История Хорезма: с момента образования до середины ХХ в.

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Хорезм впервые упоминается в источниках с VII в. до н. э. Первые упоминания о Хорезме (в переводе название поселения означает «Земля солнца»), встречаются в Бехистунской надписи Дария I и священной книге зороастризма — «Авесте». В середине VI в. до н.э., Хорезм вошел в состав Персидского государства Ахеменидов. Ко времени завоевания Александра Македонского Хорезм был независимым государством. В IV – III вв. до н.э. Хорезм переживал экономический и культурный подъем: совершенствуются оросительные системы, строятся города, развиваются ремесла и искусство. Господствующей формой религии в то время был зороастризм. Через владения Хорезма проходил Великий шёлковый путь. Столицами его были:
- ? Топрак-кала,
- 305 — 1096 гг. Кят;
- 1097 — 1221 гг. Ургенч;
- 1212 — 1220 гг. Самарканд;
- 1231 — 1573 гг. Ургенч;
- 1573 — 1924 гг. Хива.
Соседями Хорезма были государства — Согд, Бактрия, Хорасан, Мавераннахр (с VII в.).

1678897737225.png
1678897748644.png
Древний Хорезм
Городища древнего Хорезма, около V в до н.э.
Современные исследователи по-разному объясняют топоним «Хорезм». И в исторических источниках он толкуется по-разному. Например, в «Авесте» Хорезм известен под названием «Хвайризем»; на римском языке и латыни – «Хорасмиё»; на древнем персидском – «Уварзмиш»; на арабском – «Хваризм». Знаменитый русский востоковед П.С. Савельев переводит «Хорезм» как «солнечная земля» (хори зæнхæ — земля солнца). А вот С.П. Толстов считал, что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. В работе иранского учёного Деххода слово «Хорезм», описывается как сокращённое от «колыбель народов арии». Хотя, по другой этимологии «кормящая земля», или — «низкая земля».
В своих исторических работах Аль-Бируни, относит древних хорезмийцев к
«персидскому древу».
1678897623200.png
Голова местной воинственной богини II – III вв. н.э.
С периода античности и в течение всего средневековья Хорезм посещало большое число путешественников и дипломатов из Китая, Западной Европы и стран Передней Азии. Есть сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт.
Для того чтобы завоевать эту воспетую в легендах богатую страну, совершали свои походы цари из династии Ахеменидов и Александр Македонский. Наступления эфталитов, колонизация и господство сельджукидов, победоносные войны с каракитаями в средневековье свидетельствуют значение Хорезма.

Итак, с древности в низовьях Амударьи и Сырдарьи жили племена, обладавшие единой культурой охотников и рыболовов, известной под названием Кельтеминарской и относящейся к IV – III тыс. до н.э., культура названа по находкам у канала Кельтеминар в Каракалпакии. Отдельные предметы, характерные для кельтеминарской культуры позволяют установить культурные связи древнего хорезмского населения с племенами соседних Казахстана, Сибири, Индии и Ирана. К примеру, в могилах Минусинского края, относящихся к III тыс. до н.э. обнаружены изделия, изготовленные из Амударьинских ракушек, а на стоянках кельтеминарской культуры найдены ожерелья, изготовленные из ракушек из Индийского океана. Эти факты являются свидетельством того, что еще в ранние периоды истории хорезмийцы активно взаимодействовали не только с близкими, но и с далекими соседями.
1678897689910.png
Хивинское украшение
Находки при раскопках на памятнике Джанбас 4 развалин жилищ показывают, что кельтеминарцы постепенно начали переходить на оседлый образ жизни. Их жилища имели конусообразную форму. Центральный столб хижины достигал в высоту 24 м, а маленький опорный столб – почти 17 м. Остальные же столбы – 8-10 м. Стены были каркасными, а крыши жилища накрывались камышом. Стропила устанавливались вплотную, сверху хижины накрывались камышом. Известно, что подобный метод строительства применялся племенами в Африке, в Океании и в Америке.
1678897787703.png
1678897800131.png
Стоянка кельтеминарской культуры с остатками больших каркасных домов, III тыс. до н.э.
В такой «хижине» проживало примерно 100-120 человек, принадлежавших одному материнскому роду. По мнению С.П. Толстова, это жилище было священным местом, где проживал староста общины (вероятно, женщина), обслуживавший этот религиозный центр. Найденное недалеко от памятника Джанбаскала небольшое скульптурное изображение женщины (Анахиты), позволяет судить о раннем вероисповедании кельтеминарцев. Перед жилищем находилось священное место, где постоянно горел огонь, о чем говорят участки сильно обгорелой земли на барханах. Очаг имел диаметр около 1 м и глубину 0,5 м.
Такая же картина характерна и для более поздней, тазабагъябской культуры Хорезма (середина II тыс. до н.э.). Следы этих культур были найдены на барханах и такырах Кызылкумов.
1678897829187.png
1678897840196.png
Керамика тазабагъябской культуры, середина II тыс. до н.э.
Специфические особенности керамики тазабагъябской культуры говорят о том, что хорезмийский неолит и бронзовый век Хорезма не примыкает к бронзовому веку степной зоны Восточной Европы, Казахстана и Сибири. Ближе всего тазабагъябская культура может быть соотнесена с западным вариантом андроновской культуры, которую традиционно относят к предковой культуре индоевропейцев. Материалы могильника Кокча-3 показали присутствие андроновских, восточно-средиземноморских и индийско-дравидийских антропологических типов.
1678897866602.png
Реконструкция головы мальчика, сделанная по черепу, найденному в одном из погребений могильника Кокча 3 (реконструкция Г.В. Лебединской), погребение датируется XIII — XI вв. до н.э.
К середине II тыс. до н.э. относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII в. до н.э. К началу I тыс. до н.э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте. На стоянках амирабадской культуры (IX — VIII вв. до н.э.) эпохи бронзы, особенно на раскопках памятников Чирикрабата, обнаружены вооружение и конское снаряжение, что свидетельствуют о наличии в Хорезме во II тыс. до н.э. определенной военной системы и появлении элементов государственности.
История древних хорезмийцев связана с двумя большими этническими группами: сако-массагетами низовьев Амударьи и древних хорасмиев, мигрировавших 3000 лет назад из южных областей Центральной Азии. По мнению Л.С. Толстовой, существовали предания жителей Приаралья, которые связывали свое прошлое с южными регионами - Месопотамией.
В VIII – VII вв. до н.э. нa тeрpитoрии Хорeзмскогo оазиса жили две группы paннeсaкскиx племен: мешеклинская и куюсaйcкaя, отличавшиеся конструкцией погребальных сооружений и погребальным обрядом. Постепенно они интегрировались с оседлым населением.
1678897924192.png
Великая Кой-Крылган-кала, с VI в до н.э., древнейшая обсерватория
То есть около VIII — VII вв. до н.э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII — VI вв. до н.э. грандиозные ирригационные сооружения.
Итак, цивилизация Хорезма возникла приблизительно в середине II тыс. до н.э. Это произошло позднее рождения древнего Египта и Вавилона, но в очень похожих природных условиях. Питающаяся горными ледниками Памира, великая река Амударья тогда, как и сегодня, несла свои воды за тысячу километров, чтобы в низовьях образовать плодородный оазис у окраин пустыни Кызылкум. Связанное с речными паводками сезонное орошение, богатое рыбой и дичью побережье Аральского моря и бескрайние пастбища сделали эту землю колыбелью уникальной культуры, оставившей после себя грандиозные памятники — затерянные города и исполинские крепости.
Только в Элликкалинском районе Каракалпакии сосредоточено более 200 городищ, самые знаменитые из которых, например, Топрак-кала или Аяз-кала, по сложности сооружения и масштабам постройки почти не уступают египетским пирамидам. Всего на территории, некогда занимаемой древним Хорезмом, древних крепостей — около 1000. Большинство из них еще мало изучено.
1678897964150.png
Хорезмийское поселение
В середине VI в. до н.э. Хорезм был завоеван Киром II и включен в состав империи Ахеменидов. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н.э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидском войске в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в тексте найденном в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.
1678897996333.png
Хорезмийский воин на службе у Ахеменидов 470 г. до н.э.
Ещё до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм в конце V в. до н.э. обрёл независимость от Ахеменидов. Как пишут греческие историки Ариан и Курций, хорезмский правитель Фарасман (в 329 – 328 гг. до н.э.) отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном, а потом появившись в Бактрии со своей конной армией в количестве 1500 воинов, предлагает Александру Македонскому союз. В произведениях Страбона упоминается народный герой Спитамен, выходец из Согда, который, потерпев поражение в бою с Александром Македонским, отступает в Хорезм.
1678898040296.png
1678898050786.png
1678898061415.png
Образцы хорезмийской письменности, II – III вв. и примеры арамейского письма
В V в. до н.э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке (хорезмийское письмо использовалось до VIII в..; хорезмийский язык — один из восточноиранских языков, близкородственные ему язык считается языком памирцев).
Основной религией древних хорезмийцев была разновидность зороастризма. Хорезмийцы также поклонялись небесным светилам и месопотамской богине Нане (Иштар).
1678898089216.png
Серебряное блюдо из Хорезма с изображением многорукой богини Наны
При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей. Подобные оссуарии — свидетельство уникальности культуры Хорезма, больше они нигде не встречаются.
1678898148218.png
1678898161103.png
Глиняные оссуарии Хорезма
Хорезм IV в. до н.э. — III в. до н.э. был могущественным государством. Но в II в. до н.э. он был захвачен кочевыми племенами (в том числе и гуннами).
Городище Топрак-кала — выдающийся памятник истории и культуры на территории древнего Хорезма и современного Узбекистана. На Топрак-кале изучены остатки «Священного дворца» царей Хорезма II — III вв. н.э. Этот памятник важный для понимания истории, искусства и религии Центральной Азии. Дворец находился в северо-западной части города и занимал площадь 180×180 м. Его окружали стены толщиной до 10 м. Раскопками раскрыто около 150 помещений дворца. В их числе обширные залы и святилища, украшенные настенными росписями и глиняными барельефами.
1678898182019.png
1678898194448.png
1678898206353.png
Настенные росписи Топрак калы, II – III в.
В комплекс находок входят некоторые украшения, оружие, монеты и 6 датированных документов из архива, найденного во дворце. Датированные документы с Топрак-калы относятся к III в. Топрак-кала была династическим центром, быть может, одной из царских резиденций.
В начале IV в., при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII вв., города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 гг. Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах.
А уже в конце IV в. на территории южного Хорезма — Хазараспе появились хиониты, представлявшие собой союз тюркских и ираноязычных племен.
1678898234611.png
1678898248525.png
Хорезм в IV в.
Основным тюркоязычным этносом Хорезма начиная с VI в. становятся тюркские племена, так как Хорезм находился в зависимости от Тюркского каганата. C VII в. Хорезм был тесно связан с Хазарским каганатом и происходили процессы миграции населения. Хорезмийцев было много в составе гвардии хазарского хакана. Большую роль играли купцы-хорезмийцы.
В источниках сообщается о беспрестанных войнах огузов с Хорезмом. Бируни рассказывает, что каждую осень хорезмшахи отправлялись в поход, «отгоняя тюрок-гузов от своих границ и охраняя от них окраины своих стран». Против огузских набегов вдоль границ Хорезма была воздвигнута линия сторожевых башен и крепостей. Цепь таких башен шла вдоль Устюрта. Хорезм всегда был мишенью набегов и завоеваний, гораздо чаще, чем Согд и Бактрия.
Первые набеги арабов на Хорезм относятся ещё к VII в. В 712 г. происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».
1678898285239.png
Памятник Аль-Хорезми (786 – 850 гг.). Аль-Хорезми написал трактат по арифметике, который назывался «Об индийском счёте», он положил начало современной позиционной системе счисления и ввел понятие нуля; индийцы называли этот знак «сунья» («пустота»), а Аль-Хорезми перевел его на арабский словом «сифр», имеющим то же значение
Но как это ни странно, это не привело к уничтожению Хорезма, как центра культуры и науки. Ученый, врач и один из крупнейших ученых мусульманского Востока Авиценна — Абу Али ибн Сина в 997 г. переехал из Бухары в Хорезм, где прожил 15 лет до 1012 г. В 997 — 998 гг. Бируни вел переписку с Ибн Синой по различным вопросам космогонии и физики, воплощенную в форме вопросов и ответов. Основы двух трудов, составивших славу Ибн Сины, «Канона врачебной науки» (Ал-Канун фит-т-тибб) и «Книги исцеления» (Китаб аш-шифа) закладывались в Хорезме и в Ургенче. «Канон врачебной науки» был начат в Хорезме в 1000 г., а закончен около 1020 г.
1678898322508.png
Абу Али ибн Сина (980 – 1037 гг.), памятник в Бухаре
В 1017 г. Хорезм был подчинён султану Махмуду Газневи, а в 1043 г. завоёван туркменами-сельджуками.
Территория Хорезма является одним из центров формирования туркменского этноса. В XIII в. туркмены (огузы) начинают играть ведущую этническую роль в Хорезме и становятся основным тюркским этносом государства в течение последующих нескольких веков.
1678898365645.png
Вплоть до начала возвышения тюрок эта страна не раз подчинялась тем или иным скифским племенам, а в конце концов началась ее планомерная тюркизация, даже несмотря на то, что это были владения Арабского халифата. Пик ассимиляции местных иранцев кочевниками огузского происхождения случился в XII – XIII вв., когда возникла могущественная империя хорезмшахов.
Основателем новой династии в Хорезме стал Ануш-Тегин. Данные о его происхождении расходятся. По данным современника хорезмшаха историка ан-Насави, потомок Ануштегина — Султан Алауддин хорезмшах считал себя тюрком. По другой версии иранского историка Рашид-аддина, Ануштегин был из огузского племени бегдили, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072 — 1092 гг.). Турецкий востоковед Кафесоглу предположил, что Ануштегин — родом из Афганистана, был чигильского или халаджского происхождения, в то время как востоковед З.В. Тоган выдвинул точку зрения, что он принадлежал к кипчакскому, канглинскому или уйгурскому племени.
Его преемник Ала ад-Дин Атсыз постоянно стремился избавиться от протектората сельджукского султана Санджара. В 1138 г. он восстал против своего сюзерена, но был разгромлен Санджаром и вынужден был бежать. В том же году в Среднюю Азию с востока пришли новые завоеватели — каракитаи под предводительством Елюя Даши. Битва с каракитаями при Самарканде закончилась полным поражением Санджара и его пленением. Хорезмшах Атсыз тут же воспользовался поражением Санджара и зимой 1141 г. захватил и разграбил Мерв, а в 1142 г. приблизился к Нишапуру. Однако уже в 1142 г. султан Санджар снова заставил Атсыза платить дань, а кроме этого, Хорезму пришлось платить дань и каракитаям.
1678898407408.png
Мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана, Кёнеургенч, Туркменистан
В 1156 г. Атсыз умер, на престоле Хорезма его сменил его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан. Как и отец, он платит дань сельджукскому султану Санджару и каракитаям. Всего через несколько месяцев после прихода Ил-Арслана к власти, в 1157 г., Санджар умирает, что позволяет Хорезму полностью освободиться от сельджукской зависимости.
Ил-Арслан в 1160-х гг. присоединяет к владениям Хорезма Дехистан с окрестностями. Ему удается подчинить несколько городов Хорасана, он пытается подчинить себе часть городов Иракского султаната, Мавераннахра. В 1172 г. он успешно отражает поход каракитаев на Хорезм. Вскоре после этого Ил-Арслан умирает, а его сыновья Ала ад-Дин Текеш и Джелал ад-Дин Султан-шах начинают борьбу за престол. После смерти Ил-Арслана престол занял младший брат Текеша Султан-шах, но Текеш отказался признать власть брата и обратился за помощью к исконным врагам хорезмшахов — каракитаям, пообещав им ежегодную дань. С их помощью Текешу удалось сместить брата и занять трон Хорезма. Придя к власти, он приказал убить свою мать, поддерживавшую Султан-шаха, самому же Султан-шаху удалось скрыться и ещё в течение 20 лет тот оспаривал право на власть.
1678898446659.png
Мавзолей хорезмшаха Текеша, Кёнеургенч, Туркменистан
При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172 — 1200 гг.) Хорезм превращается в огромную среднеазиатскую империю. В 1194 г. войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида, западно-сельджукского султана Рукн ад-Дина Тогрула III, а в 1196 г. — аббасидского халифа Насира, и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару. Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200 — 1220 гг. завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далёкую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан.
1678898487848.png
Хорезм в период наивысшего могущества
В это время суфийский святой Наджм ад-дин Кубра (1145 — 1221 гг.) основал в Ургенче ханагах и братство Кубравия. Из многочисленных учеников ал-Кубра вышли знаменитые теоретики мистицизма и авторы классических трудов по суфизму. Среди них: поэт-мистик Наджм ад-дин Дайа Рази (умер в 1256 г.), Са’д ад-дин Хаммуйа (умер в 1252 г.), Сайф ад-дин Бахарзи (умер в 1261 г.) и другие.
Завоевания Хорезма могли бы продолжаться, если бы не монголы. В 1218 г. Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов.
1678898524043.png
Золотой динар Мухаммеда II
Весной 1219 г., не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200000 войско в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив своё войско разбросанным по городам и крепостям всего государства (размещались отдельные отряды). Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено. Хорезмшах с остатками войска вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом на острове Абескун в Каспийском море, где вскоре скончался.
И в 1221 г. Хорезм вошёл в состав Монгольской империи, затем в улус Джучи (Золотая Орда). Во второй половине XIII в. Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии.
В 1359 г. северный Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов впервые обрёл независимость от Золотой Орды.
1678898571505.png
1678898582098.png
1678898591041.png
Отделка мавзолея Тюрабек-ханым работы хорезмийских мастеров времен Золотой Орды
Усилившись кунграты захватили и южную часть Хорезма, которая принадлежала Чагатайскому улусу. Приход к власти Тимура (Темарлана), который претендовал на наследие улуса Чагатая, начал новую войну. В 1370-х гг. правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который решил вести бескомпромиссную борьбу с Тамерланом. В результате, в 1372 г. Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме. После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 г. Хорезм вошёл в состав империи Тимура.
В 1387 г. кунграты Хорезма поддержали поход золото-ордынцев во главе с Тохтамышем против Тимура и Мавераннахра. После этого Тимур в 1388 г. окончательно покорил Хорезм. Тамерлан считал Хорезм соперником своего любимого Мавераннахра в одном из походов разобрал город по камешку, а сельскую округу сильно опустошил.
1678898616575.png
Мавзолей Чашма-Айюб, построенный в Бухаре хорезмскими мастерами
Хорезмийские мастера сыграли большую роль в возведении ряда памятников эпохи Тимура и Тимуридов за пределами Хорезма, например, мавзолея Чашма-Айюб — культового сооружения и святого места в историческом центре Бухары. Мавзолей был построен в 1379 — 1380 гг. при Тамерлане мастерами, вывезенными из Хорезма.
В XV – XVIII вв. Хорезм пережил тяжелый упадок. Наступление иностранных завоевателей, непрерывная борьба местных властителей за престол, а также постоянные набеги кочевых племен привели страну в кризисное состояние.
1678898668495.png
1678898678911.png
В 1505 г. после многомесячной осады (ноябрь 1504 — август 1505 гг.) Мухаммад Шейбани-хан овладел Ургенчем. Хорезмское государство с 1511 г. управлялось кочевыми узбекскими племенами под руководством султанов Ильбарса и Балбарса, потомками Йадгар-хана. Они принадлежали к ветви, происходящей от Араб-шах-ибн-Пилада, потомка Шибана в 9-м поколении, поэтому династию также называют Арабшахидами. Шибан в свою очередь был пятым сыном Джучи. Но ни они и ни другие не называли государство Хивинским ханством, только Хорезмом. В русской же историографии государство (с XVII в.) называется Хивинским ханством.
1678898700826.png
Портрет Мухаммеда Шейбани Кемаледдин Бехзад, XVI в.
В начале XVI в. Тимуриды сильно ослабели, и бывшие вассалы начали теснить их с нескольких сторон. Практически одновременно началось становление двух новых империй: государства Сефевидов, которое будет существовать несколько столетий – его наследником является современный Иран; а также державы Мухаммеда Шейбани, которая существовала до гибели этого полководца в 1510 г., после чего была поделена между представителями его многочисленного рода.
Хорезм временно оккупировали персы. Но шиитская ветвь ислама, которую они принесли с собой, вызывала недовольство среди местных. В результате они собственными силами изгнали иранский гарнизон, и в 1511 г. пригласили на царство шибанида Ильбарса. Это был чингизид и родственник Мухаммеда Шейбани и один из лидеров кочевых узбеков, выходцев из восточной части Золотой Орды. Именно Ильбарс и стал основателем Хивинского ханства. Он был дальним потомком золотоордынского великого хана Араб-Шаха, известного в русских летописях, как Арапша, который разгромил московские войска в сражении на реке Пьяне. Именно поэтому династию хивинских ханов иногда именуют Арабшахидами, чтобы отличить их от близкородственных правителей Бухары.
Государство получилось специфическим. Походы Чингисхана и Тамерлана сильно обескровили старый Хорезм, в результате чего там к XVI в. осталось не так уж много оседлого населения. Дамбы и оросительные каналы были разрушены или захирели, и бывшие земледельческие угодья превратились в степь. Некогда цветущие земли были заняты кочевыми узбеками, родственниками казахов, говорившими на кипчакском языке. А юго-западную часть страны занимали туркменские кланы, которые периодически подчинялись, но постоянно были готовы восстать. Сами хорезмийцы некогда были иранским народом, но к тому времени полностью ассимилировались и перешли на огузский тюркский язык.
В результате Хорезм оказался самым тюркским из узбекских среднеазиатских государств. Во владениях бухарских и кокандских ханов было много таджиков, а персидский язык был языком культуры и управления. Здесь же из-за событий прошлых столетий доля оседлого земледельческого населения была сравнительно невелика, и большинство из них являлись тюрками.
Первоначально столицей государства был Ургенч. В 1598 г. река Амударья отступила от Ургенча, и столица была перенесена на новое место в Хиву.
В середине XVIII в. Хива была разрушена при нашествии Надир-шаха. При узбекском хане Мухаммад Амин-хане (1770 — 1790 гг.) город был восстановлен. При узбекском правителе Аллакули-хане (1825 — 1842 гг.) Хива была обнесена стеной (длина ее составляла 6 км). Основа нынешнего архитектурного облика Хивы складывалась с конца XVIII вплоть до XX вв. В 1870-х гг. ханство приближалось к роковой конфронтации с Россией. Первая попытка подчинения Хорезма была предпринята еще Петром I, пославшим небольшую экспедицию под начальством князя Бековича-Черкасского в 1717 г. Экспедиция была неудачной, и многие её члены погибли.
Впоследствии ханство погрузилось в анархию. Тут боролись за влияние мангыты и кунраты – тюрко-монгольские племена, вошедшие в состав многих современных среднеазиатских народов. Когда победили последние, в стране надолго наступила стабильность, и даже некоторые ирригационные сооружения были восстановлены. Многие земли вновь вернули в сельскохозяйственный оборот и раздавали туркменам за военную службу, а также селили там пленных таджиков и персов. Но в результате туркменских восстаний в 1860-х гг. большая часть населения эти места покинула.
По мере роста влияния Российской империи в Средней Азии у Петербурга все больше осложнялись отношения с Хивой. Столица Хорезма являлась крупнейшим в регионе невольничьим рынком, и часто там продавались захваченные в казахских степях русские рабы – солдаты, чиновники и колонисты.
С целью покорения ханства и уничтожения работорговли в 1839 г. был организован неудачный поход – наши войска разбили несколько хивинских отрядов, но были вынуждены вернуться на зимние квартиры из-за голода, суровой погоды и плохой организации. Тем не менее, в политическом плане это повлияло на Хиву и даже на англичан, которые желали сохранить независимость ханства.
1678898761518.png
В. Верещагин. После удачи (Победители)
В то время в Хорезм из Афганистана было направлено несколько британских офицеров, которые доставили письма хану, где убеждали его запретить торговлю русскими невольниками. В итоге, Аллакули-хан издал фирман, где запретил не только брать в плен русских, но даже покупать их у других народов, и наказанием за это была смерть. В Петербург были отправлены послы-хивинцы, и Россия на несколько десятилетий утратила интерес в завоевании этой страны.
Напряжение между Российской империей и Хивой в XIX в. росло в результате российской экспансии в Средней Азии, их соперничества за влияние в казахских степях. В 1860-х гг. начался процесс завоевания узбекских ханств. В 1868 г. был подчинен Бухарский эмират, после этого настала очередь Хорезма. Военное наступление на Хиву началось весной 1873 г. под руководством генерал-губернатора Туркестана К. П. Кауфмана силами четырёх отрядов, выступивших в конце февраля и начале марта из Ташкента, Оренбурга, Мангышлака и Красноводска.
1678898825808.png
1678898835657.png
1678898845421.png
1678898853894.png
Великий визирь хивинского ханства, Ислом ходжа (1872 – 1913 гг.)
Мухаммад Рахим-хан II, 1896 г.
Асфендияр-хан, предпоследний хан Хивы
Последний хан Хивы, Саид Абдулла-хан (1918 — 1920 гг.)
Хива была взята 29 мая и Мухаммад Рахим-хан II сдался. Гендемианский мирный договор, подписанный 12 августа 1873 г., определил статус ханства как российский протекторат. Все земли ханства по правому берегу Амударьи отошли к России. Потеря независимости почти не отразилась на внутренней жизни ханства.
Несмотря на некоторые реформы, экономическое развитие и попытки модернизации, Ташкент, как центр русской Средней Азии, больше выиграл от установления всеобщего мира и развития торговли. Удаленность хорезмского оазиса сдерживало его дальнейший рост. Русских здесь было немного.
В ходе революции 1917 г. и последующей гражданской войны ханство восстановило собственную независимость, что вскоре было признано большевиками. Но Хорезм не сумел сохранить стабильность, и стал ареной политической борьбы. Местную компартию в числе всего 600 человек создали за пределами страны, и она не смогла одолеть конкурентов самостоятельно.
В 1918 г. в ходе государственного переворота на престол был возведён последний хан Хивы, Саид Абдулла-хан (1918 — 1920 гг.; прозванный в народе Саид Аравасоз, прозвище «Аравасоз2 в переводе с персидского означает «делающий арбы»). Реальную же власть получил Джунаид-хан, совершивший переворот.
Осенью 1919 г. лидерами большевиков было принято решение о свержении власти хивинского хана. В Хорезм были направлены хорошо вооружённые войска Красной армии. К началу февраля 1920 г. армия Джунаид-хана была полностью разгромлена.
В 1920 г. Саид Абдулла-хан был арестован ЧК. 2 февраля 1920 г. отрёкся от престола и был выслан на вечное поселение в Кривой Рог, жил в посёлке Гвардия шахтоуправления «Гвардия», где и умер.
Хорезмская народная советская республика была создана в феврале 1920 г, в результате Хивинской революции, однако уже 27 октября 1924 г. её территория была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО РСФСР.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх