Камбоджа

Николай

Модератор
Камбоджа

Камбоджа, Королевство Камбоджа (на кхмерском Preăh Réachéanachâkr Kâmpŭchea) или Кампучия — название страны кхмеров, заимствованное из санскрита в связи с господством индуизма и буддизма. В 1975 — 1989 гг. при переводе названия на иностранные языки использовался более близкий к оригинальному кхмерскому названию вариант — Кампучия (Kampuchea). Официальными названиями были: Королевство Камбоджа (1953 — 1970 гг.), Кхмерская республика (1970 — 1975 гг., режим Лон Нола), Демократическая Кампучия (1975 — 1979 гг., режим «красных кхмеров» Пол Пота), Народная республика Кампучия (1979 — 1989 гг., режим союзников Вьетнама), Государство Камбоджа (1989 — 1993 гг., власти ООН), Королевство Камбоджа (с 1993 г.).
Европейское название «Камбоджа» представляет собой искаженный вариант слова «Камбуджа» – производного от имени индуса Камбу, мифического прародителя кхмерского, или камбоджийского народа.


Географическое положение
Королевство Камбоджа — государство в Юго-Восточной Азии, на юге полуострова Индокитай, со столицей Пномпень. Площадь — 181,04 тысяч км². Население — 16260000 человек (1999 г.). На востоке граничит с Вьетнамом, на севере — с Лаосом, на северо-западе — с Таиландом; юго-западные берега омываются водами неглубокого Сиамского залива. Официальные языки: кхмерский, французский. Основная религия – буддизм.
image002.jpg
Практически вся территория страны представляет собой равнину в долине реки Меконг и озера Тонлесап. Лишь на юге страны расположены горы Кравань (Кордамоновые), отделяющие основную территорию Камбоджи от побережья Сиамского залива. В восточной части этих гор находится массив Дамрей (Слоновьи горы или Элефант). Высшей точкой страны является гора Пномаураль или Ораль (1813 м.). На севере, вдоль границы с Таиландом, простирается хребет Дангрэк, а на востоке страны поднимаются холмы Мои (западные отроги Аннамских гор), уходящие в пределы южного Вьетнама. Большую часть территории страны занимает низменная Камбоджийская равнина (площадью около 200 тыс. км2 и преобладающими высотами менее 200 м.). Всю страну с севера на юг пересекает крупнейшая река Индокитайского полуострова Меконг, берущая начало на Тибетском нагорье и впадающая в Южно-Китайское море. В пределах сформированной ею обширной Камбоджийской равнины она имеет медленное течение. Во время летне-осенних паводков Меконг отлагает плодородный ил и препятствует стоку своего правого притока реки Тонлесап, на котором иногда наблюдается обратное течение, направленное в одноименное озеро Тонлесап или Сап (Великое озеро).
image004.jpg
Флаг Камбоджи
Климат субэкваториальный, муссонный, с влажным летом и относительно сухой зимой, сухой сезон продолжается с ноября по апрель, а влажный с апреля по ноябрь. Годовая норма атмосферных осадков варьирует от 1400 мм на Камбоджийской равнине до более 5000 мм в горах. Средняя максимальная температура воздуха + 36о С, средняя минимальная + 20о С, а среднегодовая + 28о С. Наиболее холодными месяцами в году являются декабрь и январь, а наиболее жаркими – апрель и май.

Животный и растительный мир
Леса и редколесья занимают около 3/4 территории страны. На востоке расположены листопадные тропические леса, в горах – вечнозелёные леса из ценных пород деревьев (сал, тик, лаковое, камфарное); на остальной территории Камбоджи – саванны с редколесьем, густыми зарослями бамбука и различных кустарников. На отмелях Сиамского залива – мангровые леса. Богатый естественный растительный покров образуют, прежде всего, тропические леса, состоящие из твердых лиственных пород. Население широко культивирует гевею, кокосовую и другие пальмы, манго, бананы, цитрусовые, хлопчатое дерево (капок).
Для местной фауны лесов и джунглей характерны крупные животные. Среди них – слоны, буйволы, дикие быки гауры, тигры, пантеры, леопарды, черные медведи. Большими популяциями представлены рептилии, в числе которых много разных ядовитых змей, и крокодилы.
Много водоплавающей птицы, водятся пеликаны, фламинго. Озеро Тонлесап богато рыбой.


Культура и искусство
Древнейшие памятники искусства Камбоджи – орнаментированная керамика неолита, бронзовые изделия середины I тысячелетия до н. э. В VI в. в Ангкор-Борей и в VII в. в Самбор-Прей-Кук были построены святилища (прасаты) – прямоугольные в плане кирпичные башни, расчленённые пилястрами и увенчанные пирамидой из ложных этажей; стены украшались резьбой, ложными порталами. Под индийским влиянием были созданы статуи VI в. Более самобытны стройные, изящные, полные жизни статуи VII – VIII вв. В IX в. cложился тип ансамбля из прасатов и подсобных зданий, окруженных оградой (с павильонами-воротами «гопура»), а позднее также галереями и каналами (Прах-Ко в Ролуосе, IX в.; Бантеай-Срей, X в.). Тогда же возник тип «храма-горы» – ступенчатой пирамиды, увенчанной одной или пятью прасатами и окруженной галереями и каналами (Баконг в Ролуосе, IX в.; Пранг в Кох-Кере, X в.). В X в. кирпич сменяется латеритом и песчаником, расцветает искусство резного декора, в котором в пышный растительный орнамент вплетаются фигуры божеств, небесных дев, животных и чудовищ. Строго фронтальные статуи IX – XIII вв. отличаются монолитностью, мощью обобщённых объёмов, стилизацией деталей. В IX – XIII вв. сложился гигантский комплекс Ангкор, включавший множество богато украшенных храмов и дворцов; особенно значительны наиболее совершенный и грандиозный храм-гора Ангкор-Ват (создан около 1113 – 1150 гг.) и построенная как единый и величественный архитектурный ансамбль (конца XII – XIII вв.). Ангкор-Ват окружен рвом шириной 190 м. В старину в нем разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, по которой и проходят в Ангкор-Ват. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведет длинная широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землей почти на полтора метра. При подходе к храму дорога проходит между двумя искусственными прудами, которые в сухой сезон иногда высыхают. Сам храм представляет собой достаточно сложную трехуровневую конструкцию со множеством лестниц и переходов. Венчают храм пять башен – одна в центре и четыре по краям крыши. Высота центральной башни, которая существенно выше остальных, составляет 42 м. Над землей же она возвышается на 65 м. Эта башня символизирует мифическую гору Меру, которая в соответствии с ведическими писаниями является центром всего мира. И столица Ангкор-Тхом с огромными ликами божеств на многочисленных башнях. Тянущиеся бесконечными рядами рельефы в галереях храмов Ангкора замечательны живостью и выразительностью батальных и бытовых сцен. С XIV в. каменное зодчество пришло в упадок, древние города были заброшены. Строились деревянные дворцы и буддийские храмы (королевский дворец и «Серебряная пагода» в Пномпене) с галереями, заострёнными по краям крышами, резьбой, лепкой, золотой росписью по лаку. Воздвигались каменные колоколовидные ступы. Каменная скульптура сменилась деревянной и бронзовой (статуи Будды; статуэтки танцовщиц, героев эпоса), а рельефы – росписями (клеевыми красками) на темы буддийских легенд.
image006.jpg
Ангкор-Ват
Пном-Бакхенг – один из первых храмов, построенных в Ангкоре. Его строительство относят ко времени правления короля Ясовармана I (889 – 910 гг.). Храм представляет собой пятиярусное сооружение со множеством башенок и ступенями, ведущими вверх. Ангкор-Тхом («Большой Город») – цитадель города, его центральная часть, построен во времена Джаявармана VII (1181 – 1210 гг.) после того, как в 1181 г. Ангкор был взят и разграблен чамами. Анкгор-Тхом окружен рвом, ширина которого составляет 100 м., и стеной высотой около 8 м., которая образует квадрат со стороной около 3 км. В стене имеется пять ворот, над которыми возвышается башня высотой около 23 м., украшенная лицами бодхисатвы Авалокитешвары.
Другой величественный памятник – храм Байон с гигантскими каменными изваяниями лиц Будды. Издалека Байон выглядит, как причудливое нагромождение огромных камней, однако по мере приближения к нему все отчетливее чувствуешь необыкновенную красоту этого сооружения. Байон представляет собой трехуровневое здание, с основанием 140 на 160 м. Центральная башня поднимается на высоту 45 м. над землей. Байон украшают еще 52 квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту, на каждой стороне этих башен изображено лицо бодхисатвы Авалокитешвары, причём так, что где бы вы ни находились, эти лица «смотрят» на вас.
Храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка.

image008.jpg
Храм Байон в крепости Ангкор-Том
Уникальна и Слоновая терраса (высота 350 м.), с которой кхмерские короли наблюдали церемонии на главной площади Ангкор-Тхома, лежащей перед дворцом. В самом центре обнесенной стеной территории находится Пименакас («Небесный дворец») – бывшая резиденция кхмерских королей. В южной части Ангкора лежит огромный искусственный водоем, который носит название «Восточный Барей». Его размеры просто потрясающи – 7 км. В длину и 1,8 км. в ширину. Он был выкопан при короле Ясовармане I (889 – 910 гг.) для снабжения города водой в засушливый период. В середине находится искусственный остров, на котором возвышается небольшой храм Мебон, а на южной стороне находится храм Та-Пром. Он был построен королем Джайяварманом VII в память о своей матери.
Сохранились и другие древние храмы – большой храм Пре-Хан ((по-кхмерски «священный меч») — огромный храм, построенный в честь победы над тямами королем Джайяварманом VII в конце XII в.; по другой версии храм был посвящен памяти отца короля.), Преак-Неак-Пеан, Та-Сом (XII в.), Бантей-Кдей (вторая половина XII в.), Прасат-Краван (построен в 921 г.). В городе Ролуос находилась столица короля Джаявармана II, считающегося основателем кхмерского государства. Все храмы комплекса Ролуос построены в конце IX в. – храм Преах-Ко, храм Лолей с действующим и поныне буддийским монастырём, храм Баконг, имеющий пятиуровневую архитектуру и окружённый тремя стенами, причем между первой и второй стенами находится еще и ров. Известны монастырь Пномпеня со ступой (XV в.), комплекс Королевского дворца, знаменитая на весь мир «Серебряная пагода» и другие.
Первые известные памятники камбоджской литературы доангкорского периода (II – IX вв.) представлены санскритскими надписями на стенах в храмах Вокань (территория современного Вьетнама, III в.) и Тонле-Бати (VI в.). К началу VII в. восходят надписи на древне-кхмерском языке. Ангкорский период (802 – 1433 гг.) характеризуется общим расцветом кхмерской культуры, развивавшейся под влиянием брахманизма и буддизма махаяны: на санскрите писали Яшоварман II, Кавишвара, Ёкиндра, Субхадра; на кхмерском языке – Каосатхипадэй Кау, Дуонг, Тьей Нон, Нэакпанг, Сампхеар, Пхокдэй. Распространение в литературе получает также и язык пали. Особое место занимает лирическая поэма «Индрадеви» и эпос «Реамкер» по мотивам «Рамаяны». Наиболее значительным явлением в литературе была народная поэма-сказание «Тум и Теау» (XV в.).
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх