие земли причинил врагу большой урон. В итоге немцев и датчан удалось принудить к миру на русских условиях.
1654916229549.png
1654916212128.png
Руины Раковорского замка. Замок Раквере в наши дни
Примечательно, что Ливонский орден пытался взять реванш и в 1269 г. осадил Псков. В апреле 1269 г. ливонский ландмейстер тевтонского ордена Отто фон Лютенберг, желая одним ударом отбить у русских желания досаждать своим соседям, договорился о совместном походе на Псков с Ригой, епископскими государствами и датчанами (мотивировав его необходимостью «отмщения» за Раковорскую битву (тем самым вопрос о победителе отпадает сам собой)). Орденские немцы, зная, что Новгород очень зависим от торговли, призвали ганзейских купцов не возобновлять торговли с Новгородом, пока не будет заключен мир на немецких условиях. Одновременно с этим, контролируя на тот момент Ригу - важный порт на морском пути в Новгород, они препятствовали проходу туда судов. Надеясь использовать противоречия между Новгородом и Псковом, немцы предпринимают поход на Псков – более слабый из этих двух городов. Однако их расчет не оправдался.
В мае 1269 г. огромное для того времени 27000 войско союзников, включая 180 братьев-рыцарей, переправилось на кораблях через Чудское озеро, сожгло Изборск и Псков. Доблестные псковские воины во главе с Довмонтом спрятались за стены псковского Крома. Дней через десять на помощь псковитянам пришла новгородская дружина во главе с племянником Александра Невского, сыном его младшего брата Андрея, князем Юрием.
Князь Довмонт полюбился псковичам, и когда в 1270 г. великий князь Ярослав Ярославич, который все никак не успокоился, посадил на место Довмонта в Пскове некоего Айгуста, псковичи снова возвели в князья Довмонта. Тем временем немецкие рыцари не успокоились и нападали на Псков и в 1271, и в 1272 гг., но были опять биты князем Довмонтом.
1654916305520.png
Князь Довмонт. Худ. Артурас Бразюнас
Однако немцы по прежнему препятствуют как самой торговле так и заключению мира, надеясь уже на противоречиях Новгорода и князя Ярослава Ярославича – великого князя Владимирского. Новгород был основным источником серебра и пушнины, необходимых для выплаты дани Орде и князь нуждался во возобновлении торговли чуть ли не больше самих новгородцев. Но расчеты немцев опять не оправдались. Вместо того чтобы принуждать новгородцев к скорейшему заключению мира с немцами на выгодных для немцев условиях, князь Ярослав действует совсем иначе. Немцы видимо забыли, что Русь на тот момент была вассалом Золотой Орды и за Новгородом стоит не только великий князь Владимирский, но и огромная могучая держава, которой в Европе после западного похода хана Батыя весьма побаивались. Неожиданно для немцев в Новгород прибывает сам великий князь Ярослав с войсками. С ним прибыл и посланник самого хана Золотой Орды Менгу Темира, который также был недоволен остановкой торговли, что могло сказаться как на поступлении дани из Руси, так и торговле самой Орды. У князя Ярослава с собой грамота от великого хана, удостоверяющая, что князь представляет здесь интересы Орды.
Если с Новгородом и дружиной князя Ярослава немцы еще могли бы воевать, то с Ордой, которая могла разом мобилизовать и выставить как минимум тумен (10000 человек) профессионального конного войска немцам было не справиться. Тем более что с Новгородом заодно был и Псков. Немцы поспешили заключить мир на новгородских условиях. Если до этого немецкие купцы ущемляли новгородцев, то теперь был составлен подробный договор, который полностью регламентировал все спорные моменты.
Видимо во время Раковорского сражения князь Довмонт подружился с князем Дмитрием Александровичем. Князь Довмонт дал убежище Дмитрию Александровичу, когда с помощью татар в 1282 г. его сместил с великокняжеского престола младший брат Андрей. Довмонт даже вторгся в Ладогу и вывез казну и обоз князя Дмитрия, которые в итоге не достались Андрею. Никакие угрозы со стороны князя Андрея, у которого в помощи были и татары, не заставили Довмонта выдать князя Дмитрия. Дважды князь Дмитрий во время войны с Андреем находил убежище во Пскове у Довмонта и оба раза не был им предан, как бы не грозил Андрей.
Сам князь Довмонт предпочитал не участвовать в межкняжеских ссорах. Защита Пскова – ставшего для него новым домом была превыше всего.
1654916395900.png
Меч князя Довмонта, хранящийся во Псковском историческом музее
1654916430470.png
Икона Мирожской Богоматери с предстоящими святым князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной. Древний список в Псковском музее
Уже когда князь Домонт был стар, 4 марта 1299 г. ливонские рыцари опять неожиданно вторглись в Псковские земли. Они разорили псковский посад и 5 марта взяли в осаду псковскую крепость, но были разбиты князем Довмонтом вместе со псковским воеводой Иоанном Дорогомиловичем. Славный князь умер через два с половиной месяца после этой битвы, 20 мая 1299 г., так и не оправившись от ран после битвы. Позднее за свои заслуги по защите земли русской князь Довмонт был причислен к лику святых.
День 25 мая во Пскове отмечается как день памяти князя. Тело его погребено в Троицком соборе в Пскове. Ежегодно проводился исторический праздник «Довмонт Псковский».
1654916494377.png
Модель памятника князю Довмонту скульптора Салавата Щербакова
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх